Последние несколько лет показывают рост интереса к сегменту интернет-торговли. Одни предприниматели параллельно с основной деятельностью пробуют себя на маркетплейсах, другие стремятся к расширению уже имеющегося бизнеса. Но с ростом продаж попутно растут и затраты на логистику. В определенных сегментах они могут составлять до 70 процентов от стоимости продукта. И при таком соотношении уже сложно говорить о сколько-нибудь высокой маржинальности. Один из способов увеличить доходность бизнеса — сократить накладные расходы, а для этого в том числе важно правильно выбрать транспорт, который будет задействован в грузоперевозках. Конкретный пример — в материале «Ленты.ру».
Подмосковные Химки в последние годы стали одним из самых активно застраиваемых городов Подмосковья. С начала 2000-х годов крупнейшие столичные девелоперы приступили к комплексному освоению свободных территорий. Квартал за кварталом здесь начали появляться многоэтажки. Параллельно развивалась и инфраструктура. И речь в данном случае даже не о больницах, школах и детских садах, а о сфере услуг и малом бизнесе — небольших магазинах, парикмахерских, кафе и ресторанах. О магазине с экопродуктами мечтал и Дмитрий, переехавший в этот район несколько лет назад и задумавший открыть собственное дело.
«Я устал просыпаться в пять утра и ехать два часа по пробкам на работу. Мне хотелось найти работу поближе к дому или открыть собственное дело. А продуктовый магазин с качественными товарами мне всегда казался отличной идеей, которая будет приносить постоянный доход», — рассказывает Дмитрий, работавший тогда системным администратором почти в центре Москвы.
Сейчас у него в Химках уже несколько магазинов. Продукты длительного хранения, напитки, выпечку и хлеб он заказывает у проверенных поставщиков, но вот свежие овощи и фрукты — именно то, чем его торговые точки отличаются от других, — закупает сам.
«Приходится два-три раза в неделю ездить на плодоовощную базу и к фермерам в Подмосковье. С учетом местных разъездов, накатываю по делам чуть больше тысячи километров в неделю», — говорит он.
Долгое время для доставки продуктов Дмитрий использовал фургон Mercedes-Benz Sprinter Classic, купленный новым, но буквально только что поменял его на отечественный «Соболь NN».
«За свои пять лет Sprinter честно отъездил более 300 тысяч километров, после чего и без того дорогое содержание машины стало совсем накладным. То одно, то другое начало выходить из строя, а цены на запчасти и расходники сильно выросли. К тому же на кузове, несмотря на весьма скромный возраст, начала местами проступать коррозия», — говорит предприниматель.
По его словам, главная проблема — длительный срок ожидания на некоторые запчасти, из-за чего машина на некоторое время вставала на прикол.
«Особенно тяжелым по затратам вышел последний год, когда внепланово пришлось менять полуось в сборе со ступицей (из-за обрыва болта крепления заднего колеса и неудачной попытки высверливания обломка), карданный вал в сборе, турбину и передние ступичные подшипники», — поделился предприниматель.
Последней каплей стал недельный простой из-за ремонта форсунок, также влетевший в копеечку и потребовавший привлечения стороннего перевозчика для доставки продуктов в магазины. В итоге, оценив свои расходы на поддержание «Мерседеса» в боеспособном состоянии, Дмитрий пришел к выводу, что ему выгоднее взять в лизинг новый фургон. «Вдобавок я уже устал гадать, какой неприятный сюрприз машина подкинет завтра, что у нее сломается на этот раз. Ну это же не дело, правда?»
Дальше перед Дмитрием встал вопрос, какой автомобиль выбрать на замену Sprinter. По официальным каналам поставки всех европейских фургонов к нам прекратились. На рынке, правда, встречаются экземпляры, ввезенные в рамках параллельного импорта, однако их цены неподъемны. «За новый Ford Transit просят 4,5 миллиона, а за Sprinter надо выложить все шесть! Я не понимаю, каким бизнесом надо заниматься, чтобы оправдать такие вложения в легкий коммерческий автомобиль», — говорит предприниматель.
Выручил отечественный автопром: как раз накануне нового года у газовских дилеров появились первые партии фургона «Соболь NN», который пришелся нашему герою впору.
«Машина приглянулась и разумной на фоне иномарок (ценой до трех миллионов рублей), и выгодными условиями гарантии (заявлены четыре года или 200 тысяч километров пробега на автомобиль в целом и целых 12 лет от появления сквозной коррозии), и удивительно богатой комплектацией. В моем Mercedes не было и половины тех опций, которыми располагает новый "Соболь". А поскольку я работаю на фургоне сам, для меня это важно. Очень понравились современная мультимедийная система и подрессоренное сиденье — прямо как на дальнобойной фуре! И к зиме машина хорошо подготовлена: тут есть предпусковой подогреватель и электроподогрев ветрового стекла, тогда как на моем прежнем отнюдь не дешевом Mercedes — вы не поверите — не было даже таких банальных вещей, как подогрев сиденья или зеркал. Если бы у "Соболя NN" еще и руль подогревался, было бы совсем замечательно», — сказал он.
В общем, через несколько дней после первого визита к дилеру Дмитрий уже ехал на овощную оптовку за рулем нового фургона ГАЗ.
Конечно, прежде чем заключить договор лизинга, Дмитрий внимательно просчитал все экономические аспекты планируемого приобретения.
«За точку отсчета я взял собственный Sprinter: во сколько обошлась бы его эксплуатация, если бы такой же автомобиль оказался у меня сейчас новым. Даже если не принимать в расчет значительную разницу в стоимости, ситуация складывается не в пользу иномарки», — говорит бизнесмен.
Считайте сами: страховка КАСКО для «Соболя NN» ощутимо дешевле, а срок гарантии — на год больше. По расходам на топливо отечественный фургон тоже предпочтительнее: за счет наличия шестой передачи на трассе он экономичнее, чем прежний Sprinter с пятиступенчатой коробкой. Периодичность ТО для «немца» составляет 15 тысяч километров, а для «Соболя NN» — 20 тысяч. При этом каждое ТО на Sprinter обходится существенно дороже: на разных пробегах переплата составляла бы примерно от 9,5 до 25 тысяч рублей. Таким образом, за три года и условные 180 тысяч километров пробега только на стоимости обслуживания Sprinter дополнительно «скушает» больше 200 тысяч рублей.
Сюда же можно прибавить минимум 50 «лишних» тысяч за разницу в цене быстроизнашиваемых расходников, которые потребуется заменить за этот же пробег. А ведь, например, амортизаторы у Sprinter при сопоставимом ресурсе почти вчетверо дороже! А если учесть еще и потерю стоимости самого автомобиля, то на круг за те самые три года «Соболь» сэкономит около миллиона рублей. Серьезная цифра? Более чем.
«Меня привлекли не только цена и недорогое ТО. Со Sprinter я ошибся в типоразмере. Взял про запас фургон с длинной базой, однако его полная вместимость так никогда и не использовалась. Зато избыточная длина делала чрезвычайно сложной парковку для разгрузки возле магазинов. В Химках со стоянкой трудно, очень много машин и днем, и ночью, периодически приходилось останавливаться вторым рядом и разгружать машину, перекрыв движение. А еще при покупке я не придал значения высоте Sprinter — 2,6 метра. И лишь потом я узнал, что на многих автомойках, автосервисах для легковых машин и паркингах высота въездных ворот на обидные десять сантиметров меньше этой величины», — сказал Дмитрий.
В этом плане «Соболь NN» оказался для Дмитрия идеальным вариантом: его рост — 2445 миллиметров — вплотную подходит к 2,5-метровой отметке, но не превышает ее, а компактная длина (5,1 метра) позволяет спокойно пользоваться парковочными местами для легковых машин. В то же время при своих скромных габаритах «Соболь NN» почти не уступает по вместимости грузового отсека (около восьми кубометров) куда более крупному фургону «ГАЗель». Заслуга этого — в более рациональной конструкции кузова с практически вертикальными боковыми стенками и предельно компактными колесными арками.
«Специфика моей работы такова, что я почти никогда не вожу грузы на палетах, — рассказывает Дмитрий. — Чаще всего овощи и фрукты мы получаем в небольших ящиках, которые равномерно распределяем по полу кузова в несколько ярусов. Но если вдруг по хозяйству понадобится подвезти, например, стройматериалы, то к таким задачам мой новый помощник тоже готов на все сто. Внутрь свободно влезают три европалеты, а в передней стенке кузова есть съемный люк, благодаря которому возможна перевозка 3,2-метровых длинномеров».
«Свой новый "Соболь NN" я называю вездеходом. Знаете, почему? — спрашивает Дмитрий. — Я выбрал облегченную модификацию, полная масса которой по документам — всего 2,49 тонны. И теперь спокойно передвигаюсь на фургоне по всей Москве, как на легковой машине, не переживая за возможность быть оштрафованным вне улиц грузового каркаса или в левом ряду МКАДа».
Вероятно, для некоторых читателей тут потребуется пояснение. Водители легковушек, не имеющие опыта эксплуатации малотоннажных грузовичков и фургончиков, зачастую понятия не имеют о ряде правовых ограничений, которые распространяются на подобную технику. Настоящим открытием для многих станет тот факт, что даже классический полноприводный пикап — вроде Toyota Hilux или Ford Ranger — является по документам грузовым автомобилем, а потому не имеет права, например, ездить в левом ряду многополосных дорог: за это полагается штраф. А в Москве есть и другие нюансы. Автомобилям грузоподъемностью более тонны нельзя просто так днем заезжать в пределы Третьего транспортного кольца: нужен специальный пропуск. А если полная масса грузовика превышает 2,5 тонны, свободно перемещаться по столице ему можно только по так называемому «грузовому каркасу», который состоит в основном из радиальных проспектов, колец и связывающих их крупных улиц.
Все перечисленные ограничения в полной мере распространялись на прежний Mercedes Дмитрия, не позволяя пользоваться им как разъездным автомобилем в свободное от основной работы время. «Насколько теперь проще стало ездить по городу, сполна оценил в первую же неделю эксплуатации "Соболя"!» — отмечает предприниматель.
Использует автомобиль Дмитрий не только для работы.
«Уже два раза съездили с супругой на выходные к родителям на дачу, в Тульскую область. Это почти 200 километров в одну сторону, и оказалось, что на "Соболе NN" этот путь преодолевать даже удобнее, чем на нашей легковушке. Высоко сидишь, далеко глядишь, светодиодные фары освещают дорогу великолепно. Подвеска очень мягкая и при этом энергоемкая — ям не боится. Ставишь круиз-контроль на 110 километров в час и катишь в свое удовольствие».
К слову, хоть вездеходом Дмитрий и называет «Соболя» лишь в шутку, но на самом-то деле дачного бездорожья и сельских грунтовок он действительно не боится, ведь дорожный просвет у него — целых 180 миллиметров, на зависть иным кроссоверам! Да и в городе к высоким бордюрам можно спокойно подъезжать, не боясь поцарапать бампер.
«Я доволен новым автомобилем, он устроил меня на все сто. Я получил яркий современный автомобиль (плюс имиджу магазинов), забыл о ремонтах и срыве рейсов, существенно повысил собственный комфорт на рабочем месте и оптимизировал эксплуатационные расходы. А значит — повысил доходность бизнеса», — резюмирует Дмитрий.
erid=2sHEdXsUqY15qYq8dpe4CwZFo4NsPA5caKpAkGLfdSqMCegvFiRtnsth
АО «ГК «Современные транспортные технологии»