«Если и выживет, то ходить не сможет» Как россиянин с ДЦП изменил свою жизнь и отправился волонтером в зону СВО
11:47, 14 февраля 2023Многие думают, что помогать другим — задача для тех, кто сам в помощи не нуждается. Александр Козырев из Воронежа, ставший героем ролика спецпроекта «Неизвестные герои», это утверждение опровергает. С рождения страдающий ДЦП, он уже больше тридцати лет помогает землякам с инвалидностью и другим людям в самых разных ситуациях, разъезжая по всей стране. Козырев старается заботится и о тех, кто нуждается в поддержке, находясь в зоне боевых действий на Украине, и о людях, получивших там тяжелые ранения. Как это получается у человека, не способного свободно передвигаться на своих ногах? Отвечает он сам.
«Все проблемы у человека в голове»
Александру Козыреву 56 лет. С рождениями ему поставили тяжелый диагноз — детский церебральный паралич, ДЦП.
«Если и выживет, то разговаривать и ходить не сможет», — сказали врачи родителям и даже предложили отказаться от ребенка, передать в специализированное учреждение, где он получит должный уход.
Но Сашу забрали домой и выхаживали как могли. Благодаря упорству матери и отца мальчик сделал свой первый шаг в возрасте пяти лет.
Однако чего-то большего добиться почти не удавалось. Козырев как мог учился в школе-интернате для детей с инвалидностями, но так и не научился там толком говорить, да и передвигался с большим трудом, большую часть времени проводил на кровати.
Саша никак не мог внутренне смириться с таким образом жизни, старался гулять, когда и насколько это было возможно, с ребятами во дворе. Некоторые из них не скрывали своего презрения к мальчику в инвалидной коляске, но хватало и тех, кто сдружился с ним всерьез и на всю жизнь.
«В этом плане, кстати, наше общество с тех пор не изменилось. Люди вообще всегда одинаковые», — говорит Козырев полвека спустя.
Возможно, именно этот горевший внутри 14-летнего парня огонек и привлек внимание выдающегося врача-энтузиаста, работавшего в его родном Воронеже.
Александр помнит только имя и отчество этого врача — Николай Павлович. Тот прошел Великую Отечественную войну и работал по своей авторской методике не только с Козыревым, но и с некоторыми другими ребятами.
За два года занятий Николай Павлович научил Козырева разговаривать и значительно расширил его физические возможности, а еще вселил в юношу небывалую прежде уверенность, укрепил настрой на активную жизнь
«Все проблемы у человека в голове. При желании ищешь возможности, а при его отсутствии — причины», — резюмирует Козырев и приводит в пример знакомую, которая, несмотря на тотальную слепоту, живет полноценной жизнью: «Выступает на танцевальных конкурсах, вяжет, готовит еду и так далее».
Успехи в учебе позволили Саше поступить в Воронежский государственный университет, но не дипломы о юридическом и психологическом образованиях определили его судьбу, а кое-что другое.
Жизнь за рулем
В 1986 году Козырев написал письмо в газету «Собеседник» и привлек к себе внимание Министерства соцобеспечения. Александру помогли приобрести за полцены первый автомобиль. Это был «Запорожец» с ручным управлением, то есть специально оборудованный для людей с инвалидностью. Но Козырев тут же снял с машины все эти приспособления и научился ездить как все: «Теперь мне уже все равно — механика, автомат, левый руль или правый».
С появлением машины у Александра началась новая жизнь. Сейчас у него уже 47-й по счету автомобиль. Раньше Козырев еще и намотанные за рулем километры считал, но после того, как дошло до миллиона, перестал.
Александр объездил не только всю Европейскую часть России и Украину. Он дважды бывал в США — в 1998 и 2004 году.
«По Канзасу покатался, по Кентукки и Нью-Йорку», — рассказывает воронежец.
Едва освоившись за рулем, Александр сразу же стал помогать другим людям с инвалидностью, выступая то в роли социального такси, то соцработника, то курьера, то ремонтника
Кроме помощи в решении бытовых проблем Козырев устраивал вечера и встречи, чтобы разнообразить досуг земляков.
Машина стала для Александра и средством заработка. Иногда ему удавалось совмещать страсть к автопутешествиям с работой — к примеру, он возил в Мурманск картошку на продажу.
Нравилось ему и заниматься «прокачкой» своих авто. Так, однажды он переделал легендарную «Волгу» ГАЗ-21 под полный привод.
«Я люблю машины. Видимо, компенсирую так проблемы в передвижении на своих двоих», — объясняет Козырев.
В стремлении помогать другим Александр готов действовать на опережение, когда другие теряются или не хотят рисковать.
Он был одним из тех, кто первым в стране занялся созданием доступной среды для людей с инвалидностью, когда такого понятия еще не существовало.
«В 1992 году пересел с "Запорожца" на "Жигули" и приобрел прицеп, а мой друг как раз работал тогда на укладке дорог», — вспоминает Александр.
Товарищ нагружал прицеп Козырева асфальтом, и он с другими своими друзьями делал пандусы для удобства съезда на инвалидных колясках. Зачастую «бригада Козырева» выезжала по запросу от конкретных людей
Сейчас это обычное дело, но тогда у Александра регулярно происходили конфликты с чиновниками и теми, кому не нравилась такая самодеятельность.
Типичный диалог выглядел так:
— А где разрешение?
— От кого?
— Не знаю, но разрешение должно быть.
В последние годы Козырев тоже занимался доступной средой, но больше в плане проверки того, насколько качественно она обустраивается местными властями.
Александр чем-то напоминает главного героя фильма «День сурка», который постепенно пришел к тому, что проводил повторяющийся день за днем в помощи людям, перебегая от одной активности к другой.
Со своей нынешней (второй по счету) женой Марией Козырев познакомился в летнем лагере для детей с инвалидностью. Она поехала туда, сопровождая сына Ивана, а Александр был там волонтером.
В лагере Саша много и с удовольствием возился с Иваном, тоже страдающим ДЦП. Они очень сдружились, и Козырев заменил мальчику отца.
«Лишившись руки и ноги, он думает, что жизнь кончилась»
После письма в газету, благодаря которому у Козырева появился первый автомобиль, у него завелись и друзья по переписке. Спустя много лет одна подруга по переписке попросила Александра помочь ее сыну с трудоустройством.
Козырев устроил Сергея водителем. Они сблизились почти как отец с сыном. Через некоторое время молодой человек пошел на контрактную службу в армию. Когда началась СВО, отправился на Украину.
Узнав об этом, Александр спросил, нужно ли Сергею и его сослуживцам что-нибудь, а затем кинул клич в местном сообществе людей с инвалидностью.
Земляки сначала помогали без особой охоты. Теплые носки, сигареты, кофе и прочие товары первой необходимости Козырев повез на Украину сам.
После возвращения Александр снова объявил сбор средств, на который люди отреагировали уже активнее, чем прежде, но все же собрать удалось весьма скромную сумму — 105 тысяч рублей.
Во второй рейс Александр уже поехал вместе с женой.
Козырев сетует, что в сборах, которые он проводит, участвуют около 150 человек, в основном пенсионеры. Из-за этого помочь удается лишь небольшому количеству людей.
Во время третьей поездки Козырев очень вымотался, так как целые сутки провел за рулем: «Болели плечи и руки — видимо, от механической коробки передач и постоянной рулежки по разбитым дорогам». По возвращении домой Александр несколько дней приходил в себя.
Бензин и все транспортные расходы Козырев оплачивает из своей небольшой пенсии. Несмотря на все траты, боль и усталость остановиться Александр не может, переживая не только за Сергея, но и за простых жителей Украины, пострадавших от боевых действий
«Он служит в части ПВО, защищая людей от гибели, которая приходит с неба», — для Александра важно, что ребята, которым он помогает, не приносят горя в чужой дом.
Козырев включился в работу и с теми, кто получил тяжелую инвалидность во время спецоперации на Украине.
Через друзей консультирую человека из Тюмени, подорвавшегося на мине. Лишившись руки и ноги, он думает, что жизнь кончилась. Я стараюсь объяснить, что это совсем не так, что все для него только начинается
В общении с тюменцем Козырев старается обсуждать какие-то конкретные вещи. К примеру, какой автомобиль ему лучше взять, как его приспособить под себя.
«Готов отдать им свою машину»
В Воронеже на одной лестничной клетке с Александром живет многодетная семья, в которой есть ребенок с ДЦП.
«Автомобиль у них — “Калина”. Ездить на ней вшестером с инвалидной коляской нереально», — Козырев переживает о трудностях, которые испытывает эта семья при передвижениях по городу. — Готов отдать им свою машину — старенький, но вполне надежный и просторный микроавтобус Peugeоt Boxer».
Сам остаться без колес Александр тоже не хотел бы, но может пересесть в простую «Газель», если ему помогут найти подходящий вариант и установить на нее автоматическую коробку передач.
Козырев надеется, что какой-нибудь известный российский автоблогер возьмется за этот благотворительный проект.
Обычная легковушка Александру не подходит из-за больших габаритов электроскутера, который на улице заменяет ему ноги. Да и для перевозки гуманитарной помощи она не особенно годится.
Вообще же любовь к микроавтобусам у Козырева возникла из-за давней мечты об автодоме, на котором можно было бы путешествовать по всему миру.
Александр уже пытался ее осуществить и приобрел подходящий фургон. Прошлой зимой, еще до начала СВО, Козырев перегнал его из Вологды в Воронеж как раз с Сергеем — солдатом, которому теперь он возит гостинцы на Украину.
Сделать из той машины автодом, впрочем, так и не получилось: сейчас Козырев этим заниматься не хочет, по крайней мере до тех пор, пока не наступит мир. Теперь же он готов раз за разом собирать гуманитарную помощь, чтобы по мере сил поддерживать людей, которые оказались в зоне боевых действий.