Экономика
09:00, 29 февраля 2024

Без светофоров. В России появилась новая скоростная трасса. Почему это важно для всей страны?

В декабре 2023 года был открыт участок МоскваКазань федеральной скоростной автомагистрали М-12 «Восток». Она будет проходить через Москву, Владимир, Муром, Арзамас, Казань, Нижнекамск, Екатеринбург, Тюмень. Однако уже сейчас можно оценить первые итоги реализации проекта. Рассказываем о том, какое влияние магистраль оказывает на развитие страны, жителей прилегающих к ней городов и как проект будет развиваться дальше.

Сегодня М-12 — это 810 километров скоростной дороги без светофоров, перекрестков, с необходимой инфраструктурой.

Благодаря национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» , который реализуется по решению президента, трассу возвели всего за три года.

Теперь путь от Москвы до Казани занимает намного меньше времени. Ради этого в пике на трассе круглосуточно трудились около 30 тысяч человек, и результат полностью оправдал ожидания.

«Мы не просто построили дорогу, мы создали полноценную инфраструктурную услугу. Для автомобилистов большое значение имеет не только качественный асфальт, но и высокий уровень объектов дорожного сервиса, возможность получить все необходимые услуги в пути, комфорт и безопасность. И как мы видим, пользователи по достоинству оценили новую трассу. Популярность М-12 стремительно растет: с момента открытия на ней уже зафиксировано свыше трех миллионов проездов автомобилей», — подчеркнул председатель правления государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко.

На М-12 все сделано для удобства водителей и пассажиров. На трассе уже работают 18 многофункциональных зон (МФЗ) с удобными парковками, АЗС и кафе. Есть даже спортивные и детские площадки, места для выгула домашних животных, душевые и прачечные — все для комфортного отдыха от дальней дороги. Придорожную инфраструктуру продолжат развивать, в будущем на этой дороге будет 32 МФЗ.

Однако это не все новшества трассы. На М-12 работает автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) на основе ИИ, которая распознает дорожные происшествия. Она определяет более 15 типов разных инцидентов — от классических аварий до выпавшего груза. Если что-то случится, информация моментально поступит в Центральный пункт управления. При необходимости ее можно будет вывести на информационные табло над дорогой, чтобы заблаговременно проинформировать водителей, к примеру, о необходимости объезда ДТП или иной дорожно-транспортной ситуации.

Роль для регионов

Сейчас М-12 проходит через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, а также Чувашскую Республику и Республику Татарстан. Только в Московской области трасса пересекает шесть городских округов: Люберцы, Балашиха, Богородский, Электросталь, Павловский Посад, Орехово-Зуево.

В первую очередь с открытием трассы горожане смогли свободнее передвигаться по дорогам. К примеру, время в пути от Субботино до Орехово-Зуево сократилось практически вдвое — сейчас дорога занимает около получаса. Заметно снизилась нагрузка на Горьковское и Носовихинское шоссе, где общий трафик ранее составлял более 200 тысяч автомобилей в сутки.

Так, М-12 помогла улучшить транспортную доступность для 2,5 миллиона жителей Подмосковья.

Вместе с тем новая магистраль выполнила еще одну важную функцию — дала жителям прилегающих областей новые рабочие места, а местным предприятиям — новые заказы. По словам Николая Тенякова, министра транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области, часть жителей области непосредственно участвовала в возведении М-12. При строительстве также использовалось много местного материала, что дало хороший импульс развитию социально-экономического и промышленного потенциала региона. В течение только 2022 года инвестиции в строительную отрасль выросли почти в полтора раза.

Не менее важный момент — безопасность движения. Оснащенная и построенная по последнему слову техники М-12 призвана снизить количество аварий и степень травматизма водителей и пассажиров на дороге.

Министр транспорта Нижегородской области Павел Саватеев добавляет, что открытие М-12 также способствует развитию туристического потенциала регионов.

«Безусловно, один из ключевых факторов развития, на который мы очень сильно рассчитываем, — это развитие Сарово-Дивеевского кластера по паломничеству. Уверен, что все у нас получится. В целом прогнозируется прибытие туда ежегодно более двух миллионов туристов. У нас в селе Дивеево Нижегородской области располагается четвертый удел Матери Божией на земле. Всего их четыре, вот один из них находится у нас — единственный в России», — отметил министр.

Дальнейшее развитие

Уже известно, что М-12 «Восток» не ограничится дорогой до Казани. В конце 2024 года планируется протянуть трассу до Екатеринбурга, а затем — до Тюмени. Она станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока протяженностью 12 тысяч километров. В зоне его притяжения окажутся 24 региона и более 64 миллиона жителей.

Трасса позволит связать Центральную Россию и Поволжье с выходом в направлении Урала. Это даст возможность ускорить доставку грузов в восточном направлении, в том числе за рубеж — в Казахстан, страны Средней Азии и даже Китай.

От Санкт-Петербурга до Екатеринбурга можно будет добраться всего за 17 часов вместо прежних 35.

Таким образом, трасса М-12 «Восток», построенная по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», не только делает перевозки более быстрыми, выгодными и безопасными, но и открывает новые возможности для развития территорий. В прилегающих областях появляются новые рабочие места, развивается бизнес и туризм. Помимо прочего, такой крупный проект задает мощный импульс развитию технологий и инфраструктуры в регионах.

< Назад в рубрику