В российский прокат вышел документальный фильм «В Арктику». Его автор, фотограф и путешественник Леонид Круглов, вместе с командой операторов пять лет сопровождал моряков и ученых в экспедициях по российскому Северу. В своей картине он показал Арктику загадочной, мистической и даже инопланетной, с ее ледяными дворцами, многовековыми историческими артефактами и удивительными жителями — белыми медведями, моржами, нарвалами и людьми. Корреспондент «Ленты.ру» сходила на премьеру фильма в Москве и узнала у режиссера, почему, раз побывав в Арктике, навсегда оставляешь там частичку души.
— «Лента.ру»: Какая она, Арктика? Что делает ее непохожей на другие точки планеты?
Круглов: Мне казалось, что Арктика — это что-то белое и однообразное, льды, снега и белые медведи. Не ожидал, что там настолько многообразная природа.
Сначала я думал, что Земля Франца-Иосифа — это самое-самое крутое. Там удалось сделать невероятные кадры столовых гор, ледников, моржовых лежбищ, птичьих базаров. Меня особенно удивил мыс Флора, который выглядит, как зеленый обрыв посреди арктических льдов. Раз в году он расцветает на две-три недели, потому что там гнездится много птиц, которые удобряют землю своим пометом, а на лапках приносят семена и микроорганизмы.
Потом я оказался на архипелаге Северная Земля. Она брутальная, странная. Ледники там почему-то полосатые, как тигры, а айсберги формируют совершенно фантастические формы, напоминая плавучие дворцы. Чуть дальше находятся земли еще ближе к Северному полюсу, например, остров Ушакова. Это ледяной блин высотой примерно с четырех-пятиэтажный дом. По его краям — обрывы бирюзовых стен, на которых есть собственный рисунок, похожий на панно. На фоне всего этого плавают моржи.
Там достаточно часто бывают исследователи, так что я не рассчитывал увидеть ничего особенного. Оказалось, что местные льды — это что-то запредельное и удивительное. Мы долго работали около ледника Веры, который полярный исследователь Георгий Седов назвал в честь своей жены. Когда мы перелетели через его край, то оказались на огромном поле, похожем на кладку яиц динозавра. Мы увидели круглые конструкции изо льда диаметром по 10-20 метров, расколотые сверху, как будто сейчас оттуда кто-то вылупится.
— При просмотре картины действительно возникает ощущение, что находишься на другой планете. А у вас было такое чувство?
Ассоциации лучше, пожалуй, не придумаешь. Кстати, когда мы обратились за помощью к искусственному интеллекту и предложили ему изобразить Арктику, он создавал картины словно с другой планеты. Периодически даже рисовал космические объекты среди льдов, ракеты, неземные формы жизни. То есть искусственный интеллект тоже воспринимает Арктику как нечто инопланетное.
Тем и удивительнее, что это не просто на нашей планете, а на территории нашей страны. России принадлежит самая значительная по размеру часть мировой Арктики.
Это и невероятная гордость, и значительная ответственность. Ведь что мы знаем об Арктике на данный момент? Не так уж и много.
— В последние годы о важности Арктики говорят все чаще? С чем это связано?
Интерес к Арктике у нас всегда был. Он во многом держался на советском прошлом, достижениях того времени. Другое дело, что масштабных проектов, которые могли бы по-настоящему всколыхнуть общество, не так уж и много. В 1990-е годы были сложности, в том числе в Арктике, так что внимание к региону угасло. Сейчас же наступает арктический ренессанс.
Прибавились логистические сложности с поездками в ту же Европу, поэтому сейчас самое время рассказывать о России. Искушенные люди понимают, что все самое интересное находится в наиболее труднодоступных местах, а Арктика — это самое сложное, что только может быть в организации путешествий на нашей планете.
— Вы путешествовали по всему свету и посетили множество экзотических стран: от Эфиопии и Индии до Бразилии и Папуа — Новой Гвинеи. В какой момент вы поняли, что вас влечет именно Арктика?
Я осознал это во время работы над моим предыдущим фильмом «Великий северный путь». В нем рассказана история первооткрывателя Семена Дежнева, который вместе с небольшой группой путешественников в XVII веке отправился навстречу солнцу и в конечном итоге за одну человеческую жизнь достиг Берингова пролива.
Когда землепроходцы двигались на Восток на деревянных кочах, они все время обращали взгляды на Север. Люди видели, что птицы улетают в ту сторону, а потом возвращаются с детенышами. Значит, понимали они, во льдах можно зимовать. Это знание накладывалось на древние мифы местных народов, и так родилось множество легенд о некой новой земле, Арктиде. Эти средневековые рассказы вдохновили меня на то, чтобы сделать фильм об Арктике и показать, что там происходит на самом деле.
— На сбор материалов для фильма ушло пять лет. Почему так много?
Допустим, я хочу снять фильм о Южной Америке. В одном конце там находится Амазонка с ее розовыми дельфинами, редкими животными, индейцами. В другом конце — следы цивилизации майя, инков и ацтеков. На такую работу уйдет не один год. Так же и с российской Арктикой, которая размером с целый континент.
Это огромный и очень труднодоступный регион, хотелось рассказать о нем масштабно. Точки, куда мы должны были добраться, очень удалены друг от друга. Одни были ближе к Чукотке, а другие — к Архангельску и Мурманску. В некоторые места мы пробивались с огромным трудом три года подряд и не смогли попасть, потому что не пустили льды и погодная обстановка.
— Работа в Арктике кажется чем-то совершенно чуждым и невероятно сложным, как будто ей занимаются сверхлюди. А как на самом деле?
Люди, которых я встречал там, такие же, как все. Это простые, умные и талантливые личности, которые звезд с неба не хватают. Там нужно работать за относительно небольшие деньги, подолгу ждать очередного рейса. Знаю, что зачастую люди на арктических кораблях не задерживаются, а уходят на более денежные места.
Тем не менее многие остаются в Арктике и занимаются невероятным делом: одни ищут редких животных, другие трудятся на полярных станциях. Мне удалось стать свидетелем такого эпизода: человек стоит на острове, который он только что открыл, обмерил, нанес на карту, и запросто говорит: «Вот такая у нас работа».
— А что Арктика дала лично вам? Какие эмоции возникают, когда человек, предприняв титанические усилия, достигает края земли?
У меня к Арктике есть невероятное чувство благодарности. Мне она представляется в женском обличии, потому что это что-то очень плодородное, хотя в то же время жесткое и суровое. Причем то изобилие жизни, которое заключено в этих льдах, влияет на всю нашу планету.
Ко мне она повернулась несколько наивной и щедрой стороной. Но одновременно с этим у меня никаких иллюзий нет. В любой момент Арктика может превратиться в бабу-ягу и съесть любого — даже глазом моргнуть не успеешь.
Часто бывает так: ты предпринимаешь много усилий, чтобы добраться до нужного места, а у тебя там в лучшем случае один день работы. И именно в этот момент может случиться адский шторм. Чтобы путешествие совпало с погодными условиями, должно сильно повезти. Поэтому мой вишлист в Арктике все еще огромный, она меня пока не отпустила.
— Как вы сформулировали цель вашего проекта?
Не буду скрывать, в основе моих проектов — собственное любопытство. Я путешествую по всему миру, потому что меня начинают волновать те или иные вещи. Мне хочется сделать что-то новое, побывать в неизведанных местах и интересно рассказать об этом. Получается, все начинается с меня, а заканчивается тем, что я стараюсь сделать что-то для других людей.
— Есть мнение, что все свершения и открытия происходят благодаря отдельным личностям, инициативным и пытливым.
Я с вами полностью согласен. С одной стороны, я обычный человек, частное лицо. При этом во время работы над фильмом к нему удалось подключить множество государственных организаций, экипажи ледоколов, ученых. Это то, чего нам, мягко говоря, не хватает.
Был период нашей истории, когда частная инициатива по разным причинам была подавлена, а сейчас ее время пришло. Нужно поддерживать инициативных людей, стараться им помогать, а не вставлять палки в колеса, тогда у нас по многим направлениям дело пойдет гораздо лучше.
В случае с фильмом все было именно так. Моя инициатива, мои предложения и идеи находили поддержку, хотя и не всегда с легкостью. В конечном итоге картина появилась как результат мощного сотрудничества, и это хороший пример для многих людей.
— Мы с вами много говорили о том, что Арктика — труднодоступный и опасный регион. Как вы думаете, откроется ли она когда-нибудь обычным туристам?
Кого мы называем обычными туристами? Наверное, это люди, которые могут сесть в машину, взять палатку и добраться куда-то самостоятельно, используя свои относительно скромные возможности. В этом смысле в Арктику человек просто так не попадет, даже достаточно опытный.
Такие путешествия должны быть связаны либо с ледоколами (то есть надо устраиваться работать в команды арктических исследователей), либо с яхтами, а у нас на данный момент всего два капитана могут пойти в походы с туристами. Но это все равно достаточно рискованно: ты можешь заплатить большие деньги, а ледовая обстановка не позволит осуществить задуманное.
Хотелось бы надеяться, что в Арктике будет появляться все больше опорных пунктов и откроются новые возможности для туризма. С другой стороны, то, что туда сейчас так трудно попасть, защищает Арктику. Как правило, большое количество людей — проблема для природы. Я очень дорожу эпизодом в фильме, когда Андрей Вылко, хранитель Семиликого идола, рассказывает, что северные острова для ненцев были священными. Если отношение к Арктике будет как к некому сакральному, нерушимому месту, то добро пожаловать.