Впервые за 70 лет Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии официально обзаведется новым монархом. Коронация Карла III пройдет 6 мая в Вестминстерском аббатстве. Торжественная церемония, как заверяют ее организаторы, будет отражать не только роль суверена в меняющемся мире, но и опираться на тысячелетнюю традицию. Однако новый король восходит на трон в непростое для Великобритании время: за последний год в стране сменилось сразу три премьер-министра, экономические проблемы набирают обороты, а смерть королевы Елизаветы II привела к очередной «войне Виндзоров». Не менее важно, что более половины жителей страны выступают против финансирования коронации Карла III из государственной казны: противники монархии настаивают, что институт короны давно утратил значение из-за формализации власти правителя и потери им реальных полномочий. О том, какими властными рычагами обладает монарх и какую роль он играет во внутренней и внешней политике Великобритании, — в материале «Ленты.ру».
О том, что монарх царствует, но не правит, известно, пожалуй, всем. С момента появления парламента короли и королевы постепенно утрачивали свои права, превращаясь, скорее, в уважаемых и узнаваемых представителей.
Суверен давно не обладает абсолютной властью: парламентская монархия ведет свою историю от восстания баронов при Иоанне Безземельном, в результате которого в 1215 году король вынужден был подписать Великую хартию вольностей. В 1265 году для решения конституционного кризиса был созван первый парламент, который уже к началу XVII века стал играть важную роль в политической жизни страны. Так, по итогам гражданской войны и революции установлен прецедент о невозможности правления короля без согласия парламента. А Билль о правах 1689 года закрепил окончательную победу над абсолютизмом.
Сейчас основная прерогатива монарха — выполнение конституционных и представительских обязанностей. В политическом устройстве страны суверен играет особую роль: он (или она) является не только формальным главой государства и символом нации, но и хранителем политических традиций.
Но на самом деле бесправие монархов сильно преувеличено. Прерогативы суверена необычайно широки, что позволяет говорить о наличии у него реальных рычагов влияния на политическую жизнь в стране и даже за ее пределами.
Король не обязан ставить парламент в известность, объявляя войну или заключая мир. Без участия парламента монарх в качестве верховного главнокомандующего Вооруженными силами Великобритании отдает приказ о передислокации войск или об отправке их за границу. Правда, последним монархом, сделавшим это, стал Георг VI, который в 1939 году объявил войну Третьему рейху.
В качестве главы Англиканской церкви монарх назначает архиепископа Кентерберийского — высшее лицо в церковной иерархии.
Кроме того, король назначает министров, директора вещательной корпорации BBC, руководителя национальной службы здравоохранения, послов за рубежом и, наконец, награждает орденами и медалями, а также жалует титулы.
Тот факт, что монарх может влиять на политическую ситуацию решающим образом, был проиллюстрирован молчаливым вмешательством Елизаветы II в кампанию Brexit: даже несмотря на то что королева никак не комментировала этот вопрос, во многих таблоидах появились сообщения от источников в Букингемском дворце, где утверждалось о поддержке идеи выхода Великобритании из Европейского союза. Никаких опровержений этих заявлений не последовало.
Не меньшее значение имеют прерогативы монарха в отношениях с парламентом.
Хотя законопроекты принимаются палатой общин и палатой лордов, они не могут стать законами без королевского согласия. У монарха есть право наложить вето на определенные законы, но оно используется непублично. Например, Елизавета II воспользовалась этим правом в отношении законопроекта о военных действиях против Ирака в 1999 году. Более того, даже принц Чарльз неформально использовал право вето более десятка раз. «Это открывает глаза тем, кто считает, что королева играет только церемониальную роль», — заявлял Эндрю Джордж, бывший член парламента от либерал-демократов.
Публично при этом в последний раз монарх был не согласен с решением парламента в 1708 году, когда Анна Стюарт отказалась подписать билль о шотландской полиции.
Также суверен традиционно собирает парламент. Новый парламентский год по традиции начинается с тронной речи, которую пишет премьер-министр, а произносит монарх. Это единственное торжественное мероприятие, во время которого палата лордов, палата общин и монарх собираются в одном месте.
Король также имеет право распустить палату общин и назначить новые выборы в нижнюю палату парламента. В последний раз оно было реализовано в 1830 году.
А еще монарх возглавляет Тайный Совет, включающий в себя представителей правительства, оппозиции, церкви, судебной системы и официальных лиц государств — доминионов короны. И хотя этот орган потерял свою значимость, Совет обладает определенным потенциалом в качестве «спящего института».
Монарх также является главой исполнительной власти. Но даже не имея реальных полномочий в этой сфере, он выполняет важные функции, связанные с формированием правительства, которое всегда действует от имени суверена.
Хотя большинство правительственных чиновников в Великобритании избираются голосованием, король вправе сам назначать министров короны. Но такая возможность есть не только у монарха: премьер-министр тоже имеет право назначать королевских министров.
Одна из самых важных прерогатив суверена — назначение премьер-министра. Действительно, правящую партию избирают подданные всеобщим голосованием. Партия выбирает своих лидеров, которые и становятся премьер-министрами, однако монарх утверждает их вступление в должность или отставку.
И хотя многие полагают, что все ограничивается формальным проведением церемонии целования рук (англ. Kissing Hands Ceremony), в истории страны было немало случаев, когда монарх лично принимал решение о назначении политика на пост. Так, в 1957 году победившая на выборах Консервативная партия не имела лидера после отставки сэра Энтони Идена, и королева Елизавета II выбрала и назначила премьер-министром Гарольда Макмиллана. Аналогичным образом в 1963 году премьер-министром стал консерватор Александр Дуглас-Хьюм.
Монарх при этом вправе не только назначить, но и отстранить премьер-министра путем роспуска правительства. В последний раз это произошло в 1834 году, когда король Вильгельм IV отправил в отставку Уильяма Лэма. А в 1975 году по распоряжению Елизаветы II генерал-губернатор Австралии Джон Керр отправил в отставку премьер-министра этой страны Гоффа Уитлема.
Монарх до сих пор остается самым информированным лицом в Великобритании. Все премьер-министры еженедельно наносят визиты Его Величеству, рассказывают о том, что сделано и что они собираются сделать, и выслушивают мнение главы государства. Традиционно их встречи проходят по вторникам в 18:00 и длятся не менее 30 минут.
Протокол в это время не ведется, предмет этих разговоров не разглашается даже после того, как председатель правительства уходит с политической арены. Это правило соблюдается неукоснительно. Как сказал однажды премьер-министр Джон Мейджор: «Монархия стоит над политикой».
За время своего многолетнего правления королеве Елизавете II довелось поработать с 15 премьер-министрами.
Также суверен — единственное лицо, имеющее доступ ко всем записям правительства, которые находятся под грифом «секретно» на протяжении 30 лет.
Нормы о «королевской привилегии», кроме того, дают монарху возможность игнорировать советы министров во времена серьезного конституционного кризиса. Тогда монарх вправе делать что хочет — вплоть до принудительного присвоения и уничтожения собственности своих подданных.
Король или королева является источником правосудия. Все судебные решения выносятся от имени суверена.
Монарх при этом имеет право на помилование. И хотя в последние годы это право не использовалось часто, оно остается действующим. В недавнем прошлом королева Елизавета II воспользовалась таким правом лишь дважды: в 2001 году она помиловала двух преступников, спасших жизнь сотрудника тюремной фермы, когда на того напал кабан. В 2013 году королева посмертно помиловала «отца информатики» Алана Тьюринга, которого осудили в 1952 году по делу о гомосексуализме.
Помилование может выражаться и в сокращении тюремного срока. Например, в 2020 году королевская прерогатива была использована в отношении Стивена Галланта для снижения 17-летнего срока заключения за убийство. Так королева выразила ему свое признание за помощь в задержании террориста Усмана Хана, нападавшего на прохожих на Лондонском мосту в 2019 году.
Монарх стоит выше закона — то есть имеет полный иммунитет от судебного преследования и фактически может нарушать любые законы страны.
Его Величество нельзя привлечь к ответственности, невозможно заставить явиться в суд в качестве свидетеля, на него не распространяется закон о свободе информации.
Помимо прав на официальный титул, королевские регалии, финансовое обеспечение, содержание двора и земель, монарх обладает и другими привилегиями. Например, суверен может водить машину без прав, превышать скорость, путешествовать без паспорта.
Также суверен освобождается от уплаты подоходного налога. Впрочем, в 1992 году королева Елизавета II добровольно отказалась от этой привилегии и до самой смерти платила налог, как и все прочие подданные. Хотя в 2002 году, после смерти королевы-матери Марии Текской, она отказалась платить взнос при вступлении в наследование.
С 1324 года монарх также вправе вершить судьбы всех китов, осетров и дельфинов в водах вокруг Англии и Уэльса. По традиции, короне принадлежат и все лебеди, живущие на реке Темзе и в ее притоках.
Деятельность королевской семьи неразрывно связана с улучшением качества жизни подданных и благотворительностью. Быть частью короны — значит работать на благо страны. Каждый член королевской семьи курирует благотворительные программы и фонды в сфере своих интересов. Карл III, к примеру, активно занимается проектами, связанными с экологической повесткой, а его сын принц Уэльский Уильям, будучи географом по образованию, имеет королевские патронажи в этой сфере.
Королева Елизавета II, в свою очередь, пожертвовала на благотворительность больше, чем любой другой монарх в истории. Сумма ее личных взносов составила около 1,4 миллиарда фунтов стерлингов (примерно 1,4 триллиона рублей). Также она была патроном более чем 600 организаций, а число патронажей ее мужа принца Филиппа насчитывало 780 фондов.
Еще монарх обладает значительными внешнеполитическими полномочиями. Будучи главой государства, он не только представляет страну в международном пространстве, но и имеет право заключать межгосударственные договоры, принимать глав государств в своей резиденции, а также (по представлению премьер-министра и министра иностранных дел и международного развития) назначать послов, консулов и других полномочных представителей за рубежом.
Монарх считается и главой 16 государств Содружества наций — старейшего межгосударственного объединения, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии, в том числе Австралия и Канада.
На сегодняшний день членами Содружества являются 53 независимых государства, в которых проживает почти 2,5 миллиарда человек, в том числе самая густонаселенная страна — Индия. На страны Содружества приходится также четвертая часть мировой суши.
Будучи символом и главой этого союза, суверен имеет огромный авторитет, что помогает ему поддерживать статус организации и влияет на ее эффективность.
Причем сложная система Содружества (которая включает в себя непубличные институты и связана с элитами многих стран мира, чьи представители получали образование в элитарных колледжах и университетах Великобритании) невозможна без монархии как своеобразной «точки сборки».
В Содружестве, впрочем, дела обстоят не так просто, как кажется на первый взгляд. Антигуа и Барбуда планирует воспользоваться моментом, чтобы провести референдум об отказе признавать власть короны. С прошлого года в сторону превращения в республику движется и Ямайка. И лишь треть жителей Канады хочет и дальше находиться под властью короны. Подобные настроения сильны также в Австралии и Новой Зеландии. Правда, местные власти, которые пытаются заручиться поддержкой Великобритании в борьбе с Китаем в рамках блока AUKUS, боятся прямо сейчас идти на резкие шаги с отстранением от монархии.
Несмотря на многочисленные изменения в политическом курсе, во внутренней и внешней политике, смену монархов, две мировые войны, политическая система в Великобритании ни разу не была подвергнута фундаментальному пересмотру.
Неудивительно, ведь монархия превратилась в традицию, сохранила статус священной инстанции и дает жителям страны ощущение преемственности и стабильности. Так, по данным социологических опросов, большинство подданных хотят сохранить монархию.
Впрочем, только время покажет, что будет означать воцарение Карла III для роли и могущества монархии. Ведь как заметил сэр Саймон Дженкинс, член Королевского литературного общества и влиятельный журналист, хотя протокол часто удерживает монарха от действий, Карл III вполне может почувствовать себя вправе играть в политической жизни страны куда более активную роль, чем Елизавета II. Для этого у него есть полномочия.