Покупка дома или квартиры — одно из самых важных событий в жизни большинства людей. И в этом деле они стремятся заручиться не только помощью специалистов, но и благосклонностью судьбы. Во многих странах существуют приметы и традиции, определяющие выбор хорошего жилья. Так, например, в некоторых жилых комплексах в США нет квартир, этажей и даже домов под номером 13. А в Азии особый спрос на дома и квартиры, в номерах которых есть цифра 8 — в китайском языке «восемь» созвучно слову «процветание». В России немало покупателей приходят забирать ключи от нового дома с кошкой, которую первой запускают в помещение. О самых неожиданных, смешных, а порой и нелепых суевериях, с которыми сталкиваются покупатели, продавцы и агенты по продаже недвижимости, — в материале «Ленты.ру».
«Однажды я продавала студию. И первый же покупатель, который посмотрел квартиру, сказал, что хочет ее купить. Без торга. Собственник испугался — решил, что продешевил! Я же считала, что нам просто повезло. Цена была адекватная. Но хозяин студии решил поднять цену и подождать. Квартира зависла месяца на два. Люди смотрели ее, но не покупали. В итоге продали за старую цену», — рассказывает специалист по недвижимости Надежда Гусарова. И поясняет: «Примета есть такая: нельзя упускать первого покупателя. Иначе дело может сильно затянуться».
Для большинства россиян приобретение собственного жилья — одна из самых серьезных и дорогих покупок. Чтобы улучшить свои жилищные условия, многие берут ипотеку, которую затем выплачивают в среднем на протяжении 25 лет, тратя на обслуживание кредита от трети до половины месячного дохода. По итогам прошлого года граждане взяли в банках на покупку недвижимости почти пять триллионов рублей.
Неудивительно, что, решившись на крупную сделку, люди нервничают, опасаясь, что что-нибудь пойдет не так. Нервничая, они становятся суеверными. Несколько лет назад специалисты риелторского агентства «НДВ-Недвижимость» провели небольшое социологическое исследование, в ходе которого выяснили, что в приметы, гороскопы, плохие и хорошие знаки верят почти две трети продавцов, покупателей и агентов по недвижимости.
Шесть процентов задабривают домового, пять процентов освящают новую квартиру, два при купле-продаже жилья обращаются за помощью к магам и экстрасенсам.
Согласно соцопросам, почти 66 процентов россиян причисляют себя к православным христианам, 10 процентов — к мусульманам, по 1 проценту — к иудаизму и буддизму. Конечно, в повседневной жизни не все придерживаются предписываемых религией обрядов, но когда происходят важные события, многие ищут опоры в своей вере. Приобретение или продажа квартиры — одно из таких событий.
Считается, что у православных сделкам с недвижимостью покровительствует святой Спиридон Тримифунтский, которому принято молиться о материальном благополучии, успехах в бизнесе и благополучном начале нового дела. У мусульман есть обычай перед сделками с недвижимостью читать 29-й аят суры«Аль-Му’минун» («Верующие»). А у буддистов — мантры на преодоление препятствий. Самой сильной считается мантра Ганеши, которую надо пропеть 108 раз на убывающей Луне.
Западные христиане верят, что сделкам с жильем покровительствует Святой Иосиф. В США, например, принято зарывать в саду или цветочном горшке статуэтку святого в надежде, что это поможет быстрее и выгоднее продать дом.
Московские риелторы вспоминают такую историю: однажды клиентка выбирала квартиру в новостройке и, посмотрев несколько вариантов, отказалась от всех. Как выяснилось, она складывала цифры в номере квартир — в сумме они должны были составить ее «счастливое» число. Когда же квартира с нужным номером была найдена, обнаружилось, что она меньшей площади. Но застройщики нашли выход: поменяли местами номера соседних квартир. И проблема была решена.
Вера в то, что «добрые» числа могут привлечь в дом удачу, а «недобрые» ее отпугнуть, в людях очень сильна.
Если есть хоть один процент риска, что квартиру с таким номером будет сложно продать, то проще заменить цифры на ее двери, рассуждают американские застройщики.
В России к числу 13 относятся по-разному. Известен случай, когда семья приобрела жилье в многоквартирном доме на стадии котлована. Когда же пришла пора получать ключи, выяснилось, что их квартира отсутствует. Она располагалась на первом этаже, но в ходе строительства проект поменялся, и весь первый этаж был отдан под коммерческие помещения. Когда же стали выяснять, как так вышло, заметили, что договор был подписан 13 числа.
«По нашему опыту тринадцатый этаж продается так себе, — поясняет Наталия Нестерова, коммерческий директор 3-RED. — Хотя есть и любители». Рассказывают, что в одном из столичных жилых комплексов долго не могли продать квартиру с номером 13, пока наконец ее не приобрела девушка, которая считала цифру счастливой, поскольку родилась 13-го числа.
«Сейчас многие покупатели увлекаются астрологией, — говорит Ольга Кирилловых, коммерческий директор компании Vira. — Поэтому люди часто выходят на сделку только в тот день и час, когда это благоприятно для совершения крупных сделок в соответствии с их гороскопом».
Среди самых распространенных рекомендаций астрологов: продавать квартиру на убывающей Луне, чтобы избавиться от старого, а покупать — на растущей, чтобы дом стал полной чашей. Советуют и другое: если хозяева хотят быть счастливы в новом доме, им надо заключить сделку в момент соединения Солнца и Юпитера.
Специалисты рассказывают, что вера покупателей в астрологию порой приводит к неожиданным ситуациям. Так, руководитель отдела продаж агентства недвижимости Premium Realty Александр Баландин вспоминает, что однажды клиентка компании, покупавшая квартиру в новом жилом комплексе, неожиданно попросила перенести сделку на неделю. Все документы притом были готовы, а цена зафиксирована.
В этом случае застройщик пошел покупательнице навстречу, и договор был подписан в более подходящий по гороскопу день.
Конкуренцию нумерологии и астрологии составляет фэншуй. Согласно даосской практике символического освоения пространства хороший дом обращен фасадом на юг, а перед ним течет река. Желательно также, чтобы дом или квартира имели форму квадрата или прямоугольника, а из окон не должно быть видно ни столбов, ни одиночных деревьев, ни треугольных скатов крыш…
«Покупатель из региона искал офис площадью 200 метров, — продолжает Александр Баландин. — При первом осмотре он был один и ему все понравилось. На следующую встречу он приехал с двумя девушками, которых представил как своих энергетических гуру, мастериц фэншуя. И вот мы идем по офису, девушки достают разные приборы, сверяются с какими-то данными: высота, широта, угол солнца, юг-запад-восток… И говорят клиенту: нет, тут у вас денег не будет, бизнес не пойдет.
Переходим в другое здание. Они опять вертят, крутят своими рамками и говорят: а вот тут хорошая энергетика! А мы от первого здания находимся всего в двадцати метрах! И тут я понял, что все мои аргументы о новых технологиях в строительстве, об эргономике пространства бессильны. А вот фэншуй — это да, это сила!»
Ольга Кирилловых добавляет, что в ее практике были клиенты, которые приходили на просмотр квартиры с рамкой для определения энергетики. И с помощью этой рамки определяли, есть ли в квартире благоприятное место, например, для сна.
Иногда, чтобы сделка была удачной, люди прибегают к магии. Чаще других это делают собственники, продающие недвижимость. Они моют перед продажей жилье с солью, заговаривают, развешивают в помещении пучки трав, привлекающих удачу, и кропят комнаты святой водой, которую разбрызгивают новым веником.
«Бывает, заходишь во время показа в квартиру, а там на люстре висят красные трусы!» — смеется Елена Мищенко, руководитель департамента городской недвижимости компании «НДВ Супермаркет недвижимости».
Как выяснилось, трусы на люстру закидывают последователи системы симорон, которые верят, что таким образом в дом можно привлечь деньги.
«Другой ритуал из области магии: если квартира или дом долго не продаются, надо жарить на сковородке ключи. Сама никогда этим не пользовалась, только слышала о таком», — рассказывает Надежда Гусарова.
Суть обряда состоит в том, что продавец или риелтор берет ключи от входной двери той квартиры, которую надо продать, кладет их на сковородку или в кипящую воду и нагревает. При этом читает особый наговор. Водой, в которой варился ключ, после окончания обряда можно вымыть в доме окна и входную дверь.
Судя по количеству запросов в интернете, оба обряда сейчас довольно популярны. По декабрьским данным, за месяц россияне почти две тысячи раз искали «заговор на ключи» и свыше шести тысяч раз интересовались словосочетанием «трусы на люстре». Больше всего практическая магия привлекала жителей Сибири, Дальнего Востока и Краснодарского края.
Есть свои суеверия и у риелторов. Одно из самых распространенных — счастливые бахилы. «Обычно бахилы надевают во время просмотров квартиры, чтобы не пачкать пол, — говорит Александр Баландин. — Когда клиент соглашается на покупку, то те бахилы, в которых в этот момент был брокер, становятся “счастливыми”. И остальные риелторы агентства начинают носить их на показы».
Кроме этого, некоторые агенты боятся готовить документы заранее, хотя составление бумаг — долгое и трудоемкое дело. Говорят, если заранее подготовить договор, сделка может сорваться. Другие брокеры верят, что процесс купли-продажи жилья пройдет гладко, если перед подписанием договора сначала посидеть на нем, а затем крепко сжать в руках. Хорошим знаком считается дождь, который идет в день сделки.
В подтверждение она делится недавней историей: клиентка пришла смотреть квартиру с ребенком в коляске, в суете забыла в ней рюкзак и возвращалась за вещами. Жилье при этом риелтор приобретать не советовала: уютное, рядом с метро, но дорогое. Покупательница изучила еще несколько вариантов, но в итоге выбрала именно первый.
А еще Надежда всегда обращает внимание, как открывается входная дверь, особенно если проводит показ без собственника. Если долго возиться с ключами, покупатель от квартиры откажется.
«Продавала как-то совершенно “убитую” двушку, — рассказывает риелтор. — Входная дверь, соответственно, тоже “убитая”. Цена была невысокая, покупатели на просмотры приходили толпами. Каждый раз дверь открывалась с трудом, и клиенты отказывались, видя плачевное состояние жилья. И вот приходит молодая семья. Я вставляю ключ в замочную скважину, а он — как по маслу. И дверь открылась. И этих покупателей не испугали ни ободранные стены, ни истертый линолеум, ни облупившиеся потолки. Оказалось, они искали квартиру под ремонт».
Но бывает и так, что знаком, добрым или худым, становятся самые обычные события. «Однажды на просмотр квартиры пришла покупательница, — вспоминает Юлия Дымова, директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet. — Знакомясь с объектом, она вышла на балкон. Как раз в тот момент, когда мимо пролетела ворона, которая каркнула. Женщина немедленно отказалась от дальнейшего просмотра и покупки, потому что сочла каркающую ворону плохой приметой. Аргументы, что это обычная птица, которых в городе тысячи, не подействовали».
Елена Мищенко вспоминает еще одну ситуацию. Сразу после того, как были сняты ковидные ограничения, она с коллегами собрала альтернативную сделку из четырех участников (такой тип сложной сделки предполагает, что хотя бы один человек в цепочке планирует продать недвижимость и одновременно купить другую). День подписания договоров был назначен, но один из собственников вдруг отказался от продажи. Как выяснилось, он уже выехал на сделку, но по дороге одну за другой увидел три автомобильные аварии. Человек решил, что это знак: ничего продавать и покупать ему сейчас не следует!
«Как-то раз наш риелтор поехал показывать клиентам квартиру, — рассказывает еще один случай Елена. — Подходят они к дому, а из подъезда выносят покойника. Клиенты испугались и немедленно отказались от покупки — никакие уговоры, что дом большой, людей в нем живет много, не подействовали».
А зря. Если бы покупатели действительно знали приметы, они бы помнили, что даже писатель и исследователь народных поверий Владимир Даль отмечал: встретить на пути покойника или похоронную процессию — к счастью.
Почему люди становятся столь суеверными, когда покупают жилье, «Ленте.ру» объяснил кандидат медицинских наук, психиатр Петр Каменченко. «Обычные люди покупают дома и квартиры нечасто, это весьма значительное событие в их жизни. Естественно, что они беспокоятся, как бы не ошибиться, не быть обманутыми, не потерять свои сбережения. Для обычного человека — все это стресс. Если процесс затягивается, то на фоне стресса развиваются невротические расстройства с разнообразными фобиями. Особенно у людей конституционально тревожных, депрессивных, лабильных и склонных к паранойе. А фобии, в свою очередь, рождают разнообразные защитные ритуалы», — заметил он.
И еще, когда люди колеблются, они инстинктивно ищут подсказки. Чаще всего в своем подсознании они уже приняли решение, но им нужен какой-то знак, чтобы это решение подтвердить или, наоборот, от него отказаться. Знак — пролетевшая ворона или чихнувший муж, счастливый или несчастливый номер — это всего лишь повод высказать вслух то, что уже и так сформировалось в подсознании в виде интуиции. А интуиции стоит доверять.