Национальный проект «Производительность труда» становится трамплином для реализации других нацпроектов и стратегических инициатив. Когда эффективность предприятий увеличивается, становится проще внедрять новые технологии и импортозамещение. Это очень хорошо видно на примере создания транспортной инфраструктуры для расширения поставок сжиженного природного газа (СПГ). Разбираем кейс в материале «Ленты.ру».
Национальный проект «Производительность труда» был запущен в 2018 году по инициативе президента России Владимира Путина. Сейчас к нему присоединились уже более 5 тысяч предприятий из 85 регионов страны.
Эксперты нацпроекта «Производительность труда» помогают предприятиям оптимизировать производственные процессы: правильно использовать внутренние ресурсы, устранять простои оборудования, совершенствовать взаимодействие между различными подразделениями.
Главная фишка нацпроекта заключается в том, что чаще всего бизнесу даже не приходится вкладываться в происходящие изменения: компании улучшают свои показатели за счет управленческих решений. На каждом предприятии создается производственный поток-образец и формируется команда из сотрудников, которые будут следить за внедрением изменений и самостоятельно контролировать эффективность работы в будущем.
Участие в национальном проекте помогает бизнесу вслед за производительностью труда увеличить и свои доходы. С 2019 по 2021 год более 2300 предприятий-участников нарастили добавленную стоимость на 383 миллиарда рублей. Рост производительности труда составил 24 процента, при этом выработка продукции выросла на 46 процентов, запасы незавершенного производства сократились на 36 процентов, а время производства продукции уменьшилось на 35 процентов.
Одновременно нацпроект улучшает условия труда рабочих: оборудование функционирует без перебоев, на местах поддерживаются чистота и порядок, благодаря увеличению прибыли компаний растет оплата труда. Возрождается движение рационализаторства, которое тоже влияет на вовлеченность сотрудников и увеличение производительности.
В результате оптимизации производственных процессов растет конкурентоспособность российских предприятий, появляется возможность ускорить все процессы, связанные с импортозамещением. Это особенно важно, когда речь идет о стратегических предприятиях.
Производственный комплекс «Атоммаш», который входит в машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом», поставляет оборудование для атомной промышленности, нефтегазового комплекса и тепловой энергетики. Предприятие является одним из лидеров нацпроекта «Производительность труда».
Благодаря участию в нацпроекте «Атоммашу» удалось оптимизировать производственные процессы и существенно сократить время выпуска ключевого оборудования для атомной энергетики и смежных отраслей. Например, срок изготовления реакторов уменьшился в полтора раза — с 760 до 524 дней, парогенераторов — вдвое, с 877 до 440 дней.
Сейчас в Росатоме идет разработка крупнотоннажного танкера-газовоза, который позволит перевозить сжиженный природный газ (СПГ) по Севморпути круглый год. По словам директора по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам «Атомэнергомаша» Владимира Аптекарева, «решение о разработке танкера-газовоза было принято на основе анализа мирового рынка танкеров для перевозки СПГ».
Это исследование показало, что все существующие в мире проекты СПГ-газовозов являются иностранными. А значит уже сейчас существует потребность в разработке отечественного проекта, в котором будет применяться разработанное в России комплектующее оборудование».
За последние 20 лет объем транспортировки сжиженного природного газа во всем мире увеличился в 3,5 раза. Крупнейшими потребителями этого сырья являются страны АТР и Европы. По прогнозам экспертов, мировое потребление СПГ к 2030 году вырастет на 55 процентов — до 940 миллиардов кубометров в год. Мощности по регазификации при этом увеличатся на 36 процентов (до 1584 миллиардов кубометров).
Доля отечественного оборудования и технологий в производстве и транспортировке СПГ составит не менее 80 процентов.
Чтобы справиться с этой задачей, правительство реализует стратегическую инициативу «Прорыв на рынке СПГ», которая направлена на резкое увеличение выпуска оборудования для заводов по производству сжиженного газа и развитие транспортной инфраструктуры.
Благодаря мерам господдержки, в том числе и нацпроекту «Производительность труда», идет освоение производства критического с точки зрения импортозависимости оборудования, необходимого для средне- и крупнотоннажного производства СПГ.
По словам Александра Новака, на сегодняшний день по реализованным проектам производство сжиженного газа составляет порядка 33 миллионов тон. С учетом проектов, находящихся в стадии строительства, заводов в Усть-Луге и «Арктик СПГ 2» Россия выйдет на производство 66 миллионов тон СПГ в год. Необходимо дополнительно изыскать ресурсную базу для проектов еще на 34 миллиона тон СПГ в год и завершить локализацию крупно- и среднетоннажного оборудования для отрасли. Однако все это — только полдела.
Реальный прорыв на рынке СПГ невозможен без решения вопроса о его транспортировке конечным потребителям и создания подходящих для этого отечественных судов. Решением этой задачи и занимается «Атоммаш», принявший участие в нацпрокте «Производительность труда».
Создание крупнотоннажного танкера-газовоза для круглогодичной перевозки сжиженного газа по Севморпути, над которым работает компания, обойдется примерно в 21 миллиард рублей. За один раз судно длиной 305 метров сможет перевести 170 тысяч кубометров топлива, а его максимальная скорость составит около 40 километров в час (21,3 узла).
По его словам, решение с использованием вкладных танков требует больше пространства. Поэтому, чтобы компенсировать этот момент, было решено использовать композитные материалы, что позволяет добиться необходимых физико-механических характеристик, облегчить всю конструкцию и уменьшить ее габариты. На создание новых материалов и химических компонентов для производства высокотехнологичной продукции нацелена стратегическая инициатива правительства России «Развитие производств новых материалов».
Чтобы судно плавало по Северному морскому пути круглый год его корпус и ободы были значительно усилены. Новый танкер сможет самостоятельно передвигаться в сплоченных однолетних и двухлетних арктических льдах толщиной до 2,1 метра в зимне-весеннюю навигацию и до 3,1 метра в летнее-осеннюю.
По словам Владимира Аптекарева, все ключевое оборудование грузосодержащей системы, включая систему транспортной обработки груза, либо уже производится в России, в частности на предприятиях Росатома, либо его выпуск можно будет запустить в ближайшее время.
Сейчас проектирование танкера еще продолжается, но уже известно, что строить его будут на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае. Газовозом уже заинтересовались крупная судоходная корпорация и несколько нефтегазовых компаний.