20 лет назад, в августе 2003 года властям США удалось уговорить союзников по НАТО отправить в Афганистан военную миссию — с того момента началась операция «Несокрушимая свобода», на которую Вашингтон потратил более 776 миллиардов долларов. В результате кампании больше 365 тысяч афганцев были вынуждены покинуть свои дома, а страны НАТО потеряли в ходе боевых действий 3,5 тысячи человек. «Лента.ру» вспоминает, с чего начиналась одна из самых провальных кампаний Североатлантического альянса и чем она обернулась для Афганистана.
США и Великобритания нанесли первые удары по Афганистану 7 октября 2001 года. Операцию назвали «Несокрушимая свобода».
После трагедии в США страны НАТО впервые в истории альянса привели в действие пятую статью Североатлантического договора. Однако на начальных этапах руководством операцией занимались фактически только США. НАТО принял на себя управление международными силами в Афганистане спустя почти два года после непосредственного начала бомбардировок.
«На земле» военные действовали составом из американо-британской группировки в 55 тысяч военнослужащих и «Северным альянсом» (таджиками, узбеками, шиитами-хазарейцами), которые не приняли власть талибов.
К ноябрю 2001-го Кабул пал, часть сторонников «Талибана» ушла в соседний Пакистан, часть — в горы. Главе «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену, которого также искали на территории Афганистана, тоже удалось бежать.
В конце 2001 года ООН пригласила основные афганские группировки, в первую очередь «Северный альянс» и группу во главе с бывшим королем страны, на конференцию в Германию — там они подписывают Боннское соглашение, назначившее временное правительство во главе с Хамидом Карзаем.
После этого ООН выпустила резолюцию, по которой в стране должны были создать Международные силы содействия безопасности (МССБ или ISAF), которыми впоследствии руководил НАТО.
Поначалу зона ответственности МССБ распространялась только на Кабул, но со временем ее расширили на все провинции страны. Численность военных тоже увеличивалась: сначала в Афганистан прибыли около 5 тысяч солдат, а уже к 2007-му их стало 25 тысяч.
Когда иностранные войска разместились на территории Афганистана, международные силы занялись государственным строительством. Ассамблея из 502 афганских делегатов согласовала конституцию страны, главной целью которой было «стремление к демократии».
Все тот же Хамид Карзай по итогам первых президентских выборов стал главой государства. Он набрал 55 процентов голосов, его ближайший соперник — бывший министр образования Юнис Кануни — получил 16 процентов. При этом победа Карзая была омрачена обвинениями в фальсификации и похищением трех иностранных сотрудников ООН боевиками.
В дальнейшем войска МССБ оказывали помощь правительству Афганистана в проведении выборов, обеспечивали работу кабульского аэропорта, помогали создавать национальную армию и реформировать органы безопасности. При этом часть контингента США, не входящая в состав МССБ, продолжала выискивать и ликвидировать талибов и членов «Аль-Каиды», а также охотилась за бен Ладеном
Сам главарь «Аль-Каиды» объявился в конце октября 2004-го: спустя три недели после выборов афганского президента он выпустил видеообращение, в котором посмеялся над администрацией тогдашнего лидера США Джорджа Буша и взял на себя ответственность за теракты 11 сентября 2001-го.
Несмотря на это, новая афганская власть продолжала активно сотрудничать с Белым домом. В 2005-м Карзай и Буш опубликовали совместную декларацию, согласно которой американским войскам был предоставлен доступ к афганским военным объектам «для ведения войны против международного террора и борьбы с насильственным экстремизмом». Кроме того, соглашение обязывало Вашингтон «помогать в организации, обучении, оснащении и поддержании афганских сил безопасности».
Вскоре в Афганистане прошли очередные выборы — в местный парламент. Эксперты американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) считают их «самыми демократичными за всю историю» страны, где «почти половиной избирателей были женщины». Несмотря на такие демократические успехи, относительное спокойствие в Афганистане продлилось недолго.
Уже летом 2006-го ситуация в стране накалилась: все чаще между боевиками талибов и «Аль-Каиды» и войсками правительства вспыхивали бои. Росло число терактов. Боевики особенно часто совершали атаки в южной части страны — из-за этого миссия НАТО была вынуждена перебросить туда дополнительные силы.
Это только подлило масла в огонь: число взрывов, совершенных при помощи дистанционных бомб, увеличилось более чем в два раза всего за год — до 1677.
Как пишет CFR, некоторые эксперты «возложили ответственность за всплеск атак на неэффективное центральное правительство». «Важнейшей предпосылкой [афганского повстанческого движения] стал крах системы управления», — объяснял специалист по Афганистану Сет Джонс.
Несмотря на «демократизацию» электоральных процессов, добавил он, многие афганцы так и не получали базовых услуг, полицейские силы не работали достаточно хорошо, а международных сил было слишком мало для оказания эффективной помощи местным военным.
В декабре 2009 года президент США Барак Обама постановил увеличить численность американских войск: он направил в Афганистан еще 30 тысяч военнослужащих в дополнение к уже служившим на месте 70 тысячам. Другие союзники США увеличили численность своих войск до 50 тысяч человек.
Карзай снова победил на выборах в том же году, что вызвало недовольство оппозиции: противники обвинили его в подтасовке результатов. Администрация Обамы оказалась в неловком положении, ведь Карзай — фактически назначенный Вашингтоном политик.
Впрочем, и этот скандал скоро утих: уже в начале 2010 года коалиционные силы США начали одну из крупнейших военных операций за всю афганскую кампанию. Им удалось отвоевать у талибов часть территорий на юге, правда ненадолго — боевики затем снова вернули свое.
Одной из целей американцев была поимка бен Ладена — «террорист номер один» продолжал успешно скрываться. Его обнаружили в соседнем Пакистане в мае 2011 года. Смерть человека, из-за которого отчасти и началось вторжение, разожгла уже давно ведущуюся дискуссию о необходимости войны в Афганистане. В Конгрессе все чаще призывали к ускоренному сокращению американских войск, хотя некоторые аналитики выступали за продолжение военных действий.
Президент Афганистана Карзай при этом призвал международные силы сосредоточить свои военные усилия по ту сторону границы, в Пакистане, а не бороться с терроризмом, обстреливая афганские деревни.
В конце того же года Обама отдал приказ о выводе 30 тысяч американских военных из Афганистана. Он пообещал полностью вывести американский контингент из страны к 2016 году.
Казалось, лед тронулся в январе 2012 года: талибы задумались о мирных переговорах с США при посредничестве Катара. Однако быстро стало ясно, что до мира еще далеко: уже к марту «Талибан» приостановил переговоры. В том же году боевики наносят репутационные удары по международной миссии в Афганистане: американских военных обвиняют в сожжении Корана и убийстве мирных жителей.
Пока Вашингтон терпел убытки и выводил войска, на афганскую армию и местных силовиков легло основное бремя противостояния с талибами. Правительство пыталось удерживать власть на всей территории страны. В сентябре 2014-го прошли новые выборы — на них победил бывший министр финансов Ашраф Гани. При этом удержание власти давалось ему непросто: Гани приходилось делить власть с парламентом, предотвращать протесты оппозиции и разбираться с ростом популярности талибов на юге.
Но это был не конец деятельности международных сил: в том же году начались операции «Решительная поддержка» и «Часовой свободы». Они были направлены на помощь афганским военным и проведение рейдов против талибов.
К моменту ухода Обамы с поста президента в 2017-м всем стало ясно: обещание вывести американский контингент из Афганистана воплотить не удастся. Его преемник, Дональд Трамп, заступив на пост, тоже поклялся вернуть бойцов США домой. При этом уже через несколько месяцев политик наоборот объявил об увеличении контингента.
Позже Трамп признал: хотя изначально он хотел вывести из Афганистана все силы, ему пришлось отказаться от этой затеи — дабы не допустить террористов к власти. Он также постановил продолжать боевые действия.
Ситуация в Афганистане постепенно выходила из-под контроля. По данным специального генерального инспектора по вопросам восстановления Афганистана (SIGAR) Джона Сопко, к лету 2018-го влияние антиправительственных сил — причем не только талибов, но и «Исламского государства»* — распространялось почти на 20 процентов территории страны.
Непрекращающиеся теракты в Кабуле и других городах страны стали элементом повседневности. Атаки совершались в то время, как администрация Трампа разворачивала войска США в сельских районах Афганистана.
На фоне непрекращающихся атак американцы решили снова попробовать сесть за стол переговоров с талибами. Уже в феврале 2019-го между спецпосланником США Залмаем Халилзадом и высшим должностным лицом талибов, муллой Абдул Гани Барадаром прошли переговоры — они в первую очередь были посвящены выводу войск США из Афганистана. В обмен боевики обещали запретить террористическим группировкам, в том числе ИГ, действовать на территории страны.
Однако все усилия вскоре с треском провалились: когда спецпосланник Халилзад уже объявил о достижении «принципиального соглашения» с лидерами «Талибана», Трамп приказал прекратить переговоры. Он объяснял такое решение ликвидацией боевиками американского солдата. Талибы в ответ предупредили: они еще готовы обсуждать перемирие, но выходка Белого дома приведет к большим смертям.
Когда в январе 2020-го стороны все же подписали соглашение, призванное остановить кровопролитие и сократить численность американских войск в стране, в перемирие включились афганские власти. Президент Гани выдвинул условие: талибы должны пойти на соглашение еще и с официальным правительством, прежде чем вступать в переговоры с американцами.
Тогда «Талибан» совершил десятки нападений на афганские силы безопасности, в ответ американцы начали наносить авиаудары по талибам в южной провинции Гильменд. И хотя соглашение было подписано, оно так и не принесло Афганистану мира.
В ноябре 2020-го исполняющий обязанности министра обороны США Кристофер Миллер объявил о планах еще больше сократить численность войск в Афганистане — но все же не выводить их полностью. К январю 2021-го контингент США обещали сократить до 2,5 тысячи человек
Против резкого сокращения войск выступил генсек НАТО Йенс Столтенберг: он предупредил, что слишком ранний вывод сил может привести к тому, что Афганистан «станет убежищем для террористов», а ИГ сможет восстановить свой халифат. Несмотря на это, занявший пост президента США Джо Байден пообещал полностью вывести войска к 11 сентября 2021 года — годовщине терактов. Политик подчеркнул: план воплотится в жизнь независимо от того, удастся ли подписать долгосрочное мирное соглашение с талибами.
Но войска покинули страну еще раньше. Воспользовавшись началом эвакуации бойцов США и НАТО еще весной, талибы начали марш на столицу.
15 августа Кабул пал, президент Гани бежал из страны, а США с союзниками пришлось экстренно вывозить своих граждан из страны. Тысячи афганцев, помогавших международной коалиции, а также 200 американцев остались в стране — фактически брошенные союзниками. Официально вывод войск завершился 30 августа 2021 года.
По данным Конгресса США на 2021 год, с 2001 года потери международной военной коалиции НАТО составили более 3,5 тысячи человек, среди которых более 2,4 тысячи — именно американцы. Более 20 тысяч американских военнослужащих были ранены в ходе боевых действий.
За почти 20 лет в Афганистане успели побывать более 800 тысяч американских военнослужащих и 25 тысяч гражданских лиц, кампания обходилась США в 150-300 миллионов долларов в день. Миссия, в которую американские власти фактически втянули и других союзников, завершилась полным провалом — это признавали и американские политики. При этом последствия от 20-летней кампании сами афганцы «разгребают» до сих пор — конца и края бедствиям страны, фактически брошенной войсками НАТО, пока не видно.
*организации признаны террористическими и запрещены в России