На фоне политической обстановки в России закрылись магазины популярных иностранных производителей. Покупатели лишились любимых люксовых и массмаркетовых брендов — от H&M и Zara до Chanel и Louis Vuitton. Но «трагичными» эти события оказались не для всех: в кратчайшие сроки на рынке активизировались перекупщики, они же — частные байеры, которых до недавнего времени успешно заменяли розничные бутики и онлайн-магазины. Насколько выгодно обновлять гардероб с помощью байеров и как не оказаться жертвой мошенников — разбиралась «Лента.ру».
Из сотен магазинов зарубежных брендов одежды, которые работали в России еще в начале 2022 года, свои двери для покупателей не закрыл лишь 91. В марте, после новостей об их уходе, россияне выстроились в километровые очереди за любимыми вещами. Несколько месяцев спустя большинство точек окончательно закрылись, тогда как у покупателей вновь возникла потребность в шопинге. Проблемы с доставкой в Россию вынудили их обратиться к перекупщикам, или, как они сами себя называют, байерам.
В действительности эта «профессия» существует не первый год: байеры работают как в медиа, закупая площадки для рекламы, так и в ретейле, выбирая подходящие товары для разных точек продаж или частных клиентов. В России они приобрели более узкую специализацию еще до ухода иностранных компаний — специалисты, переправляющие дизайнерскую продукцию из-за рубежа, работают с 2014 года. Причина тому — резкое падение рубля к евро и доллару из-за экономических санкций, которые в отношении России ввели после вхождения Крыма в состав страны. Покупать вещи у третьего лица за границей и оплачивать доставку домой стало в разы выгоднее, чем приобретать их в официальных магазинах с сумасшедшей наценкой.
Постепенно россияне привыкли к курсу валюты, а продавцы — сумели подстроиться под новые реалии. С каждым годом в стране открывалось все больше мультибрендовых онлайн- и офлайн-магазинов. Услуги байеров, напротив, стали менее востребованными из-за очевидных неудобств. Клиенты не могли примерить вещь перед покупкой, а также жаловались на длительное ожидание и участившиеся случаи обмана — нечистоплотные байеры продавали подделки под видом оригинальных товаров или переставали выходить на связь, как только получали оплату заказа. Однако 2022 год с его ограничениями стал для перекупщиков глотком свежего воздуха. «Количество байеров на рынке выросло в геометрической прогрессии», — подчеркнула основательница компании RV.Buyers, байер Виола Перисаева.
Главные площадки для работы байеров — соцсети: в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) и Telegram существуют сотни страниц и каналов, предоставляющих соответствующие услуги. Количество клиентов зависит от узнаваемости и активности аккаунта, поэтому его необходимо продвигать. Как правило, закупщики не просто ожидают заявки от потенциальных клиентов, но и демонстрируют им доступные к заказу коллекции, которые представлены в зарубежных магазинах или на официальных сайтах брендов. Поэтому байер, как и любой другой сотрудник модной индустрии, должен разбираться в трендах.
События текущего года спровоцировали волну эмиграции — покинувшие страну россияне начали искать новый или дополнительный источник заработка. Неудивительно, что многие занялись частным байерством, которое не требует специального обучения и даже минимальных денежных затрат (в отличие от работы специалиста по оптовым закупкам). К тому же некоторые байеры работают без какой-либо лицензии или предпринимательской регистрации, а значит — не платят налоги. «Я задумалась о профессии летом, находясь в Европе. С того момента я начала искать пути доставки товаров в Россию без ее физического посещения», — вспоминает байер Алина (фамилия не указана по просьбе героини).
Но для работы необязательно переезжать — многие просто отправляются за заказами в Европу, США, ОАЭ, Грузию или Турцию, имея открытые визы. «Мы с подругой часто летали за границу и покупали там вещи по просьбе знакомых. Вскоре нам захотелось монетизировать это занятие, поэтому мы и решили заняться байерством. Теперь летаем на закупку каждый месяц», — рассказала Виола Перисаева. При этом доставка осуществляется привычными службами — DHL, СДЭК, Почта России или же товар передается покупателю при личной встрече.
На российском рынке еще есть продукция ушедших брендов — как минимум компании распродают оставшийся ассортимент со складов. Другие ретейлеры и вовсе продолжили работу в стране, передав бизнес посреднику или прибегнув к параллельному импорту. Однако все неустойки сказываются на конечной стоимости товаров, а потребитель хочет приобретать привычную одежду, косметику и технику по старому прайсу. «Закупочная цена на позиции некоторых зарубежных брендов выросла на 20-30 процентов из-за нынешних проблем с логистикой», — объяснила владелица магазина уходовой и декоративной косметики LibLab Елизавета Аргашокова.
При любом раскладе цены у байеров всегда заметно ниже (даже с учетом оплаты их услуг и доставки), чем в официальных точках продаж. Все дело в минимальном числе посредников между заказчиком и исполнителем. По словам Перисаевой, в итоге конкретная вещь оказывается в среднем в два раза дешевле, чем в российском магазине, если она вообще там представлена. К тому же в 2022-м покупки стали выгоднее: среднегодовой курс доллара снизился с 76 до 68 рублей.
Для сравнения: джинсы Asos, которые продаются на официальном сайте за 28 фунтов стерлингов (2312 рублей по текущему курсу), доступны на платформе CDEK.Shopping уже за 5346 рублей. При этом ждать их придется от 28 до 42 дней, в то время как доставка Asos могла занять всего неделю. В таком случае на помощь и приходят байеры: они не только предложат более приемлемые цены, но и по запросу найдут и покажут желаемую вещь со всех сторон. Перисаева добавила, что перед финальной закупкой клиенты часто просят примерить наряды, чтобы оценить их посадку.
В то же время в России уже несколько месяцев отсутствуют некоторые популярные девайсы. В их числе — стайлер для волос британского производителя Dyson, который если и встречается в стране, то как минимум с двойной наценкой. Например, в сети магазинов «Золотое яблоко» новая модель представлена почти за 70 тысяч рублей, а официальный дистрибьютор марки в Европе предлагает этот фен за 579 евро (41 тысяча рублей по текущему курсу). Аналогичная ситуация наблюдается с техникой Apple, Sony Playstation, Samsung и так далее.
Сегодня россияне чаще всего заказывают ушедшие с рынка бренды сегмента масс-маркет. «Заказывают люкс, но и масс-маркет тоже не отстает. Inditex ушел с российского рынка, поэтому желающих купить в основном одежду бренда Zara — очень много», — прокомментировала Перисаева.
С ней соглашается коллега по цеху Дарья Ерошкина — еще один байер, работающий в Европе и США. «Я занимаюсь зарубежным шопингом на протяжении восьми месяцев, выкупая товары только на официальных сайтах брендов. Чаще всего поступают заказы на масс-маркет: одежда Zara, Massimo Dutti, сумки Guess, а также фены Dyson. Люкс тоже пользуется спросом: недавно выкупили ремень Gucci, сэкономив на этом 10 тысяч рублей», — подтвердила она.
Байерство, как и любая другая онлайн-деятельность, стало золотой жилой для аферистов, поскольку не регулируется ни одним из российских законов. Следовательно, обманутый клиент может остаться как без товара, так и без отправленных денег, ведь чаще всего закупщики работают исключительно по 100-процентной предоплате. Таким способом сами байеры стараются обезопасить себя от злоумышленников, которые отправляют фейковые чеки об оплате или отказываются пересылать остаток суммы после получения товара.
«В октябре я купила бижутерию Louis Vuitton у байера на 40 тысяч рублей и сразу же перевела ей всю сумму. Но заказ я так и не получила. На протяжении трех месяцев байер просто отмалчивается, хотя я пишу ей ежедневно. Она отвечает раз в неделю и говорит, что посылка стоит где-то на таможне. После обещания вернуть деньги девушка вообще перестала выходить на связь», — делится опытом покупательница Лилия.
В случае мошенничества закон, скорее всего, не будет на стороне клиента, считает бывший сотрудник Следственного комитета России, адвокат Роберт Абрамян. По его словам, воспользоваться услугами байера — это, по сути, то же самое, что попросить знакомого привезти какую-либо вещь из-за рубежа. Разница лишь в том, что приятель, скорее всего, отдаст товар бесплатно, а байер — за вознаграждение.
Прошлым летом блогерша Валерия Чекалина (Lerchek) опубликовала в соцсетях разоблачающие посты о стилистке Эльвире Янковской. Байер обманула ее и других клиенток на миллионы рублей, продавая им подделки товаров люксовых брендов. Среди реплик были вещи Dior, Versace, Louis Vuitton и других модных домов. Чекалина самостоятельно проверила дорогие предметы гардероба на оригинальность в официальных бутиках марки, а затем обратилась в полицию. Правоохранители завели дело по статьям 146 и 159 УК РФ («Нарушение авторских прав» и «Мошенничество»), за которые Янковской грозил штраф или тюремное заключение, но в начале декабря ее оправдали в суде.
«Самый распространенный вид мошенничества — когда за оригинал выдают подделку и предлагают ее по стоимости настоящей вещи. При получении товар лучше проверять сразу. Например, обратиться в магазин бренда или к специалистам: у каждой люксовой вещи есть критерии, по которым профессионал определит, оригинал перед ним или нет, — говорит юрист Вероника Ивченко. — Только делать возврат в случае обнаружения реплики лучше сразу, а не через несколько лет».
В свою очередь, адвокат Елена Черных рекомендует обсуждать все важные условия сделки — производителя, материал, размер, количество и цену товара — в первой же переписке с байером. В дальнейшем ее можно будет предоставить суду в качестве письменных доказательств.
Кроме того, оплату лучше производить безналичным переводом, а в назначении платежа указывать конкретную вещь. «Если платить приходится наличными, требуйте написать расписку о получении денег — опять же с указанием назначения платежа. Насторожить должно категорическое уклонение байера от фиксации сделки», — считает Черных. Наличие этих доказательств, по ее словам, поможет добиться возврата денег за контрафактный или некачественный товар.