В киноиндустрии состоялось громкое событие: на экраны вышел «Барби» — один из самых ожидаемых фильмов года. На протяжении 64 лет главная кукла мира будоражила умы миллионов: она становилась символом эмансипации женщин и причиной их психических заболеваний, музой мировых дизайнеров и головной болью пластических хирургов. Ее яркие наряды были популярной модной тенденцией в 1990-х — и моветоном в 2010-х. Но летом 2023 года знаменитости и их фанатки вновь поддались соблазну облачиться в розовые мини-юбки и встать на высокие каблуки — как на красных ковровых дорожках, так и в повседневной жизни. Что такое барбикор и почему женщины никогда не смогут отказаться от стиля любимой куклы — разбиралась «Лента.ру».
Еще сто лет назад девочки даже не могли представить куклу в виде привлекательной стройной блондинки с огромным розовым домом, кабриолетом и гардеробом, полным модных нарядов. Им приходилось довольствоваться «пупсами» — игрушки в виде грудных младенцев были единственным доступным видом кукол.
Но этому положила конец американка Рут Хэндлер — жена главы компании по производству игрушек Mattel Эллиота Хэндлера. Женщина заметила, что игра в дочки-матери наскучила ее 10-летней дочери Барбаре, которую она ласково называла Барби. Девочка мечтала о кукле в виде молодой девушки, которую можно было бы переодевать и расчесывать. И Хэндлер решила создать для нее именно такую куклу.
Так, 9 марта 1959 года мир впервые увидел длинноногую красавицу по имени Барби. Игрушка стала революционной: по задумке Рут, девочки впервые смогли разыгрывать ситуации из будущей жизни. Им можно было больше не представлять себя в роли матерей — теперь они ассоциировали себя с красавицами, которые примеряли не только разные наряды, но и профессии. На волне эмансипации, которая на тот момент охватила Европу, Барби стала деловой женщиной: сначала художницей-модельером, затем певицей, космонавтом и, наконец, кандидаткой в президенты.
Изначально Барби должна была напоминать тинейджера, однако из-за яркого макияжа и взрослых черт лица от этой идеи пришлось отказаться. Прообразом для нее послужила американская актриса Джейн Мэнсфилд. А нарядили ее, как можно было бы предположить, далеко не в розовое мини-платье. Первая кукла была одета в черно-белый купальник, а остальной гардероб для нее нужно было покупать отдельно — на этом строился маркетинг компании.
Но в 1970-х годах для привлечения своей главной целевой аудитории (в большей степени маленьких девочек, чем девочек-подростков) Mattel выбрала ярко-розовый цвет. С этого момента и по сей день кукла остается синонимом розового. У Mattel даже появился свой оттенок Pantone под названием «Розовый Барби» (219 C) — его защищают авторские права. В разное время костюмы для Барби шили Кристиан Диор, Карл Лагерфельд, Кендзо Такада, Пьер Карден и другие знаменитые дизайнеры.
Несмотря на то что у игрушки появились миллионы юных поклонниц по всему миру, на многих из них она все еще была непохожа. Первая чернокожая Барби появилась почти через 10 лет после выпуска оригинальной куклы, а Барби с азиатской внешностью — только в 1981 году. Но сегодня некогда единственная в своем роде белокожая стройная блондинка обрела бесконечное число аналогов. На полках магазинов игрушек в разных точках мира можно увидеть кукол разной расы, телосложения и типажей. Есть даже точные копии голливудских звезд и паралимпийских спортсменок.
С ростом популярности куклы Барби в психологии появился термин «синдром Барби». Это — непреодолимое желание молодых женщин выглядеть так же, как знаменитая кукла. Считается, что пропорции Барби неестественны для человека: исследование Центральной больницы Хельсинки показало, что реальной женщине с пропорциями Барби не хватало бы от 17 до 22 процентов веса для нормального функционирования репродуктивной системы.
В Mattel отреагировали на критику: в 1997 году компания изменила фигуру куклы — ей уменьшили грудь и расширили талию. К 2020 году серия Barbie Fashionistas («Барби-модницы») уже насчитывала 176 кукол как женского, так и мужского пола. У этих кукол — девять разных типов фигуры, 35 оттенков кожи и 94 варианта причесок. В прошлом году ассортимент игрушек стал еще инклюзивнее: появились куклы со слуховым аппаратом, с протезированной ногой и с витилиго.
Еще недавно Барби обвиняли в продвижении конвенциональной красоты, которое шло вразрез с феминистическими движениями последних лет. Однако теперь, в 2023 году, фирменные розовые наряды куклы стали одним из главных модных трендов — не только у маленьких девочек, но и у вполне взрослых женщин.
Первой барбикор — хотя в 2000-х этот стиль так еще не называли — ввела в моду икона гламура Пэрис Хилтон. Светская львица, а вместе с ней и многочисленная армия ее фанаток, обожала розовый цвет, стразы, туфли на огромной платформе и игривые мини-юбки. В такой одежде Хилтон появлялась на каждом мероприятии, а подобие ее образов — в коллекции каждой маленькой обладательницы куклы Барби.
Тенденция укрепилась еще прочнее, когда на экраны вышла комедия «Блондинка в законе». Героиня Риз Уизерспун тоже предпочитала розовый барбикор: президент университетского женского клуба Эль Вудс ходила в облегающих платьях с декольте, расшитых стразами купальниках и босоножках на шпильках. До середины 2010-х время от времени звезды возвращались к образу знаменитой куклы — пока трендами не завладели аскетичный минимализм, тихая роскошь и спорт-шик. Про наряды в духе Барби пришлось забыть на несколько лет — они попросту превратились в моветон.
Однако в нынешнем году барбикор неожиданно вернулся — и у него на это было несколько причин. Во-первых, весной 2022 года модный дом Valentino представил новую «розовую» коллекцию, и его показ произвел фурор. Впоследствии звезды западного шоу-бизнеса, такие как Ким Кардашьян, Меган Фокс, Энн Хэтэуэй, Lizzo и Хейли Бибер ринулись в люксовые магазины за образами в стиле Барби. А массмаркетовые бренды быстро скопировали их лекала, чтобы снабдить одеждой фэшн-блогерш и их подписчиц.
Это подтверждает доцент факультета фэшн-коммуникаций в нью-йоркской Школе дизайна Parsons Эмили Хаггард. По мнению эксперта, привлекательность тенденции заключается в ее финансовой доступности. «Ярко-розовый — смелый цвет, который есть в ассортиментах магазинов всех ценовых категорий. Это гораздо более бюджетный тренд, чем тихая роскошь, что и способствует его виральности в TikTok. Мы видим розовый на Met Gala и на подиумах, он продается на разных уровнях индустрии. Это широкая эстетика, которую могут позволить себе все люди, а не объект тихой роскоши», — говорит она в интервью журналу Time.
Во-вторых, не собираются сдавать свои позиции ни мода на наивные украшения (например, чокеры из разноцветных пластмассовых бусин), ни на одежду в стиле 2000-х — в том числе на наряды в стиле Пэрис Хилтон. И наконец, фильм «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях: кадры со съемочной площадки просочились в сеть за полгода до премьеры, вдохновляя модниц на новые «розовые» эксперименты.
«Барбикор захватил и Pinterest: за последние три месяца поисковые запросы на эту тему подскочили там на 150 процентов. Но тренд обрел популярность и за пределами бьюти- и фэшн-индустрий. Он повлиял даже на дизайн интерьеров. В TikTok видео с хештегом barbiecoreinterior набрали 4,9 миллиона просмотров! Пользователи массово демонстрируют свои ярко-розовые квартиры и декор», — комментирует специалист по трендам в компании WeThrift Ник Древ. Эксперт считает, что Barbiecore продолжит набирать обороты и станет самым горячим трендом текущего лета.
«Барбикор — долгожданный стимулятор настроения — заключается в том, чтобы носить яркие оттенки (особенно розовый) в повседневной жизни. Эта эстетика — главный стиль лета, ведь сегодня многие ностальгируют по простым, солнечным и беззаботным временам», — согласилась эксперт по трендам в компании Etsy Дайна Исом Джонсон на съемках программы Good Morning America.
Она отметила, что силуэты этого тренда варьируются от мини-платьев из латекса и мини-юбок с оборками до изящных расклешенных брюк, а декор включает в себя все: от перьев до любимого элемента Барби — блесток. В качестве обуви последовательницы тенденции обычно выбирают туфли-лодочки на шпильках или прозрачных каблуках, всевозможные сверкающие босоножки, дутые сабо на высокой подошве. Кроме того, образ в стиле барбикор отлично дополнят флуоресцентные украшения и пластиковые заколки для волос.
Чтобы оставаться в тренде, важна каждая деталь, пишет издание Grazia. Например, прическа. При этом необязательно отращиваться длинные волосы или перекрашиваться в блондинку: создать «кукольную» укладку можно с помощью объема — подойдет начес или «мальвинка». Макияж тоже должен отсылать к образам любимой куклы — это стрелки, глиттер и розовая помада.
Вероятно, именно с таким настроением и выходили на красные ковровые дорожки знаменитости в последние месяцы. Так, в мае актер Себастиан Стэн появился на балу Met Gala в ярко-розовом монохромном образе, который состоял из куртки, брюк, футболки, бомбера и кроссовок. А певец Гарри Стайлс выступил на одном из концертов в блестящих малиновых брюках, жилетке и розовом пальто из перьев. Не могла остаться в стороне и Ким Кардашьян: недавно телезвезда пополнила свой гардероб облегающим комбинезоном и объемной накидкой оттенка фуксия.
Но даже голливудские звезды вряд ли могут продемонстрировать тренд лучше, чем главный персонаж фильма «Барби». На экранах Марго Робби появится в женственном бледно-розовой платье с пышной юбкой, в расклешенных брюках и жилетке в ковбойском стиле, а также в велосипедках и боди неоновых оттенков на манер 1980-х годов. «Барби действительно сексуализируют, проецируют на нее свои желания. Но она не стремится быть сексуальной. Она может носить короткую юбку, но это обусловлено только тем, что ей нравится розовый. Она веселая и у нее такой стиль. А не потому, что она хочет показать вам свою задницу», — заключает сама актриса.