Вводная картинка

«Я там, где трудно, страшно и больно» История российского священника, который бросил все и уехал в зону СВО

20:42, 7 февраля 2023

С началом специальной военной операции в зону СВО приехали не только военные, но и простые россияне, которые решили, что должны помочь оказавшимся в сложном положении людям. Среди них — отец Максим (в миру Максим Серпицкий), ставший героем ролика спецпроекта «Неизвестные герои». В ДНР он уже третий раз. Почему он так настойчиво стремился туда попасть, несмотря на риски? Что его подтолкнуло к этому? Отвечает он сам.

***

Примерно в 15 километрах к югу от МКАД есть поселение Десеновское. Это Новая Москва, но выглядит все так, будто ты попал далеко за город — деревня, лес вокруг. Впечатление усиливает деревянная церковь. Красивый храм в северном стиле: высокий шатер, изящные бочки, просторное крыльцо с крытыми галереями, луковички, резьба, осиновый лемех переливается серебром на зимнем солнце.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы на Десне служит отец Максим, в миру Максим Олегович Серпицкий

Захожу внутрь — тепло, но воздух свежий и дышится легко, в особенности после душных городских бетонных помещений.

— Как мне найти отца Максима? — спрашиваю пожилую женщину, складывающую в корзиночку огарки свечей.

— У настоятеля спросите, у отца Михаила, вот он.

Настоятель храма, протоиерей Михаил, еще довольно молодой, приветливый. Подхожу, повторяю вопрос.

— Вы его сейчас здесь не найдете, он в командировке. У него такое служение. Если он вам очень нужен, попробуйте ему позвонить.

***

Иерей отец Максим Серпицкий в командировке уже третий раз. В эти «командировки» его никто не посылал. Он сам просил, уговаривал, настаивал и наконец получал благословение на поездки.

«Настоящий священник всегда должен служить там, где трудно, страшно, больно», — объясняет отец Максим. Такой он человек. Такое ему нелегкое досталось наследие.

Оба деда воевали, и воевали геройски. Лука Серпицкий был военным летчиком, командиром эскадрильи Ил-2. За боевые подвиги награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Другой дед Семен Овчаренко — сибирский мужик, охотник, человек огромной физической силы, был истребителем танков. Обычно в расчете противотанкового ружья были двое. Семен таскал ПТР один. Под Курском, во время танкового сражения, он подбил из ружья несколько машин противника, а потом в окоп, из которого он стрелял, влетел снаряд. Фронтовик не только выжил, но и прожил до 90 лет. Вот такие у отца Максима боевые деды.

Отец, дядя и брат пошли по стопам деда Луки. Все стали заслуженными летчиками, но уже гражданской авиации.

***

Максим родился в 1974 году в летном городке под Ташкентом. Примерно через год семья переехала в Москву. К религии в семье относились спокойно, как и в большинстве семей в позднем СССР: церковные обряды не совершали, детей не крестили, но и воинствующими атеистами не были. Верующей была только бабушка.

Он учился в обычной советской школе, носил октябрятский значок, читал про маленького Володю Ульянова, учил историю Великой Октябрьской революции, которая освободила народ от религиозных предрассудков, был пионером, потом комсомольцем. Школу окончил в 1991 году, когда все в стране уже начало меняться.

После перестройки, развала СССР и краха коммунистической идеологии в России начался бурный рост интереса к традиционной культуре и православию: восстанавливались храмы, открывались монастыри, люди стали ходить в церковь, исполнять церковные обряды, венчаться, крестить детей, отпевать покойников

Путь Максима к служению начался с интереса к православной культуре. Подростком он бывал в заново открытом Даниловском монастыре, любовался архитектурой, рассматривал старинные иконы. Ему нравилась атмосфера храма, запах горящих свечей, торжественные и красивые ритуалы, значения которых он тогда еще не знал. Чтобы лучше в этом разобраться, читал литературу по истории православной церкви, Евангелие.

***

Жизнь тем временем шла своим чередом. Как и многие подростки 90-х, Максим увлекался спортом — восточными единоборствами и стрельбой из лука, к чему имел хорошие способности. Еще учась в школе, настрелял на второй мужской разряд и был зачислен в школу Олимпийского резерва.

По словам Максима, стрельба из лука — сложный и глубокий вид спорта, развивающий как физическую силу, так и внутреннюю концентрацию. Максим успешно соревновался, стал кандидатом в мастера спорта, готовился к службе в армии и переходу в спортивное общество ЦСКА. Помешала тяжелая травма. Во время одной из тренировок произошел несчастный случай — Максим повредил позвоночник. На спортивной карьере пришлось поставить крест.

В 90-е годы бывшие советские люди с интересом осваивали премудрости бизнеса. У Максима был неплохой технический английский, он хорошо разбирался в автомобилях. Этого оказалось достаточно, чтобы получить работу в крупной дилерской компании, занимавшейся продажей автомобилей Ford, и успешно продвигаться там по пути карьерного роста. Кризис 1998 года поступательное движение прервал, дилерский центр, куда Максим получил назначение, так и не открылся.

К этому времени Максим уже обладал достаточным практическим опытом и понял, что пришло время получить крепкое образование. А кризис показал: чтобы не зависеть от обстоятельств, нужно разбираться в экономике и быть ближе к деньгам. Максим поступил Институт экономики и антикризисного управления (ИЭФУ).

Получив образование, работал в крупном холдинге, выполнявшем госзаказы, в том числе оборонного назначения. Одной из программ холдинга была биологическая защита. Максим считает, что если бы эта программа была своевременно принята и осуществлена, то никакого ковида у нас в стране не случилось бы — «все было бы погашено на входе». Но этого не произошло. И чем дольше он работал, чем больше прилагал усилий, тем больше разочаровывался в результате. Разочарование в результатах своего труда стало одной из главных причин духовного кризиса и решения резко изменить линию жизни.

«Я решил служить»

— Я не считаю, что моя жизнь так уж резко изменилась, — поясняет суть этого решения отец Максим. — Внутри себя я всегда ощущал, что не один, всегда чувствовал поддержку, чувствовал, что кто-то меня хранит и направляет. Купил Библию, Закон божий, стал читать — и все начало вставать на свои места. Я понял, что в своей схеме, отталкиваясь от экономики, я упускаю самое главное: основу и первопричину бытия, связь человека с Богом. И как только это стало мне очевидно, я решил все свои силы и таланты потратить на то, чтобы приносить максимальную пользу людям. Степень вовлеченности может быть разная: либо ты полностью отдаешься делу, в данном случае служению Богу, либо просто заходишь в церковь, чтобы помолиться, и живешь дальше своей жизнью. Я решил служить.

На решение Максима во многом повлияла его жена Наталья.

— Она маленькая, хрупкая, но очень сильная и смелая. Она служит мне примером во многих делах, — рассказывает отец Максим. — Я стал думать, откуда она берет эту силу, и понял, что ее вера в Бога укрепляет. Можно сказать, что она заразила меня верой.

После свадьбы Наталья хотела венчаться в церкви. Для этого Максим должен был креститься, что он и сделал. Наталья и Максим крестили трех своих детей в церкви Державной иконы Божией Матери в Чертаново. Максим стал бывать в этом храме чаще, а с 2010 года помогал во время службы, все больше и больше проникаясь верой.

Максим Серпицкий — человек основательный и все стремится делать максимально хорошо. Он снова пошел учиться, на этот раз богословию, и получил два полноценных богословских образования. Несколько лет работал дьяконом в чертановском храме, а в 2021 году был рукоположен в сан священника.

«Священник должен быть там, где больно»

Священник должен быть не там, где и без него все хорошо, куда его позвали, как свадебного генерала. Бывают такие мероприятия: пригласили священника, он походил, покропил… Настоящий священник должен быть там, где больно. Должен чувствовать эту боль и разделять ее, чтобы помочь и утешить страждущих

Максим Серпицкийо сути своего служения

А поскольку у отца Максима слова с делом не расходятся, с началом СВО он посчитал своим долгом быть в зоне боевых действий и стал добиваться отправки туда. Если бы не отпустили священником, пошел бы добровольцем.

Настроен отец Максим был решительно, а когда своими просьбами и ходатайствами всем уже прилично надоел, его пригласили в Синодальный отдел по взаимодействию с армией и флотом Московского патриархата. Выслушали, провели собеседование, инструктаж по экстремальной медицине и дали благословение на командировку. Благословил московских священников и патриарх Кирилл.

Друзья помогли отцу Максиму экипироваться, собрать бронежилет («никогда не думал, что это так сложно, — целое инженерное сооружение»), научили, как им пользоваться, подобрали шлем. Днем группа московских священников прошла последний инструктаж, а вечером через Ростовскую область отправилась в ДНР.

***

Священник, в отличие от дьякона, который может только прислуживать при богослужении, лицо абсолютно самодостаточное. Он имеет право самостоятельно крестить, венчать, причащать, исповедовать… Выражаясь военным языком, это самостоятельная боевая единица, обладающая необходимым опытом и полномочиями. Именно такие духовники и нужны в зоне СВО. Российские вооруженные силы (ВС) имеют своих священников. С ними они прибыли. Их знают, им доверяют. А вот многие формирования Народной милиции и ополчения ДНР и ЛНР чувствуют себя в этом отношении осиротевшими. Они либо не доверяют местному духовенству, либо местное духовенство не имеет благословения окормлять военнослужащих, потому что их священноначалие находится под контролем СБУ.

— А зачем вообще нужен священник в зоне боевых действий? Каковы его обязанности? — задаю вопрос отцу Максиму.

— Во-первых, ты приезжаешь — и у тебя есть святые дары. Ты имеешь возможность причастить солдат. Главная задача священника — морально поддержать, причастить, исповедовать, окропить святой водой, маслом помазать.

Тут все очень быстро происходит, без долгих молитв, потому что времени мало, пусть они его лучше потратят на отдых. Бойцы постоянно штурмуют, постоянно обороняются, не у всех подразделений есть возможность поменять состав. Людям нужна какая-то передышка, какой-то отдых. А тут появляется батюшка из Москвы. Для них это уже доказательство, что их не забыли, что о них помнят даже в далекой Москве

Максим Серпицкий

— Наверное, крестить бойцов часто приходится?

— Вот тут вы ошибаетесь. Это не чеченская война, где крестили пачками. Здесь воюют уже в основном крещеные. За три командировки я крестил всего четверых. А обошел я больше трех с половиной тысяч. Почему такой большой процент крещеных? Благодаря 90-м годам и открытию церквей большая часть народа у нас покрестилась, хотя и не все крещеные ходят в храм.

***

В зоне спецоперации священников называют «боевыми отцами». В этом выражении есть и симпатия, и грубоватый солдатский юмор, и уважение

Уважения эти люди точно заслуживают: добровольно отправились в зону боевых действий, где нет абсолютно безопасных мест, в любой момент может прилететь снаряд, а в ближнем тылу можно запросто нарваться на группу диверсантов. И это не просто красивая фраза. Прилететь может в любой момент.

11 сентября группа священников возвращалась из Луганска, и в районе Макеевки их машины попали под обстрел. Снаряд взорвался позади автомобиля, в котором был отец Максим, примерно в 30 метрах. Осколок пробил боковую стойку, влетел в салон и уже на излете угодил ему в спину. По счастливой случайности — точно в металлическую пряжку портупеи. Впрочем, сам он видит в этом не счастливый случай, а промысел божий:

— Когда осколок попал мне по горбине, моя первая мысль была о близких. Я же обещал жене и дочери вернуться домой живым и здоровым. Когда ощутил ожог от осколка в районе позвоночника, подумал, не дай бог, вернусь домой инвалидом беспомощным, какой обузой я для них буду. Но все обошлось. Для меня это стало доказательством: если будешь думать только о себе, дрожать как осиновый лист, этим ты только привлечешь беду. А если будешь думать о близких, защищать их от зла, то тебе воздастся, тебя будет хранить Господь.

— А как ваша семья относится к вашим командировкам? У вас же жена, трое детей.

Жена с напрягом отнеслась. Им без меня тяжело. Переживают. Они же понимают степень риска

Максим Серпицкий

— Старший сын вначале тоже напрягся, он же военный, офицер ФСО, все понимает. Но теперь он мною гордится. Тут ведь как — служение священника основано на жертвенности. Монашествующие жертвуют тем, что у них никогда не будет семьи. Они стопроцентно отдаются служению. У белого духовенства идет постоянный разрыв между служением и семьей. Ты жертвуешь интересами семьи ради служения, но и ради семьи тебе приходится жертвовать какой-то частью служения. Когда человек выходит из зоны комфорта, все становится драгоценным. Не будет этой жертвенности — не будет и служения.

***

Следует ли вообще мирным людям так рисковать? Есть ли от «боевых отцов» реальная польза на фронте, или они просто путаются у военных под ногами, мешают им, отвлекают от более важных дел? К этим вопросам отец Максим относится очень серьезно с самой первой командировки. Своей главной заповедью он тогда сделал «не будь обузой, не навреди».

Не навреди — это первая заповедь врача. Война наносит людям не только физические увечья. Война ломает психику и калечит души людей, а вера их защищает.

В тылу посттравматический стресс пытаются лечить психологи, иногда на это уходят годы. На фронте такими психологами становятся священники. Человек, который добровольно рискует своей жизнью, не может относиться к своей работе формально

Успокоить человека, поговорить с ним о самом дорогом, понять и поддержать его, укрепить его веру. Именно такая психологическая помощь и нужна тем, кто оказался невольным свидетелем происходящего. Мудрый, добрый и отзывчивый человек, обладающий большим жизненным опытом и правом, данным ему духовным саном, сможет сделать очень многое. А со временем — и еще больше.

— Вначале я очень переживал, не буду ли для всех обузой, смогу ли принести какую-то реальную пользу. Были сомнения, что греха таить, — рассказывает отец Максим. — Потом поговорил с людьми, получил отзывы. Меня хотят здесь видеть, ждут. И я понял, что это моя задача, и с ней я пытаюсь справляться.

Неизвестные герои
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.