Из жизни
19:24, 16 декабря 2022

«Когда же ты сдохнешь наконец?» Как принц Гарри и Меган Маркл развязали крупнейший скандал в истории королевской семьи

Олег Парамонов
Фото: Chris Jackson / Getty Images

Начало документального сериала «Гарри и Меган», вышедшего на Netflix 8 декабря, ругали за отсутствие разоблачений. Теперь ясно, что все самое интересное приберегли для второй части. В ней принц Гарри и его супруга Меган Маркл обвинили Букингемский дворец в организации травли, раскрыли, как королевская семья и придворные манипулировали прессой и королевой, и впервые рассказали о том, что происходило за кулисами «мегсита». Краткая история самого большого скандала в истории британской королевской семьи — в материале «Ленты.ру».

«Я делала все, чтобы они мной гордились»

По словам Меган Маркл, она с детства мечтала, чтобы у нее была большая семья, и после встречи с принцем Гарри казалось, что ее желание сбылось. Королева, ее многочисленные дети и внуки встретили ее радушно, и Меган отвечала им тем же. «Я делала все, что в моих силах, чтобы они мной гордились, — рассказывает она в сериале Netflix, — чтобы по-настоящему стать частью этой семьи».

На свадьбе Меган очаровал отец Гарри принц Чарльз — будущий король Карл III. «Я попросила его отвести меня к алтарю, и он согласился, — вспоминает она с ностальгией. После церемонии выступал Элтон Джон, а свадебный торт резали мечом. «Все происходившее казалось совершенно нереальным», — говорит Меган. Позже ей выпал шанс поближе познакомиться и с Елизаветой II. «Когда мы садились в машину между мероприятиями, она прикрывала ноги одеялом и делилась им со мной», —рассказывает Меган.

Дистанцию держали только старший брат Гарри принц Уильям и его жена Кейт Миддлтон. К удивлению Меган, с родными они вели себя так же формально, как на людях. По ее словам, их привело в ужас, когда она попыталась обнять Кейт при первой встрече.

«Когда же ты сдохнешь наконец»

Королевская семья и придворные с самого начала настороженно относились к невесте Гарри. Одна из давних сотрудниц королевы сравнивала ее с «чуждым существом», которое пристроилось к рыбьему косяку. «И все рыбы сразу думают: Хм? Это что такое? Что оно тут делает? Оно не такое, как мы. Оно двигается, не как мы. Нам оно не нравится. Уберите его от нас подальше», — пересказывает Меган.

Поворотным моментом стала официальная поездка Гарри и Меган в Австралию. Тогда в Букингемском дворце впервые осознали, насколько они популярны.

Члены британской королевской семьи очень трепетно относятся к упоминаниям в прессе. По словам Гарри, они верят, что это единственный путь, с помощью которого можно выстроить или укрепить свою репутацию. Чтобы попасть на первые полосы газет, принцы посещают бесконечные благотворительные мероприятия и произносят речи. Если же кому-то удается добиться народной любви без всяких усилий — это повод для обид и вражды.

Желтая пресса всегда недолюбливала Меган, но с этого момента окончательно перестала сдерживаться. «Внезапно в таблоидах стали появляться все эти истории, в которых ее критиковали за каждую мелочь», — вспоминает бывший пресс-секретарь дворца Джеймс Холт. В The Sun Меган обвиняли в связях с террористами, Enquirer обещал разоблачить ее «наркоманское прошлое», а Daily Mail поливал грязью за те же самые вещи, за которые Кейт хвалили.

Одновременно Меган начали травить в интернете. «И это не были типичные тролли, — утверждает в сериале Netflix Кристофер Баузи, глава компании Bot Sentinel, занимающейся выявлением ботов в соцсетях. — Ее атаковали домохозяйки, белые женщины средних лет. Ей писали все — от "Катись в свою Америку" до "Когда же ты сдохнешь наконец"».

«Во дворце проводились брифинги против Гарри и Меган»

Принц Гарри убежден, что травлю организовали в Букингемском дворце. «Я 30 лет провел за кулисами этой системы, — объясняет он. — Я видел постоянные брифинги о других членах семьи, о любимчиках, о том, что надо позвать журналистов. Это грязная игра. Есть место утечкам, есть место придумыванию всяких историй».

По его словам, между придворными и желтой прессой всегда были негласные договоренности. Обе стороны понимают, что на первых полосах газет и главных страницах новостных сайтов так или иначе будут красоваться статьи о членах королевской семьи. Вопрос лишь в том, что в них напишут. По звонку из дворца таблоид охотно уберет нежелательный материал об одном принце, но для этого королевским пиарщикам придется поделиться с ними компроматом на другого.

В юности Уильям клялся Гарри, что уж при нем-то такого не будет. Но прошло время, клятвы забылись, и в жернова этой машины попала жена его брата.

Кампания против Меган позволяла придворным одним махом убить двух зайцев: поставить на место выскочку и помешать разоблачению других членов королевской семьи. С их точки зрения, сплетни про Меган были предпочтительнее статей о любовнице принца Уильяма или о связях принца Эндрю с Джеффри Эпштейном.

«Я видела доказательства того, что во дворце проводились негативные брифинги против Гарри и Меган», — утверждает юрист Гарри и Меган Дженни Афиа. В подтверждение в сериале продемонстрирован фрагмент свидетельских показаний редактора субботнего приложения к Daily Mail Эдварда Верити. В суде он признал, что его регулярно снабжал информацией некий высокопоставленный представитель королевского двора.

Травля в интернете также управлялась извне. Как выяснила компания Bot Sentinel, 70 процентов теорий заговора и сплетен о Меган, появлявшихся в Twitter, генерировали всего 83 аккаунта. Их усилия координировали организаторы антимегановской кампании, решавшие, что нужно обсуждать и какие картинки распространять. «Они активно набирали людей, объясняли им, как создать несколько аккаунтов, как скрывать свои IP-адреса при помощи VPN — Virtual Private Networks, чтобы их не забанили. Это безумие какое-то!» — рассказывает глава Bot Sentinel Кристофер Баузи.

«Она сказала, что хочет покончить с собой»

При общении с прессой королевская семья руководствуется принципом «Никогда не жалуйся и ничего не объясняй», и Меган долго пыталась ему следовать. «Я все еще пребывала в ложной уверенности, что таблоидам никто не поверит. Это же желтая пресса, — вспоминает она. — Но потом мы поехали в Ливерпуль с визитом, и одна женщина из толпы сказала мне: "Вы ведете себя со своим отцом очень неправильно". И тогда я впервые осознала: боже, люди правда верят в эту чепуху».

Выносить ложь в газетах, посты ненавистников в интернете, призывы убить Меган и ее детей становилось все труднее. Ее преследовала депрессия и мысли о самоубийстве. «Я думала, что, может, все это кончится, если меня не станет, — вспоминает она. — И самое страшное, что я могла размышлять об этом совершенно спокойно».

Летом 2020 года, уже после переезда в США, у Меган случился выкидыш. Принц Гарри считает, что и это было связано с кампанией, развязанной против Меган. «Складывая стресс, возникший из-за этой истории, недостаток сна и срок беременности… Я могу сказать, исходя из того, что сам видел, что выкидыш случился именно из-за этого», — объясняет он.

«Если таблоиды пишут про тебя чушь — значит, все делаешь правильно»

Одной из участниц травли в интернете была сестра Меган Саманта Маркл. По словам главы Bot Sentinel Кристофера Баузи, ее забанили в Twitter за распространение дезинформации, но его компания обнаружила у нее еще 11 аккаунтов, использовавшихся с той же целью. «Все это озадачивало, — признается он. — Как единокровная сестра Меган могла попасть в это сообщество ненавистников?»

Отец Меган Томас Маркл тоже оказался на стороне ее врагов. Он охотно рассказывал таблоидам о дочери, рассорился с ней и винил во всех проблемах королевскую семью. В Букингемском дворце считали это позором и полагали, что Меган должна его остановить. По совету королевы она написала письмо и отправила отцу через своего менеджера в США. «Я же не могла просто бросить его в почтовый ящик с надписью "Кенсингтонский дворец" в обратном адресе», — объясняет она.

Несмотря на все предосторожности, в феврале 2019 года письмо попало в распоряжение таблоидов. Его текст появился в Daily Mail и других изданиях, причем, по словам Меган, в искаженном виде. И она, и Гарри были уверены, что публикация незаконна. Не дождавшись помощи от королевской семьи, они решили самостоятельно подать в суд на издателя Daily Mail.

Именно иск против Daily Mail положил начало череде событий, которая закончится конфликтом с Букингемским дворцом, отказом от полномочий старших членов королевской семьи и отъездом в США. «Эта тяжба стала катализатором всего, что последовало дальше», — говорит Меган.

«Канцелярия бабушки знала об этом. Больше никто»

Чтобы укрыться от нового раунда травли в таблоидах, Гарри и Меган решили провести Рождество 2019 года в Канаде. Им хотелось отдохнуть, привести мысли в порядок и решить, что делать дальше. Постоянная травля сделала жизнь в Великобритании невыносимой, поэтому они давно подумывали перебраться в одну из стран Содружества наций — бывших британских колоний, по-прежнему признающих власть королевы. В 2018 году обсуждался переезд в Новую Зеландию, затем им разрешили жить в ЮАР.

Уехать в ЮАР не удалось, но Канада подходила для этого ничуть не хуже. Формальным главой государства в этой стране по-прежнему считается британский монарх, поэтому Гарри и Меган могли по-прежнему работать на благо королевы, держась подальше от придворных интриг и журналистов королевского пула.

«Звоню отцу, говорю: "У нас есть план"»

В сериале Netflix Гарри и Меган подробно рассказали, что происходило за кулисами «мегсита». По словам Гарри, все началось с телефонного разговора с принцем Чарльзом в конце 2019 года. «Это был конец декабря, начало января, — вспоминает он. — Звоню отцу, говорю: "У нас есть план"».

Чарльз выслушал сына и попросил изложить предложение в письменном виде. Гарри неохотно согласился и отправил три электронных письма со своими идеями. В них он объяснил, что хочет перебраться в Канаду, полностью отказаться от государственного финансирования и жить только на свои средства. В последнем письме упоминалось, что ради согласия королевской семьи они с Меган готовы отказаться от своих титулов и перестать быть герцогом и герцогиней Сассекскими.

Перед возвращением из Канады Гарри созвонился с королевой. Елизавета II сказала, что в ближайшее время ничего не планирует и предложила поговорить. «Почему бы вам не заехать ко мне? — сказала она по телефону. — Попьем чаю, заночуете с Меган у меня»

В аэропорту Гарри получил сообщение, что встреча с королевой невозможна. «Она занята. У нее распланирована вся неделя», — писали из дворца.

К тому времени, когда самолет сел в Лондоне, слухи о планах Гарри и Меган попали в таблоиды. Это не могло произойти без ведома принца Чарльза или его сотрудников. В новостях упоминался возможный отказ от титулов герцога и герцогини Сассекских, а об этом предложении знал только Чарльз.

После утечки Гарри и Меган решили публично заявить о своих намерениях. Иначе могла повториться история с ЮАР, когда уже утвержденные планы пришлось отменять, потому что о них пронюхала пресса.

«Им нужна была вера в то, что дело в нас»

Представители дворца отказывались обсуждать план Гарри и Меган, пока Меган не улетела в Канаду к ребенку. Лишь после этого Гарри пригласили на переговоры в Сандрингеме, в которых участвовали принц Чарльз, Уильям и королева. Ему предложили пять вариантов. Самый мягкий предполагал отказ от переезда, самый радикальный —полный разрыв с королевской семьей. Гарри выбрал промежуточный вариант: переезд и частичный отказ от полномочий.

По словам Гарри, во время переговоров Уильям позволял себе кричать на него, Чарльз говорил ему в глаза явную неправду, а Елизавета просто сидела, слушала их обоих и никак не вмешивалась. «Им нужна была вера в то, что дело в нас, в наших проблемах, а не в них самих и не в прессе, которую они считали своим партнером», — объясняет Гарри.

В сериале Netflix Гарри признал, что в этом конфликте его брат, принц Уильям, выступил против него

Последние два года ссора Гарри и Уильяма была постоянной темой новостей в британских таблоидах, однако их сообщения часто противоречили друг другу, а единственными источниками служили эксперты и анонимные придворные.

Долгое время единственным высказыванием по этому поводу, исходившим от самих Гарри и Уильяма, было совместное заявление, сделанное перед переговорами в Сандрингеме. В нем они опровергли публикацию The Times, назвавшую поводом для «мегсита» травлю, которую развязал принц Уильям. В сериале Netflix Гарри признался, что «совместное» заявление было написано и опубликовано без его ведома. Он не имел к нему никакого отношения и не собирался опровергать The Times.

«Я никогда не сталкивался ни с чем подобным»

После переговоров в Сандрингеме Гарри и Меган исполняли обязанности членов королевской семьи почти три месяца. «К тому времени, когда я вернулся в Канаду из той мартовской поездки, наш дом был полностью окружен, — утверждает Гарри. — В море — катера с папарацци, автомобили на подъездных путях, какие-то люди пытаются перелезть через забор и сфотографировать, что внутри. Это было... Я никогда не сталкивался ни с чем подобным».

Daily Mail понадобилось шесть недель, чтобы найти, где они жили в Канаде. Когда Гарри и Меган перебрались в США, спустя шесть недель папарацци отыскали их и там. Вокруг особняка актера Тайлера Перри, который их приютил, пришлось установить сетку, чтобы папарацци не могли делать снимки с близлежащих холмов, однако каждую ночь кто-то прорезал дыры в ограде.

Меган беспокоилась, что после конфликта королевская семья отберет у них государственную охрану. Гарри был уверен, что волнения напрасны. По его словам, во дворце прекрасно знали и об угрозах, которые получала Меган, и о подозрительных посылках, которые приходили на ее имя. Там не могли не понимать, что ей может грозить опасность. «Я ответил ей: "Они этого никогда не сделают". Но они сделали», — рассказывает Гарри. Когда они узнали об этом, у них оставалось меньше трех недель, чтобы организовать собственную службу безопасности.

«Скучаю по нашим странным семейным сборищам»

Гарри утверждает, что решение уехать из Великобритании принял он сам, и, что бы ни писали таблоиды, Меган никогда не просила об этом. Ему нелегко дался разрыв с семьей, но и Меган ради брака с ним пришлось оставить свою прежнюю жизнь.

Гарри и Меган продолжают судиться с издателем Daily Mail и пытаются договориться о возвращении охраны. Но даже в случае успеха истинные виновники их проблем, скорее всего, останутся безнаказанными. «Мы, вероятно, никогда не добьемся, чтобы они понесли за это настоящую ответственность, и никогда не получим от них настоящих извинений, — признает Гарри. — Мы с женой просто идем дальше. Мы сконцентрированы на будущем».

< Назад в рубрику