«Сердце разрывается» Авторы детских каналов издеваются над своими детьми. На что родители готовы ради славы и лайков?
Маргарита Щигарева
В начале января россияне активно обсуждали блогера и бизнесмена Сергея Косенко. Внимание миллионов людей приковал резонансный ролик, в котором он бросил в сугроб своего двухмесячного сына. Роликом Косенко заинтересовались и в Госдуме, и в Следственном комитете. Однако его видео — лишь капля в огромном море контента, в котором родители-блогеры неприкрыто используют детей ради лайков и славы. «Лента.ру» изучила, как далеко они готовы зайти в погоне за просмотрами, и выяснила, могут ли принудительные съемки быть опасны для детского здоровья.
Косенко и «самое популярное видео»
«Первый полет Лео» — так Косенко назвал ролик, в котором он под рождественскую музыку бросил в снег одетого в комбинезон двухмесячного младенца. Тот приземлился в сугроб и с головой погрузился в снег.
Незадолго до публикации блогер пообещал подписчикам, что снимет с участием сына самое популярное в Instagram (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) видео. Правда, вряд ли Косенко хотел такой популярности, которую получил. Сначала на него посыпалась критика от подписчиков, которые заявили, что такие действия с младенцами чреваты травмами с серьезными последствиями вплоть до неврологических нарушений.
Затем к делу подключились депутаты Госдумы: Нина Останина заявила, что обратится по поводу ролика в Следственный комитет (СК), а Виталий Милонов предложил арестовать Косенко на 15 суток. Спустя два дня после выхода видео председатель СК Александр Бастрыкинпоручил возбудить в отношении Косенко уголовное дело, решить вопрос о проведении налоговой проверки и о выдаче блогера российским правоохранительным органам, поскольку тот находился за границей.
Сам Косенко сначала заявил, что ребенок отлично чувствует себя после съемок, а потом стал уверять, что бросил в снег не сына, а куклу. Когда дело приобрело серьезный оборот, Косенко извинился и, продолжив настаивать на версии с куклой, сообщил, что использовал монтаж, чтобы добавить игрушке лицо и мимику ребенка. По словам блогера, таким образом он хотел привлечь внимание к своему новому образовательному проекту про искусственный интеллект и монтаж видео.
Впрочем, в версии с куклой многие усомнились с самого начала: пользователи соцсетей уверяли, что ребенок на видео поджимает ноги, а также погружается в снег глубже, чем погрузилась бы полая кукла. Механика движений блогера во время подкидывания малыша, по их мнению, тоже говорит о том, что в его руках все-таки был живой тяжелый ребенок, а не более легкая по весу кукла.
«Именно так выглядит насилие и абьюз!», «Ему ребенок нужен только для контента», «Ради лайков рисковать малышом — это дно!», «Органы опеки должны проверить эту семью», — высказались о поступке Косенко возмущенные комментаторы
Лайки на детях
Конечно, Косенко стал далеко не первым родителем, который в погоне за интернет-славой преступил черту допустимого в отношении собственного ребенка. Например, такие же претензии предъявляли и американским блогерам Майку и Хизер Мартинам, известным по каналу DaddyOFive (впоследствии — FamilyOFive), которые с 2015 года публиковали ролики о жизни с пятью детьми и заполучили на этом порядка 750 тысяч подписчиков. Многие из зрителей довольно быстро заметили, что родители попросту издеваются над собственными детьми ради ярких видео, и привлекли к этому внимание общественности.
Происходившее в роликах Мартинов было похоже на школьную травлю, только в роли безжалостных хулиганов выступали родители. Они или сами жестоко шутили над детьми, или подстрекали к этому их братьев и сестер. А некоторые зрители поощряли такое поведение
«Ты играл на компьютере вместо того, чтобы делать домашнюю работу? Серьезно?» — кричал Майк на своего сына Коди в одном из таких видео. Затем мужчина взял молоток и сломал Xbox ребенка, мальчик начал рыдать. После этого отец признался, что уничтожил старую сломанную приставку, а настоящий Xbox все это время был цел и невредим. «Мне все равно! Я тебя не прощаю! Ты сделал мне больно!» — ответил ему заплаканный мальчик. Его брат все это время снимал происходящее на видео и посмеивался.
В другом видео родители-пранкеры обвинили Коди и еще одного сына в том, что те пролили чернила на ковер, а затем принялись истошно кричать на детей. Лишь несколько минут спустя они признались заплаканным мальчикам, что происходящее было розыгрышем. Еще в одном ролике отец устроил между детьми игру на пощечины и побудил одного из сыновей ударить сестру по лицу, чем довел девочку до слез. «Ты же знаешь, что девочек нельзя бить. Но она твоя сестра, так что это не считается», — подбодрял он сына.
В итоге родителями, которые постоянно доводили детей до слез, заинтересовались органы опеки. Мартинов лишили опеки над двумя детьми, которые чаще всего были объектами насмешек и издевательств — они переехали к своей биологической матери, бывшей подруге Майка. Суд также постановил, что в течение пяти лет пара будет находиться под надзором
«Сердце разрывается, когда слышишь, как эти дети так плачут», «Это ужасает. Ненавижу этих родителей всем сердцем», «Меня даже больше беспокоит то, сколько людей наслаждались просмотром роликов, в которых над этими детьми издевались», — возмущались пользователи YouTube
Сколько зарабатывают авторы самых популярных YouTube-каналов о детях?
За одним из самых популярных детских каналов LikeNastya c девятилетней россиянкой Анастасией Радзинской в главной роли следят 112 миллионов подписчиков. В январе 2022 года Forbes поместил
ее на шестое место в рейтинге звезд YouTube с самым большим заработком. По данным журнала, ее годовой доход составил 28 миллионов долларов (2,4 миллиарда рублей по текущему курсу).
На седьмом месте в рейтинге оказался канал Ryan’s World с тогда еще десятилетним американцем Райаном Кадзи. Юный блогер начал сниматься в видео на YouTube с четырех лет. Его доход Forbes оценил в 27 миллионов долларов (2,3 миллиарда рублей). А в 2023 году журнал сообщил, что Кадзи зарабатывает уже 35 миллионов долларов (3 миллиарда рублей).
В 2023 году агентство Thought Leaders подсчитало, что канал Kids Diana Show (на тот момент у него было 112 миллионов подписчиков) приносит авторам примерно 420 тысяч долларов (37 миллионов рублей) только с рекламы YouTube. У канала Smile Family, на который тогда было подписано 22,3 миллиона человек, этот показатель — около 70 тысяч долларов (6,1 миллиона рублей).
Однако помимо дохода с рекламы на YouTube, каналы могут зарабатывать на премиум-подписке, коллаборациях с брендами и не только.
Некоторых родителей стремление прославиться с помощью собственных детей даже довело до тюрьмы. В 2019 году в США полиция арестовала Машелль Хобсон — создательницу канала Fantastic Adventures. Женщина избивала своих приемных детей, лишала их еды и воды, распыляла на них перцовый спрей, если они отказывались сниматься в видео или же исполняли роли плохо.
Еще одно громкое дело — суд над американской блогершей Руби Фрэнки, которую арестовали по подозрению в истязании детей. Пользователи соцсетей, которые заподозрили Фрэнки в чересчур строгом воспитании детей и абьюзе, забили тревогу еще за несколько лет до ее ареста
Зато никакой ответственности за издевательства над детьми, хоть и куда менее серьезные, не понес блогер Кордеро Брейди, более известный как CJ SO COOL. Например, однажды он подговорил дочь притвориться утонувшей в бассейне, чтобы напугать жену, а в другой раз зажег фейерверки в комнате со спящими детьми, чтобы те подумали, что в доме стрельба, и довел их до слез.
В самом нашумевшем видео он накормил маленьких детей мороженым, в которое добавил слабительное, а затем снял на камеру, как те плачут от боли в животе, сидя на унитазе. Впоследствии этот ролик был удален с YouTube, а канал пранкера на какое-то время заблокировали. Однако другие ролики остались, а некоторые из них набрали миллионы просмотров.
Отец с YouTube-канала Toy Freaks Грег Чизм отличился тем, что напугал до слез мывшуюся в ванне дочку, положив ей в воду лягушку. Пользователям сети и журналистам показался странным и другой контент на его канале: девочки нередко играли роль младенцев, плевались едой или притворялись, что обмочились. А блогерша Джордан Шайенн в видео, посвященном болезни их собаки, говорила расстроенному сыну: «Притворись, что ты плачешь». «Но я и в самом деле плачу», — отвечал расстроенный мальчик.
«Я какой-то не такой»
В то же время нельзя исключать, что в роликах родителей-блогеров бывают элементы постановки. В этом случае, как считают специалисты, ребенок будет меньше травмирован нежеланными съемками. Детский психолог и семейный психотерапевт Наталья Наумова в беседе с «Лентой.ру» отметила, что, если родители объясняют ребенку, что на съемках все происходит не по-настоящему и он является актером, обсуждают с ним сценарий и то, какие от него ждут реакции, тогда появляется игровой момент, который снижает травматизацию.
Однако если ребенок еще слишком маленький, то он может не понять, что в происходящем есть элемент игры, предупредила Наумова. В этом случае дети могут подумать, что родители по-настоящему плохо к ним относятся. Такая же мысль может возникнуть, когда взрослые скрывают от ребенка, что все происходит не по-настоящему, чтобы добиться от него ярких эмоций.
«Это приведет к тому, что ребенок перестанет доверять родителям, у него возникнет отчуждение, холод по отношению к ним», — отметила психолог. В дальнейшем это может вылиться в психологическую травму, а иногда — в развитие невроза и более серьезные негативные последствия, добавила она.
Психолог Юлия Каминская также отметила, что то, как съемки в родительских роликах влияют на детскую психику, зависит во многом от восприятия ребенка. «Есть такое понятие — "линия нормы". И в какой-то семье линия нормы может быть такая, что все друг над другом подшучивают. Если и мама, и папа, и бабушка, и дедушка вокруг друг над другом подшучивают, для ребенка это может быть неким вариантом нормы, и тогда его это никак не будет задевать», — добавила психолог.
Однако если в семье не принято разыгрывать друг друга, если родители делают так только ради съемок видео или же шутят над чем-то очень важным для детей, для ребенка это может стать серьезным эмоциональным переживанием.
Этичный блогинг
В сети начали возмущаться из-за поведения родителей-блогеров еще в 2010-е годы, когда настал пик популярности семейных блогов. Пользователи обвиняли авторов таких каналов в принуждении детей к труду и эксплуатации ради дохода, в лишении ребенка права на приватность, в манипуляциях ради получения от детей определенных эмоций на камеру.
В качестве альтернативы матерям и отцам, доводившим детей до слез, предлагали так называемый этичный по отношению к детям блогинг. В таких роликах взрослые тоже рассказывают о своей семье, но стараются не показывать детей, скрывать их лица, снимать со спины или издалека и не раскрывать деталей жизни ребенка. Правда, к авторам таких каналов у зрителей остаются почти все те же вопросы, что и к обычным блогам про детей: так или иначе несовершеннолетние являются героями их роликов.
Вопрос о том, может ли в принципе канал, посвященный жизни семьи, быть этичным, не раз поднимался даже на Reddit. «Если канал не смог бы зарабатывать деньги без детей в видео, тогда он эксплуатирует их», «Ребенок не может дать осознанное согласие на то, чтобы каждый момент его жизни снимали на камеру, а затем публиковали в интернете напоказ всему миру», — дискутировали пользователи портала.
Многие согласились с тем, что этичными можно назвать каналы, посвященные материнству или отцовству, которые концентрируются на родителях. Детей там или не показывают совсем, или показывают, но очень редко
В то же время Наталья Наумова отметила, что ребенок, чью жизнь родители показывают в интернете, может столкнуться с проблемами, когда пойдет в школу. Там ребенка могут ждать насмешки и конфликты, вызванные опубликованными взрослыми роликами. В этом случае школьник будет в уязвимой позиции, поскольку вся его личная жизнь выставляется напоказ, а он не может спрятаться от родительской камеры и защитить себя.
Наумова и Каминская согласились с тем, что иногда съемки в роликах для блога могут и положительно повлиять на детей. Это происходит в том случае, когда их проводят в атмосфере поддержки, с уважительным отношением к детям и с учетом их потребностей и пожеланий. В таких условиях у ребенка может повыситься уверенность в себе, улучшиться самооценка, благодаря блогу он может учиться проявлять себя в мире.
Родители должны быть готовы и к тому, что ребенок может захотеть прекратить съемки, когда подрастет, добавила Наумова. Помимо того, по ее словам, блогерской семье было бы полезно четко обозначить и прописать требования к тому, как взрослые могут вести себя в видео и чего они не могут делать. «Важно, чтобы ребенок понимал, что его мнение учитывается, что родители его мнение ценят, прислушиваются и выполняют его пожелания, берегут его и не подвергают какому-то дополнительному риску», — заключила психолог.