Секрет популярности жанра тру-крайм. Почему мы так любим истории про убийц и маньяков?
Дарья Сидорова
Тру-краймом называют основанный на реальных событиях контент про преступления. В частности, к нему относятся истории маньяков и их жертв. Такие произведения пугают и развлекают, как аттракционы, ведь они позволяют заглянуть в голову жестоких убийц и оказаться за кулисами правосудия. Популярность тру-крайма растет: каждый год выходят новые документальные фильмы, посвященные преступникам. «Лента.ру» рассказывает, почему тру-крайм так нравится людям, как появился и развивался этот жанр, за что его критикуют и в чем его польза.
Что такое тру-крайм
Тру-крайм — это документальный жанр массовой культуры, который рассказывает о реальных преступлениях: как и зачем их совершили, кто пострадал, как искали виновника.
В целом суть жанра отражена в его же названии — оно представляет собой кальку с английской фразы true crime, что переводится как «настоящее преступление».
Необходимо отличать тру-крайм от художественных произведений по мотивам реальных преступлений. В тру-крайме всегда используют реальные документальные материалы — например, интервью с участниками событий, записи из суда, настоящие показания
Жанр может быть обличен в любую форму медиаконтента: сериал или фильм, книгу, подкаст или YouTube-ролик.
«Тру-крайм описывает случаи причинения вреда невинным людям: убийства, угрозы жизни, акты насилия, предательство, обман, а также ситуации, когда невиновный человек оказывался в тюрьме вместо настоящего преступника. Обычно автор стремится раскрыть мотивацию преступника, его образ мышления и последовательность принимаемых решений», — поясняет «Ленте.ру» клинический психолог, член Ассоциации специалистов в сфере контекстуально-поведенческой науки, эксперт онлайн-школы «Психодемия» Алена Алехина.
Несмотря на то что тру-крайм может рассказывать о любых преступлениях — мошенничестве, воровстве, похищениях — важнейшая роль все же отведена историям о маньяках и серийных убийцах.
Исследования показали, что основная аудитория тру-крайма — женщины: именно они чаще всего читают такую литературу и слушают подобные подкасты. Авторы исследований сделали вывод, что женщины сильнее мужчин опасаются насилия, а потому пытаются обезопасить себя этими историями: с помощью них они хотят понять мотивы и поведение преступников, чтобы не стать жертвой, и знать, как действовать в похожих ситуациях.
История жанра
Памфлеты из тюрем
Первые тру-крайм истории появились еще в XVI веке — когда началось развитие печати. Тогда в Великобритании стали популярны памфлеты о преступлениях тех, кого приговорили к казни, — своего рода криминальные репортажи. Обычно это были книжки объемом в 6-24 страницы, без переплета, наподобие газеты.
Один из авторов подобных памфлетов — капеллан Генри Гудкол, с 1620 по 1636 год работавший в Ньюгейтской тюрьме. В те времена это была главная тюрьма Англии, а Гудколу приходилось исповедовать самых отъявленных преступников. Впечатленный их рассказами, священнослужитель придумал записывать истории заключенных и публиковать их.
Руководство тюрьмы тоже выпускало бюллетени о казнях, в которых рассказывались биографии заключенных. Бюллетени затем объединили в «Ньюгейтский справочник». Это книжное издание в шести томах содержало биографии и описания преступлений XVIII-XIX веков. «Ньюгейтский справочник» пользовался такой популярностью, что его можно было найти в любом доме — наряду с Библией.
Истории о заключенных и их преступлениях регулярно появлялись в газетах XVIII-XIX веков
Криминальные газеты и памфлеты были популярны в Англии и США и в XIX веке, когда развивалась криминальная журналистика. В новостях бытовые преступления тогда описывали лишь в общих чертах, и в противовес этому возникла новая тенденция — смотреть на преступления как на объект социального исследования. В пример можно привести очерк «Посещение Ньюгейта» (1836) Чарльза Диккенса и произведение «Как из казни устраивают зрелище» (1840) Уильяма Мейкписа Теккерея, где авторы размышляют о казнях и преступлениях, которые к ним привели.
Первая тру-крайм книга
Окончательно из газет в литературу жанр перешел в XX веке.
Одной из первых книг в жанре тру-крайм называют американский роман «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Это описание реального дела — убийства семьи Клаттеров в 1959 году в городе Холкомб, штат Канзас
Писатель начал собирать материал еще до того, как убийц поймали. Капоте провел собственное расследование, был на связи с детективами, допрашивал соседей погибших. Когда убийц задержали, он общался с ними вплоть до момента казни.
Роман «Хладнокровное убийство» входит в список «100 лучших детективных романов всех времен». При этом, сохраняя черты художественного произведения, он все равно приближен к тру-крайму: все герои фигурируют под реальными именами, а события воссозданы так, как их описывали свидетели.
«Золотой век серийных убийц»
В 1970-х в США начался так называемый «золотой век серийных убийц», который продлился вплоть до 2000-х годов. Серийные убийцы существовали и прежде, но именно с 1970-х их преступления стали получать широкую огласку — тогда же появился и сам термин.
Бум серийных убийств в 1970-х годах в США: причины
По мнению исследователей, на «расцвет» серийных убийств в 1970-х в США повлияли несколько факторов. Из-за экономического кризиса в американских городах снизился уровень жизни и выросла преступность. Медиа начали чаще писать о таких преступлениях: убийцы становились знаменитостями и вдохновляли последователей.
Вместе с тем после сексуальной революции изменилось отношение к женщинам и интимной жизни — порнография стала доступной и исчезли некоторые моральные запреты.
К тому же большинство серийных убийц того времени были детьми в период Второй мировой войны или сразу после нее. Они часто сталкивались с домашним насилием, ведь мужчины возвращались с фронта травмированными физически и психологически.
Важными для становления тру-крайма стали процессы над Чарльзом Мэнсоном и «семьей», Тедом Банди, Джоном Уэйном Гейси и другими. Судебные заседания привлекали внимание журналистов, но разобрать феномен серийных убийц в рамках репортажа было сложно. Поэтому процессам посвящали книги: Джентри Буглиози рассказал про суд над Мэнсоном в книге «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне», а Теду Банди посвящена биографическая драма Энн Рул «Незнакомец рядом со мной».
Телевидение
В 1980-1990-х годах со страниц газет и книг тру-крайм перемещается на телеэкраны. Расследования и судебные заседания становятся популярны у телезрителей наряду с мыльными операми: в них тоже есть драма, только участники — реальные люди.
В 1994-1995 годах вся Америка наблюдала за делом О. Джея Симпсона: популярного футболиста подозревали в убийстве жены и ее друга. Суд длился девять месяцев и был наполнен драматическими событиями — например, погоню за Симпсоном при задержании показывали в прямом эфире. За судебным процессом следили до 150 миллионов телезрителей — почти 60 процентов американцев того времени.
В России тру-крайм стал популярен после распада СССР — в 1990-2000-е годы, когда криминальные хроники появились на телевидении. Образцовые примеры: передачи «Криминальная Россия», «Следствие вели», «Человек и закон»
Подкасты и стриминги
В 2010-х тру-крайм завоевывает и интернет. Настоящий бум жанра произошел в 2014 году — журналистки Сара Кениг и Джули Снайдер запустили подкаст Serial, который задал моду на криминальные истории в формате аудио.
С развитием стриминговых платформ также набрали популярность тру-крайм сериалы. Самым влиятельным в этом плане стал Netflix. Его документальный сериал «Создавая убийцу» оказался настолько успешным, что платформа начала заказывать тру-краймы почти о каждом крупном убийстве и маньяке. Только в 2016 году на Netflix вышли 126 фильмов и сериалов этого жанра.
Опрос в 2022 году показал, что половина американцев любят тру-крайм, а 13 процентов и вовсе называют его любимым жанром.
В 2023 году тру-крайм стал самым популярным жанром в американских подкастах. Ему уступили подкасты про политику, поп-культуру и отношения.
Что касается России, то здесь в 2020 году начал выходить подкаст «Дневники Лоры Палны». Он стал самым известным тру-крайм подкастом на русском языке. В его рамках журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев разбирают громкие убийства разных стран и времен, пытаются составить психологический портрет преступников, приводят показания свидетелей и мнения криминалистов.
Другой российский автор тру-крайм подкастов — журналистка Саша Сулим. Изначально она написала серию статей про «Ангарского маньяка» Михаила Попкова и впоследствии на основе собранных материалов выпустила книгу в жанре тру-крайм «Безлюдное место». А уже в октябре 2022 года Сулим стала ведущей тру-крайм подкаста «Дела», каждый выпуск которого был посвящен серийному убийце или конкретному преступлению.
Также в последние годы российские стриминги выпускают много сериалов, основанных на реальных убийствах. Так, сериал «Фишер» рассказывает про серийного убийцу Сергея Головкина, Андрею Чикатило посвящен «Чикатило», «Ангарскому маньяку» — «Хороший человек» и «Тень Чикатило». Тем не менее эти сериалы нельзя отнести к тру-крайму, так как они сняты как художественные произведения по мотивам реальных событий — без настоящих свидетельств, с выдуманными персонажами и сюжетными допущениями.
Детективы из интернета
Интернет позволил людям не только слушать или смотреть тру-крайм, но и проводить расследования самостоятельно, а затем рассказывать о них в блогах.
Одному из таких расследований посвящен американский документальный сериал «Руки прочь от котиков»: интернет-детективы решили вычислить живодера, который мучил котят и выкладывал это в интернет, а в итоге помогли найти настоящего маньяка.
А в 2021 году интернет начал расследовать исчезновение американки Габби Петито: люди объединялись в группы, методично изучали ролики и фотографии девушки, выдвигали теории того, что с ней случилось.
22-летняя Габби Петито была тревел-блогером. В 2021 году она отправилась в путешествие по национальному парку Гранд-Титон в США со своим женихом и в течение долгого времени считалась пропавшей без вести. Единственным подозреваемым был ее жених Брайан Лондри.
Во время расследования детективы-любители изучали фото и видео, сделанные Габби, разбирали ее отношения с женихом, пытались взять интервью у семьи Лондри, а некоторые блогеры даже повторяли путь Петито.
В итоге Лондри свел счеты с жизнью. В его дневнике ФБР нашли доказательства того, что именно он убил Габби Петито. Расследование закрыли в 2022 году.
Такие любительские расследования привлекают внимание к преступлениям, но могут и навредить. Общество начинает давить на полицию, может запутать следствие и из-за ошибки устроить травлю невинным людям.
Секрет популярности
Учит замечать опасность
Выживание древних людей зависело от того, насколько хорошо они замечали угрозы. Те, кто не обращал внимания на опасность, погибал, те, кто распознавал ее, выживал и передавал свои гены потомкам. Это привело к тому, что мозг современных людей чувствителен к признакам опасности, отмечает Алена Алехина.
Одно из проявлений этой особенности — повышенный интерес к аморальным поступкам и тем, кто их совершает. Именно поэтому люди любят детективные истории, новости про скандалы, хорроры и тру-крайм.
С помощью историй тру-крайма мы понимаюм, как действуют и ведут себя преступники — а значит, можем узнать такое поведение, если столкнемся с ним в реальной жизни
Тру-крайм позволяет увидеть, какие риски существуют и когда пора принимать меры предосторожности, подчеркивает в разговоре с «Лентой.ру» психолог Lahta Clinic Оксана Загальская. По ее словам, произведения тру-крайма работают как способ самозащиты и предотвращения преступлений.
Дает эмоции и безопасный адреналин
Также тру-крайм вызывает всплеск адреналина и позволяет пережить стресс в контролируемых условиях. Человек получает сильные эмоции и впечатления.
В свою очередь режиссер Лолита Наранович объясняет: драматургия любого кино, в том числе и тру-крайма, построена специально таким образом, чтобы зритель чувствовал сопричастность увиденному.
«Мы ощущаем то же, что испытывает герой. Грубо говоря, мы примеряем на себя его роль и испытываем от этого адреналин. Люди, которым его не хватает, занимаются экстремальными видами спорта либо смотрят тру-крайм, ведь он всегда щекочет нервы», — говорит она «Ленте.ру».
Позволяет ощутить контроль
Тру-крайм гарантирует справедливость. Какие бы ужасные события ни происходили, в конце виновник будет наказан, и добро победит зло. В жизни так происходит не всегда.
«В эпоху, наполненную тревогой и неопределенностью, люди ищут способы справиться со своими страхами. Возможно, именно этим объясняется повышенный интерес к жанру тру-крайм. Он позволяет нам, зрителям, почувствовать контроль над ситуацией, укрепить веру в торжество справедливости и получить ответы на вопросы, которые нас беспокоят», — замечает Алена Алехина.
Показывает, как работает правосудие
У тру-крайма есть и научно-популярная функция. Он показывает, как работает система правосудия и какие ошибки она допускает. Как ищут, задерживают и допрашивают преступников, как проходит суд, как функционируют тюрьмы.
Спрос рождает предложение?
Интерес зрителей к тру-крайму заставляет производить все больше подобного контента, в результате чего получается замкнутый круг спроса и предложений. Только в 2020 году Netflix выпустил более 25 фильмов и сериалов о реальных преступлениях.
«Это всегда коммерчески успешные проекты: поскольку это востребовано зрителем, продюсеры будут снимать все больше таких фильмов, чтобы больше заработать. Причем здесь уже сложно понять, что первично, а что вторично, — интерес зрителя к такому контенту или коммерческий интерес продюсеров. <...> Людям будут давать то, что они любят, потому что это приносит деньги», — говорит режиссер Лолита Наранович.
Польза жанра
Самозащита
Изучая преступления и расследования через тру-крайм, люди узнают о проблемах общества, понимают, как работает правосудие и что такое криминал. Как следствие, они могут лучше защитить себя и близких от ситуаций, в которых оказались жертвы произведений.
Помощь жертвам преступлений
Такие произведения привлекают внимание к жертвам преступлений и их семьям, подталкивают общество помогать и сочувствовать им.
«Тру-крайм истории могут оказывать терапевтический эффект на тех, кто сам стал жертвой преступления. Они дают возможность пережить и преодолеть страх, а также увидеть справедливое наказание для преступника», — добавляет Алехина.
Кроме того, повышенное внимание общества к определенным делам позволяет убедиться, что расследование прошло без ошибок и приговор вынесен честно.
Вред тру-крайма
Восприятие убийства как развлечения
Превращение трагедии в развлечение и «эмоциональный туризм» привело к дискуссиям об этике. Увлекаясь захватывающей историей, можно забыть о том, что она произошла с настоящими людьми, а значит, их боль и страдания были реальны.
Эксплуатация жертв и их семей
Сомнения вызывает и финансовая эксплуатация жертв и их семей — насколько этично использовать чужое горе для заработка?
Кроме того, иногда авторы тру-крайма в процессе создания произведения досаждают жертвам и их близким, мешают их восстановлению и даже наносят новые травмы, подчеркивает Алехина. В других же случаях авторы тру-крайма, наоборот, создают свои произведения без согласия участников истории, тем самым также нарушая их личные границы.
Романтизация преступников
Предметом постоянных споров становится вопрос: может ли тру-крайм романтизировать убийц и преступников?
Как считают эксперты, такая опасность есть, если убийца в истории представлен как жертва обстоятельств, а его действия изображаются в привлекательном свете.
По ее словам, такой же эффект возникает, когда авторы забывают рассказать историю жертвы и уделяют внимание только преступникам.
«Чтобы предотвратить романтизацию преступлений и жестокости в тру-крайме, важно обеспечить баланс в представлении материала, уделять внимание последствиям преступлений для всех участников, включая жертв и их близких, и подчеркивать негативные аспекты преступной деятельности, в том числе ее воздействие на общество и правосудие», — уверена Загальская. Она добавляет, что для таких историй обязательно нужны возрастные ограничения.
Яркий пример того, как работает романтизация преступника — история Трумена Капоте. Разрабатывая роман «Хладнокровное убийство», Капоте брал интервью у убийц и общался с ними так часто, что в итоге подружился с одним из них, Перри Смитом. Позднее Капоте признавался: «Я очень хорошо понимал обоих, а к Перри я испытывал огромную симпатию».
Искажение картины мира
Исследователи отмечают, что тру-крайм меняет восприятие системы правосудия. Ради художественного эффекта авторы могут подменять факты слухами и жертвовать точностью ради драмы.
«Большинство тру-крайм историй описывают убийства, из-за чего у зрителей этого жанра может складываться впечатление, что подобные преступления происходят очень часто. Это может дополнительно повышать тревогу и способствовать возникновению новых страхов. Но в реальности убийство — довольно редкое явление», — указывает Алена Алехина.
Кроме того, правосудие — масштабная система, все детали и принципы которой непосвященному человеку трудно воспринимать. Тру-крайм для наглядности может упрощать реальность и искажать представление о том, как работает следствие или суд.
Известные произведения в жанре тру-крайм
Фильмы и сериалы
«Создавая убийцу» (Netflix, 2015-2018) — сериал охватывает 30 лет и рассказывает историю Стивена Эвери. Он провел 18 лет в тюрьме за изнасилование, которого не совершал, вышел на свободу и снова сел — за убийство.
«Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» (Netflix, 2019) — история о том, как группа интернет-энтузиастов решила вычислить живодера, а в итоге вывела полицию на жестокое убийство.
«Аферист из Tinder» (Netflix, 2022) — документальный фильм про мошенника Саймона Леваева, который притворялся миллионером и через приложение для свиданий выкачивал из женщин деньги.
Подкасты и YouTube-каналы
«Дела» — проект, созданный известной криминальной журналисткой Сашей Сулим. Каждый выпуск рассказывает о резонансном преступлении. Сама Сулим покинула подкаст после того, как эксклюзивные права на него приобрел VK, новым ведущим стал Василий Бейнарович, автор блога Faust21century.
«Саша Сулим» — YouTube-канал журналистки, который она завела после ухода из подкаста «Дела». В новом проекте Сулим не только рассказывает о преступлениях, но и берет интервью у непосредственных участников событий: оперативников и следователей, которые вели дела, криминальных журналистов, освещавших расследования, клинических психологов и психиатров.
«Дневники Лоры Палны» — еженедельный подкаст, который выходит с 2020 года. Журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев рассказывают про убийц со всего мира и пытаются анализировать их мотивы. Один из самых популярных тру-крайм подкастов на русском языке.
Faust21century — канал на YouTube, где психиатр Василий Бейнарович рассказывает о громких преступления в разных странах, в том числе в СССР и современной России.
Книги
Саша Сулим «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России» — история следствия по делу «Ангарского маньяка». Журналистка Саша Сулим несколько лет исследовала тему, написала ряд репортажей об этих убийствах и взяла интервью у маньяка Михаила Попкова. Главные герои книги — следователи, которые его ловили, и жертвы.
Дейв Каллен «Колумбайн». Журналист Дейв Каллен 10 лет писал книгу, посвященную нападению на школу «Колумбайн» в 1999 году — этим преступлением впоследствии вдохновлялись проблемные подростки по всему миру, включая Россию. В нашей стране это движение признано террористическим и запрещено. Каллен попытался разобраться в произошедшем, развеять мифы вокруг убийц и проанализировать влияние, которое нападение оказало на общество.
Мишель Макнамара «Я исчезну во тьме. Дело об убийце из "Золотого штата"». Писательница была сыщиком-дилетантом и посвятила жизнь поиску человека, который убивал женщин в Калифорнии в 1970-1980-х. Мишель Макнамара общалась с выжившими жертвами, собирала доказательства, общалась с детективами. Она умерла за два года до того, как ФБР нашло убийцу. По книге снят мини-сериал, который вышел на HBO в 2020 году.