Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) — японский режиссер и признанный классик анимационных фильмов, которые одинаково любят и дети, и взрослые. Его стиль узнается с первых кадров, а трогательные главные герои не оставляют равнодушными и заставляют задуматься о вечных темах: любви и ненависти, семье и памяти, мире и войне. «Лента.ру» рассказывает о творческом пути режиссера и делится подборкой самых известных его фильмов.
Будущий режиссер родился 5 января 1941 года в Японии. Его дядя был владельцем, а отец — директором авиационного завода «Миядзаки Эйрплейн» (Miyazaki Airplane), где производились детали для военных самолетов A6M Zero. Семья жила в достатке, но часто переезжала: сначала в поисках более безопасных мест во время Второй мировой войны, а затем — лучших клиник, потому что мать Хаяо страдала туберкулезом позвоночника.
Уже в школьные годы мальчик стал интересоваться мангой — японскими комиксами, которые были особенно популярны после окончания войны. В старших классах и в университете Миядзаки увлекался марксизмом, но творчество вдохновляло юношу больше, чем решение социальных проблем, поэтому, получив диплом политолога и экономиста, юноша пошел работать на киностудию «Тоэй» (Toei Animation) в отдел анимации.
Именно там произошли два судьбоносных для Миядзаки знакомства — с художницей Акэми Ота, которая впоследствии стала его женой, и с начинающим режиссером Исао Такахатой. Изначально Хаяо поручали самые мелкие задачи, но после работы над фильмом «Космические путешествия Гулливера» (1965, режиссер — Ёсио Курода) руководство студии отметило талант молодого художника и стало давать ему более ответственные поручения. Вместе с Такахатой Миядзаки создал профсоюз молодых аниматоров, требуя от начальства «Тоэй» повышения зарплаты и введения социальных льгот, однако это не принесло им ничего, кроме участившихся конфликтов с руководством.
В результате в 1971 году Миядзаки покинул студию и начал сотрудничать с другими кинопроизводствами — менее престижными, но предоставляющими большую свободу.
В 1982 году в журнале «Анимэйдж» начала выходить манга Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», а спустя два года он снял по ней одноименный фильм. Считается, что именно с этой картины начался взлет Миядзаки как режиссера-мультипликатора. На тот момент ему было уже 43 года.
В 1985 году Миядзаки и Такахата основали легендарную студию «Гибли» (Ghibli), которая подарила миру знаковые аниме-картины: «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо» и «Унесенные призраками». Последний фильм признан одним из лучших в творчестве Миядзаки — в 2001 году он стал самым прибыльным японским фильмом за всю историю, а также получил «Оскар» и «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале.
Мировые критики отметили также следующие картины режиссера: «Ходячий замок» (2004), «Рыбка Поньо на утесе» (2008) и «Ветер крепчает» (2013).
В 2013 году, во время пресс-конференции в Токио, Миядзаки заявил, что уходит из кинематографа, однако спустя несколько лет вернулся и выпустил короткометражный фильм «Гусеница Боро» (2018).
В 2024 году за фильм «Мальчик и птица» 83-летний аниматор получил свой второй «Оскар».
Это первая режиссерская работа Хаяо Миядзаки, созданная им еще в качестве наемного работника, до появления студии «Гибли». Сюжет мультфильма рассказывает о благородном разбойнике по имени Арсен Люпен III, которому предстоит пробраться в защищенный замок, чтобы спасти плененную принцессу и заодно прихватить древние сокровища.
Действие разворачивается в далеком будущем. Земля переживает экологическую катастрофу: планету заполонили ядовитые леса, людей практически не осталось, а тем, кто выжил, приходится периодически сражаться со страшными монстрами. Случается также воевать с соседними поселениями — именно с этой проблемой сталкивается отважная принцесса Навсикая из Долины ветров, которая во что бы то ни стало хочет защитить свой народ.
Девочке Сите достается в наследство важный артефакт — Летающий Камень. Легенда гласит, что с помощью него можно попасть в волшебную страну, на небесный остров Лапута. Но путешествие оборачивается настоящей погоней, и за Ситой начинают охотиться и агенты правительства, и пираты. Помочь ей вызывается сын шахтера, мальчик Пазу.
Тацуо вместе с дочерьми Сацуки и Мэй переезжает в деревню. Их мать лечится в городской больнице от тяжелого недуга, поэтому девочки в основном предоставлены сами себе. Однажды они забредают в лес и попадают в жилище Тоторо — доброго духа природы.
По старой ведьминской традиции, все колдуньи, достигнув тринадцатилетия, должны прожить год в мире людей. Когда наступает время юной ведьмы Кики, она берет с собой кота Дзидзи и отправляется в небольшой город Корико. Там она открывает свое дело — экстренную службу доставки, но новая работа в действительности не такая простая, как казалось на первый взгляд.
Герой Первой мировой войны Марко Паготт разочаровался в людях, за что высшие силы превратили его лицо в свиное рыло. Теперь Марко охотится на воздушных пиратов и откликается на имя Порко Россо, а власти фашистской Италии пытаются переманить его на свою сторону и заставить участвовать в войне.
Юный принц Аситака убивает кабана, одержимого демонами, и перенимает от него смертельное проклятие. Местная колдунья говорит, что он может освободиться от чар и изменить свою судьбу, но для этого нужно отправиться в опасное путешествие в заколдованную страну. Там Аситака встречает принцессу Мононоке, выращенную волками.
История о приключениях девочки Тихиро, чьи родители превратились в свиней от жадности. Теперь ей предстоит расколдовать маму и папу и пройти не одно испытание, которое приготовила для нее хозяйка заколдованного мира, злая волшебница Юбаба.
18-летняя шляпница Софи влюбляется в волшебника Хаула, который спасает ее от преследователей, чем навлекает на себя гнев Ведьмы Пустоши. Ревнивая колдунья проклинает девушку и превращает ее в старуху. От стыда и страха Софи убегает из города и поселяется в таинственном доме на курьих ножках, где живут Хаул, его помощник Маркл, демон Кальцифер и немое огородное пугало. Теперь Софи нужно снять заклятие с себя и помочь новым друзьям.
Рыбка Поньо родилась в семье волшебника и морской богини и никогда не видела ничего, кроме водного мира. Любопытство зовет ее наверх, к людям, и однажды она уплывает из дома, но застревает в стеклянной банке. Волна выбрасывает банку на берег, прямо в руки пятилетнего мальчика Сосукэ, который спасает Поньо. Мальчик и рыбка быстро привязываются друг к другу, и теперь Поньо хочет только одного — стать человеком.
Дзиро с детства мечтал стать пилотом и обгонять ветер, но судьба распорядилась иначе и наделила его плохим зрением. Не желая отказываться от своей мечты, он все же решает связать жизнь с авиацией и становится одним из самых успешных и талантливых авиаконструкторов в Японии 1940-х годов. Дзиро искренне восхищается самолетами и хочет делать самые лучшие летательные аппараты, но вскоре понимает, что их будут использовать в военных целях.
Во времена Второй мировой войны мать двенадцатилетнего Махито погибает при бомбардировке Токио. Отец мальчика женится второй раз и переезжает с сыном к новой жене в деревню. Махито там не нравится — у него не ладятся отношения ни с мачехой, ни с одноклассниками, да еще и загадочная говорящая цапля начинает преследовать его. Цапля убеждает мальчика, что может привести его к матери, и он решает ей довериться. Так Махито оказывается в сюрреалистичном мире, где существуют говорящие животные и попугаи-людоеды, а также становится возможной встреча с мамой.
Несмотря на то что действие многих фильмов Миядзаки происходит в реальном мире, в них всегда есть место фантастике. Например, мальчик из небольшой японской деревни может встретить девочку-рыбку, а обычная поездка на машине с семьей может обернуться проклятием и путешествием по заколдованной стране. Кроме того, в его фильмах почти всегда присутствуют выдуманные существа — иногда жуткие, иногда милые, но всегда самобытные и запоминающиеся.
Вселенная Миядзаки максимально продумана и до мелочей прорисована — начиная с изображения городского ландшафта и заканчивая корзиной с продуктами. Но особенное внимание он, сын директора авиационной фабрики, уделяет летательной технике — причем неважно, дельтаплану или ведьминской метле. Полнее всего свою любовь к самолетам Миядзаки выразил в фильмах «Ветер крепчает» и «Порко Россо», а интерес к разного рода механизмам — в фильме «Ходячий замок», где дом на птичьих ножках работает на паровой тяге и умеет самостоятельно передвигаться.
Все фильмы Миядзаки — философские, причем в большинстве из них он предлагает задуматься именно над проблемой войн, а также потребительского отношения человека к планете. Эти темы поднимаются, например, в фильмах «Ветер крепчает», «Ходячий замок» и «Навсикая из Долины ветров». Его авторская позиция выражается через поступки и мысли главных героев, а также через бесконечное любование природой.