Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Термин происходит от латинского слова inflatio — вздутие. Речь идет о подорожании, которое не обусловлено повышением качества, — по сути, таким образом проявляется обесценивание денег. При инфляции для покупки определенного товара придется потратить больше, чем требовалось в прошлом. Измеряется она обычно в процентах, отражающих, насколько выросли цены. «Лента.ру» объясняет, какие процессы провоцируют инфляцию и как ей пытаются противостоять Центробанки.
По сложившейся мировой практике, как правило, говорят об инфляции годовой — за определенный срок по сравнению с аналогичным периодом времени год назад. Например, показатель в 10 процентов в июле 2022-го означает, что цены по итогам месяца выросли на 10 процентов по сравнению с уровнем, фиксировавшимся в июле 2021-го.
Чаще всего под инфляцией понимается так называемый индекс потребительских цен (ИПЦ). Он позволяет оценить, как изменилась стоимость определенного набора товаров и услуг широкого потребления — то есть потребительской корзины. ИПЦ отражает качество жизни населения, а кроме того, его удобно применять в силу ясности методологии расчетов.
В России данные об ИПЦ публикует Федеральная служба статистики — Росстат, отслеживая показатель каждую неделю. Для расчета индекса ведомство фиксирует цены на 558 товаров и услуг в 282 городах страны во всех регионах.
Для определения ИПЦ Росстат отслеживает ряд товаров и услуг:
1. продукты питания
2. непродовольственные товары
3. лекарства
4. стоимость проезда в общественном транспорте
5. жилищно-коммунальные услуги
6. туристические услуги
7. культурно-развлекательные услуги
Чтобы посчитать ИПЦ, проводят мониторинг в магазинах самого разного формата и на рынках. Особенность российской потребительской корзины — достаточно высокая доля продовольственных товаров, что характерно для всех стран с формирующимся рынком.
Аналогичные индексы существуют и в других странах. Европейская статистическая служба, оценивая инфляцию в еврозоне, может прибегать также к гармонизированному показателю для отдельных государств, унифицируя подход к расчетам.
Кроме того, мировые статистические ведомства часто предлагают оценить и так называемую базовую инфляцию: показатель без учета волатильных составляющих, таких как продукты питания и стоимости энергии.
Инфляция может отличаться по темпам роста. Существуют следующие виды:
1. низкая (ползучая) инфляция — до 5 процентов в год
2. умеренная — до 10 процентов в год
3. высокая (галопирующая) — вплоть до 50 процентов в год
4. гиперинфляция — более 50 процентов и выше, обычно сопровождает политические кризисы и может быть вызвана решением государства запустить печатный станок: провести эмиссию денег для финансирования своих расходов.
Актуальные на 2022 год двузначные показатели инфляции в России соответствуют высокой инфляции (по состоянию на июль — 15,1 процента). В США и государствах еврозоны в среднем инфляция к лету 2022 года остается умеренной, хотя и выше привычной для развитых стран.
Пример гиперинфляции — Турция. В стране фиксируется неожиданно высокий для ее общего экономического развития показатель — почти 80 процентов на июль 2022 года.
Причина связана с неординарными представлениями президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, расходящимися с мнением большинства экономистов. Он не первый год давит на Центральный банк, требуя корректировать политику в соответствии со своими взглядами, и довел ситуацию до настоящего валютного кризиса.
Инфляция бывает и отрицательной — такой процесс называется дефляцией. Часто она фиксируется на недельном уровне: например, в силу сезонного фактора, когда летом дешевеют овощи и фрукты. Однако продолжительная дефляция, с которой сталкивалась, например, экономика Японии, — тоже плохо: люди начинают меньше тратить, ожидая снижения цен, и с проблемами сталкивается бизнес.
Он вынужден урезать производство и снижать зарплаты или сокращать сотрудников. Люди без доходов дополнительно сокращают свои расходы, и возникает замкнутый круг. В подобных случаях принято говорить о таком явлении, как дефляционная спираль.
Причин для изменения скорости роста цен может быть несколько.
1. Инфляцию может разгонять спрос: люди готовы потратиться на товары или услуги, и цены на них растут.
2. Влияет и недостаток предложения. Например, его может вызвать неурожай или ограничения на ввоз продукции из-за рубежа, подобные тем, с которыми Россия столкнулась в ответ на свою военную операцию на Украине.
3. Инфляцию разгоняет и рост издержек производителей непосредственно на производство, а также реализацию их продукции. Это может быть вызвано подорожанием сырья или материалов, комплектующих, ростом расходов на заработные платы. Кроме того, если издержки растут серьезно, компании могут начать снижать объемы производства — и тогда создается давление со стороны недостатка предложения.
4. Существует и так называемый эффект переноса: влияние курса национальной валюты. Если она слабеет, ввозить товары из-за рубежа становится дороже.
5. Серьезное влияние оказывают так называемые монетарные факторы — те, на которые может повлиять Центробанк страны. Инфляция разгоняется, когда денег в экономике становится больше: в силу эмиссии или благодаря более низким процентным ставкам по кредитам и депозитам.
6. Подстегивают рост цен и большие бюджетные расходы — вроде мер поддержки или индексации социальных выплат. Ситуацию усугубляет то, что власти часто идут на них в условиях уже отмечающейся инфляции, надеясь снизить социальную напряженность.
7. Среди существенных факторов отдельно принято говорить и про инфляционные ожидания: то, как население и бизнес оценивает перспективы роста цен в будущем. Ожидания формируют поведение: бизнес устанавливает цены на собственную продукцию, граждане определяются с тем, выгоднее ли им потратить деньги или отложить сбережения. Если человек считает, что в будущем его средства будут быстро обесцениваться, он предпочтет купить на них необходимые товары уже сейчас. Решения таким образом сказываются на спросе и предложении, в итоге оказывая влияние на уровень инфляции.
Государства, как правило, публикуют данные о росте потребительских цен с определенной принятой в конкретном случае периодичностью, представляя свежую информацию за тот или иной срок.
Актуальные цифры постоянно меняются, следуя за развитием ситуации в экономике. Меняется и конкретный рейтинг государств с самой высокой инфляцией. Однако в числе таких антилидеров, как правило, находятся страны в состоянии политического или военного кризиса, провоцирующего экономические проблемы и общую высокую неопределенность. Данные на лето 2022 года эту закономерность отражают.
Топ-5 государств с самой высокой инфляцией (по данным на середину 2022 года):
1. Зимбабве — 257 процентов
2. Ливан — 210 процентов
3. Венесуэла — 167 процентов
4. Судан — 149 процентов
5. Сирия — 139 процентов
Подавляющее большинство мировых Центробанков таргетирует инфляцию — стремится удержать ее в пределах определенного показателя с помощью кредитно-денежной политики. Страны с развитой экономикой чаще всего устанавливают цель по инфляции на уровне 2 процентов, а страны с формирующимся рынком — от 3 процентов и выше.
Для российского Центрального банка показатель составляет 4 процента, однако сейчас реальные темпы роста цен в разы превышают таргет.
Государство заинтересовано в том, чтобы инфляция оставалась на умеренном уровне — рост цен сказывается на настроениях в обществе. Кроме того, высокие темпы инфляции создают ситуацию повышенной неопределенности, сказывающейся на принятии решений, что в итоге может ударить по разнообразным экономическим показателям.
Чтобы влиять на инфляцию, мировые Центробанки устанавливают главную ставку — в России она называется ключевой. Задача состоит в том, чтобы регулировать уровень спроса на деньги в экономике.
Через цепочку взаимосвязей ставка влияет на целый ряд процессов, а они уже в итоге определяют темп прироста потребительских цен. От ее уровня зависит стоимость денег в экономике — то, насколько дорого заемщикам обходится финансирование (и банковское, и через выпуск облигаций).
Когда ставка низкая, кредиты становятся дешевле, и денег в экономике таким образом становится больше: денежная масса растет. Средства оказываются в распоряжении населения и бизнеса, а они, в свою очередь, обеспечивают спрос на товары и услуги. Заодно низкая ключевая ставка делает менее выгодной стратегию сбережения, тоже побуждая тратить больше: вслед за ней становятся ниже ставки по депозитам. Растущий же спрос, в свою очередь, становится проинфляционным фактором.
Однако держать ставки высокими постоянно невыгодно, поскольку у низкого уровня ставок есть преимущество стимуляции экономики. К ним прибегают в ситуациях спада, чтобы поддерживать бизнес дешевыми кредитами. Поэтому задачей регуляторов становится поиск такого уровня ставки, который будет одновременно и приемлем для экономической активности, и достаточен для сдерживания инфляции. Разгоняя спрос, Центральный банк должен не допускать при этом его избыточного уровня.
Регуляторы стремятся оказать влияние и на инфляционные ожидания населения: например, Банк России влияет на оценки экономических агентов с помощью своей информационной политики, адресуя разъяснения и рынку, и частным лицам.
«Ожидания участников экономики существенно влияют на экономику в целом и инфляцию в частности. Поэтому Банк России подробно объясняет, что и почему происходит с ценами и как на это влияет регулятор», — поясняет у себя на сайте ЦБ.