Опасаясь вторичных санкций, банки ОАЭ, Китая и Турции стали ограничивать переводы для компаний с «российским следом». В первую очередь это затронуло юрлица и бизнес, но не обошло стороной и обычных граждан — им стало сложнее открыть новые счета. В будущем это может вылиться в уменьшение объемов поставок товаров в Россию, однако такой сценарий маловероятен: в стране уже ищут выход и продолжают обсуждать создание аналога SWIFT. Предприниматели тоже не сидят сложа руки: пока одни находят спасение в более мелких банках, другие налаживают связи с властями и привлекают шейхов в совладельцы компаний. Счета в зоне риска — в материале «Ленты.ру».
Опасаясь вторичных санкций, банки Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) ограничили расчеты с Россией и начали закрывать счета компаниям с «российским следом». Об этом сообщили бизнесмены, работающие в ОАЭ, и один из представителей «Деловой России». РФ обсудит с ОАЭ вводимые ограничения, прокомментировал сложившуюся ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «У нас весьма насыщенный диалог с Абу-Даби. И мы будем развивать этот диалог», — пообещал представитель Кремля.
Сейчас финансовые учреждения Эмиратов средства из РФ не принимают, одновременно ограничивая возможность платежей в Россию. Также продолжается закрытие счетов компаниям, собственниками которых являются россияне, часто по причинам, которые не удается объяснить. По словам партнера департамента налогового и юридического консультирования Kept Ольги Плетневой, расчеты двух стран усложнены в том числе из-за включения банка «Ак Барс» в санкционные списки прошлой осенью.
Одна из вероятных причин возникновения сложностей с платежами — публикация в декабре 2023 года указа президента США Джо Байдена о вторичных санкциях. Этим документом американскому Минфину разрешили в упрощенном порядке отключать зарубежные банки от финансовой системы за несоблюдение санкций против России. После этого тактику в отношении россиян изменили финансовые учреждения сразу нескольких стран, в том числе, помимо ОАЭ, Китай и Турция.
Предприниматели, работающие в Эмиратах, признаются, что трудности у них начались раньше конца 2023 года. Сокращать количество счетов, оформленных на владельцев с российскими паспортами, крупные банки страны начали еще в сентябре. Представители бизнеса связывают это с тем, что в капитале таких банков велика доля зарубежных акционеров. В более мелких и менее известных финансовых организациях действовали мягче, но для сохранения счетов бизнесменам приходилось покупать дополнительные услуги.
С наступлением 2024 года проблемы наметились и в менее крупных финорганизациях. Счета стали закрывать даже в тех случаях, которые по факту не являются подсанкционными. Например, меры применялись к бизнесменам, осуществлявшим транспортировку в Россию товара, включенного в черный список, даже несмотря на то что произведен он был в КНР, без участия ЕС и Штатов.
Сейчас предприниматели фактически лишены возможности открыть новый счет в крупных банках Эмиратов, констатировал один из собеседников «Ведомостей», работающий в стране. В отдельных случаях ситуацию упрощают личные связи, однако первая же проверка может свести усилия бизнесменов на нет. По словам партнера PGP TAX Consultancy Марии Никоновой, завести новый счет компании с владельцами-россиянами все еще могут, но времени на это уходит больше, вплоть до полугода.
Действия банков во многом зависят от того, действительно ли тот или иной бизнес работает в ОАЭ, добавила Никонова. К тем, кто трудится непосредственно в стране, даже будучи владельцем российского паспорта, отношение более лояльное (как правило, такие юрлица регистрируются на материке). А вот на использование Эмиратов как промежуточного звена для платежей финансовые учреждения реагируют хуже.
«Банки напрямую заявили о том, что для открытия и дальнейшего функционирования счетов придется менять паспорт», — констатировала председатель комитета по ВЭД (внешнеэкономической деятельности) и цифровизации МРО «Деловая Россия» Анна Фомичева. Проблема с расчетами, по ее словам, является очень острой.
Предприниматели, уже имеющие корреспондентский счет в одном из эмиратских банков, находятся в более выигрышной позиции, отмечают эксперты. Для открытия нового счета им необходимо отвечать ряду критериев: не числиться в санкционных списках, быть готовыми к инвестиционным вложениям, депозитам или хранению существенных остатков сумм на счетах. Отдельные банки предъявляют особые требования — например, не осуществлять расчетов с РФ в течение 12 месяцев, сообщила Плетнева.
В поисках выхода представители бизнеса приходят в финучреждения, основателями которых являются арабы. В таких банках тоже существует ряд обязательных условий для россиян: обязательный ВНЖ, проживание в Эмиратах не менее 90 дней и прочее.
Еще один хитрый ход, к которому могут прибегнуть предприниматели, — привлечение кого-то из шейхов в совладельцы бизнеса. В этом случае закрытие административных вопросов будет протекать проще, но такую возможность имеют далеко не все. Подспорьем может стать и коммуникация с банком на арабском языке, и активный интерес к продуктам исламского финансирования.
Собеседница «Ленты.ру», живущая и работающая в Дубае, отметила, что у нее проблем с банковским счетом не возникало. «С личными счетами физлиц все нормально», — рассказала она.
Одновременно отказываться от работы с российскими банками стали и финансовые учреждения Турции. Происходящее затронуло почти все турецкие банки, в том числе Nurol Bank и Emlak Bank: они перестали проводить переводы из России и в Россию.
Проблема наметилась еще летом 2023 года, но зимой, после вступления в силу указа о вторичных санкциях, приобрела глобальный масштаб. Перестала проходить даже оплата услуг, констатировал директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. На данный момент процессы все еще приостановлены.
С декабря некоторые турецкие банки и вовсе стали закрывать счета российских компаний. Одни финансовые учреждения распространили эту меру только на клиентов, ставших таковыми после начала СВО, другие — на значительную часть российских компаний и банков. Платежи за какие-то товары, в частности, продовольствие и фармпродукцию, провести еще можно, но лишь в национальной валюте.
Проблемы с турецкими банками сказались и на отечественных нефтяниках. По данным Reuters, поставщики нефти из РФ уже несколько недель не получают из Турции платежи за реализованные объемы топлива. Собеседники издания объяснили это ужесточением требований местных банков к клиентам из России. Однако ситуация практически не отразилась на поставках нефти в Турцию: было задержано лишь незначительное количество грузов, пояснили инсайдеры.
Финансовые учреждения страны — турецкое Агентство банковского регулирования и надзора (BDDK) и Минфин — комментировать сложившуюся ситуацию не стали. Президент ассоциации «Российско-турецкий диалог» Арсен Аюпов заявил, что не слышал, чтобы закрытие счетов компаниям из России было массовым. Ассоциация банков Турции 21 февраля сообщила, что получила от экспортеров сведения о проблемах с платежами. Они доведены до банков-членов, добавили там.
В ряде компаний пытаются получать платежи за экспорт переводами через банки третьих стран, а не через банки РФ, а некоторые пытаются решить проблему через карго. Переводы средств «режут как ножом», а поставки товаров из России застопорились, рассказали источники РИА Новости.
Торговые компании рассчитывают, что выход удастся найти. Возможным выходом видится проведение платежей с помощью Grand bazaar, отметил консультант для российского бизнеса в части структурирования международных платежей Искандер Миргалимов. Речь идет о системе взаимозачетов с использованием денежных свопов: когда платежи по обязательствам России или Турции поступают от контрагентов из других стран, имеющих свои обязательства перед ними за другие виды товаров.
По мнению директора российско-турецкого делового совета при Торгово-промышленной палате РФ Алексея Егармина, ситуацию может спасти уход в децентрализованную область, не подразумевающую участия в операциях посредников в лице крупных финорганизаций. Такая финансовая система развита в странах Азии, заметил он.
Все это говорит о «беспрецедентном, неприкрытом и агрессивном» давлении представителей Штатов на Турцию и турецкие компании, включая финансовые, прокомментировал проблему пресс-секретарь российского президента. Россия сейчас находится в контакте с турецкими банками по теме прекращения обслуживания российских клиентов, добавил Песков.
На физлицах происходящее пока сказывается в меньшей степени. В середине февраля стали появляться новости о том, что турецкий Denizbank просит российских клиентов подтвердить право проживания на территории Турции. Однако в целом для граждан с ВНЖ риски выглядят небольшими, заявила «Ленте.ру» заместитель председателя совета директоров Mayalanya Group Мила Гребенщикова.
Банк может закрыть неактивные счета без движения и без средств на балансе, но на используемые счета это не распространяется, уверена эксперт.
Тогда же, напоминает она, появилась информация о том, что российские и турецкие власти начали обсуждение перехода на российский аналог банковской системы SWIFT — СПФС. Если она будет внедрена, это упростит финансовые операции между двумя странами, заключила представитель Mayalanya Group.
Несмотря на оптимизм некоторых участников, турецкие банки ужесточили условия открытия новых счетов физлицам. Если до этого карточки заводили всем, то сейчас новых клиентов обязывают поддерживать высокие остатки на депозитах, сообщил Миргалимов.
Все расчеты с РФ приостановил и Zhejiang Chouzhou Commercial Bank, главный для российских импортеров китайский банк.
В конце прошлого года Chouzhou предупредил бизнесменов о приостановке переводов по конкретному перечню товаров, подпадающих под западные санкции, рассказал один из бизнесменов. Через некоторое время в банке уточнили, что полностью приостанавливают все расчеты с РФ независимо от того, какой продукции или валюты платежа это касается. Предприниматели узнали об этом в начале февраля, из-за чего у них уже сорвалось несколько сделок.
Кроме того, по данным «Известий», принимать платежи из российских подсанкционных банков с начала 2024 года перестали три из четырех крупнейших финорганизаций КНР — Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China. При этом операции с банками из России, не включенными в SDN-лист, пока проводятся.
Представители Bank of China сообщили, что продолжают прием платежей от компаний из РФ в рублях и юанях. «Здесь, в Пекине, мы пока можем принимать платежи», — пояснила сотрудница банка. Однако та же финансовая организация ограничила открытие счетов китайским компаниям, среди учредителей или руководства которых есть люди с российским гражданством.
Неизвестно, окажется ли приостановка платежей в Китае временной, на период Китайского Нового года (длится с 10 по 24 февраля — прим. «Ленты.ру»), или продолжится после него. Если последний сценарий подтвердится, клиентам из РФ нужно будет искать альтернативу, и одним из таких вариантов могут стать российские филиалы в КНР.
Если вопрос с расчетами компаний и физических лиц из России не будет решен в ближайшее время, это грозит проблемами с импортом многих товаров, предупредил гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Было бы ошибочно думать, что Турция и КНР помогают стране только в вопросах параллельного импорта, отметил он.
Если вычесть из торгового оборота Китая и России объемы нефтегазового экспорта, останется 115 миллиардов долларов. Именно на такую сумму, по словам эксперта, страна поставляет товаров в РФ в год. Сюда входят и произведенные там автомобили, и китайская продукция, ставшая альтернативой европейским товарам.
Аналогичной выглядит и ситуация с Турцией, которая в 2023 году обогнала Белоруссию по ввозу товаров в Россию, заняв по объему импорта вторую строчку после Китая. Страна, известная хорошим качеством тканей, стала активно поставлять сюда одежду, текстиль и другую продукцию. А вот на ОАЭ, по словам Властопуло, приходятся совсем небольшие цифры, и речь в этом случае скорее о поддержке с параллельным импортом.
Обсуждаемые сейчас законопроекты о бартерных сделках — сомнительный выход из положения, дал понять спикер. Для крупных корпораций такой подход вполне реализуем, но как быть обычному предпринимателю, закупающему товары в Китае и поставляющему их на российский рынок? Ответа на этот вопрос пока нет, отмечает гендиректор «Оптимальной логистики».
Утопической эксперту видится и идея о создании в КНР единого расчетного центра для проведения платежей. Нагрузка на такой объект может оказаться слишком большой — с учетом потребностей десятков тысяч импортеров это должен быть настоящий монстр, замечает он.
Инициаторы санкций в данный момент сосредоточили внимание на Турции, ОАЭ и Китае, но исключать расширения этого перечня нельзя, предупредила член Московского регионального отделения «Деловая Россия», старший налоговый юрист юридической компании K&P.Group Юлия Корнева. «Банки любых стран могут закрывать с нами расчеты из-за рисков вторичных санкций», — заметила спикер. По ее словам, начать закрывать счета с Россией в теории могут финансовые учреждения Омана и Мальдивских островов, а также стран ближнего зарубежья — в частности, Узбекистана и Киргизии.