Основной железнодорожный оператор Германии Deutsche Bahn, известный рекордными опозданиями поездов и забастовками машинистов, в конце 2023 года выписал рекордные премии для собственного топ-менеджмента. Общая сумма бонусов составила почти 5 миллионов евро, а среди категорий, которые начальство поставило себе в заслугу, оказались вклад в спасение планеты и увеличение доли женщин на руководящих постах. Состояние железнодорожного полотна при этом оставляет желать лучшего, долг компании с каждым годом только растет, а машинисты просят обеспечить им 35-часовую рабочую неделю. Смогут ли немецкие власти поддержать компанию на фоне урезания бюджета и что мешает пунктуальным немцам наладить стабильную работу поездов — в материале «Ленты.ру».
Основной железнодорожный оператор Германии — государственная компания Deutsche Bahn (DB) — осенью 2023-го зафиксировала худшие за восемь лет отставания поездов от графика. В ноябре с опозданием прибывал практически каждый второй поезд дальнего следования, узнала Bild am Sonntag.
В самой компании многочисленные задержки объяснили ремонтными работами, проводимыми на разных участках железнодорожных путей, а также загруженностью дорог. «Сейчас соблюдение графика не соответствует нашим собственным стандартам и стандарту услуг, которых пассажиры справедливо ожидают от нас», — признал оператор. При этом еще в начале 2023 года Deutsche Bahn заявляла о планах обеспечить прибытие в срок более 70 процентов дальних рейсов.
По факту же только в 64 процентах случаев поезда Deutsche Bahn достигли остановок дальнего следования без опозданий. За задержки и отмены поездов в прошлом году компания выплатила пассажирам рекордные 133 миллиона евро компенсаций.
DB образовалась в 1994 году после слияния двух немецких компаний — Bundesbahn (Федеральные железные дороги, ФРГ) и Reichsbahn (Государственные железные дороги, ГДР). Штаб-квартира компании находится в Берлине, а сама она работает в 150 странах мира. Протяженность железных дорог под управлением Deutsche Bahn составляет 34 тысячи километров. В штате железнодорожного оператора трудится порядка 237 тысяч человек, каждый день она перевозит около 5,2 миллиона пассажиров и 857 тысяч тонн грузов.
2022 год был для DB не лучше. В январе-ноябре с нарушением расписания на станции прибывали более трети поездов дальнего следования. Почти каждый пятый поезд задерживался больше чем на 15 минут, а особенно остро ситуация выглядела летом. «Уровень пунктуальности железных дорог достиг своего исторического падения», — констатировал в разговоре с Rheinische Post спикер по транспортной политике фракции ХДС/ХСС в бундестаге Томас Барайс.
От непунктуальности оператора страдают не только пассажиры. На задержки при доставке грузов со стороны Deutsche Bahn в последние годы жаловались уже несколько крупных европейских логистических компаний. А в Швейцарии, по данным The Washington Post, всерьез задумались о прекращении партнерства с компанией.
В 2022 году Германия заняла последнее место в Европе в рейтинге пунктуальности поездов дальнего следования (по данным портала Zugfinder.net). «Постоянные проблемы — тоже форма надежности», — грустно иронизировали местные машинисты. При этом опоздания, длящиеся меньше 5 минут, на железных дорогах Германии опозданиями вообще не считаются: их даже не учитывают в статистике. Немецкие электрички в пятиминутный промежуток обычно вписываются, поэтому по ним ситуация выглядит оптимистичнее.
Задержка поездов — не единственная проблема Deutsche Bahn. Машинисты локомотивов регулярно проводят забастовки, требуя роста зарплат, и тем самым создают коллапс на железной дороге. Очередная подобная акция прошла весной 2023-го: на фоне роста инфляции организовали профсоюз Verdi и железнодорожно-транспортный союз EVG. Забастовка предваряла третий раунд переговоров с федеральными и местными органами власти — об увеличении зарплат сотрудников общественного транспорта минимум на 10,5 процента.
После некоторой паузы в мае Deutsche Bahn пошла на уступки, заявив, что согласна повысить зарплату работникам на 12 процентов. Максимальную прибавку здесь пообещали сотрудникам с самыми низкими зарплатами, прибавку на 8-10 процентов — всем остальным. Само повышение зарплаты в компании собрались реализовать в течение 24 месяцев.
Но в ноябре и декабре последовали очередные протесты. Профсоюз немецких машинистов GDL потребовал от Deutsche Bahn поднять заработную плату на 555 евро в месяц, сократив рабочий день с 38 до 35 часов. Железнодорожный концерн отказался выполнять эти требования и предложил альтернативу — поднять зарплату на 11 процентов (теперь уже в течение 32 месяцев), а также выплатить всем единоразовую премию. Профсоюз на это соглашаться не стал.
Тогда же практически все немецкоязычные средства массовой информации опубликовали открытое письмо машиниста поезда Сахара Шонера, трудившегося в Deutsche Bahn. В обращении он раскрыл «внутрянку» своей работы, рассказав о высокой ответственности (не только за человеческие жизни, но и за грузы), которая сочетается с ненормированным рабочим днем и необходимостью отвечать на недовольство пассажиров. «Наши коллеги, проводники, бортпроводники, сотрудники службы безопасности на станциях сосредоточены на недовольстве клиентов. Не они виноваты в хаосе, а руководство», — заявил машинист.
Начало и окончание дежурства могут приходиться как на день, так и на ночь, а возможная продолжительность смены — достигать 12 или 14 часов, рассказал Шонер. Ситуацию, по его словам, усугубляет серьезная нехватка кадров. На фоне переработок и стресса вырос уровень заболеваемости среди персонала, многие железнодорожники увольняются из-за плохих условий труда, а набрать достаточное число новых работников с каждым годом становится сложнее.
Утверждая, что члены профсоюза добиваются четырехдневной рабочей недели, компания либо искажает факты, либо просто не владеет информацией, добавил автор письма. По его словам, сотрудники «не требуют чего-то сверхъестественного», а рассчитывают на 35-часовую неделю и настоящую пятидневку — с двумя выходными и меньшим количеством смен подряд.
Признательность со стороны руководства при этом отсутствует, подчеркивает автор обращения. Компания предлагает работникам железной дороги «потуже затянуть пояса», аргументируя это тем, что «DB вся в долгах». Но сами топ-менеджеры регулярно поощряют себя высокими бонусами за достигнутые результаты и выглядят больше сосредоточенными на себе, чем на потребностях своих сотрудников, замечает он.
Масштаб вознаграждений, которые руководство Deutsche Bahn выписывает само себе, действительно впечатляет. К примеру, гендиректор DB Рихард Лутц выписал себе премию в размере 440 тысяч евро за сокращение компанией вредных выбросов (С02). Объем последних в 2022 году уменьшился сразу на два процента, узнали NDR, WDR и ежедневная газета Süddeutsche Zeitung.
Еще 384 тысячи евро Лутц должен получить за «удовлетворенность сотрудников» и увеличение доли женщин-менеджеров в компании. Общий объем его вознаграждений за 2022 год таким образом составит 1,3 миллиона евро, а с учетом базовой зарплаты — 2,24 миллиона евро.
Речь идет о премиях за 2022 год, выплата которых была отложена из-за так называемого «тормоза цен». Для компаний, получивших от государства субсидии на оплату электроэнергии в размере более 25 миллионов евро, в 2023 году вводился запрет на выплату бонусов. В этом году ценовое ограничение перестанет действовать, а значит, теоретически холдинги смогут наверстать упущенное. Помимо Deutsche Bahn, в Германии этого ждут всего лишь несколько крупных фирм.
Бертольд Хубер, член правления, отвечавший за перевозки на дальние расстояния, в начале 2022 года поставил цель подготовить к использованию минимум 278 высокоскоростных поездов ICE. Тот факт, что на маршрут в итоге вышли 284 поезда, оператор посчитал «выполнением плана на 133 процента», а Хубер заработал 183 тысячи евро в виде бонусов.
Пока специалисты и сотрудники DB жаловались на ветхость сетей и необходимость их ремонта, бывший член правления по инфраструктуре Рональд Пофалла был представлен к премии за «превышение поставленной цели по качеству железнодорожного полотна». Вознаграждения в размере 736 тысяч евро удостоился и директор по персоналу Мартин Зайлер — при том, что вопрос удовлетворенности самого персонала то и дело просачивался в повестку.
А вот бонусы за 2023 год руководство Deutsche Bahn не получит. В их выплате было отказано не только членам правления головной компании, но и членам правления «дочек» головной структуры, включая DB Regio, DB Fernverkehr и DB Cargo. Причиной, по словам замглавы наблюдательного совета DB Мартина Буркерта, стало выделение компании 50 миллионов евро со стороны властей Германии — путем введения ограничения цен на электроэнергию.
Но винить во всех бедах руководство DB было бы неверным. Сбои в работе железнодорожной сети во многом связаны с ее общим обветшанием, объясняет профессор Берлинского университета прикладных наук Кристан Беттгер. В железнодорожные пути, мосты и семафоры много лет не инвестировали достаточно средств, и с 1994 года протяженность железнодорожной сети в ФРГ сократилась на 20 процентов. Сейчас железные дороги работают на пределе возможностей, а выход из строя одного поезда вызывает цепную реакцию, заявил в разговоре с Deutsche Welle (DW) (признан Минюстом РФ СМИ, выполняющим функцию иноагента) эксперт по железнодорожному транспорту Джон Уорт.
В марте 2023 года Федеральная счетная палата раскритиковала правительство ФРГ и саму DB за «перманентный кризис компании». Отдельному разбору подверглось финансовое положение оператора, задолженность которого достигла 30 миллиардов евро. С 2016 года эта цифра в среднем увеличивалась на 5 миллионов евро в день. И это несмотря на ежегодную господдержку, размер которой превышает доходы концерна от железнодорожных перевозок и cбора платы со сторонних операторов за использование ее инфраструктуры.
Государству как собственнику концерна нужно понять, каким оно хочет видеть железные дороги и какие расходы готово нести, заключили аудиторы. Финансовые и управленческие ресурсы они предложили сосредоточить на решении проблем железных дорог на уровне страны, а от сторонних и зарубежных компаний посоветовали избавиться. К мнению специалистов в компании прислушались — в декабре Deutsche Bahn начала процесс продажи логистического подразделения DB Schenker.
Кабмин Германии на фоне озвученной критики пообещал инвестировать в компанию 45 миллиардов евро. Модернизация железнодорожной сети стала одним из ключевых элементов плана правящей в ФРГ коалиции по достижению к 2045 году углеродной нейтральности. Уже к 2030 году планируется создать сеть с «высокими эксплуатационными характеристиками», заявил представитель оператора.
Однако в итоге Deutsche Bahn получила на модернизацию сетей только половину из заявленных денег. А власти ФРГ на фоне бюджетного кризиса предупредили, что смогут финансировать железнодорожное сообщение лишь «в пределах своих финансовых возможностей». Без дополнительных вливаний оператор не сможет наладить работу железнодорожной сети, а выделенных средств хватит только на реконструкцию, но не на строительство новых линий, комментировал ситуацию Беттгер.
Ситуация оставалась подвешенной в воздухе довольно долго, но в итоге на железной дороге все-таки решили не экономить. Средства на реконструкцию сети в ближайшие годы собираются выделять из основного бюджета федерального правительства — в первую очередь, за счет доходов от увеличения платы за проезд грузовиков. Кроме того, акцент будет сделан на наращивании собственного капитала DB, чтобы концерн мог сам финансировать инвестиции. Изыскать средства на это федеральные власти намереваются путем продажи части долей в Deutsche Telekom и Deutsche Post. По данным Der Spiegel, в правительстве хотят владеть лишь контрольным пакетом акций DT в размере 25 процентов всех акций плюс еще одна акция.
К 2030 году 40 активно используемых железнодорожных линий будут полностью закрыты примерно на пять месяцев, а затем отремонтированы и модернизированы. Уже следующим летом стартуют работы на железной дороге Riedbahn, соединяющей Франкфурт-на-Майне и Мангейм, также начнется реконструкция линии Гамбург — Берлин. Из-за проведения работ время следования дальних и грузовых поездов предсказуемо возрастет, и пассажирам некоторое время придется потерпеть дополнительные ограничения. Зато с каждым обновленным коридором ситуация будет постепенно улучшаться, убеждены в федеральном правительстве.
В этом году претерпеть изменения должна и система премирования в компании. По данным телеканала OstWest, члены правления Deutsche Bahn станут получать большую часть своей зарплаты в виде фиксированного оклада, а доля вознаграждения, зависящего от результатов работы, сократится примерно с двух третей до 50 процентов.
Буркерт, в свою очередь, утверждает, что за выполнение краткосрочных целей теперь будут выплачивать только 20 процентов от суммы бонусов. Еще 80 процентов, по его словам, перераспределят на долгосрочные цели, выплаты по которым станут осуществлять раз в четыре года. К последним относится и точность движения поездов, и качество обслуживания. Возможно, это наконец поможет железнодорожному оператору снизить задержки, а при самом благоприятном раскладе — даже найти средства на повышение зарплат.