Санкт-Петербург славится не только великолепием уникальных архитектурных ансамблей, дворцов и памятников. Многие здания и сооружения интересны передовыми для своего времени инженерными решениями. Что скрывается за внешним обликом известных всем достопримечательностей.
Петропавловский собор и Адмиралтейство
Петропавловский собор строился 20 лет. Высотой 122,5 метра, он долгое время оставался самым высоким зданием Петербурга.
Здание имеет форму корабля с мачтой-шпилем, который изначально был деревянным. После того как шпиль накренился в результате пожара, случившегося от удара молнией, его долго не могли отремонтировать. Лишь через 18 лет, в 1830 году, нашелся смельчак Петр Теплушкин, который с помощью веревочной лестницы, без всяких лесов, поднимался на шпиль и занимался ремонтными работами.
В качестве подтверждения царской милости Теплушкину поставили клеймо на правой стороне подбородка, на которое он указывал щелчком пальцев, требуя свою законную огненную награду. Давно забыли люди имя мастерового, а вот жест, обозначающий призыв выпить, сохранился.
Спустя 24 года деревянную основу шпиля заменили металлической конструкцией в форме восьмигранной усеченной пирамиды, соединенной кольцами с помощью болтов и шурупов. Именно это гениально простое решение позволило создать прочный каркас шпиля, практически не подверженный влиянию сильного ветра и выдерживающий вес трехметрового ангела-флюгера весом более 250 килограммов.
Деревянная вязь основы башни и шпиля, выстроенная на основании точных математических расчетов, восхищает элегантным инженерным узором XVIII века. Кстати, мало кто знает, что главная башня Адмиралтейства представляет собой своеобразную «матрешку». Проводя в начале XIX века реконструкцию здания, Андреян Захаров фактически заключил в эффектный внешний футляр первую каменную башню архитектора Коробова, оставив в неприкосновенности шпиль и его деревянную конструкцию. Благодаря этому решению сохранилось подлинное чудо инженерной мысли эпохи Анны Иоанновны.
Золотой купол Исаакия, Александровская колонна и памятник Николаю I
Мало кто сейчас помнит, что Огюст Монферран начинал простым рисовальщиком, и, если бы не покровительство и помощь блестящего инженера Августина Бетанкура, вряд ли бы мы любовались величественной громадой Исаакиевского собора и Александровской колонной. Несомненный талант, жажда новых знаний и непоколебимая уверенность в успехе возвели Монферрана в ранг одного из самых известных строителей Петербурга.
Тяжеловесная конструкция здания потребовала забивки почти 11 тысяч свай и мощного сплошного фундамента из гранитных плит. В проекте купола Монферран заменил традиционную кирпичную кладку сложной металлической конструкцией. А золочение проводилось огневым способом расплавленным составом золота и ртути. Качество позолоты было такое, что за всю историю собора не потребовалось повторного золочения.
С другого конца площади смотрит на Исаакий император Николай I — в свое правление он так и не увидел собор в законченном виде. Монферран выполнил проект памятника и сделал расчеты, позволившие скульптору Клодту осуществить его идею по созданию уникального монумента, имеющего всего две точки опоры — задние ноги вздыбленного коня. Этого ощущения легкости позволила добиться оригинальная конструкция: внутренний каркас памятника крепится на металлических штырях, идущих сквозь пьедестал до самого основания. Засыпанные в круп коня несколько пудов картечи смещают основной вес к его задним ногам, а цельнолитой чугунный хвост служит противовесом.
Еще один проект Монферрана, неизменно вызывающий восторг, — это Александровская колонна на Дворцовой площади, установленная в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Вершину 47-метрового гранитного монолита украшает бронзовая статуя Архангела Михаила с ликом императора Александра I. Для того чтобы колонна казалась снизу идеально ровным цилиндром, архитектор использовал прием энтазиса: в средней части ствол имеет плавное утолщение. Колонна весом 700 тонн и статуя никак не закреплены, благодаря точным инженерным расчетам они держатся за счет собственного веса.
Прекрасная гармония Карла Росси. Арка Главного штаба, улица Зодчего Росси и Александринский театр.
Творения Карла Росси вы узнаете сразу — элегантные строгие здания солнечного цвета с белыми колоннами и портиками радуют глаз безупречной гармонией золотого сечения. Они словно добавляют тепла и света под пасмурным петербургским небом. Одно из самых известных — здание Главное штаба — обнимает Дворцовую площадь своими крыльями, создавая вместе с Зимним дворцом гармоничный архитектурный ансамбль. Не сразу замечаешь, что эти два здания-крыла получились разной длины — так умело Росси зрительно выровнял их рядами полуколонн. Композиционным центром здания и парадным входом на площадь является 28-метровая двухпролетная Триумфальная арка, украшенная летящей колесницей богини победы Ники.
Для увеличения запаса прочности здания, а также в целях пожарной безопасности Росси одним из первых стал использовать в своих проектах несущие конструкции из чугуна, соединив их с привычными деревянными балочными перекрытиями. Некоторые инженеры высказывали недоверие к надежности конструкций арочных пролетов, заставив усомниться даже императора Николая I в том, что свод устоит под тяжестью скульптуры и собственного веса. И тогда архитектор в день снятия лесов поднялся на вершину арки, сказав при этом, что «если она упадет, я готов упасть вместе с нею». Судя по тому, что уже почти 200 лет творение Карла Росси восхищает людей, расчеты архитектора оказались правильными.
Еще один архитектурный шедевр великого мастера — улица, названная его именем. Улица Зодчего Росси уникальна своими идеальными пропорциями. Ее длина составляет 220 метров, ширина — 22 метра. Высота зданий, построенных по единому проекту с общим фасадом — 22 метра, высота окон 2 метра 20 сантиметров.
Когда проводилась реконструкция театра, стало понятно, что Росси технически намного опережал свое время. Перед установкой современных систем кондиционирования специалисты, как полагается, провели экспертизу состояния здания и были изумлены: система вентиляции, как и система ликвидации задымления, соответствует современным нормам и требованиям. Был решен и вопрос пожарной безопасности — в случае возгорания сцена отделяется от зала металлической стеной.
Прекрасную акустику создает продуманная система слуховых коридоров. Отапливался театр по принципу гипокауста — теплый воздух поднимался от установленных в подвале печей по системе каналов и труб, обогревая здание. И самое неожиданное, что расписной плафон зрительного зала фактически является подвесным потолком. Карл Росси был не только гением архитектурных ансамблей и пропорций, он был новатором в решении конструктивных и инженерных задач.
Большеохтинский мост (Мост Петра Великого).
Большеохтинский мост недаром называют чудом инженерной мысли своего времени -— он восхищает ажурными конструкциями и средневекового вида башнями. Правда, петербуржцы приняли его не сразу и ругали мост не меньше, чем парижане Эйфелеву башню.
По конструкции Большеохтинский (это название он получил после Октябрьской революции) напоминает Тауэрский мост в Лондоне. Короткая разводная двухпролетная секция расположена посередине и поднимается всего за 30 секунд. По углам разводную секцию обрамляют четыре башни, внутри которых находятся механизмы для подъема пролетов, пульт управления и винтовая лестница на смотровую площадку. Стеклянные купола-светильники башен служат ориентиром для речных судов.
Прекрасны боковые сквозные арочные фермы, изготовленные из клепаного металла. С этими заклепками связана забавная легенда: говорят, что строители среди миллиона обычных заклепок поставили на удачу одну золотую и выкрасили ее для маскировки в черный цвет. Увы, но даже во время капитальной реконструкции моста в 1990-х годах заветную заклепку так и не обнаружили. Может, ее и вовсе нет, а может быть, она до сих пор ждет своего счастливчика.
Витебский вокзал.
Построенный в начале ХХ века по проекту архитектора С.А. Бржозовского вокзал стал одним из первых в Петербурге общественных зданий в стиле модерн. Здание отличается ярко выраженной асимметричностью и непривычной планировкой крупных внутренних объемов с учетом их функционального назначения. Своих первых посетителей он поражал своей необычной архитектурой и техническими новшествами. Здесь было полностью электрическое освещение, багажные транспортеры и подъемная машина, лифт для пассажиров и подъездные пути, расположенные на уровне второго этажа. А как непривычно выглядело сочетание изысканных линий модерна с жесткими формами клепаных металлических конструкций, открывшее небывалый простор для синтеза материалов и форм.
Доминирующий объем, обозначающий расположение главного вестибюля, находится справа, а слева, словно в противовес массивной тяжести куба, устремилась вверх изящная часовая башня. Когда попадаешь в главный вестибюль, дух захватывает от 20-метрового потолка, мраморной лестницы, разбивающей поток пассажиров на два рукава, огромных арочных окон с витражами и светильников самых разных размеров и форм. Удивительно, но, несмотря на непростую жизнь, которую вокзал прожил вместе с городом, сохранился аутентичный интерьер: от литых орнаментов до напольной плитки.
Поражает великолепием бывший зал для пассажиров I и II классов, который называли Картинным. Разделенный деревянными кессонами потолок украшен растительным и геометрическим орнаментом, литые бронзовые люстры и кованые из железа и латуни бра ярко освещают помещение с наступлением темноты. Днем свет вливается через огромные окна. Изысканная арка разграничивает зал и ресторан, где сейчас идут реставрационные работы.
А сколько простора и воздуха в Световом зале, что расположен перед выходом на платформы! Значительная часть двускатной крыши застеклена, и днем все помещение заполнено светом, оправдывая свое название. Можно спуститься на первый этаж по головокружительной чугунной винтовой лестнице, а можно пройти к поездам и ахнуть от восхищения при виде широких арочных дуг, образующих три огромных пролета. Именно возможности легких металлических конструкций, соединенных заклепочным крепежом, позволили охватить столь колоссальное пространство.
Витебский вокзал очень любим кинематографистами — он послужил съемочной площадкой более чем для 150 фильмов, среди которых «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Есенин», «Анна Каренина» и «Вокзал для двоих», «Брат» и «Хождение по мукам» и многих других.
Петербург никогда не бывает скучным — у него столько страниц, что понадобится приехать сюда не один раз, чтобы прочесть малую толику самых значимых и интересных. Поэтому приезжайте в Петербург хотя бы на несколько дней, а лучше планируйте тематические поездки на 2-3 дня, дабы избежать информационного сумбура и, почувствовав себя петербуржцем, неспешно получить удовольствие, каждый раз открывая новую грань прекрасного города.
И пусть такие путешествия в Петербург станут для вас традицией, а поводы приехать в город на Неве могут быть самыми разными — театральная премьера или спортивный матч, романтическая прогулка по рекам и каналам или интересная выставка. А сориентироваться в калейдоскопе предложений, узнать больше о классических достопримечательностях и объектах новой туристской географии вам поможет Visit Petersburg.