Ровно 35 лет назад, 8 декабря 1987 года, СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Это было одно из множества ракетных соглашений между двумя ядерными державами: к концу 60-х годов разрушительные потенциалы стран стали сопоставимы, и в высоких кабинетах по обе стороны океана пришли к мысли, что этот путь ведет их в тупик. В результате полвека назад, в 1969 году, представители СССР и США встретились в Хельсинки, где начали контакты с целью ограничить ядерные запасы. Какими были и как повлияли на отношение двух стран ракетные договоры Советов и Америки — в инфографике «Ленты.ру».
В 1980-х весь мир наблюдал за очередным витком холодной войны между СССР и США. И этот виток был самым серьезным со времен Карибского кризиса: президент США Рональд Рейган назвал СССР империей зла и вскоре дал старт программе «Звездные войны». Противостояние сверхдержав уже было готово выйти на совершенно новый уровень — в космос.
Внизу, на земле, тоже кипела работа. На 1983 год США планировали разместить в Западной Европе ракеты средней дальности «Першинг-2». Их подлетное время составляло шесть минут, и они могли поразить объекты на советской территории вплоть до Волги. Как следовало из документов Пентагона, ракеты предполагалось нацелить прежде всего на органы государственного и военного управления СССР.
И это очень сильно волновало советское руководство. Оно начало лихорадочно искать возможности компромисса с американцами. Показалось, что решение найдено: генсек Юрий Андропов предложил демонтировать значительную часть ракетных комплексов «Пионер», установленных в странах Восточной Европы. А взамен власти США должны были отказаться от своего нового ракетного проекта.
Но все изменила катастрофа корейского пассажирского «Boeing 747», который в ночь на 1 сентября — всего через несколько дней после предложения Андропова по «Першингам» — сбили над Сахалином военные СССР. В США запустили мощную антисоветскую кампанию. Естественно, ни о каком сближении больше не могло быть и речи.
Первую батарею «Першинг-2» развернули в декабре 1983-го в ФРГ. Тогда в СССР решили, что продолжение переговоров будет проявлением слабости. Диалог сошел на нет, обе державы опасались ядерного удара. В 1984-м Часы судного дня показали 23:57 — близость катастрофической ядерной войны ученые оценили в три минуты.
Хотя и до, и после этого советские, а позже российские власти и руководство США не раз показывали, что могут договариваться. Впрочем, среди всех договоров не было договора без изъяна.
Время, когда начались первые переговоры о разоружении, нельзя назвать периодом потепления советско-американских отношений. Всего лишь год назад — в 1968-м — в Чехословакии войсками остальных государств Организации Варшавского договора (ОВД) была проведена силовая операция «Дунай», итогом которой стало удержание ЧССР в составе Восточного блока.
Это обстоятельство, естественно, не добавляло представителям двух сверхдержав желания идти на достижение консенсуса. Проходившие в Хельсинки и Вене переговоры, которые продолжались с ноября 1969-го до мая 1972-го, долгое время не давали результатов и заходили в тупик. Однако прагматизм все же взял свое, и 26 мая 1972 года в Москве стороны подписали договоры по ПРО и ОСВ-I.
В отличие от договора ОСВ-I, второй документ под лаконичным названием «Договор об ограничении систем противоракетной обороны» был посвящен максимально конкретному вопросу и к тому же имел неограниченный срок действия. Как следует из названия, соглашение вместе с подписанным в 1974 голу дополнительным протоколом запрещало развертывание стратегических систем противоракетной обороны (ПРО) морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами. За одним важным исключением.
Оно позволяло каждой стороне иметь не более одного района ПРО радиусом 150 километров, в котором могло быть развернуто максимум 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. В итоге власти СССР предпочли защитить Москву, а американцы — военную базу Ванденберг в Калифорнии.
Соглашение ОСВ-I с самого начала объявлялось временным — это видно хотя бы из полного названия документа. Кроме того, был оговорен срок действия договора.
«Настоящее Временное соглашение (ОСВ-I — прим. «Ленты.ру») будет оставаться в силе в течение пяти лет, если оно не будет заменено ранее этого срока соглашением о более полных мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений. Стороны ставят себе задачей проведение активных последующих переговоров с целью заключения такого соглашения так скоро, как это возможно», — говорится в тексте первого договора.
Отведенных пяти лет сторонам не хватило, уложились в восемь. В 1979 году был подписан Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений, который более известен как ОСВ-II. Он предполагал новые ограничения количества пусковых установок, а также запрет на частично орбитальные ракеты.
Последнее предполагало отказ СССР от принятия на вооружение баллистических ракет с орбитальной головной частью Р-36орб, которые имели неограниченную дальность полета и были способны поражать одну и ту же цель с противоположных направлений.
Еще в 1970-е обе сверхдержавы начали развертывание в Старом свете так называемых евроракет — систем средней дальности, которые не учитывались в существовавших на то время советско-американских соглашениях об ограничении стратегических вооружений. Основным их преимуществом по сравнению с МБР было существенно меньшее подлетное время.
Эксперты заговорили о возможности нанесения по СССР нового типа ядерного удара — «обезглавливающего» (или «ослепляющего»), который позволял бы уничтожить руководство страны до того, как будет принято решение о приведении в действие механизма ответно-встречного удара.
В свою очередь, США и другие страны НАТО боялись быстрого уничтожения военной инфраструктуры блока в Западной Европе — центров управления, командных пунктов и, главное, портов, что делало невозможным высадку на континенте американских войск.
Обе стороны прекрасно понимали опасность нового типа ядерных вооружений. Однако договориться об условиях будущего соглашения долго не получалось. Все изменилось с приходом к власти в СССР Михаила Горбачева. Он вопреки мнению советских военных пошел на уступки, и 8 декабря 1987 года в Вашингтоне вместе с президентом США Рональдом Рейганом подписал Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который уничтожал их как класс.
СССР и США обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000-5500 километров) и меньшей (500-1000 километров) дальности, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты в будущем. К июню 1991 года договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракет, а США — 846.
В дополнение к этому Советский Союз в инициативном порядке, не прося ничего взамен, уничтожил все оперативно-тактические ракеты «Ока», которые не подпадали под параметры ракет средней и меньшей дальности. Это решение, как и более чем двукратное неравенство по количеству уничтоженных ракет, впоследствии подвергалось критике со стороны экспертов.
Особые отношения, которые установил последний советский лидер Михаил Горбачев с руководством США, позволили перейти от политики ограничений стратегических вооружений к их радикальному сокращению. Первым подобным документом стал договор о ликвидации РСМД. Затем, в 1991 году, буквально за считанные дни до августовского путча, когда уже не за горами был развал СССР, подписали еще одно соглашение — Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, который стал широко известен по своей общепринятой аббревиатуре — СНВ-I.
СССР и США взяли на себя обязательство в течение семи лет сократить свои ядерные арсеналы до шести тысяч боезарядов. При этом прописанные в соглашении «правила зачета» ракет и бомб на тяжелых бомбардировщиках позволяли СССР иметь до 6,5 тысячи боеголовок, а США — до 8,5 тысячи.
Договором запрещалось производство, испытание и развертывание баллистических ракет воздушного запуска, донных пусковых установок баллистических и крылатых ракет, а также орбитальных ракет. Кроме того, существенно ограничивалось базирование подвижных грунтовых ракетных комплексов, от использования которых США, в отличие от России, вскоре вообще отказались.
В 1992 году четыре государства бывшего СССР (Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина) и США подписали дополнительное Лиссабонское соглашение к договору СНВ-I, по которому Белоруссия, Казахстан и Украина становились безъядерными державами. Прописанные в данных документах условия были выполнены всеми сторонами.
У сменившего Горбачева в Кремле Бориса Ельцина установились не менее теплые отношения с руководством США. Пользуясь случаем, Вашингтон пошел на заключение нового соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений, которым стал подписанный в начале 1993 года договор СНВ-II.
Ключевым его условием было дальнейшее снижение потолка ядерных боезарядов — до 3,5 тысячи единиц для каждой из сторон к 2008 году.
Кроме того, документ запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями, что означало отказ России от своего наиболее мощного оружия — тяжелых межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования Р-36М2 (по классификации НАТО — SS-18 «Сатана»).
Конгресс США ратифицировал СНВ-II в январе 1996 года. В России же парламент одобрил это соглашение только в 2000-м и с условием сохранения договора по ПРО.
В США в такой форме договор на новую ратификацию не выносился, в результате чего он так и не вступил в силу. В конце концов, после того как в 2002 году США объявили о намерении выйти из договора по ПРО, в качестве ответного шага Россия вышла из СНВ-II.
После выхода США из договора по ПРО и ответного демарша Москвы с отказом от ратификации СНВ-II стороны решили не нагнетать обстановку и в том же году подписали новое соглашение о сокращении ядерных арсеналов. Оно получило несколько отличное от приевшегося «СНВ» названия — Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, или СНП.
Документ предусматривал практически трехкратное сокращение числа ядерных боезарядов — с предусмотренных СНВ-I шести тысяч до потолка 1700-2200 единиц. В то же время договор СНП подвергался критике за то, что получился достаточно рамочным соглашением, ограничения которого стороны могли сравнительно легко обойти.
Например, не были оговорены условия постоянных взаимных проверок, договор не требовал постоянного сокращения вооружений, боеголовки могли быть помещены в хранилище и позже восстановлены. Кроме того, каждая сторона была свободна в выборе любого распределения стратегических ядерных боезарядов в составе своих сил, который она считала необходимым.
Последнее на данный момент соглашение между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений — договор СНВ-III — было заключено в 2010 году в Праге. Этому предшествовала объявленная тогдашним президентом США Бараком Обамой «перезагрузка» отношений двух стран, которые испортились после силового ответа Москвы на вторжение Грузии в Южную Осетию в августе 2008 года.
Договор, который вместе с Обамой подписал президент России Дмитрий Медведев, предусматривает сокращение для каждой из сторон развернутых ядерных боезарядов до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков — до 700 единиц.
Договор был рассчитан на десять лет с возможностью продления по взаимной договоренности сторон еще на пять лет, что и было сделано в феврале 2021 года. Таким образом, СНВ-III останется в силе до 5 февраля 2026 года.
Что будет после того как истечет срок действия СНВ-III, сейчас не может предсказать никто. В 2022 году отношения двух стран, обладающих крупнейшими ядерными арсеналами, стали холодными как никогда ранее. Настолько, что возможность использования ядерного оружия многими политиками стала обсуждаться всерьез.
Между тем заместитель генсека ООН по разоружению Идзуми Накамицу призвала Россию и США как можно скорее начать переговоры о соглашении, которое сменит договор СНВ-III в 2026 году. По ее словам, организация продолжает работать с обеими сторонами, чтобы возобновить взаимодействие как можно скорее, иначе мир окажется без ограничений на использование ядерного оружия. Впрочем, пока эти призывы, видимо, никто не слышит.