В мире почти не осталось такой области, на которую не повлияло бы изменение климата. От глобального потепления в последнее время все больше и больше страдают парфюмеры. В одних странах аномальная жара высушивает плантации необходимых для создания духов цветов, а в других — мощные штормы уничтожают целые поля нужных растений. Перспективы неутешительные: духи становятся почти на вес золота — производители будут вынуждены поднимать цены, а если климат не станет мягче, человечество может вообще забыть о флаконах с манящими запахами. Аромат безнадежности — в материале «Ленты.ру».
Изменение климата — одна из главных проблем современности. За последние десятилетия погодные условия на планете резко поменялись. Страны стали чаще сталкиваться со стихийными бедствиями, которые оставляют без крыши над головой сотни тысяч людей. Свою лепту в усугубление климатической проблемы вносят различные индустрии — от медицины до производства текстиля.
Парфюмерия и косметика не стали исключением: в процессе создания туалетной воды и других средств в атмосферу выбрасывается углекислый газ. Все дело в этаноле, который используют в качестве растворителя для парфюмерных продуктов. Жидкость популярна в индустрии, она лежит в основе более 90 процентов ароматов, потому что проста и недорога в производстве.
Однако подобная экономия не проходит бесследно для природы. Заводы, где производят этанол, выбрасывают в воздух тысячи тонн вредных веществ. По данным компании Attis Biofuels из Нью-Йорка, при производстве 50 миллионов галлонов этанола образуется около 150 тысяч тонн углекислого газа. «Все отрасли, производящие такие спирты, выбрасывают миллиарды тонн CO2», — отметили в компании Air Company, которая производит напитки на основе этанола.
К тому же часть ароматов производят с помощью синтетических соединений, которые получают, например, от переработки нефти.
В результате получается замкнутый токсичный цикл. При этом в сравнении с добычей полезных ископаемых парфюмерия оказывает не такое сильное влияние на окружающую среду.
Однако не все эксперты согласны с мнением о небольшом воздействии парфюмерии на климат. Еще в 2018 году группа ученых из Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) пришла к выводу, что химические вещества, в том числе духи, чистящие средства и краски, так же сильно загрязняют воздух, как и транспорт. Все дело в том, что бензин хранится в герметичных сосудах и сжигается, высвобождая энергию. В то же время химические вещества, включая парфюмерные, наносят на кожу или другие поверхности, сразу обеспечивая им попадание в воздух. Таким образом химические продукты примерно в той же мере загрязняют воздух, как и автомобили.
Сегодня известные производители парфюмерии стараются изменить технологии производства и уменьшить углеродный след от него. Один из главных игроков индустрии — французский модный дом Chanel — поставил своей целью к 2030 году в два раза сократить объем своих выбросов, а к 2025 году перевести производство на возобновляемые источники энергии. Для достижения этих целей компания стала использовать натуральные материалы — продукты Chanel на 97 процентов состоят из природных ингредиентов, к тому же бренд на собственных фермах в коммуне Гожак на юго-западе Франции выращивает камелии.
На натуральные ингредиенты также перешел французский дом Dior. Компания среди прочего отказалась использовать в производстве диэтилфталат, этаноламин, гомосалат, соли алюминия и пальмовое масло. При этом в Dior не полностью отказались от синтетических веществ, но оставили только те, от которых зависит устойчивость производства.
Именитые бренды во многом сходятся в своем стремлении к экологичности. Французская корпорация Kering, которой принадлежат в том числе Gucci и Yves Saint Laurent, также решила не наносить вред животным и растениям и вести бизнес по принципам устойчивого развития.
На фоне усугубления климатической обстановки бренды задумались о создании безвредных для планеты ароматов. В апреле 2023 года Gucci представили аромат Where My Heart Beats («Там, где бьется мое сердце» — прим. «Ленты.ру») — этанол для этой туалетной воды был полностью сделан из переработанного углерода. Для создания линейки бренд вместе с компанией LanzaTech взял за основу спирт Carbon Smart — его получили путем ферментации углерода из промышленных выбросов, который собрали до того, как он попал в атмосферу.
Устойчивый аромат еще в 2022 году представил французский парфюмерный дом Guerlain — он получил название Nerolia Vetiver. Такие духи на 95 процентов сделали из натуральных ингредиентов, включая нероли, инжир, базилик и ветивер. К тому же особое внимание бренд уделили флакону — емкость на 15 процентов сделана из переработанного стекла, ее также можно использовать несколько раз и не выбрасывать, когда духи кончатся.
Более основательно к созданию экологичных ароматов подошла компания La Bouche Rouge: ее владельцы решили соединить талант французов в создании косметики и тренд на устойчивость и экологичность. Для этого бренд объявил конкурс на разработку безвредных для природы духов и в результате получил линейку из пяти ароматов.
Создатели серии сделали органический спирт на основе розы, кедра и цитрусовых, а также использовали отходы парфюмерной, текстильной и пищевой промышленности. Внимание привлекают и сами флаконы, по которым разлиты ароматы: они сделаны из переработанного стекла и покрыты кожаными футлярами ручной работы.
Еще более революционный взгляд на парфюмерию представил относительно молодой стартап Air Company. Их универсальный аромат AIR Eau de Parfum фактически сделан из воздуха — технология заключается в том, что углекислый газ перерабатывают в чистый этанол, затем в него добавляют воду и ароматические масла. Бренд также не стал заморачиваться с дизайном флаконов и сделал его сдержанным: прозрачные стеклянные емкости увенчаны гофрированными колпачками. Таким образом подчеркивается простота и легкость аромата.
Проблема изменения климата и парфюмерная индустрия будто находятся в созависимых отношениях. С одной стороны, производство ароматов усугубляет и без того кризисную ситуацию, но в то же время бренды сами существенно страдают от последствий глобального потепления. Для создания качественных духов на огромных полях выращивают цветы, которым требуются благоприятные условия для роста. Однако в последнее время такие плантации существенно страдают из-за изменчивых погодных условий — мощные дожди сменяются не менее сильной засухой. В итоге парфюмеры остаются с небольшим количеством сырья и вынуждены снижать мощности производства.
Температурные скачки уже серьезно сказались на французском городе Грас, который носит неофициальный титул парфюмерной столицы мира и входит в список нематериального культурного наследия человечества. Цветы оттуда поставляют многим брендам, включая Chanel и Dior, ароматы которых считаются мировой классикой. Благодаря особому микроклимату на полях в Грасе могут произрастать майская роза, тубероза, лаванда, мимоза, фиалка и жасмин — драгоценные растения, без которых невозможно представить парфюмерию.
В последние годы Франция переживала аномальную жару и сильную засуху. Лето 2022 года выдалось для страны рекордным — июль оказался самым засушливым с 1959 года, а температура на открытых участках поднималась до 56 градусов Цельсия. Жаркая погода привела к сильнейшей засухе, которую посчитали самой мощной по крайней мере за 500 лет. Под угрозой моментально оказались многие сектора экономики — ущерб был нанесен строительной сфере, а также сельскому хозяйству, включая плантации картофеля и виноградники. Грас не стал исключением: местные парфюмеры потеряли 40 процентов урожая туберозы — одной из незаменимых нот в современной парфюмерии.
В 2022 году с засухой столкнулась не только Франция, но и Испания, где произрастает шафран — популярная пряность, которую используют в кулинарии и парфюмерии. Уникальное растение с необычным ароматом даже называют «красным золотом», а фермерам требуется большое терпение, чтобы успеть собрать урожай и не дать ему завянуть.
Проблема заключается в том, что шафран достаточно капризный, его луковицы восприимчивы к грибкам и перепадам температур. На фоне изменения климата эта культура в Испании стала позже цвести, а ее урожайность упала. Так, в 2018 году было собрано около 915 килограммов, в 2019 году — 760 килограммов, а в 2021-м собрали только 345 килограммов.
Глобальное потепление и резкая смена погодных условий сказались не только на парфюмерах из Европы. Изменение климата ударило и по Мадагаскару, где выращивают ваниль — одну из базовых и самых популярных нот в ароматах по всему миру. В 2022 году мощный циклон уничтожил на острове 30 процентов урожая этого растения. В Индии парфюмеры столкнулись с нехваткой пачулей, которые обычно поставляли с индонезийского острова Суматра, — плантации там также пострадали на фоне засухи. В итоге закупать пачули стали в другой части Индонезии, но там растет другой вид растения, из-за чего брендам пришлось менять формулу привычного аромата.
Сложившаяся ситуация не проходит бесследно ни для брендов, ни для их клиентов. Потеря урожая вынуждает поставщиков поднимать цены на сырье, что, в свою очередь, увеличивает траты компаний. Пока они стараются держать цены на прежнем уровне. В последнее время производители, особенно в Грасе, разрабатывают меры по адаптации технологического процесса к новым условиям. Они хотят работать в партнерстве с крупными исследовательскими компаниями, но при этом не терять свою самостоятельность и полностью не отказываться от парфюмерных традиций, существующих на протяжении веков.
Сейчас стало очевидным, что парфюмерная индустрия требует нового взгляда и современных методов, которые сохранили бы для человечества непревзойденную классику ароматов. Однако если бренды не смогут подстроиться под изменившиеся условия, в скором времени человечеству придется наслаждаться ароматами испепеленных солнцем полей лаванды и туберозы.