Спустя 35 лет конфликта в Нагорном Карабахе, сопровождавшегося кровопролитными столкновениями, Азербайджан и Армения сделали большой шаг к мирному соглашению. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что признание территориальной целостности Азербайджана предполагает суверенитет соседней страны над нагорнокарабахскими землями. При этом попытки мирно урегулировать конфликт продолжаются на фоне экономической и транспортной блокады непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Там возникли перебои с поставкой продуктов питания, медикаментов и энергоносителей. Кульминацией же блокады стало появление азербайджанского КПП на дороге Горис — Степанакерт, единственной трассе, связывающей НКР с «большой землей». Военные отказываются пропускать армянские фуры и называют свои действия абсолютно легитимными. В Армении, напротив, считают их нарушением трехсторонних договоренностей. В чем состоит замысел властей Азербайджана, что сейчас происходит в Лачинском коридоре и как Армения планирует решить вопрос с Нагорным Карабахом — разбиралась «Лента.ру».
Слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна о готовности признать Нагорный Карабах частью Азербайджана ожидаемо разошлись на цитаты, их стали охотно комментировать политики и журналисты. Однако идею о взаимном признании двух стран в границах 1991 года и необходимости прямых переговоров Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской республики политик продвигает на протяжении последних месяцев.
Реализация этих предложений, впрочем, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Так, по словам президента России Владимира Путина, «ситуация развивается в направлении урегулирования», однако решены далеко не все вопросы.
Выход из многолетнего конфликта обсуждается сейчас в европейских столицах: 25 мая переговоры прошли в Москве, а уже 1 июня состоятся в Кишиневе — на полях саммита Европейского политического сообщества. На первой встрече стороны так и не смогли согласовать рамочный документ: по словам Никола Пашиняна, камнем преткновения стал вопрос с разблокированием Лачинского коридора.
Лачинский коридор — участок горной трассы длиной всего шесть километров, протянувшейся от границы с Арменией в Степанакерт — столицу непризнанной Нагорно-Карабахской республики. После окончания 44-дневной (второй карабахской) войны он официально стал зоной ответственности российского миротворческого контингента, а для местных жителей — фактически дорогой жизни.
Попытки заблокировать дорогу и критическую инфраструктуру, расположенную вдоль нее, начались в декабре 2022 года. Сначала там расположились «экологические активисты» из Азербайджана. Протестуя против «бесконтрольного освоения природных ресурсов», они отказывались пропускать любые автомобили и фуры, за исключением машин российских военных и Международного Красного Креста.
Затем в НКР пропал газ — азербайджанская сторона перекрыла потоковую магистраль и частично разблокировала ее только спустя несколько недель. Впоследствии отключения периодически повторялись.
В городах региона возникли перебои со светом, водой и товарами первой необходимости. Остановились сотни предприятий, десятки тысяч людей потеряли работу, еще больше не могли вернуться в свои дома из-за блокады коридора.
И хотя на большинство товарных позиций властям пришлось ввести талоны и карточки, российские грузы, ввозимые миротворцами, помогли несколько ослабить дефицит.
Ситуация окончательно осложнилась 23 апреля, когда азербайджанская сторона установила военный КПП, окончательно отрезав регион от «большой земли». Уже в начале мая там появились кабинки паспортного контроля и сканеры для большегрузов, призванные предотвратить ввоз «неоформленных» товаров.
Несмотря на заверения дипломатов ситуация не изменилась: с декабря 2022 года ни один житель Нагорного Карабаха не сумел уехать в Армению по дороге в Степанакерт. С учетом нарастающего кризиса в здравоохранении, продовольствии и энергобезопасности, ситуация рискует обернуться гуманитарной катастрофой.
Власти Армении неоднократно призывали на помощь российских миротворцев и дипломатов, ссылаясь на шестой пункт трехстороннего соглашения, согласно которому Лачинский коридор должен оставаться открытым для пассажирского транспорта и грузов. Гарантии на этот счет взяли на себя российские военные. Однако теперь Россия заняла сдержанную позицию и не стала принуждать Азербайджан к снятию блокады.
«Мы неоднократно говорили, что российские миротворцы делают все возможное для урегулирования обстановки на земле. Никакие публичные нападки делу не помогают, ситуации были и похуже. Работаем для того, чтобы ситуация эта была улучшена», — говорила пресс-секретарь МИД России Мария Захарова в декабре 2022 года.
Дело в том, что Азербайджан, хоть и не прямо, увязывает свои действия с приостановкой работы над мирным соглашением — документом, который должен окончательно урегулировать взаимные территориальные и политические претензии с Арменией.
«Из-за неконструктивной позиции Армении с ноября прошлого года между сторонами не проводилось очных встреч. Но благодаря настоянию и многочисленным призывам международных партнеров ожидается, что Армения в ближайшее время вернется за стол переговоров», — заявил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов 27 апреля.
И, похоже, эта тактика сработала. 22 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян формально признал Нагорный Карабах частью Азербайджана, а также заверил, что переговоры будут продолжены.
Уже 25 мая лидеры двух стран встретились в Москве. И хотя ничего конкретного о будущем соглашении не прозвучало, стороны подчеркнули намерение признать территориальную целостность друг друга и в перспективе нормализовать отношения.
Россию такая развязка, несмотря на очевидное нарушение договоренностей, вполне устраивает. Желание армянской стороны отсрочить вопрос об интеграции Нагорного Карабаха понятно и объяснимо.
Не говоря уже о стремлении сохранить приемлемые отношения с Турцией, главным союзником Азербайджана и одним из немногих партнеров, который продолжает развивать экономические отношения с Россией вопреки санкциям Запада.
С другой стороны, утверждать, что Россия выступает исключительно на стороне Азербайджана, тоже нельзя. Более того, инциденты, связанные с попытками не пропускать миротворцев через возведенный КПП и нарушением режима прекращения огня, явно не подтверждают таких намерений.
Все это, безусловно, раздражает власти Армении, загнанные в тупик позицией ближайшего союзника. Более того, после инцидента с пропускным пунктом армянские власти, хотя и не напрямую, впервые заверили, что продолжение такой политики позволит республике искать более радикальные пути преодоления кризиса, если переговоры в очередной раз зайдут в тупик.
«Мы хотим понять, есть ли у российской стороны в этом плане финишная черта, рубеж, чаша терпения (...). Отсутствие действенных шагов с российской стороны позволит властям и народу Арцаха решать свои дальнейшие действия», — пояснил министр иностранных дел непризнанной НКР Сергей Казарян.
Осознавая последствия невмешательства России в судьбу региона, власти Армении озаботились поиском новых союзников задолго до последней эскалации, и попытки привлечь к разрешению кризиса другие страны принесли результат. В первую очередь речь идет о США и Франции, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Эти страны прямо указали Азербайджану на неприемлемость блокады региона и жестко потребовали восстановить доступ к «дороге жизни».
Франция давно стремится стать основным посредником в переговорах двух стран. Ее симпатии очевидны: к примеру, французская сторона настаивает на прямом диалоге Азербайджана и непризнанной НКР по вопросам прав армянского населения и условий возможной интеграции.
Разумеется, такие условия для Азербайджана неприемлемы, однако от посредничества Франции он отказывать не намерен — по крайней мере до тех пор, пока на Западе придерживаются тезиса о сохранении территориальной целостности в общепризнанных границах и не пытаются принудить республику санкционными методами.
Еще дальше в вопросе урегулирования продвинулись США. 1 мая министры иностранных дел Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов впервые за полгода встретились в пригороде Вашингтона на переговорах, организованных государственным секретарем Энтони Блинкеном. Какой-либо конкретики по вопросу преодоления блокады там тоже не прозвучало, но американская сторона потребовала разблокировать коридор, указав, что блокада не способствует установлению мира.
Рано говорить, что усилия США и Франции помогли продвинуться в разрешении кризиса, однако очевидно, что Армения сделала ставку на помощь этих стран в отстаивании своих интересов. Ведь если поддержка России, пусть и временно, ослабла, усилия западных государств могут сохранить шаткий статус-кво до лучших времен.
Грядущая встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна также состоится при западном посредничестве. Как сообщает Reuters, политики могут встретиться на саммите Европейского политического сообщества, который откроется 1 июня в Кишиневе. И, как уже было сказано, США и Франция будут стремиться усилить переговорную позицию Армении настолько, насколько это возможно.
Примечательно, что такие жесты не прошли мимо армянского общественного мнения. В марте 2023 года Международный республиканский институт (IRI) опубликовал результаты опроса, согласно которому лучшими друзьями своей страны жители Армении считают Францию (96 процентов) и Соединенные Штаты (88 процентов).
Россия в этом рейтинге заняла седьмую строчку — только 50 процентов армян полагают, что отношения двух стран остаются хорошими. Для сравнения: в 2018 году этот показатель составлял 87 процентов. Причины такой динамики лежат на поверхности — неспособность России, как уверены граждане Армении, отстоять права жителей НКР в ситуации азербайджанской угрозы.
Тем не менее дипломатические усилия западных стран пока вызывают лишь раздражение у российских властей. Например, 2 мая пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя встречу министров иностранных дел, категорично заявил, что единственным механизмом по урегулированию кризиса, вопреки стараниям Франции и США, остается трехстороннее соглашение.
Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко считает, что Франция и США в скором времени могут окончательно перехватить у России «эстафетную палочку» главных переговорщиков по этому конфликту: «Там есть системность внешнеполитического подхода. При этом и в Азербайджане, и в Армении будут слушать представителей Франции и США, у них будет для этого большая внешнеполитическая мотивация». Несмотря на то что западные страны симпатизируют скорее Армении, это не станет проблемой и для Азербайджана, сказал эксперт.
Олег Бондаренко уверен, что Россия стремительно утрачивает позиции переговорщика между Азербайджаном и Арменией, и недавняя перепалка между Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном в Кремле тому ярчайший пример. «Ильхам Алиев чувствует свое преимущество: для российской стороны он ближе — как выходец из правящей политической элиты, в отличие от Никола Пашиняна, который стал премьером на волне революции», — говорит эксперт.
При этом Олег Бондаренко уверен, что взаимные претензии двух стран невозможно взять и решить за несколько встреч даже на самом высоком уровне: «Для этого должна вестись системная работа на протяжении многих лет. Каждая из сторон должна понимать, что она что-то потеряет, если отвергнет предложение посредника».
Намерение Армении урегулировать кризис в свою пользу очевидно и разумно, а стремление подкрепить позицию на переговорах за счет членов Минской группы ОБСЕ — ожидаемый шаг. Однако такие действия существенно ослабляют политическое влияние России в Закавказье. Глобально это может грозить даже изменением вектора сотрудничества региона на западный. Рисковать столь сильно Россия не имеет права, даже если речь идет о длительных перспективах.
При этом пока нельзя с уверенностью заявить о переориентации закавказских республик на Запад. По сути, сейчас они вынуждены принимать посредничество США и европейских стран потому, что находятся в дипломатическом тупике: Армения понимает, что ввиду наличия крупной армянской диаспоры западные страны будут к ней более расположены, а Азербайджану нужно продавать на Запад свои ресурсы.
Осложняет проникновение Запада в Закавказье и принципиальность вопроса о Нагорном Карабахе для всех заинтересованных сторон. И Армения, и Азербайджан уже понесли огромные потери в борьбе за этот регион, а России важно сохранить свой миротворческий форпост, чтобы как минимум обозначать там свое присутствие, пока основные внешнеполитические усилия сосредоточены на Украине.