Сретение Господне — важный церковный праздник. В день Сретения исполнилось 40 дней со дня рождения младенца Иисуса Христа, и в соответствии с ветхозаветной традицией, Богоматерь Мария принесла мальчика в иерусалимский храм. Там и произошло сретение (то есть встреча) старца Симеона, который олицетворяет все человечество, с Сыном Божьим. Об истории праздника, о традициях и народных приметах читайте в материале «Ленты.ру».
Какого числа отмечают Сретение
В 2024 году православные христиане отмечают Сретение Господне 15 февраля. Этот праздник — непереходящий, то есть он отмечается в один и тот же день каждый год. В 2024-м 15 февраля выпадает на четверг.
Что такое Сретение
Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников православной церкви. Это большие православные праздники, посвященные самым важным (после Пасхи) событиям земной жизни Иисуса Христа и Матери Божьей Пресвятой Девы Марии.
Само слово «сретение» славянского происхождения, на современный русский язык оно переводится как «встреча». Праздник Сретения Господня отмечается в честь встречи 40-дневного Сына Божьего с благочестивым праведником Симеоном в иерусалимском храме, куда Дева Мария и ее супруг Иосиф принесли младенца Иисуса, чтобы совершить законный обряд.
В более широком смысле это событие трактуют как встречу Сына Божьего со всем человечеством
«В этот день также произошла встреча Ветхого и Нового завета, — поясняет в разговоре с "Лентой.ру" архимандрит Иов (Гумеров), насельник Сретенского монастыря в Москве. — Евангельское повествование отражает точное исполнение закона пророка Моисея, которое включает в себя очищение в сорокадневный срок, посвящение Богу первородного сына».
Очевидно, что в древнем законе, данном народу Израиля, содержится нечто великое и важное для наших дней. Однако само событие — сама встреча Иисуса с людьми в храме — открывает уже новозаветную историю
История старца Симеона
Согласно преданию, Симеон, впоследствии названный Богоприимцем, был праведным, благочестивым и одним из самых образованных людей своего времени. Он родился за 360 лет до появления на свет Иисуса и входил в число 70 ученых переводчиков (толковников), которым египетский царь Птолемей II Филадельф велел перевести ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий. Занимаясь этим переводом, Симеон прочел следующие слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он усомнился и захотел исправить текст, заменив слово «Дева» на слово «жена». Однако ему явился ангел Божий и остановил, запретив искажать текст.
За сомнение в словах пророка Симеону было отказано в смерти до тех пор, пока он своими глазами не увидит Спасителя рода человеческого, которого «во чреве приимет и родит» именно непорочная Дева
В Евангелии от Луки, третьей книге Нового Завета, говорится, что в год Рождества Христова Симеон был уже очень стар и ждал важной встречи, дабы исполнилась Божья воля. В день Сретения он пришел в храм «по вдохновению». А когда увидел поднимающуюся по ступеням Марию с ребенком на руках, сразу понял, кто перед ним. Симеон вышел навстречу, принял младенца из рук матери, благословил его и обратился к Господу со словами своей, впоследствии ставшей знаменитой, песни.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.
Современный перевод этого текста звучит так:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Пресвятой Деве Марии старец предсказал будущее ее сына и предупредил о ее собственных муках возле Креста: «Се лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).
История пророчицы Анны
Вместе с Симеоном в храме младенца Иисуса встретил еще один человек — женщина по имени Анна. Святитель Амфилохий Иконийский в своем труде «Слово на Сретение» назвал ее «венцом вдов»: «телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен, согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая».
По преданию, Анна прожила в замужестве всего семь лет, рано овдовела, лишилась денег и имущества, но больше не вышла замуж, поскольку хотела сохранить верность покойному мужу. Она вела праведную жизнь, жила при иерусалимском храме, как и многие другие вдовы тех времен.
Евангелист Лука ее называет пророчицей: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:36-38).
Анна, как и Симеон, сразу узнала Сына Божия в младенце, принесенном Девой Марией и Иосифом, и стала рассказывать всем, что настало время исполнения предсказания о даровании миру Спасителя.
Память Святого праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны чествуется церковью в одну дату, 16 февраля, на следующий день после праздника Сретения Господня
Как отмечают Сретение Господне
Это древнейший праздник христианской церкви, он завершает череду рождественских празднеств. Отмечать Сретение стали еще в IV веке — на христианском Востоке, с V века — на Западе, а начиная с VI века в Византии этот день был официально признан государственным праздником.
Согласно преданию, в 540-х годах в городе Антиохии случилось несколько сильных землетрясений и была вспышка эпидемии. По поверью, после того, как христиане провели в день Сретения Господня крестный ход и всенощное бдение, бедствия закончились.
С давних времен и до нашего времени в праздник Сретения Господня для православных христиан очень важным является посещение церковной литургии, а также совершение таинств исповеди и причастия. Пост в этот день не предусмотрен: только в случае, когда праздник выпадает на среду или пятницу, полагается есть рыбу вместо мяса.
Тропарь Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме.
Веселися и ты, старче праведный,
приемый во объятия Свободителя душ наших,
дарующаго нам воскресение.
Современный перевод:
Радуйся, благодатная Богородица Дева,
ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,
просвещающий находящихся во тьме.
Веселись и ты, старец праведный,
принявший во объятия Освободителя душ наших,
дарующего нам воскресение.
Кондак Сретения Господня
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим
и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив,
и ныне спасл еси нас, Христе Боже,
но умири во бранех жительство
и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Современный перевод:
Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим,
и руки Симеона благословивший,
заранее, как надлежало,
и ныне Ты спас нас, Христе Боже.
Но огради миром среди войн народ Твой
и укрепи тех, кого Ты возлюбил,
Единый Человеколюбец.
День православной молодежи
В день Сретения с 1953 года отмечается еще один праздник — Всемирный день православной молодежи. Он был утвержден на первой генеральной ассамблее Всемирного православного молодежного движения «Синдесмос» (это самое крупное в мире православное братство, объединяет 126 молодежных организаций в 46 государствах).
Выбор христианского Сретения для празднования этого дня символичен: день 15 февраля олицетворяет переход от старого к новому, молодому
В России положение об учреждении Российского дня православной молодежи было выпущено значительно позже, только в 2002 году, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В этот день, 15 февраля, православная молодежь встречается со священнослужителями, проходят концерты с музыкой и танцами, спортивные соревнования, конкурсы, игры. Русская православная церковь в каждой епархии и митрополии проводит молодежные съезды и конференции.
Еще одна традиция Дня православной молодежи в России — проведение Сретенского бала, обычай появился также благодаря Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Молодежные Сретенские балы проходят в разных городах страны.
Поздравления с праздником Сретения Господня
Как поздравить родных и близких? «Лента.ру» предлагает варианты для вдохновения.
- В светлый день Сретения Господня желаю вам новых значимых встреч. Не бойтесь их, не бойтесь перемен, идите вперед и помните, что обновление — один из самых важных процессов нашей жизни.
- В чистый и светлый праздник Сретения Господня примите мои самые искренние поздравления! Желаю вам радоваться каждому дню, полученному в дар от Бога, быть добрым, здоровым и счастливым.
- Мира в душе и во всем мире — вот главное мое пожелание тебе и твоим близким в прекрасный праздник Сретения Господня. Добро и свет обязательно восторжествуют!
- Верь, надейся и люби ближних своих — именно этого хочу пожелать тебе в день Сретения Господня. И тогда на твоем пути обязательно случатся судьбоносные и радостные встречи!
- В праздник Сретения Господня
Поздравляю всей душой!
Пусть вы вспомните сегодня,
Как прекрасен мир большой.
Пусть любовь, тепло и вера
Не покинут никогда.
Пусть продлится света эра
Все грядущие года!
Приметы на Сретение
В народе считается, что Сретение — это первая встреча зимы с весной, поэтому было придумано множество примет, связанных с природой. По погоде в этот день судили о будущих весне и лете, об урожае. Верили: какова погода на Сретение, такой будет и весна. Если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и теплая, если выпал снег — это к затяжной и дождливой весне.
Другие приметы:
- На Сретение утром снег — будет урожай ранних хлебов; в полдень — средних; к вечеру — поздних.
- Капель на Сретение — к богатому урожаю пшеницы.
- На Сретение ветер — к плодородию фруктовых деревьев.
Народные традиции Сретения
«В феврале, когда день уже заметно прибавился, и тьма периода после зимнего солнцестояния отступает, но до весеннего равноденствия еще нужно дожить, в народных традициях отмечались праздники про встречу сезонов — Встретенье, Громницы, Стретенье, Сустретьев день, Зимобор, Пресвятая Мария Громница — и было много ритуалов, посвященных почитанию огня», — рассказывает в беседе с «Лентой.ру» исследователь традиционной культуры и музыковед Анна Луговая.
Например, в Армении в эти же дни празднуют Трндез (Тъярнэндарач) и обязательно зажигают костры. Считается, что если молодожены или влюбленные смогут прыгнуть через костер, не разнимая рук, то их любовь будет вечной, а бездетным женщинам огонь костра поможет забеременеть и родить. В конце праздника все водят хороводы вокруг костра, а его пепел развеивают по полям в надежде на будущий урожай.
По словам Луговой, в некоторых странах Восточной Европы, в Хорватии, Белоруссии и в северо-западных губерниях России в Сретение было принято освещать свечи. Фольклорист перечисляет и другие ритуалы:
- в некоторых областях центральной России в полночь на Сретение ходили к трем колодцам набирать воду. Эта вода считалась целебной. Ею брызгали на больных родственников и скотину, в ней купали и поили ею детей.
- распространен был на Руси символический обряд продажи ребенка: кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она платила какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, пожилая женщина говорила: «Живи на мое счастье». На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни, а ребенку таким образом прочили долгие годы и здоровье.
- раньше верили, что ветер в Сретение отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени идти в сад и трясти руками фруктовые деревья.
- в это же время хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они активнее несли яйца. Говорили: «Корми в Сретение кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».
А еще начинали готовить летнюю сбрую, ремонтировать то, что требовало починки. Если народные традиции переносить на современность, то пора осмотреть хозяйским глазом дом и настроить, отладить, отрегулировать все, до чего за зиму не дошли руки. Или, может, записаться в шиномонтаж на смену резины? Чтобы в марте не стоять в очередях
Сюжет Сретения Господня в искусстве
Этот библейский сюжет полюбился художникам — в разное время по его мотивам было создано множество картин. Сретение вдохновило таких живописцев, как:
- Андреа Челести;
- Фра Бартоломео;
- Себастьян Бурдон;
- Фра Беато Анджелико;
- Тинторетто;
- Рембрандт;
- Джеймс Тиссо;
- Дуччо-ди Буонинсенья;
- Андреа Мантенья;
- Джотто ди Бондоне;
- Амброджо Лоренцетти;
- Василий Шебуев;
- Андрей Шишкин;
- Алексей Егоров.
А среди литературных произведений одно из самых проникновенных принадлежит перу поэта Иосифа Бродского, он написал это стихотворение в 1972 году.
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:
«Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он — твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.