Вводная картинка

На Алтае живут семьи старообрядцев. Как они следуют древнему укладу в XXI веке?

00:01, 23 марта 2023Фото: Надежда Крылова

Русские деревни на Алтае стали образовываться беглыми крестьянами, которые считали своим долгом сохранить «правую божью веру». До сих пор многие семьи живут по укладу прежних веков, однако цивилизация все же сказывается на их образе жизни, быте и общении с внешним миром. Фотограф Надежда Крылова запечатлела реалии, в которых живут эти люди. Фотопроект стал лауреатом конкурса Sony World Photography Awards в 2022 году. «Лента.ру» публикует ее снимки, в том числе и те, которые не были показаны ранее.

Церковные реформы патриарха Никона в 50-е годы XVII века привели к расколу русской церкви. Реформы были продиктованы политическими интересами, не учитывавшими сущность и характер русского народа. Политика модернизации церкви и веры вызвала сильное сопротивление у верующих, преимущественно — у находящихся в крепостной зависимости крестьян.

При отсутствии физической свободы единственным утешением и доказательством жизни для людей была вера в Бога; в ритуалах, обрядах и традициях проявлялась творческая и жизненная сила крестьян. В связи с этим предписания об изменении обрядов и священных текстов, а также последующее принуждение их приятия, привели к массовым бегствам верующих в поисках мест, где можно было скрыться и «спасти истинную веру», унаследованную ими от предков. Таким образом регион Алтая стал одним из центров, в котором староверы нашли убежище и возможность свободной жизни для себя и своих потомков.

Горы на этой территории стали надежным укрытием, а природа, изобилующая естественными ресурсами, дала возможность основать поселения и укореняться. В начале XIX века среди народа стали распространяться рукописные сочинения, в том числе легенда о некоем Беловодье. Стране с белыми реками и кисельными берегами, где царит благочестие и благоденствие, где нет гонений и где человек может трудиться и молиться в мире и справедливости. Маршруты вели через Уймонскую долину. Долина окружена Теректинским и Катунским хребтами. Катунский хребет покрыт лесами, Теректинский более оголенный. В лесах водится зверь, а на территории самой долины — плодородные почвы. Многочисленные притоки рек Катуни, Усть-Коксы, Мульты образуют водный лабиринт. Река Аккем, берущая начало из главной вершины Алтая Белухи, окрашена в белый цвет из-за высокого содержания голубой глины. Мощный поток белого цвета врываются в Катунь и оставляет белые разводы. Некоторые говорят, что еще в середине XX века Катунь вся была белого цвета в самом жарком месяце июле. Кто-то рассказывает, что Беловодье — это туманы, которые простираются по всей площади долины в раннее утро. И если наблюдать с вершины хребта, то можно увидеть, как гигантские белые струи туманов движутся волнообразно, напоминая течение реки. Кто-то утверждает, что Беловодье можно найти в своем собственном мировосприятии и проживании жизни — это труд, это стойкость, любовь к себе и к другим людям.

Путешествуя и знакомясь с жителями этих старообрядческих сел, моей целью не было искать людей, полностью сохранивших старообрядческий уклад во всех его формах и ритуалах, и открывать найденное для всех. Мне хотелось прочувствовать и обнаружить некий дух, то состояние теперь уже потомков беглых переселенцев, которые когда-то нашли после гонений свой прижизненный рай среди красивой и изобильной природы, у которых помимо животного инстинкта самосохранения была непоколебимая вера в Бога и неотступная вера в жизнь.

Кирилл — один из десяти детей старообрядческой семьи Огневых. В настоящее время семья Огневых — одна из нескольких семей в Куяче, до сих пор исповедующих «истинную» веру. Быт, организация жизни, семейные отношения построены на принципах истинной веры. Молитва перед каждым приемом пищи и после него. Как правило, много детей, уважение и почитание старших, соблюдение поста, ручной труд и изготовление вещей своими руками, чуткое взаимодействие с природой. Село Куяча было образовано старообрядцами — поморцами, первые упоминания в начале XIX века. Алтайский край, 2021 год.

Кирилл — один из десяти детей старообрядческой семьи Огневых. В настоящее время семья Огневых — одна из нескольких семей в Куяче, до сих пор исповедующих «истинную» веру. Быт, организация жизни, семейные отношения построены на принципах истинной веры. Молитва перед каждым приемом пищи и после него. Как правило, много детей, уважение и почитание старших, соблюдение поста, ручной труд и изготовление вещей своими руками, чуткое взаимодействие с природой. Село Куяча было образовано старообрядцами — поморцами, первые упоминания в начале XIX века. Алтайский край, 2021 год.

Фото: Надежда Крылова

Горная река Мультушка, Республика Алтай, 2021 год

Горная река Мультушка, Республика Алтай, 2021 год

Фото: Надежда Крылова

Сергей и Владимир с собакой на повозке, запряженной лошадью. Они перевозят борону для обработки земли. Село Мульта, Республика Алтай, Россия, 2021 год

Сергей и Владимир с собакой на повозке, запряженной лошадью. Они перевозят борону для обработки земли. Село Мульта, Республика Алтай, Россия, 2021 год

Фото: Надежда Крылова

Село Куяча, Алтайский край, 2021 год

Село Куяча, Алтайский край, 2021 год

Фото: Надежда Крылова

Савелий, село Куяча, Алтайский край, 2021 год

Савелий, село Куяча, Алтайский край, 2021 год

Фото: Надежда Крылова

«Когда была молода и глупа, ты к любви меня склонял. Теперь взросла и большая, так ты любить меня не стал. Пойду я с горки в чисто поле, пущусь я в океан. Пущай волной меня качает, но я крепко буду спать...» Мне нравилась эта песня, потому что я мужа любила. Мы сначала мало пожили вместе, год, затем он уехал учиться на радиста, мы разошлись. Так когда запою эту песню, так рыдаю… Родила мальчика от него, до восьми месяцев вырастила, и он вернулся, мы сошлись. Он не стал никого брать, и я тоже не пошла, потому что я любила его. Мы сошлись и прожили 63 года вместе. Любить — это большая штука, надо любить уметь аккуратно, чтобы не спугнуть эту любовь. А как спугнешь, то все, не пойдет. Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 год.

«Когда была молода и глупа, ты к любви меня склонял. Теперь взросла и большая, так ты любить меня не стал. Пойду я с горки в чисто поле, пущусь я в океан. Пущай волной меня качает, но я крепко буду спать...» Мне нравилась эта песня, потому что я мужа любила. Мы сначала мало пожили вместе, год, затем он уехал учиться на радиста, мы разошлись. Так когда запою эту песню, так рыдаю… Родила мальчика от него, до восьми месяцев вырастила, и он вернулся, мы сошлись. Он не стал никого брать, и я тоже не пошла, потому что я любила его. Мы сошлись и прожили 63 года вместе. Любить — это большая штука, надо любить уметь аккуратно, чтобы не спугнуть эту любовь. А как спугнешь, то все, не пойдет. Село Верх-Уймон, Республика Алтай, 2021 год.

Фото: Надежда Крылова

Дети в летнее время под мостом, купаются в горной речке Мультушке, а затем греются около костра. Село Мульта, Республика Алтай, 2021 год

Дети в летнее время под мостом, купаются в горной речке Мультушке, а затем греются около костра. Село Мульта, Республика Алтай, 2021 год

Фото: Надежда Крылова

Анастасия и Дмитрий Огневы, село Куяча, Алтайский край, 2021 год

Анастасия и Дмитрий Огневы, село Куяча, Алтайский край, 2021 год

Фото: Надежда Крылова

Псалтырь, основная книга для домашней молитвы в доме Татьяны Даниловны — наставника в старообрядческой общине беспоповцев в селе Верх-Уймон. Священные книги — это Слово Божье, и именно сохранение текстов в неизменном виде стало долгом для староверов. Республика Алтай, Россия, 2021 год.

Псалтырь, основная книга для домашней молитвы в доме Татьяны Даниловны — наставника в старообрядческой общине беспоповцев в селе Верх-Уймон. Священные книги — это Слово Божье, и именно сохранение текстов в неизменном виде стало долгом для староверов. Республика Алтай, Россия, 2021 год.

Фото: Надежда Крылова

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир