Русские деревни на Алтае стали образовываться беглыми крестьянами, которые считали своим долгом сохранить «правую божью веру». До сих пор многие семьи живут по укладу прежних веков, однако цивилизация все же сказывается на их образе жизни, быте и общении с внешним миром. Фотограф Надежда Крылова запечатлела реалии, в которых живут эти люди. Фотопроект стал лауреатом конкурса Sony World Photography Awards в 2022 году. «Лента.ру» публикует ее снимки, в том числе и те, которые не были показаны ранее.
Церковные реформы патриарха Никона в 50-е годы XVII века привели к расколу русской церкви. Реформы были продиктованы политическими интересами, не учитывавшими сущность и характер русского народа. Политика модернизации церкви и веры вызвала сильное сопротивление у верующих, преимущественно — у находящихся в крепостной зависимости крестьян.
При отсутствии физической свободы единственным утешением и доказательством жизни для людей была вера в Бога; в ритуалах, обрядах и традициях проявлялась творческая и жизненная сила крестьян. В связи с этим предписания об изменении обрядов и священных текстов, а также последующее принуждение их приятия, привели к массовым бегствам верующих в поисках мест, где можно было скрыться и «спасти истинную веру», унаследованную ими от предков. Таким образом регион Алтая стал одним из центров, в котором староверы нашли убежище и возможность свободной жизни для себя и своих потомков.
Горы на этой территории стали надежным укрытием, а природа, изобилующая естественными ресурсами, дала возможность основать поселения и укореняться. В начале XIX века среди народа стали распространяться рукописные сочинения, в том числе легенда о некоем Беловодье. Стране с белыми реками и кисельными берегами, где царит благочестие и благоденствие, где нет гонений и где человек может трудиться и молиться в мире и справедливости. Маршруты вели через Уймонскую долину. Долина окружена Теректинским и Катунским хребтами. Катунский хребет покрыт лесами, Теректинский более оголенный. В лесах водится зверь, а на территории самой долины — плодородные почвы. Многочисленные притоки рек Катуни, Усть-Коксы, Мульты образуют водный лабиринт. Река Аккем, берущая начало из главной вершины Алтая Белухи, окрашена в белый цвет из-за высокого содержания голубой глины. Мощный поток белого цвета врываются в Катунь и оставляет белые разводы. Некоторые говорят, что еще в середине XX века Катунь вся была белого цвета в самом жарком месяце июле. Кто-то рассказывает, что Беловодье — это туманы, которые простираются по всей площади долины в раннее утро. И если наблюдать с вершины хребта, то можно увидеть, как гигантские белые струи туманов движутся волнообразно, напоминая течение реки. Кто-то утверждает, что Беловодье можно найти в своем собственном мировосприятии и проживании жизни — это труд, это стойкость, любовь к себе и к другим людям.
Путешествуя и знакомясь с жителями этих старообрядческих сел, моей целью не было искать людей, полностью сохранивших старообрядческий уклад во всех его формах и ритуалах, и открывать найденное для всех. Мне хотелось прочувствовать и обнаружить некий дух, то состояние теперь уже потомков беглых переселенцев, которые когда-то нашли после гонений свой прижизненный рай среди красивой и изобильной природы, у которых помимо животного инстинкта самосохранения была непоколебимая вера в Бога и неотступная вера в жизнь.
Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 год
Фото: Надежда Крылова
Иван Никитич — прямой потомок одного из основателей старообрядческого села Верх-Уймон. Вместе с супругой признали священство и посещают старообрядческую церковь в селе Замульта. Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 год
Фото: Надежда Крылова
Павел Михайлович и Евгения Семеновна Огневы. «Я шел из миру, а она шла в мир». Так Павел Михайлович упоминает свою первую жену. Встретившись и полюбив Евгению Семеновну, они начали строить свою жизнь на духовных принципах. Любовь, доверие, внимание помогли им построить дом, вырастить и воспитать десятерых детей. Лог Батунный, Алтайский край, 2021 год
Фото: Надежда Крылова
Максим. Уймонская долина окружена двумя хребтами — Теректинским и Катунским. Слово терек означает «тополь». Тополь упоминается в алтайской мифологии и символизирует Дерево Жизни. Село Теректа, Республика Алтай, 2021 год
Фото: Надежда Крылова
Село Тоурак, Алтайский край, 2021 год
Фото: Надежда Крылова
Иван, Георгий, Михаил у подножия горы Плешивой. Культура старообрядцев построена на глубокой связи с природой. На это повлияла история самого переселения. Для того чтобы основать поселения на Алтае, семьи переселенцев преодолевали расстояния в несколько десятков тысяч километров из европейской части России, на это уходили десятки лет. Сменялись поколения, многие не выживали, основывали временные поселения. С собой они перевозили лишь самое необходимое — священные книги, кресты и иконы. Вот почему культуру отличают не только соблюдение религиозных обрядов, но сила и устойчивость, способность жить в природных условиях, чуткость, наблюдательность. Село Куяча, Республика Алтай, 2021 год.
Фото: Надежда Крылова
Лог Батунный, Алтайский край, 2021 год
Фото: Надежда Крылова
Иван, гора Сосновая, село Куяча, Алтайский край, 2021 год
Фото: Надежда Крылова
Село Верх-Уймон — самое первое село, основанное старообярдцами в Уймонской долине. Там их называют кержаками — то есть пришедшими с реки Кержень Новгородской области. В настоящее время в селе часть верующих признала новопостроенную старообрядческую церковь — это «поповцы», другие — «беспоповцы» — совершают молитвенные богослужения в молебном доме. Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 год.
Фото: Надежда Крылова
Никифор. На стоянке в логу Батунном Павел Михайлович вместе с сыновьями занимаются «рукоделием». Каждый из сыновей выбрал свое личное дело. Выделка кожи, плетение веревок, разведение пчел, тренировка лошадей. Лог Батунный, Алтайский край, 2021 год