В начале августа по России прокатилась волна поджогов военкоматов, которую отличала одна необычная деталь: на преступления шли женщины средних лет и пенсионеры, прежде не фигурировавшие в делах об экстремизме. Как оказалось, все они пострадали от действий телефонных мошенников: аферисты убедили их, что поджоги военкоматов — это задание российских спецслужб. Такой прием стал одним из многих в арсенале телефонных мошенников, которые уже многие годы не дают покоя россиянам, похищая их деньги или толкая на преступления. При этом главным плацдармом аферистов уже многие годы остается территория Украины. О том, как работают и сколько зарабатывают телефонные мошенники, как подбирают новые кадры и где находятся главные кол-центры, в которых каждый день обманывают сотни россиян, — в материале «Ленты.ру».
2 августа 2023 года, город Всеволожск (Ленинградская область). Около 10:00 к зданию местного военкомата приходит пожилой мужчина, который несет с собой две бутылки с коктейлем Молотова. Он кидает их в здание — и едва не загорается сам: после первого броска воспламенившаяся жидкость разливается вокруг него.
Огонь удалось быстро потушить, а поджигатель почти сразу оказался в руках полицейских. Те с удивлением выяснили, что на преступление пошел 76-летний житель Ленинградской области Сергей Петренко (имя изменено), который 40 лет проработал ведущим инженером на предприятии военно-промышленного комплекса.
Позже задержанный рассказал, что совершил поджог по заданию сотрудников российских правоохранительных органов, с которыми уже долгое время находится на связи. И тут в полиции начали понимать, что на самом деле случилось. Как оказалось, Петренко недавно овдовел и тяжело переживал потерю.
Детей у них с женой не было, он остался один и впал в тяжелое психическое состояние. Именно в этот момент с ним связались телефонные мошенники и представились сотрудниками правоохранительных органов.
Они сообщили мужчине, что некие аферисты якобы пытаются завладеть его квартирой и даже выставили ее на торги за 4,5 миллиона рублей. «Силовики» предложили Петренко решение — продать его жилье чуть дешевле, за 4 миллиона, чтобы быстрее найти покупателя и перевести деньги от сделки надежным людям.
Когда все было сделано, ему позвонили снова — на этот раз «агенты секретной службы». Петренко сказали, что он стал жертвой мошенников, а все деньги за его квартиру ушли Вооруженным силам Украины (ВСУ).
Только оказавшись в полиции, Сергей Петренко понял, что его дважды обманули мошенники, а сам он стал поджигателем. Следователи отнеслись к пожилому человеку с сочувствием: его не стали арестовывать, а отпустили домой, ограничившись обязательством о явке. Но Петренко не выдержал того, что с ним случилось, — и совершил суицид.
Только за первую неделю августа, по данным Telegram-канала Mash, россияне 31 раз попытались поджечь военкоматы — и каждый раз по подозрению в этих преступлениях задерживали либо женщин средних лет, либо людей преклонного возраста. На допросах все как один заявляли, что действовали по просьбе сотрудников ФСБ, МВД или Центробанка РФ.
Из показаний поджигателей следовало, что мошенники разыгрывали один из готовых сценариев — предлагали помочь стране в борьбе с врагом, отомстить обидчикам (как в случае с Сергеем Петренко) или закрыть долги, выполнив важное «государственное задание».
Ранее, еще до начала специальной военной операции (СВО) на Украине, телефонные мошенники регулярно атаковали россиян, пытаясь похитить их деньги. Тысячи людей (особенно пожилых) отдавали свои сбережения, пытаясь спасти родственника, якобы попавшего в беду, или выполняя распоряжение «сотрудников» банковских служб безопасности.
Согласно данным МВД и Генпрокуратуры РФ, мошенники, которые заставляют людей поджигать военкоматы, в подавляющем большинстве случаев действуют с территории Украины.
По данным, которые корреспонденты «Ленты.ру» получили в ходе журналистского расследования, сегодня мошенники звонят россиянам из восьми кол-центров на территории Украины — они находятся в Киеве, Сумах, Полтаве, Хмельницком и Днепре.
При этом в мессенджерах и соцсетях, включая TikTok и Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), легко можно найти вакансии от украинских кол-центров, которым требуются новые сотрудники.
В украинских Telegram-каналах с вакансиями едва ли не каждое третье (а в Днепре — и каждое второе) предложение так или иначе связано с работой в кол-центре. При этом в большинстве описаний даже не скрывают суть будущей работы, открыто заявляя: «Мы помогаем ВСУ, уничтожая экономику России».
На фоне других объявлений о работе приглашения в такие кол-центры выделяются высоким уровнем зарплаты, привлекательными условиями труда, различными бонусами и целым рядом других параметров. При этом большинство предложений, вне зависимости от города и названия кол-центра, написаны не только на украинском, но и на русском языке.
Новичкам обещают комфортный офис в центре города, молодой коллектив, регулярные корпоративы, быстрый карьерный рост и своевременные выплаты. При этом издержки за проживание и питание сотрудников все кол-центры берут на себя. Платить сотрудникам поначалу обещают как минимум 300 долларов (29,2 тысячи рублей — здесь и далее курс на 10.08).
Однако авторы объявлений обещают: уже через месяц работы в кол-центре зарплата вырастет до 1,5 тысячи долларов (146,1 тысячи рублей). Для сравнения: следом за одним из таких предложений размещена вакансия фармацевта с высшим образованием в аптеку — ему предлагают 17 тысяч гривен (460 долларов / 44,8 тысячи рублей) в месяц.
При этом в 2022 году среднемесячная зарплата украинцев составила 14 847 гривен (402 доллара / 39,2 тысячи рублей). Получать в разы больше этой суммы кол-центры предлагают всем желающим, включая несовершеннолетних, — на работу там готовы брать даже 16-летних подростков. Конечно, если выполнено одно важное условие.
Корреспондент «Ленты.ру» решила откликнуться на несколько таких объявлений, чтобы узнать, что скрывается за ними на самом деле. Легенда была такова: Александра, 25 лет. Недавно переехала из России в Казахстан и теперь едва сводит концы с концами в поиске прибыльной работы — именно ее сулят кол-центры.
Первым делом Александра решила устроиться в один из трех кол-центров Днепра. Его типичная публикация в соцсетях — это слайд-шоу, в которых снимки разрушенных домов вместе с призывами «помочь своей стране и отомстить» чередуются с обещаниями хорошего и стабильного заработка, причем при минимальных нагрузках.
Первым заданием от менеджера кол-центра стало записать 30-секундное голосовое сообщение с рассказом о себе: его интересовал возраст, наличие судимостей и опыт офисной работы. Он скинул примеры жилья, которое арендуют для сотрудников кол-центра, — однокомнатные квартиры и квартиры-студии.
По данным местного сервиса объявлений, цена на месячную аренду такого жилья достигает 12 тысяч гривен (31,7 тысячи рублей). И оплату аренды, и переезд в съемное жилье кол-центр готов взять на себя — правда, чуть позже выяснилось, что квартира предоставляется лишь на первое время, а делить ее придется с несколькими новичками.
Менеджер сразу берет Александру в оборот и начинает выстраивать логистику: по его словам, лучше поехать через Польшу или Белоруссию — «на границе с Россией точно возникнут проблемы». Сразу после пересечения пункта пропуска девушку обещают забрать из любого приграничного города и отвезти в Днепр. Выйти на работу можно уже на следующий день.
Первые пять-семь дней, объясняет менеджер, она будет проходить обучение, которое поделено на теорию и практику. За это время нужно выучить скрипты, которые потом будут использоваться в разговоре, освоить работу с базами данных и программы, а также специальные методички по технике общения.
Правда, менеджер признается: в первую неделю заработок составит не обещанные 400 долларов (39 тысяч рублей), а всего 50 (4,9 тысячи рублей). А дальше за Александрой должна закрепиться фиксированная ставка — те самые 400 долларов. Правда, не в неделю, как обещали в объявлении, а в месяц.
При этом менеджер советует не распространяться о российском гражданстве, оказавшись на Украине, хотя «среди коллег в офисе проблем не будет». «У нас твои даже гражданство получают», — говорит он и в качестве доказательства отправляет фотографию украинского паспорта нового образца одного из сотрудников.
На ID-карте замазаны дата и орган выдачи документа, место проживания и регистрационный номер, в качестве места рождения указан город Реутов Московской области.
Закончив с ключевыми вопросами, менеджер переходит к перечислению условий. Пятидневка, начало в 8:00, девятичасовой рабочий день с обедом, все это время нужно висеть на телефоне: «Разные направления, но в основном скам (мошенничество)».
Для знакомства с внутренней кухней кол-центра менеджер присылает ссылку на 30-минутное видео, которое начинается подборкой роликов из TikTok.
Из видео следует, что кол-центры телефонных мошенников на Украине существуют уже около 20 лет, большая их часть обманывала как россиян, так и украинцев. Но с началом СВО полиция перестала бороться с аферистами, вместо этого заставив их переключиться только на жителей России.
У украинских правоохранительных органов окончательно отпали вопросы к кол-центрам после того, как они стали перечислять немалый процент похищенных денег в пользу ВСУ. Причем главным показателем эффективности как отдельного кол-центра, так и каждого его сотрудника является число «закрытых трубок» — успешно обманутых россиян.
Впрочем, понятно, что далеко не вся эта сумма уходит телефонному мошеннику — он получает лишь процент с каждой «закрытой трубки», который менеджер не спешит раскрывать.
По словам менеджера, с которым пообщалась корреспондент «Ленты.ру», новичков в кол-центрах называют «холодильниками». Поначалу они работают помощниками «клоузеров» — более опытных сотрудников, которые и «закрывают трубки». Вся работа «холодильников» сводится к обзвону россиян от имени силовиков или сотрудников Центробанка РФ.
Импровизировать звонящим запрещается — они действуют строго по заготовленным текстам. За годы работы кол-центры создали базу с самыми частыми вопросами потенциальных потерпевших и проработали на них грамотные ответы.
После того как «холодильнику» удастся зацепить россиянина, в игру вступает «клоузер». По словам менеджера, подняться до этой должности можно спустя всего три месяца работы в кол-центре. При этом «клоузер» получает более высокий процент от каждой «закрытой трубки» и меньше негатива от тех, кого обманывает, — его основную часть получили «холодильники».
Еще один пример успешного карьерного роста — это предложение от руководства открыть собственный кол-центр с оборотом в миллионы рублей и стать его начальником. Как объясняет менеджер днепровского кол-центра, первое время новоиспеченный начальник находится под присмотром.
Ему подбирают команду из восьми-девяти человек и выделяют отдельное помещение в общем офисе. Как только команда начинает показывать результаты, ее руководителю разрешают выбрать любой город Украины и открыть там по франшизе свой кол-центр. При этом такой проект получает полную поддержку вышестоящего руководства.
Менеджеры кол-центров из Киева, Одессы и Львова, с которыми пообщалась корреспондент «Ленты.ру», в целом повторили информацию своего коллеги из Днепра. Разница оказалась лишь в обещанном размере зарплаты. Самую высокую пообещали в Киеве: якобы там уже в первую неделю сотрудник кол-центра получает на руки 500 долларов (48,7 тысячи рублей).
Между тем расспросы корреспондента «Ленты.ру» в какой-то момент начинали настораживать менеджеров — и они переводили Александру на старших коллег. Те устраивали девушке свой допрос, но в целом, как и менеджеры, говорили о готовности взять ее на работу и помочь с обустройством на первое время.
Впрочем, на деле сотрудникам украинских кол-центров работается далеко не так комфортно, как это обещают при приеме на работу. Свидетельство тому — рассказ Кристины, экс-сотрудницы кол-центра в Днепре. Несмотря на его содержание, он почему-то включен в то видео, которое менеджер прислал для ознакомления Александре. По словам менеджера, все претензии у Кристины возникли просто потому, что она работала без энтузиазма. «Лента.ру» публикует ее монолог.
Кристина: Я училась в университете и долгое время работала в ресторане официанткой, но, когда писала диплом, приходилось постоянно брать отгулы, отпрашиваться. В итоге меня просто уволили. После защиты диплома обратно уже не брали — не было мест, а другую работу найти очень сложно.
Тогда я залила в соцсети историю с просьбой к знакомым помочь найти мне какую-нибудь вакансию. В конце концов мне позвонила старая знакомая и предложила «офис» — сразу предупредила, что надо будет звонить и втирать всякую дичь по телефону.
Я реально думала про такую работу, но не хотела, чтобы заскамили (обманули — здесь и далее прим. «Ленты.ру») меня: есть команды, которые просто кидают или подставляют своих работников. Но тут была знакомая, которая сказала, что работает там давно и ей хорошо платят. Я согласилась и пришла в «офис» — там меня встретил супервайзер.
Он провел мне экскурсию, показал кол-центр — это была большая комната со столами, компьютерами, наушниками и перегородками между ними. Видеонаблюдения в помещении не было — только при входе. Наверное, чтобы потом нельзя было доказать, чем мы занимались, если кто-то захочет слить видео.
В кол-центре также была игровая комната: там можно было поиграть в дартс или приставку, сделать себе кофе. Мне показали, как все работает, и пригласили на групповое обучение, которое шло несколько дней. Нам сразу сказали работать только по русским, предупредили, что работать по своим опасно и плохо.
Этим меня и зацепило: я понимала, что в условиях конфликта за скам русских мне ничего не будет. Мы учили теорию по «банку» (обману под видом банковских сотрудников), играли в Alias (настольную игру), чтобы раскрепоститься и научиться подбирать слова, потом нас сажали возле ребят, которые уже давно работают, и подключали наушники — нужно было просто слушать, что они говорят.
Так один день мы слушали, а на следующий уже шли работать. Главное правило в команде было — не «шошокать». Это самый легкий способ спалиться.
Я работала как оператор, звонила в Zoiper — специальной программе на компьютере — и говорила по скрипту заготовленный текст. На случай, если человек задавал какие-то вопросы или просто пытался проверить, не мошенники ли мы, у нас были специальные кнопки с популярными вопросами. Мы просто кликали на них — и озвучивали написанный текст.
Кристина: Вообще разводить людей сложно. В день делаешь по 400-500 звонков и надеешься, что хотя бы один закроешь плюсовым (успешным). Те, кто работает давно, могут даже по пять-семь закрывать. А в целом наш «офис» закрывал в день до сотни, а два-три раза и больше закрывали.
После того как удалось развести человека, мы просто звоним следующему. Лично я или другие операторы ничего не снимали с карт. Этим занимаются «клоузеры». Их меньше в команде, и обычно они занимаются фигней — играют в телефон, дартс или в приставку.
Операторы их просто ненавидят, потому что им приходится очень много говорить, а «клоузерам» остается лишь довести работу до конца. В кол-центрах есть ставки по зарплате, но на деле почти весь заработок — это проценты. Операторы зарабатывают копейки по сравнению с начальством.
У меня был максимум, на который я развела человека, — 400 тысяч рублей. Естественно, большая часть из этой суммы ушла не мне. К тому же трубку закрыл «клоузер». В месяц я больше 800 долларов не зарабатывала. Недавно видела объявление, что ищут оператора с зарплатой в 2000 гривен (54 доллара) в неделю.
Короче, операторы разводят русских, а начальство разводит операторов. Хотя я слышала, что есть кол-центры, где платят много. Знакомый рассказывал, что его друг работает на радио и у него очень крутой голос — так вот он [на мошеннических звонках] зарабатывает 4000 долларов в месяц.
«Офис», в котором я работала, менты не трогали. Я знаю, что всех крышуют, но иногда вижу, что кого-то прикрывают. У нас часто шутили: мол, не было ли около дома тонированных черных микроавтобусов — на таких машинах обычно ездят сотрудники СБУ, когда хотят кого-то накрыть.
Я в последний день разговаривала с бабулей — она разревелась по телефону, очень переживала за деньги. В итоге я тоже заплакала и положила трубку — не выдержала. Потом я приняла еще несколько звонков и ушла. Взяла отпуск, но так из него и не вернулась. Ты вроде понимаешь, что там русские — и многие из них поддерживают происходящее.
Хочешь кинуть их на деньги, но когда попадаются старики — кидать их бывает очень сложно. Их вроде и обмануть легче всего, но и делать это не хочется. Знаю, что у нас есть кол-центры, которые скамят по-жесткому: они притворяются ментами, говорят, что кто-то из близких попал в аварию. Вообще у нас тут у каждого есть хоть один знакомый, который работает в кол-центре. Но я рада, что ушла оттуда.
Деятельность телефонных мошенников в последние годы достигла угрожающих масштабов: по данным Центробанка (ЦБ) РФ, объем хищений с банковских карт и счетов россиян вырос в два раза — с 6,4 миллиарда рублей в 2019 году до 14,1 миллиарда рублей в 2022-м.
А в нынешнем году в плане объемов хищений может быть установлен новый рекорд: согласно информации ЦБ РФ, уже в первом квартале 2023 года мошенники обманули россиян на 4,5 миллиарда рублей.
Интересно, что это происходит на фоне уменьшения количества трансакций. Например, в 2021 году для того, чтобы похитить у россиян 13,5 миллиарда рублей, злоумышленникам понадобилось немногим более миллиона банковских операций. В следующем году для хищения 14,1 миллиарда рублей им понадобилось всего 877 тысяч трансакций.
Такая статистика может указывать на то, что россияне стали реже попадаться на уловки аферистов — но последние теперь похищают большие суммы у тех, кого смогли обмануть. При этом с каждым годом банки возвращают все меньше денег, похищенных мошенниками.
По данным ЦБ РФ, в 2022 году при рекордной сумме хищений банки вернули всего 618 миллионов рублей — меньше, чем в предыдущие годы.
Именно последний способ хищений в 2022 году оказался наиболее популярным и принес аферистам более 9 миллиардов рублей. Что касается схем с кражей денег под предлогом продажи товаров и услуг, то они принесли мошенникам всего 2,5 миллиарда рублей — в два раза меньше, чем в 2020-2021 годах.
Как рассказал в беседе с «Лентой.ру» руководитель магистерской программы «Информационные войны» МГУ Андрей Манойло, хищение денег у россиян — лишь одна из задач организаторов украинских кол-центров. Вторая, едва ли не более важная задача, — политическая: именно для этого людей обманом толкают на поджоги военкоматов.
Эксперт отмечает: вне зависимости от того, каким способом россиян втягивают в мошеннические схемы, по факту они оказываются вовлечены в преступную деятельность, выйти из нее крайне сложно. Поэтому силовым структурам необходимо оперативно решать проблему телефонных мошенников, используя все инструменты, а также показательно привлекать их к ответственности.
Между тем в России активно взялись за борьбу с утечками персональных данных: базы с ними регулярно оказываются в даркнете и активно используются телефонными мошенниками.
Одной из превентивных мер борьбы с утечками может стать специальная маркировка допустивших их компаний — письмо с таким предложением 7 августа зампредседателя Госдумы Борис Чернышов направил главе Минцифры Максуту Шадаеву.
Впрочем, по мнению адвоката Олега Матюнина, проблему телефонного мошенничества невозможно решить исключительно силами правоохранительных органов — защита уязвимых перед аферистами категорий людей (особенно пенсионеров) во многом зависит от их близких.
Как отмечает собеседник «Ленты.ру», пожилым людям очень важно разъяснять главное правило безопасности — не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Они не должны оставаться один на один с новыми и малопонятными для них угрозами: именно это является главной страховкой от страшных историй наподобие той, что произошла с Сергеем Петренко из Ленинградской области. Ведь именно мошенники фактически заставили человека сделать роковой шаг.