Через несколько дней после подведения итогов промежуточных выборов в Конгресс США Дональд Трамп подал заявление для регистрации в качестве кандидата для участия в выборах президента в 2024 году. И хотя ранее сомнений в том, что он постарается попасть в Белый дом, не было, результаты выборов изменили ситуацию. Ожидалось, что на фоне оглушительной победы Республиканской партии политик сможет въехать в Овальный кабинет на белом коне. Однако республиканцы выступили на выборах гораздо слабее, чем ожидалось, а Дональд Трамп столкнулся с критикой в свой адрес со стороны однопартийцев. «Лента.ру» разбиралась, почему в США не случилось «красной волны» Республиканской партии и как это скажется на будущем бывшего и нынешнего президентов Дональда Трампа и Джо Байдена.
В США подвели итоги промежуточных выборов. По прогнозам экспертов и результатам социологических опросов, республиканцы должны были взять большинство в Палате представителей и сенате, но этого не произошло.
Вместо «красной волны» Республиканская партия может похвастаться большинством в Палате представителей, тогда как демократы — победой в сенате
Промежуточные выборы принято считать «замером температуры», когда избиратели могут высказать свое недовольство политикой действующего президента. Но несмотря на низкие рейтинги Джо Байдена (около 40 процентов), он показал результаты лучше, чем его предшественники с куда более высоким рейтингом. Так, при Билле Клинтоне в 1994 году республиканцы прибавили 64 места в Палате представителей, а при Бараке Обаме в 2010 году — 65 мест. При Байдене республиканцы прибавили, предварительно, только восемь мест. Тем не менее Байден уже заявил, что эту кампанию он считает победной.
Мы потеряли меньше мест в Палате представителей, чем во время первых промежуточных выборов любого президента-демократа за последние 40 лет, и у нас лучшие результаты среди губернаторов с 1986 года
В день голосования в США избирали:
435 членов Палаты представителей (минимум один конгрессмен от каждого штата, дополнительные мандаты предоставляются штату исходя из численности его населения);
35 из 100 членов сената;
губернаторов 36 штатов и 3 островных территорий;
членов законодательных собраний и органов местного самоуправления.
«Красной волны» не случилось
Ни глобального поражения демократов, ни масштабной победы республиканцев не случилось. Но если оценивать ситуацию с позиции «ожидание — реальность», то республиканцы, конечно же, проиграли. С 1922 года было всего три случая, когда президентская партия получала (или не теряла) места в сенате и теряла менее десяти мест в Палате представителей в первый промежуточный срок президента.
И произошли они в 1934-м, 1962-м и 2002 годах. Эти исключения считаются серьезными достижениями партии и лично президентов тех эпох. Ведь обычно партия, контролирующая Белый дом, теряет места во время президентского срока в Конгрессе США. Эти выборы будут первыми с 1934 года, когда партия президента улучшила свои результаты на выборах губернаторов. Другая особенность этих выборов — сильные результаты партии при низком рейтинге Байдена. Рейтинг президента колеблется от 40 до 44 процентов, а у его предшественников в 1962 и 2002 годах этот показатель составлял около 60 процентов.
Партия, которая находится в оппозиции, проиграла места в сенате всего шесть раз за последние 25 промежуточных выборов. В среднем оппозиционная партия набирает по 4 места.
Оппозиционная партия обычно набирает примерно 30 мест в Палате представителей. Всего семь раз за последние 25 промежуточных выборов оппозиционная партия не смогла набрать двухзначного большинства мест.
Лишь единожды за последние 100 лет оппозиционная партия проигрывала одновременно выборы в сенат и большинство кампаний за пост губернатора — в 1934 году.
Оппозиционная партия получала большинство в законодательных палатах штатов каждые промежуточные выборы с 2002 года. Республиканская партия потеряла большинство в трех легислатурах в 2022 году — обе палаты в Мичигане, Палату представителей в Пенсильвании, сенат в Миннесоте.
Среди причин, которые не позволили Республиканской партии получить большинство в Конгрессе, стали не только радикализм и низкое качество кандидатов, но и плохая работа с повесткой, чрезмерный акцент на фигуре Байдена и проигрыш на ценностном уровне. При этом проблему с качеством кандидатов от Республиканской партии косвенно обозначил еще в августе лидер меньшинства в сенате Митч Макконнелл.
Я думаю, что более вероятна победа в Палате, чем в сенате. Выборы в сенат проходят на национальном уровне, всего штата, поэтому качество кандидатов тут важнее
Кампанию республиканцев можно назвать «байденоцентричной». Дело в том, что она прямиком была сосредоточена на личности президента.
Ключевым предложением как нейтральным, так и республиканским избирателям было наказать Байдена и не допустить его до выборов 2024 года. Иными словами, предвыборная риторика республиканцев строилась не на конкретных обещаниях в сфере экономики или миграционной политики, а на призывах поквитаться за поражение Трампа в 2020 году
Стоит отметить, что всех избирателей грубо можно разделить на три группы: республиканцев, демократов и неаффилированных с партиями нейтральных избирателей. Именно последние зачастую определяют исход выборов. В этом году все три группы волновали примерно одни и те же темы: высокая инфляция, рост цен, проблемы с безопасностью, нелегальная миграция, аборты. Инфляция установила 40-летний рекорд, количество убийств в масштабах страны самое высокое за 20 лет.
Учитывая идеологию республиканцев, вопросы экономики и решения проблем, связанных с нелегальными мигрантами, должны были стать основой кампании. То есть Республиканская партия должна была сосредоточиться на решении того, что в США называют table-kitchen issues, «кухонных вопросов», куда входит и проблема абортов. Но вместо этого партия сосредоточилась на критике Байдена и избирательной системы.
Республиканцы так и не смогли показать, что будут делать после прихода к власти в вопросах, не касающихся критики действующего президента
Американский же избиратель подвержен economic voting, то есть голосованию за карманно-денежные интересы. Но республиканцы так и не смогли предоставить голосовавшим соответствующего предложения.
При этом их оппоненты из Демократической партии сфокусировались на двух темах: противостояние «красной волне», которую сами и раздули, и защита права на аборты. Любая избирательная кампания непосредственно перед выборами сводится к мобилизации своего избирателя.
И если республиканцы не смогли сформулировать предложение, которое привело бы их сторонников на избирательные участки, то демократы смогли сыграть на чувствах угрозы и страха, и избиратели пришли на участки, чтобы отстоять свои права под угрозой их потери
Республиканцы также проиграли и на ценностном уровне. Более 400 кандидатов нетрадиционной сексуальной ориентации победили на выборах. Результат их побед — 58 процентов. В Орегоне и Массачусетсе впервые в истории США губернаторами стали открытые лесбиянки — Тина Котек и Мойра Хили.
Немаловажным фактором этих выборов стал также Дональд Трамп и его кандидаты. Будучи «королем поддержки» (endorsement) кандидатов на праймериз, его фигура на протяжении всей кампании соседствовала с каждым кандидатом от «партии слонов».
За время кампании Дональд Трамп поддержал 57 кандидатов-республиканцев, которые до этого не занимали постов в штатах. Из них почти 82 процента победили во время праймериз
Тем не менее Республиканская партия напугала избирателей кандидатами, которые отрицают результаты выборов 2020 года. В этом электоральном сезоне было девять ключевых кампаний, где они избирались на пост губернатора или чиновника, отвечающего за проведение выборов в штате. В итоге все кандидаты проиграли. Еще 291 кандидат отрицает выборы 2020 года, из них около 176 выигрывают в своих округах. Речь идет о «красных» штатах, но их сила и возможность транслировать свою позицию с официальной трибуны напугали избирателей.
Главный лузер
Если кто и потерпел полное поражение на этих выборах, так это Дональд Трамп. Сейчас внутри Республиканской партии можно выделить два главных направления развития — сторонников Трампа (MAGA, Make America Great Again) и его противников. Первые, под руководством бывшего президента, зачастую не верят в результаты выборов 2020 и считают, что избирательная система США себя дискредитировала. Вторые же стараются отстраниться от Трампа и навсегда избавиться от его фигуры в Республиканской партии. И на то у них есть причины.
Электорально республиканцы показали очень слабые результаты, особенно кандидаты Дональда Трампа: партия ожидала получить от 20 мест большинства в Палате представителей, но в итоге еле перелезла через необходимые 218 мест
Главное поражение Дональда Трапа — кандидат в губернаторы штата Аризона Кэри Лейк, которую он поддерживал больше других политиков. Однако она, как и все другие кандидаты, которые хотели стать секретарем штата в ключевых для выборов 2024 комиссиях, проиграла.
Согласно исследованию Cook Partisan Voting Index, поддержка Трампа по-прежнему высока среди республиканцев, но стала негативным фактором для нейтральных избирателей. Так, в конкурентных округах, где разница между кандидатами обеих партий совсем небольшая, поддержка бывшего президента ухудшает шансы республиканского кандидата на победу примерно на 5-7 процентов. Влияние Трампа также сказалось на агитации: Республиканская партия снова скептически отнеслась к почтовому голосованию, которым воспользовались 42 миллиона американцев.
Косвенно подтвердить эти результаты можно по соотношению поддержки Трампа («эндорсмент») кандидатов в республиканских и спорных штатах.
Во время кампании Трамп поддержал 248 кандидатов, 213 из них победили и 36 проиграли, что дает соотношение 86 процентов против 14 процентов
Но в ключевых штатах с конкурентными кампаниями соотношение совершенно другое. Из 37 ключевых округов кандидаты Трампа победили только в 14, что составляет 38 процентов. В других 23 округах его кандидаты проиграли, а это — 62 процента. Худший результат у Трампа среди губернаторов, только девять из 20 его кандидатов победили.
Судьба многих из проигравших кандидатов решилась еще на праймериз, где Трамп поддержал наиболее радикальных и лояльных из них. Этим воспользовались демократические избиратели, которые по закону штатов регистрировались как республиканские избиратели и голосовали за наиболее радикальных кандидатов.
Тем не менее дважды попавший под импичмент, находящийся под шестью расследованиями, с рейтингом одобрения работы ниже 50 процентов за весь президентский срок, Дональд Трамп снова объявил о выдвижении на пост президента США.
Ради того чтобы вновь сделать Америку великой и величественной, сегодня вечером я объявляю о выдвижении своей кандидатуры на пост президента США
Но третья попытка встретила негодование среди лидеров Республиканской партии. Трамп идет на выборы с повесткой реформирования политической системы и введения сроков полномочий для конгрессменов. Именно эту новость очень негативно встретили многие его однопартийцы, которых политик успел обвинить в слабости и проигрыше промежуточных выборов.
Но большинство республиканцев впервые с 2018 года поддерживают партию, а не Трампа. По данным социологических опросов, 62 процента поддерживают именно Республиканскую партию, 30 процентов — бывшего президента
Информация о том, что Трамп объявит о своем выдвижении, просочилась в прессу еще за неделю до самого события. Планировалось, что на волне успеха Республиканской партии он поведет своих сторонников в новый бой. Но вместо этого политик еще больше разозлил однопартийцев и заставил искать альтернативу среди таких политиков, как Рон Десантис, Майк Пенс, Тед Круз, Майк Помпео и других.
Наиболее вероятной, по итогам 2022 года, кажется кандидатура Рона Десантиса. Во время выборов 2018-го он с трудом победил, набрав перевес всего в 0,4 процента голосов. Нынешняя кампания дала ему один из лучших результатов среди всех республиканцев — почти 20 процентов. О «росте акций» Десантиса говорит тот факт, что в ночь выборов Трамп успел напасть на своего республиканского коллегу в привычной ему манере в социальных сетях.
Демократы тоже готовятся к выборам президента 2024 года. Пока еще нет окончательного решения, пойдет ли Байден на второй срок. Ранее он заявлял, что ему нужно посоветоваться со своей семьей и представителями, о решении он сообщит в начале следующего года.
Впрочем, против президента уже началась кампания внутри самой Демократической партии. Сторонники Берни Сандерса, поддержавшие его в 2016 и 2020 годах на праймериз от организации RootsAction.org, запустили кампанию Don`t Run Joe («Не выдвигайся, Джо»). Альтернативой действующему президенту могут стать известные участники праймериз 2020 года — Пит Буттиджич и Берни Сандерс. Вероятность того, что демократы поменяют Байдена, низка, но так или иначе все решится на праймериз.
Будущий мир
Итоги прошедших выборов скажутся больше на внутренней политике США, чем на внешней. Два года назад, во время президентских выборов, журналисты добивались от Дональда Трампа и Джо Байдена ответов по будущей стратегии международных отношений. Нынешняя кампания этим похвастаться не могла, ведь отдельно взятый сенатор или губернатор не может повлиять на внешние отношения всей страны.
При этом нельзя сказать, что результаты выборов не повлияют на международные отношения, важное значение имеет то, кто именно займет ключевые должности в Конгрессе США. Это определится на внутренних выборах: 15 ноября они прошли в Республиканской партии, тогда как аналогичный процесс в Демократической партии состоится 30 ноября.
Новый спикер Палаты представителей, который придет на смену Нэнси Пелоси, станет известен в первый день нового 118 созыва — 3 января 2023 года
Еще с каждым новым заседанием законодательного органа Демократическая и Республиканская конференции избирают одного из своих членов в качестве лидера партии. В зависимости от того, какая партия находится у власти, один партийный лидер выступает в качестве лидера большинства, а другой — в качестве лидера меньшинства. Оба лидера занимаются организацией работы партий и выработкой законодательной стратегии.
Лидеры Республиканской партии в Конгрессе переизбрались на новый срок. Лидером меньшинства в сенате стал Митч Макконнелл из Кентукки, а лидером в Палате представителей переизбрался Кевин Маккарти из Калифорнии. Последний претендует на должность спикера Палаты представителей. На внутреннем голосовании он был предварительно выбран на эту позицию и сможет вступить в должность при наличии 218 голосов за его кандидатуру 3 января. Однако победа досталась ему не так просто, за него проголосовал 181 республиканец, против — 33.
При этом Макконнелл столкнулся с оппозицией в лице сенатора Рика Скотта от Флориды, который призвал республиканцев говорить, за что они выступают, а не против чего сражаются. Скотт уступил Макконнеллу со счетом 30 — 10.
Прошедшие выборы для республиканцев оказались тяжелыми, и внутри партии начались конфликты, особенно из-за Трампа
Учитывая сохранение действующих лидеров Макконнелла и Маккарти, можно лишь предполагать, что внешняя политика США останется прежней. Вероятно, поддержка Украины продолжится, с начала февраля США уже выделили стране 66 миллиардов долларов. И хотя лидер меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти заявлял, что «никакого больше карт-бланша для Украины при республиканском большинстве» не будет, поддержка страны, скорее всего, продолжится.
Но республиканцы будут настаивать на куда более рациональном расходовании средств с применением всей системы «сдержек и противовесов» и большим контролем
Ключевым же соперником США останется Китай, об этом неоднократно заявляли республиканские политики. В течение первого года президентства Дональда Трампа 47 процентов американцев придерживались негативного взгляда на Китай, по сравнению с 29 процентами в 2006 году. Джо Байден продолжил политику по сдерживанию Китая и даже больше — позволил себе публично выразить поддержку Тайваню.
Впрочем, специальная военная операция России на Украине в настоящее время занимает много внимания у США, отнимая возможность готовиться к стратегическому противостоянию с Китаем.
США предстоит пересмотреть свои текущие возможности по участию в столь крупных конфликтах
Так, на фоне ситуации на Украине Белый дом сосредоточился на противостоянии с Китаем и заручился двухпартийной поддержкой в Конгрессе по ключевым решениям в отношении своего соперника. США ограничили поставки полупроводников и оборудования для производства микросхем десяткам китайских компаний. Это крупнейшие санкции и меры экспортного контроля за последние десять лет. США намеренно усложняют китайцам доступ к ключевым технологиям, необходимым в различных сферах. Со стороны США это удар по военным и экономическим амбициям Китая. В ответ на это после визита Нэнси Пелоси на остров вокруг Тайваня начались беспрецедентные военные учения.
В оставшиеся два года президентства Байдена можно ожидать, что Конгресс будет использовать более жесткую риторику в отношении своего стратегического конкурента как минимум по позициям экономического соперничества и нарушения прав человека. Одной из линий атаки стал геноцид со стороны Китая уйгуров — мусульманской этнической группы.
Что же касается других стран, то сейчас США увеличивают уровень своей поддержки среди левых лидеров Латинской Америки, таких как президент Колумбии Густаво Петро и президент Бразилии Лула да Силва. Оба рассматриваются Белым домом как ключевые игроки по решению проблемы сохранения лесов Амазонки. Оба левых политика еще во время избирательной кампании в своих странах сделали акцент на экологической повестке, остановке вырубки лесов Амазонии и сохранении одного из «легких» планеты.
Вероятно, что вновь избранный президент Бразилии Лула да Силва станет неформальным лидером Южной Америки по взаимодействию с США для решения этого вопроса
На другом полюсе находится Иран: так, Байден вступил в должность, пообещав вернуть США в ядерную сделку. Но это оказалось непосильной задачей из-за напряженных отношений между двумя странами, которые значительно испортились при Трампе.
Не помогают выстроить отношения и действия Байдена, который пообещал «освободить Иран», подразумевая поддержку протестующих в стране. Для Ирана же уходящий год завершается массовыми протестами против правительства страны, которые не утихают более двух месяцев после убийства Махсы Амини сотрудниками полиции нравов.
Вероятно, отношения США и Ирана вряд ли продвинутся вперед при действующей администрации, которая одновременно пытается решить свои стратегические интересы и при этом критикует власти Ирана
Впереди у Байдена есть два года, чтобы сдержать свои предвыборные обещания и подготовиться к президентским выборам 2024-го. И если повестку защиты экологии можно записать ему в победы, то вопросы взаимодействия с Ираном и конкуренции с Китаем — пока нет. Но, вероятно, внимание президента будет больше привязано к внутренней политике, ведь одна из главных угроз Демократической партии — Дональд Трамп, который объявил о своем повторном выдвижении на пост президента. Главная интрига будущей кампании — встретятся ли Байден и Трамп в реванше и кто выйдет из него победителем.