За последние годы светская жизнь в столице стала значительно тише: развлечений поубавилось — так же, как и направлений для путешествий. Зато гастрономические удовольствия здесь будто не подвержены кризису: самые богатые едва успевают следить за открытием новых элитных ресторанов, а в популярных местах забиты и залы, и листы ожидания. Изысканная еда проникает везде и всюду — даже в театральных буфетах черную икру водружают теперь не только на тарталетки, но и на покорно томящиеся на льду устрицы. На что москвичи тратят сэкономленные на европейских каникулах деньги — разбиралась «Лента.ру».
От чего столичная публика не готова отказаться даже в самые турбулентные времена, так это от зрелищ. Не жалея дизайнерских туфель, женщины перепрыгивают через лужи, чтобы насладиться очередной модной постановкой, а спутники покорно фотографируют их в бархатных ложах. По вечерам зашкаливает концентрация элитных автомобилей в Лубянском проезде, где располагается театр Crave, который заставляет аплодировать стоя даже самых искушенных зрителей.
Тяжелую дверь отворяет галантный швейцар Юрий, владеющий пятью языками. Эффектные хостес приветствуют гостей и провожают по мраморной лестнице в фойе с баром — здесь звучат джаз и светские беседы, а дорогая парфюмерия смешивается с ароматами аперитивов. Подогревают интерес провокационные вокальные перформансы, которые исполняют артисты в welcome-зоне.
Звучит первый звонок, гостей приглашают в камерный зрительный зал.
В партере и амфитеатре — двухместные диваны, в бенуаре и ложах — театральные кресла. А на столиках уже поджидает ледяное игристое — комплимент от театра.
Crave — симбиоз кабаре и современной хореографии, приправленный мультимедийными технологиями. В программе три шоу: What Women Want, Crave Airlines и «Абсолютно другая нага» — и все со строгим ограничением 18+. В последнем к тому же участвует популярная актриса Агата Муцениеце, которую поклонники нередко критикуют из-за чересчур эпатажных образов на сцене — в том числе и за танец обнаженной на шесте.
В шоу действительно невольно хочется разглядывать точеные тела актеров — театральные костюмы не оставляют места для фантазии. Удержаться трудно, но снимать запрещено. Сделать фото в подтверждение того, что вечер был проведен с особым лоском, можно только на лестнице или на фоне алого занавеса.
В зрительном зале — все сливки светских хроник, миллионеры из списка Forbes или стремящиеся в него попасть, чиновники в компании эффектных дам. Если вдруг ослепил блеск гигантского бриллианта — стоит искать его источник в двух первых рядах. Там, очевидно, расположены самые дорогие места. С третьего ряда — пары, решившие разнообразить семейный вечер, и женские компании разных возрастов. Все гости соблюдают дресс-код: кто-то выгуливает вечерние туалеты, а кто-то смело внедряет в образ эротические элементы.
Длительность постановки — 2 часа 40 минут. К ее финалу насытившуюся искусством публику потянет на гастрономические удовольствия. Вместо привычных театральных бутербродов, выстраданных в очереди в буфет, здесь подают свежие устрицы, черную икру на ледяных плато и авторские коктейли.
Кстати, в антракте можно не только подкрепиться парой-тройкой морских ежей, но и выиграть что-нибудь эдакое. Например, если спеть или лучше всех сымитировать сексуальный голос, можно получить ночь в пятизвездочном отеле или секс-игрушку Agent Provocateur.
Те, кто не терпит хруста чипсов, шепота и поцелуев во время просмотра фильмов, приходят в кинотеатр «Москва», которому в 2023 году исполнилось 9 лет. Да и зачем делить пространство с посторонними, если можно арендовать камерный кинозал для своей компании и смотреть на экране абсолютно любые фильмы и даже видео из личных архивов?
В кинотеатре имеются залы с афишей фильмов из текущего проката, а также небольшие залы на компанию из семи-девяти человек. Здесь, на кожаных диванах и креслах, имитирующих сиденья частных джетов, располагаются бизнесмены, политики, иностранцы и герои глянца. Кинотеатр работает по системе клубного членства, гарантируя гостям комфорт, а главное — приватность.
Если киноискусство пресытило, можно оглядеться вокруг. Москвичи получили еще одно место, где можно посмотреть на других, а главное — показать себя. Вдоль рядов то и дело мелькают дизайнерские туфли и сумки, а шансы встретить знаменитость максимально высоки. Сюда любят заглядывать журналистка Ксения Собчак, бизнесвумен Оксана Лаврентьева, галеристка и экс-супруга миллиардера Бориса Белоцерковского Полина Аскери.
В качестве альтернативы попкорну и газировке гурманам предлагают блюда от шеф-повара и богатую винную карту. Прямо во время сеанса официанты подадут филе миньон, пасту тальолини с черным трюфелем, предложат морепродукты из аквариума и подберут правильный аккомпанемент из напитков.
Удивить искушенного гостя сложно и просто одновременно. Вау-эффект можно получить, если к чинному ужину в ресторане с белыми скатертями добавить нечто абсолютно извращенное и декадентское. Именно таким приемом пользуются элитные заведения по всему миру.
Например, издание The New York Times писало, что в США стало модно есть икру... с руки. Получается нечто в формате икорного шота: деликатес необходимо положить жемчужной ложкой на тыльную сторону ладони — между большим и указательным пальцем, — а затем просто слизнуть одним движением языка. Считается, что такой способ дает возможность ощутить первозданный вкус продукта. К слову, метод опробовала и российская телеведущая Ксения Бородина.
Любопытно, что даже простая еда по велению шефа может стать непозволительной роскошью. Например, в одном из ресторанов Нидерландов придумали бургер The Golden Boy («Золотой мальчик»). Ингредиенты: котлета из японской говядины вагю и коротких ребер, белый трюфель, камчатский краб, икра белуги, шафрановая булка, покрытая сусальным золотом. Лук для блюда обжаривается в игристом вине Dom Perignon.
В России же решили переплюнуть всех, поэкспериментировав с доставкой. Люксовый сервис для ленивых гурманов предложил сочинский ресторан Brunello. В сентябре 2023 года москвичи могли воспользоваться доставкой блюд частным бортом. В течение 48 часов после оформления заказа на специальный сет из шести блюд по указанному адресу прибывает команда поваров с заготовками. Они приготовят блюда прямо на кухне заказчика и подадут в коллекционной посуде.
Сумма в чеке за гастрономическую эйфорию от тарталеток с японским тунцом, крабового мяса и черной икры с доставкой частным бортом составила бы 10 миллионов рублей. Конечно, в соцсетях необычную доставку тут же раскритиковали, назвав ее «новым уровнем понтов», однако шеф-повар ресторана сразу попросил не искать в этом рациональности и порекомендовал просто поддаться эмоциям.
В европейской гастросфере все стабильно: одни и те же места существуют годами, даже официанты не меняются. В Москве не хотят простых заведений — жителей столицы нужно удивлять. Искусство работы шеф-поваров вышло за рамки того, чтобы просто сдобрить блюдо соусом. У каждого ресторана сегодня появляется душа, и поход в него — своего рода шоу, за которое люди готовы платить, утверждает Фарид Абиев, предприниматель, сооснователь гастроприложения GoldenEgg.
Гастротеатр Svet — место, рядом с которым поражает количество Bentley и Rolls Roys. С улицы красная ковровая дорожка ведет на цокольный этаж. В холле встречает загадочный полумрак и эффектная хостес в алом кимоно.
Гостям предлагают прокатиться на Guilty Express — так звучит название постановки режиссера Сергея Глазкова. Зрители сидят в камерном зале, вокруг — панорамные экраны, на которых разворачивается действо в 3D. Спектакль посвящен человеческим грехам и слабостям — деньгам, сексу, праздности, власти и эго. Каждому пороку — свой сюжет и свое блюдо.
Например, деньги были воплощены в тартаре из двух видов мяса с сусальным золотом и щедрой порцией осетровой икры. К сексу подают крем из цветной капусты и кокосового молока, в котором тонут северные креветки и кружева из древесных грибов. Почувствовать власть было предложено, вонзив нож в стейк из оленины.
Все это время гости словно бы едут в винтажном поезде, за окнами которого меняется картинка: появляются то джунгли со змеем-искусителем, то заснеженные склоны, то подводные миры, то сплетенные в объятиях обнаженные тела. Если отвлечься и осмотреться вокруг, можно увидеть жен и любовниц в коктейльных платьях, компании мужчин с крокодиловыми портмоне, супружеские пары с томными взглядами.
Зацепить внимание избалованного москвича становится все труднее — предпринимателям приходится изобретать такие концепции, к которым публика непременно захочет стать причастной. Ресторатор Александр Воробьев придумал способ переманить завсегдатаев шумных Патриарших прудов и Большой Никитской в район «Москва-Сити». Так появилась Ivanka — панорамный ресторан с интерьером яхты. К слову, с древних времен морские суда именовали в честь любимых женщин и богинь — отсюда и название заведения.
Внутри все как на элитной лодке: от шпона анегри до бара со столешницей из натурального мрамора. При входе «на борт» в глаза бросаются итальянские светильники-медузы, обрамляющие главный акцент — огромный морской узел, свисающий с потолка. Вес инсталляции — 100 килограммов.
Раз в неделю спецрейсом из разных уголков мира сюда привозят розовую дораду, морской язык, тюрбо, креветки карабинерос и другие морепродукты. Любопытно, что гость может сделать индивидуальный заказ на эксклюзивную свежую рыбу или вино, которого нет в общей винной карте — хотя в ней и так более 200 наименований. Все это обойдется примерно в 12 тысяч рублей на две персоны: горячее, закуски и авторские коктейли.
Вечером в пятницу — полная посадка, и это несмотря на ценник. Вокруг — влюбленные пары, томно накручивающие на вилки спагетти аль Бурро с черной икрой, мужчины в строгих костюмах и поглядывающие на них веселые женские компании. В свете последних событий, связанных с прекращением работы дейтингового приложения Tinder, для знакомства здесь предусмотрен элегантный способ — коктейль «Конвертик желаний».
***
Фарид Абиев напоминает, что в последние годы рестораторы и люди искусства в Москве задали действительно высокую планку. Те же доставки частным бортом из Сочи — это отличный маркетинговый ход, с помощью которого крупный холдинг решил взбудоражить инфополе и показать, что он может все.
«Люди готовы платить не просто за вкусную еду, а за причастность к большему. Россияне легко пожертвуют покупкой чего-то из одежды, но пойдут в модное заведение, чтобы насладиться шоу, получить эмоции», — подытожил собеседник.