«Людоедская история». Почему участники рынка против идеи о специальном обучении таксистов?

Почему эксперты раскритиковали поправки к закону о такси?
СюжетОСАГО

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

Правительство России в ноябре направило в Госдуму список из десяти законопроектов, которые необходимо рассмотреть в приоритетном порядке до конца года, среди них — закон о такси, разработанный Минтрансом и принятый в первом чтении в июле текущего года. Однако, учитывая важность документа, и вопросов к нему возникло много. Одним из спорных моментов стало предложение о дополнительной аттестации таксистов, которая в обновленном виде возникла в законопроекте ко второму чтению и вызывает серьезное беспокойство бизнеса.

Не читал, но одобряю

В обновленной версии резонансного законопроекта о такси, имеющейся в распоряжении «Ленты.ру», появилась поправка, внесенная комитетом ГД по транспорту под руководством Евгения Москвичева для обсуждения во втором чтении. Она предполагает аттестацию водителей по итогам профессионального обучения в области перевозок легковым такси. Таксисту, прошедшему такую аттестацию, будет выдано удостоверение, действующее в течение пяти лет, после чего получать его придется заново. Ранее эта поправка нигде не обсуждалась.

О каком именно обучении идет речь и как оно будет происходить — неизвестно. В законопроекте лишь указано, что «порядок аттестации и типовые программы обучения будут определяться отдельными нормативными актами». Без удостоверения водитель не сможет получить разрешение на осуществление таксомоторной деятельности, кроме того, отсутствие этой бумаги может стать основанием для приостановки уже действующего разрешения.

В версии законопроекта, принятой в I чтении в июле, содержалась норма об аттестации таксистов на знание города. Однако, по данным «Ведомостей», представители бизнеса (РСПП, «Опоры России», «Деловой России») сочли ее излишней.

Идею об аттестации в своем отзыве, составленном в середине августа, раскритиковала и Общественная палата. Там отметили, что с учетом развития систем навигации указанная норма представляется избыточной и неактуальной.

Законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты России» вводит ответственность агрегаторов, упрощает работу самозанятых водителей, предполагает создание и ведение трех реестров такси (служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси), а также уточняет требования к водителям этого вида транспорта.

Представители и бизнеса, и государственных структур сходятся во мнении, что этот закон необходим — предыдущий документ, регулирующий деятельность такси, был принят в 2011 году и уже мало соответствует современным реалиям. На данный момент парламентарии внесли 99 предложений, которые могут существенно изменить первоначальную инициативу, пишут «Ведомости».

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Бессмысленная преграда

Экспертное сообщество и бизнес выступают против идеи об аттестации водителей. Требование об аттестации коснется более миллиона водителей, но законопроект не объясняет, кто, каким образом, чему и на каких условиях их будет обучать. Дополнительные денежные и временные затраты, по мнению экспертов, приведут к оттоку водителей в тень, хотя закон необходим индустрии как раз для того, чтобы ее обелить.

Вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин напоминает, что рынок такси — это занятость для сотен тысяч россиян, особенно актуальная сейчас в сложный экономический период. Кроме того, она исключительно важна для малых городов, где такси зачастую является единственной возможностью заработать для семьи.

«Поэтому любые предлагаемые ограничения — и дополнительное обучение, и аттестация, — это не просто избыточные нормы, а в некотором смысле людоедская история, потому что людям придется потратить на это деньги и время. Причем совершенно непонятно, зачем это нужно. Любой водитель может возить пассажиров — он имеет право, государство уполномочило его на это, проверив его знания и умения. Для этого существует определенная процедура», — подчеркнул он.

Антон Шапарин уверен, что любые дополнительные критерии для доказательства профессионализма не нужны, ведь таксист и так должен иметь три года стажа — таким образом, это водитель, который провел достаточно много времени за рулем и хорошо понимает, что к чему.

«Поэтому я абсолютно против любых дополнительных ограничений подобного рода и считаю, что в закон, который, я надеюсь, вскоре будет принят, они не попадут. Сейчас тот момент, когда закладывается будущее отрасли, и если мы сейчас создадим для водителей подобные жесткие и, главное, бессмысленные ограничения, то мы дополнительно выбросим в серую и черную зоны перевозок огромное количество людей. Не секрет, что больше половины всех перевозок в России сейчас осуществляется «бомбилами». И принятие законодательства — это как раз тот способ, который должен позволить обелить рынок, крайне в этом нуждающийся, ведь речь идет о триллионных суммах», — резюмировал он.

По мнению экспертов, требование о некой дополнительной проверке знаний может стать финансовым бременем для людей, и так не имеющих лишних денежных средств. В существующих экономических условиях затраты автомобилистов существенно возросли и без государственных инноваций: стоимость автозапчастей в России с начала года подскочила на 70-90 процентов, а тарифы ОСАГО для таксистов летом выросли в среднем на 26 процентов по стране (в некоторых регионах рост достиг 50 процентов).

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

«Сейчас и так для рынка сложные условия, платить еще и за ненужную для водителей аттестацию никому не по силам: если платить придется водителям, они просто станут частниками — никакой предсказуемой безопасности и ценообразования не будет. Таксопарки платить не смогут, для них и так выросли цены на автомобили и их обслуживание, их разорят новые расходы. Сервисы скорее всего переложат расход на пользователей — подскочат цены. Взамен от этого требования рынок не получит никакой пользы — непонятно, что это за аттестация, кто будет ее проводить, кто и как будет устанавливать требования и сколько придется учиться прежде, чем выйти работать, приток водителей на рынок остановится в любом случае, а возможность зарабатывать в такси сейчас нужна как никогда», — прокомментировал инициативу председатель московского профсоюза такси «Добро» Николай Кодолов.

В конечном счете эта инициатива негативно скажется на безопасности перевозок, хотя и кажется, что должно быть ровно наоборот, уверены эксперты. При этом сейчас, по данным Аналитического центра при правительстве России, водители такси проводят на дороге больше времени, а в аварии попадают реже, чем обычные автолюбители.

Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская также считает требование об аттестации излишним административным барьером, который усложнит вход на этот рынок или как минимум сделает его дольше.

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

«Сложно даже оценить, о чем именно идет речь: будет ли это государственное обучение, как оно будет реализовано, что за орган будет его проводить и по какой программе. Если это будет частная организация, то это означает дополнительные расходы для водителя и дополнительное время, которое потребуется, например, на набор группы, аттестацию и выдачу документов. В общей сложности это может занять до нескольких месяцев», — рассуждает она.

По мнению Лозинской, если для трудоустройства в такси потребуется длительное обучение, то потенциальный таксист, нуждающийся в работе и деньгах, скорее всего, просто пойдет «бомбить», уйдя в нелегальную зону. И даже если он при этом будет проходить обучение, еще неизвестно, останутся ли у него желание и необходимость работать в такси к моменту окончания курсов.

«Если допустить, что возможность устанавливать механизм работы нормы предоставят регионам, то мы получим разность взглядов по всей стране и в части сроков, и в части реализации инициативы», — заключила она.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше