Ценности
00:01, 24 февраля 2023

«35 лет — и ты устарел» Мужчины столкнулись с дискриминацией по красоте и возрасту. На что они готовы ради молодости?

Вероника Гудкова (Редактор отдела «Ценности»)
Кадр: клип Zick Zack группы Rammstein

В последнее время услуги мужской эстетической хирургии — особенно пересадка волос в области бороды — стремительно набирают популярность по всему миру. Операция пользуется огромным спросом, несмотря на высокую стоимость, болезненность и риск осложнений. Эксперты индустрии красоты делают однозначный вывод: сегодня мужчины озаботились своим внешним видом и молодостью, как никогда прежде, — под давлением эйджизма в карьерой гонке они готовы ложиться под нож хирурга точно так же, как женщины. Что стоит за этим трендом и почему мужчин настигла некогда исключительно женская участь — разбиралась «Лента.ру».

«Мужчины будут следующей жертвой»

В 1991 году американская писательница, публицистка и активистка Наоми Вульф выпустила книгу «Миф о красоте: стереотипы против женщин». Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы и практически сразу стала библией третьей волны феминизма. В произведении, выдержавшем множество переизданий и переведенном на множество языков, Вульф разоблачала миф, созданный, по ее мнению, мужчинами (представителями крупных корпораций и работодателями), чтобы держать представительниц противоположного пола под контролем.

Суть мифа состоит в необходимости для девушек и женщин всегда соответствовать стандартам красоты — многочисленным, противоречивым и зачастую завышенным до абсурда. Отказ от следования этим требованиям заканчивается для «ослушниц» плачевно: от невозможности найти романтического партнера до потери шанса сделать успешную карьеру

В самом начале книги Наоми Вульф напоминает читателям о так называемом ППК (подтверждении профессиональной квалификации) — обязательной процедуре, предусмотренной американским законом о сексуальной дискриминации для видов занятости, доступным лицам только одного пола (например, кормилица грудью). Вульф же утверждает, что существует пародия на ППК — ПКК («профессиональная квалификация красоты»), которая все чаще выступает в качестве условия приема на работу и продвижения по службе.

Требование ПКК заставляет женщин придерживаться физиологически вредных диет, тратить огромные деньги на косметику и пищевые добавки, изнурять себя фитнесом и соглашаться на болезненные и потенциально опасные для здоровья хирургические вмешательства. И цель этих жертв даже не в том, чтобы стать объективно красивее (Вульф постоянно подчеркивает, что красота априори субъективна), а в том, чтобы соответствовать постоянно меняющимся требованиям к красоте, транслируемым медиа в интересах корпораций.

В 1991 и даже в 2002 году, когда вышло второе издание «Мифа о красоте», ПКК, по мнению Вульф, угрожала исключительно женщинам. Однако, как предрекала публицистка, рано или поздно наступит день, когда эта проблема станет актуальна и для мужчин. В заключительной главе она пишет следующее.

«Поскольку среди мужчин больше развит дух соперничества, можно предположить, что они пострадают от мужской версии мифа о красоте еще больше, чем женщины страдают от женской», — таков был вердикт автора.

И спустя 20 лет после выхода обновленной версии книги становится очевидно, что в рассуждениях Вульф есть доля правды — и немалая.

«Если тебе больше 35 лет, ты уже морально устарел»

Сейчас мужчины стали намного активнее, чем 30 и даже 20 лет назад, тратить деньги на уход за собой — от занятий в спортзале до консультаций по питанию и косметологических процедур.

«Мужчины за границей активно инвестируют в свою внешность, поскольку в высокотехнологических компаниях для инвесторов важна моложавость, современность, — отмечает Анна Дычева, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации и организатор выставки InterCHARM. — Конкуренция на рынке труда очень серьезная: опытным работникам-мужчинам противостоят и женщины, и молодежь. На волне сокращений и снижения инвестиций важно оставаться даже внешне конкурентоспособным на рынке труда. Мужчинам, особенно работающим в высокотехнологических компаниях, надо выглядеть молодо, излучать здоровье и высокий энергетический заряд».

В Силиконовой долине и в «компаниях с семизначными зарплатами» вообще считается, что возраст влияет на способность к визионерству, смелые прорывы и оригинальные решения.

Действительно, эйджизм пугает даже топ-менеджеров. В США появились судебные прецеденты дискриминации сотрудников обоих полов по возрастному признаку. Так, в 2019 году Google пришлось выплатить 11 миллионов долларов (примерно 715 миллионов рублей) компенсации для урегулирования коллективного иска о дискриминации по возрасту, поданного почти 230 уволенными немолодыми сотрудниками. Немолодыми только по современным меркам: еще в 1980-е они считались бы полными сил мужчинами «слегка за 40».

Даже в Японии, известной своей буквально ритуализированной почтительностью к старшим, где еще и острейшая проблема старения населения, тоже набирает обороты эйджизм. В 2022 году руководство компании Fujitsu — производителя компьютеров и комплектующих — объявило о планах «омоложения коллектива» посредством увольнения сотрудников старше пятидесяти лет. Для японцев, которые, по принятой в их стране этике, гордятся многолетней верностью одному работодателю, такой подход может стать настоящей трагедией.

«Все хотят быть похожими на Илона Маска»

Предсказание Наоми Вульф сбылось. В гиперконкурентном мире мужчины — особенно мужчины зрелых лет — теряют свои привилегии как в рабочей сфере, так и в личной жизни. Чтобы выйти в свет с молоденькой и опробовавшей на себе все современные достижения фитнес-индустрии и косметологии девушкой, недостаточно быть просто «денежным мешком»: нужно ей понравиться и предложить экономические перспективы. А для этого, в свою очередь, необходимо сохранить работу.

«Все хотят быть похожими на Илона Маска и Джеффа Безоса: здоровый вид и накачанный торс, — утверждает Анна Дычева. — Это теперь называется персональная оптимизация». От мужчин по-прежнему ожидают, что они будут много и результативно работать, достигать высокого качества жизни (здоровое питание, спорт, путешествия, саморазвитие) и тратить деньги на демонстративное потребление. Хотя его предметы могут меняться: например, вместо очередной дорогой машины — экзотическая поездка в Антарктиду.

Ирония судьбы: на протяжении десятилетий до 2020-х женщине внушали, что чем лучше она выглядит — тем больше у нее шансов найти и удержать богатого мужчину, теперь мужчинам внушают, что чем лучше они выглядят — тем больше зарабатывают. Или тем больше у них шансов в принципе найти и сохранить работу.

Прежде «уход за собой» — включая дорогостоящие, болезненные и порой опасные для здоровья пластические операции — считался уделом и едва ли не прямой обязанностью женщин, теперь же все изменилось. Мужской уход за собой больше не стигматизируется: и за рубежом, и в России, где еще 20 лет назад в ходу были грубые шутки вроде «мужчине надо быть чуть красивее обезьяны», теперь приветствуются инвестиции во внешний вид. Причем в разных слоях общества: от олигархов и топов крупных компаний до представителей среднего класса и даже небогатой, но амбициозной молодежи.

«Злая ирония»

Как же теперь выглядит рынок мужского ухода за собой и соответствующей индустрии красоты? Мужчины теперь пересаживают волосы не только на лысину, но и в область бороды и чаще ходят в барбершопы, где постоянно растет ценник. Об «эффекте барбершопа» в последнее время начали говорить в том же контексте, что и об «эффекте губной помады».

Волосы на голове и лице — основная забота мужчин: по словам Дычевой, 40 процентов представителей сильного пола ежедневно моют голову шампунем, а 25 процентов используют специальные средства для лица (в том числе кремы и лосьоны после бритья). В 2010-е настоящий бум переживала индустрия средств по уходу за растительностью на лице: бальзамы для бороды, воск для усов и тому подобное. А не так давно бренд с характерным названием Just for Men выпустил мужскую тушь для маскировки седины в бровях, усах и бороде.

В России мужчины в среднем тратят 28 минут в день на уход за лицом и телом (в США — на 20 минут больше) и используют в среднем два косметических продукта (американцы — четыре)

Редеющие волосы — одна из самых болезненных проблем мужчин: лысина ассоциируется с пожилым возрастом и утратой мужественности. Хотя так называемая тестостероновая алопеция — выпадение волос у молодых людей из-за избытка тестостерона — скорее может считаться дополнительным признаком мужской силы. Негустая кустистая борода тоже причиняет мужчинам моральные страдания, особенно в тех регионах, где растительность на лице считается обязательной по религиозному канону (например, у мусульман или ультрарелигиозных евреев). Желают иметь густую бороду и знаменитости: например, хирургическую пересадку волос сделал российский актер Сергей Романович.

По данным Американского общества эстетической пластической хирургии, за пять лет (с 2015 по 2020 год) число клиентов-мужчин, прибегающих к услугам хирургов для визуального омоложения, выросло в США на 325 процентов. Пандемия слегка затормозила, но не остановила этот процесс, и после отмены коронавирусных ограничений количество операций снова пошло в рост.

В других странах эти цифры, конечно, ниже, но тоже демонстрируют тенденцию к увеличению. Причина проста. «В гиперконкурентном мире мужчины страдают от комплексов и неуверенности в себе, стремятся скрыть свой возраст, — утверждает Анна Дычева. — Некоторые специалисты считают, что это злая ирония — теперь мужчины вынуждены играть в женские игры».

Эксперт отмечает, что если раньше мужчины ложились под нож хирурга, стремясь исправить какой-то объективный недостаток (например, сломанный в драке нос или поврежденную в автомобильной аварии челюсть), то сейчас появились желающие «подкорректировать» свою в целом нормальную внешность. Число таких клиентов клиник пластической хирургии составляет 15-20 процентов от общего количества.

О том, что мужчины прибегают к эстетической хирургии без витальных показаний, говорит и коллега Егиазаряна, пластический хирург Дмитрий Скворцов. «Результаты пластических операций заметно повышают самооценку, что неоспоримо важно для мужской природы, — утверждает он. — К таким операциям можно отнести блефаропластику, коррекцию подбородка и липосакцию».

Дмитрий Скворцов отмечает, что на рост интереса к подобным вмешательствам повлиял переход на онлайн-встречи: лицо спикера крупным планом демонстрируется на экране, и собеседники могут рассмотреть мельчайшие дефекты его внешности. Кроме того, в тренде мастэктомия — весьма, как выражаются врачи, деликатная операция для тех мужчин, которые в погоне за «традиционной мужественностью» в спортзале переборщили с приемом стероидов. От злоупотребления этими гормональными добавками может развиться ложная гинекомастия — развитие груди по женскому типу.

Вопрос потребления БАДов мужчинами (как под контролем врачей, так и бесконтрольного) действительно актуален. «В последнее время возрос интерес мужчин к нутрициологии. Они следят за своим здоровьем, посещают фитнес-клубы, покупают спортивное питание, содержащее БАДы и нутрициологические добавки, — комментирует кандидат медицинских наук Елена Курова, нутрициолог и эксперт Shopping Live. — Каких-то специальных мужских БАДов не существует. Единственное ограничение — мужчинам нельзя принимать препараты с фитоэстрогенами. Популярны добавки с коллагеном, гиалуроновой кислотой для укрепления соединительной ткани, препараты на основе магния для снижения стресса».

«Хотят быстрых и неболезненных процедур»

Как отмечают специалисты, мужчины в России все же осторожничают, когда речь заходит о скальпеле хирурга. «Спрос на пластику в нашей стране по-прежнему низок в сравнении с западным рынком, что связано, вероятно, с особенностями менталитета наших мужчин», — констатирует хирург Дмитрий Скворцов.

«Мужчины задают косметологам меньше вопросов, практически не ухаживают за кожей в домашних условиях и хотят быстрых, эффективных и неболезненных процедур», — вторит ему Анна Дычева. По ее наблюдениям, важная часть жизни следящих за собой мужчин — йога, детокс и косметологические процедуры: они не стремятся стать идеальными, а хотят просто выглядеть лучше. Желательно — без крови, боли, швов, дискомфорта и прочих лишних жертв, которых красота веками требовала от женщин.

При этом молодые мужчины спокойнее относятся к походам к косметологу, нежели их старшие товарищи: у них меньше табу на уход за собой, меньше страха выглядеть «немужиком». Самая активная потребительская аудитория косметики в России — 16-21 год. Юноши этого возраста воспитаны роликами в социальных сетях, видеоблогами, идеей метросексуальности, культом звезд и инфлюэнсеров. Молодые россияне экспериментируют с цветом волос, делают цветной маникюр, используют кремы, маски, патчи. Хотя и среди молодежи мужского пола в России все же нет такой увлеченности уходом за собой, как, скажем, в Южной Корее. Менталитет не тот, признают эксперты.

Параллельно с привычными барбершопами в США и Европе уже с 1990-х открываются салоны красоты исключительно для мужчин. Там, наряду с уходом за бородой или «королевским бритьем», мужчинам предлагают процедуры, десятилетиями считавшиеся женскими. Самые популярные — ботокс (в США его даже прозвали «бротокс», от сленгового «бро», то есть «братишка»), филлеры, маски, массаж и чистка лица, маникюр и педикюр. Не слишком афишируется, но часто проводится эпиляция и коррекция бровей.

На этой волне растет и популярность пересадки волос в зону бороды. Она не так комфортна и безболезненна, как, скажем, нежная маска или массаж, но мужчины соглашаются перенести боль и потратить немалые деньги на доказательство своей мужественности.

За пересадку волос на подбородке по технологии FUE (Follicular Unit Extraction) в Штатах придется выложить 10-25 тысяч долларов (730 тысяч —1,8 миллиона рублей), в менее «дорогих» странах, например, в Турции — около 3 тысяч долларов (220 тысяч рублей)

Операция, при которой волосяные фолликулы перемещают из зоны густого роста волос на участок с поредевшими волосами, занимает два-три часа. Краснота и отек, при благоприятном течении реабилитационного периода, проходят через десять дней. При этом возможны осложнения — например, возникновение рубцов или даже сепсис. А оценить, насколько густой стала борода, можно будет только через год. Не исключено, что все старания и страдания окажутся напрасными.

Наоми Вульф утверждала, что женщинам следует бороться с мифом о красоте, который разрушает их здоровье и психику, заставляя тратить силы на вечную погоню за недостижимым. Она призывала менять не тела, а правила игры. Но правила игры изменились иначе: теперь в страхе лишиться работы и сексуальных партнерш свою внешность стремятся изменить и мужчины. Привилегий у женщин больше не стало — их стало меньше у мужчин. Вряд ли Вульф может считать этот факт победой феминизма третьей волны.

< Назад в рубрику