Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) считается у водителей более удобной, чем механическая, ручная. «Лента.ру» рассказывает, что такое АКПП, какие у нее плюсы и минусы, как устроены три основные вида автоматов, в чем разница, как правильно эксплуатировать автомобиль с АКПП.
Коробка передач в автомобиле — это механизм, с помощью которого крутящий момент от двигателя передается колесам транспортного средства. Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) делает это без вмешательства человека. В отличие от механической коробки передач, где водитель использует обе ноги и три педали авто (сцепление, тормоз, газ), а также постоянно самостоятельно делает выбор оптимальной передачи, в автомобиле с АКПП нужно только нажимать одной ногой на газ или тормоз и рулить. Таким образом, автомат — самый распространенный в мире тип автомобильной трансмиссии — обеспечивает более комфортное вождение.
Поэтому водительские права, полученные после обучения в автошколе на машине с АКПП, не дают разрешения ездить на механике, для этого придется пройти переобучение. А вот пересесть с механики на автомат проще, хотя первое время может быть непривычно: меньше задач нужно держать в голове, да и физических усилий требуется меньше, особенно в городе, когда автомобиль приходится то и дело останавливать и разгонять.
На автоматической коробке передач в салоне авто можно увидеть буквы-символы. Вот что они обозначают:
Наиболее часто на моделях с «автоматом» встречается раскладка режимов P-R-N-D-L. Но в зависимости от производителя могут быть и другие варианты, поэтому перед началом эксплуатации автомобиля рекомендуется ознакомиться с инструкцией пользователя.
Прежде всего важно отметить, что для вождения авто с АКПП настоятельно рекомендуется использовать только правую ногу, при необходимости перемещая ее с педали тормоза на педаль газа и наоборот.
Использовать обе ноги для вождения машины с АКПП опасно: в стрессовых ситуациях вместо того, чтобы резко затормозить, можно бессознательно выжать газ.
Машины с АКПП обычно дороже тех, что оснащены механическими коробками передач (МКПП). Вот несколько причин более высокой стоимости.
Цены могут разниться в зависимости от конкретных моделей и марок автомобилей. Некоторые производители предлагают варианты с автоматическими и ручными коробками схожей ценовой категории.
В автоматической коробке передач используется специальная система — это датчики, измеряющие скорость автомобиля, обороты двигателя, положение педали газа, другие параметры. На основе информации этих датчиков электронная управляющая система принимает решение о том, когда и как переключать передачи, какое передаточное число в какой ситуации подходит оптимально.
Крутящий момент от двигателя передается коробке передач так называемым гидротрансформатором, избавляющим от жесткой связи двигателя и коробки передач.
Гидротрансформатор состоит из двух частей — насоса и турбины, их деятельность обеспечивает рабочая жидкость, обычно используется автоматическая трансмиссионная жидкость.
Муфта сухого трения выполняет функцию, аналогичную гидротрансформатору, но вместо жидкости для передачи крутящего момента используется сухое трение.
Электронные блоки управления в автоматической коробке контролируют процесс переключения передач и координируют работу гидротрансформатора или муфты сухого трения.
Для оптимизации переключения передач в зависимости от условий движения, нагрузки на двигатель и других факторов электроника использует информацию с датчиков и алгоритмы программного обеспечения.
К коленчатому валу двигателя крепится гидротрансформатор. Это аналог сцепления, то есть именно он отвечает за передачу крутящего момента. Через гидротрансформатор с мотором соединяется планетарная коробка передач. Планетарный ряд состоит из солнечной и коронной шестерен, а также сателлитов и водила. Регулировка скорости вращения выходного вала (а вместе с ним и колес) происходит потому, что блокируются нужные элементы планетарного ряда.
Это наиболее часто встречающийся вариант автоматических трансмиссий, говорят в беседе с «Лентой.ру» эксперты группы компаний «Автодом». Главными плюсами гидромеханической АКПП, по их словам, считаются высокий запас прочности и простота в эксплуатации. Среди минусов можно выделить большие паузы при переключении передач.
В этом типе коробки используется механизированная система. Роботизированная коробка позволяет водителю активно подключаться к процессу, использовать ручной режим вождения.
«Конструкция узла, ответственного за редукцию и дробление силового диапазона по передачам, выглядит как на механике, но при этом сама трансмиссия работает автоматически и не требует ручного переключения», — объясняют тонкости работы эксперты «Автодома».
В этой коробке передач используется вариатор, он обеспечивает плавное изменение передаточного отношения без фиксированных ступеней, это способствует более плавному ускорению.
Основа бесступенчатой трансмиссии — два конических шкива, один из которых соединен с валом двигателя, а второй передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Мощность передается с ведущего вала на ведомый посредством соединяющего их ремня (или цепи). На каждом из валов имеются два конуса, обращенные вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и изменению передаточного отношения.
Когда конусы раздвигаются, ремень смещается ближе к оси вращения, и наоборот. Для изменения передаточного отношения достаточно просто сдвигать конусы на одном валу и одновременно раздвигать на другом.
За управление конусами отвечают гидравлическая система и электроника. Гидротрансформатор позволяет автомобилю с вариатором трогаться и останавливаться, а планетарный редуктор — включать задний ход и расширять диапазон передаточных чисел.
Как рассказали эксперты «Автодома», к основным преимуществам автоматической коробки перемены передач относится легкость эксплуатации: не нужно орудовать рычагом переключения передач, не нужно использовать педаль сцепления. Такой машиной проще и даже физически легче управлять.
«Так как коробка-автомат сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу, то риск перегрузить двигатель исключен», — говорят эксперты.
Коробка-автомат обеспечивает более плавное и мягкое переключение передач по сравнению с ручным управлением. Это уменьшает риск перегрева и износа механизмов.
В беседе с «Лентой.ру» директор липецкого филиала авторемонтной мастерской «КарданБаланс» Алексей Одинцов пояснил, что переключить механику без разрыва потока мощности невозможно, а современные автоматы имеют до 10 передач, благодаря чему скорость меняется практически незаметно.
Принято считать, что машины с АКПП используют больше топлива, чем те, что оснащены механической коробкой передач. При этом некоторые современные коробки-автомат оборудованы таким образом, что потребление топлива удается как раз снизить, оптимально реализовав возможности двигателя.
Однако следует добавить, что некоторые водители предпочитают ручные коробки передач — из-за большего контроля над автомобилем.
У автоматической коробки имеются некоторые проблемы и недостатки. Эксперты «Автодома» выделяют следующие минусы:
В случае поломки гидротрансформатора, сцепления или электронных компонентов ремонт или замена автоматической коробки может привести к большим тратам.
Для нормального функционирования АКПП необходим и правильный уровень давления масла — на уровне 2,5-4,5 бара. Также влияет на состояние коробки передач и температура масла, особенно это актуально в зимний период. От этих условий во многом зависит срок службы АКПП.
Тем, кто предпочитает полностью держать управление автомобилем в своих руках, не нравятся АКПП, так как они ограничивают возможности водителя. Некоторые автоматические коробки предоставляют опцию ручного режима, но это все равно может быть менее удобным по сравнению с полностью ручной коробкой передач.
Автоматические коробки могут подвергаться износу и потребовать регулярного технического обслуживания.
«Состояние любой коробки передач автомобиля зависит от исправности карданного вала. Если есть вибрация на скорости свыше 100 километров в час, стоит проверить кардан на наличие люфтов. Вероятно, что в коробке возможны повреждения, из строя могут выйти подшипник выходного вала и сам вал, редуктор заднего моста», — рассказывает Алексей Одинцов.
Один из самых больших недостатков — невозможность отбуксировать машину с АКПП. Во время движения автомобиль с автоматической коробкой использует насос трансмиссионной жидкости для охлаждения. Если двигатель не работает, насос может не функционировать, что может привести к перегреву коробки передач и ее поломке.