Во Франции почти неделю не утихают массовые беспорядки после того, как в пригороде Парижа полицейский застрелил при задержании 17-летнего подростка арабского происхождения. Десятки тысяч протестующих вышли на улицы крупных городов страны. Демонстранты обвиняют правоохранительную систему Франции в расизме и требуют искоренить дискриминацию: они поджигают машины и полицейские участки, нападают на полицейских и чиновников, грабят магазины. Почему гибель подростка вызвала такой резонанс и что делают власти, чтобы остановить погромы, — в материале «Ленты.ру».
27 июня полицейские города Нантер остановили машину 17-летнего Наэля М. за нарушение правил дорожного движения. По словам патрульного, он попросил подростка выйти из машины, но Наэль отказался и попытался скрыться. Полицейский рассказал, что машина ехала очень быстро и угрожала пешеходам и велосипедистам, поэтому офицер принял решение остановить водителя и открыл огонь. Пуля попала Наэлю в грудь, от полученного ранения он скончался.
Стрелявшего в мальчика полицейского арестовали, ему предъявили обвинения в умышленном убийстве. Прокурор считает, что оснований для применения оружия не было. Адвокат правоохранителя утверждает, что его клиент пытался остановить машину и не целился в водителя. Кроме того, полиция возбудила уголовное дело против самого Наэля за отказ подчиниться требованиям офицера и попытку убийства представителя власти.
Инцидент быстро вызвал широкий общественный резонанс: Наэль имел марокканские и алжирские корни, поэтому французское общество обвинило полицию в расизме. Наиболее агрессивно отреагировали потомки бывших мигрантов из стран Северной Африки. В ООН также призвали французские власти разобраться с проблемой расовой дискриминации в правоохранительных структурах.
Reuters писало, что смерть Наэля при задержании стала третьим подобным инцидентом в стране с начала года. По данным агентства, в 2022-м полицейские 13 раз стреляли в водителей, которых останавливали на дорогах. В 2021 году от рук правоохранителей таким образом погибли два человека, еще трое — в 2020-м. При этом большинство жертв имели арабское или африканское происхождение.
В ночь на 28 июня в Нантере прошли первые акции протеста, которые быстро переросли в беспорядки. Демонстранты подожгли мусорные баки и автобусную остановку недалеко от дома погибшего подростка. Начались столкновения протестующих с полицейскими, для разгона толпы правоохранители применили слезоточивый газ. Однако участники беспорядков не планировали останавливаться. Спустя пару дней массовые выступления охватили всю Францию. Десятки тысяч людей вышли на улицы в Париже, Лилле, Лионе, Страсбурге и других крупных городах.
У протестующих нет ни лидера, ни конкретных требований. Эксперты считают, что инцидент с убийством подростка стал триггером для выплеска давно копившихся претензий к власти: люди недовольны непопулярной пенсионной реформой, устали от экономического кризиса, тянущегося еще со времен пандемии коронавируса.
Участники акций ведут себя особенно агрессивно в отношении правоохранителей. По данным на 1 июля, более 250 полицейских пострадали в ходе беспорядков. Демонстранты нападают на полицейские участки, государственные учреждения и жандармерии, грабят магазины, бьют витрины, поджигают автомобили и остановки транспорта.
30 июня протестующие ограбили оружейный склад в центре Марселя и украли четыре винтовки. В Лионе демонстрант обстрелял офицеров из винтовки, семеро из них получили огнестрельные ранения.
Протестующие также напали на семью мэра пригорода Парижа Л'Ай-ле-Роз. Они попытались протаранить на автомобиле дом, где в тот момент находилась жена мэра и двое детей. После этого они забросали дом фейерверками, в результате чего начался пожар. Жена чиновника получила травмы и попала в больницу, также пострадал один ребенок.
Похожий инцидент произошел в небольшом городе Ля Риш. Там несколько человек проникли на участок мэра и попытались поджечь его служебную машину. Полиция быстро вмешалась, поэтому удалось избежать масштабных повреждений. По данным BFM, теперь злоумышленников могут посадить на 10 лет. Всего около сотни мэрий подверглись атакам в ходе беспорядков.
Президент Франции Эммануэль Макрон не сразу определился с позицией по ситуации в стране. 28 июня он выразил солидарность с родственниками погибшего подростка в Twitter. Глава государства назвал убийство непростительным и напомнил, что полиция и жандармы должны служить республике и делать это в рамках существующих правил. «Установить истину и наказать виновных должны органы юстиции. Надеюсь, они смогут быстро закончить работу», — заключил он.
За такую реакцию президента раскритиковали профсоюзы правоохранителей. Так, «Национальный полицейский альянс» назвал немыслимым осуждение полицейского со стороны Макрона до того, как Минюст Франции выступит с официальной позицией. Его уличили в пренебрежении принципом разделения властей и поощрении беспорядков.
Позже Макрон осудил участников уличных погромов и призвал их остановиться. При этом он обвинил в росте жестокости французов социальные сети и видеоигры. По словам политика, Snapchat и TikTok не только координируют участников протестов, но и призывают их к насилию. «Складывается впечатление, что некоторые люди живут в мире компьютерных игр, которые туманят им разум», — заключил он.
Елисейский дворец пока не вводит режим ЧС, поскольку ряд сенаторов считает такую меру чрезмерной и ограничивающей гражданские свободы, в частности, свободу собраний. Пока власти лишь ужесточили контроль за соблюдением правопорядка: в десяти коммунах на севере Франции ввели комендантский час, в Нантере и других городах приостановили движение общественного транспорта.
По данным МВД, в ночь на 2 июля по всем городам Франции мобилизовали более 45 тысяч полицейских и жандармов, а также тысячи пожарных. В некоторых регионах применили бронетранспортеры и задействовали бойцов спецназа. В Париже и пригородах правоохранителям разрешили использовать беспилотники для наблюдения за порядком на улицах. Однако все эти меры не помогают остановить погромы.
С первого дня беспорядков полиция начала задерживать участников акций. Общее число задержанных по всей стране превысило 3,1 тысячи человек. Глава МВД Франции Жеральд Дарманен отмечал, что многие из них несовершеннолетние. Некоторым уже вынесли первые приговоры. Так, суд в Гренобле приговорил трех человек к заключению на срок от трех до четырех месяцев за попытку грабежа. В Дижоне мужчину осудили на 8 месяцев за нападение на полицейского. Многих задержанных приговорили к условным срокам.
Вслед за Францией акции протеста перекинулись на соседние страны. 30 июля демонстрации прошли в Брюсселе, где Макрон находился с визитом во время начала беспорядков. Позже митинги организовали и в Швейцарии. Больше всего от погромов пострадала Лозанна, где мародеры стали грабить магазины. Также протесты прошли на территориях Франции в Карибском бассейне.
Обеспокоенность выразили политики, деятели культуры и спорта. Французский футболист Килиан Мбаппе назвал ситуацию неприемлемой. «Мне больно за мою Францию», — написал он в Twitter. Глава французских левых Жан-Люк Меланшон призвал к изменениям в правоохранительных органах. «Во Франции больше нет смертной казни. Ни один полицейский не имеет права убивать, кроме как в целях самообороны», — напомнил он.
1 июля убитого полицейским Наэля похоронили в Нантере. Его бабушка выступила против насилия над полицейскими и призвала протестующих остановиться. Однако беспорядки продолжились, поскольку у протестующих накопилось множество других претензий к президенту Макрону и госструктурам. Такое положение вещей в очередной раз ударит по рейтингам французского лидера и сыграет на руку как крайне левым, так и крайне правым силам во Франции.