В Индии завершились самые масштабные в мире выборы: голосование проходило в семь этапов, в течение 44 дней, с 19 апреля по 1 июня. Премьер-министр Нарендра Моди еще до объявления результатов заявил о победе своей партии «Бхарати джаната парти» (БДП). Оппозиционный блок I.N.D.I.A. пытался взять реванш, обвинял правящие силы в росте социального неравенства и желании установить в стране расовую сегрегацию и авторитарный режим. Однако, по словам Нарендры Моди, оппозиционерам «не удалось найти путь к сердцам избирателей», и теперь он может сформировать правительство в третий раз подряд, что удавалось лишь первому лидеру независимой Индии Джавахарлалу Неру. Как прошли самые продолжительные и масштабные в мире выборы и как их итоги повлияют на внешнюю политику Индии и ее отношения с Россией — в материале «Ленты.ру».
Индия еще в прошлом году заняла первое место в списке стран с наибольшей численностью населения, потеснив Китай. Но и до этого она постоянно называлась «крупнейшей демократией мира» — в Индии парламентские выборы по британской модели проходят с самого основания.
Нынешняя избирательная кампания это в очередной раз подтвердила и поставила новый рекорд. Дело в том, что правом голоса в стране обладает уже почти миллиард граждан.
Индийцы каждые пять лет избирают 543 депутата нижней палаты парламента — Лок сабхи. Именно расклад сил в «народной» палате играет ключевую роль для формирования правительства.
Страна разделена на округа, число которых равно количеству депутатских мест. В каждом округе происходит борьба кандидатов от разных партий, а победителем становится тот, кто набрал простое большинство.
При этом 131 место в Лок сабхе зарезервировано для представителей племен и особых каст. К каждым выборам избирательная комиссия составляет перечень округов, где могут баллотироваться только их представители.
В этом году выборы в Индии проводились в семь этапов. Первый начался 19 апреля, когда избирательные участки открылись в первых 102 округах, остальные были распределены еще на шесть дней с интервалом примерно в неделю для подготовки мест для голосования. В последних округах процедура выборов состоялась 1 июня, и только после этого происходил подсчет на всех участках страны.
Продолжительность выборов объясняется необходимостью создания огромного числа участков для голосования: дело в том, что по законодательству гражданин имеет право голосовать не более чем в двух километрах от своего дома.
Организация выборов потребовала и значительных расходов — более 14 миллиардов долларов, то есть в два раза больше, чем в предыдущую кампанию.
Для того чтобы почти миллиард человек мог осуществить свое избирательное право, в Индии уже более двух десятилетий применяется электронная система голосования.
При этом для пожилых людей предусмотрен и привычный способ голосования — на бумаге.
Вместе с тем в стране распространен и весьма традиционный подход для недопущения многократного голосования. Палец проголосовавшего индийца попросту помечают специальными чернилами, которые не смываются несколько дней.
За власть в Индии борются две основные политические силы — правая «Бхаратия джаната парти» (БДП, в переводе с хинди — Индийская народная партия), правящая уже десять лет, и «Индийский национальный конгресс» (ИНК), который доминировал на политической арене в прошлом веке и обращается скорее к левой, социал-демократической повестке.
БДП успешно выступала на двух выборах подряд и сейчас располагает 303 мандатами. Но хотя результат партии на предыдущих выборах оказался рекордным, ее лидер, премьер-министр Нарендра Моди, намерен значительно улучшить результат и нарастить большинство до 370 депутатов. Число 370 при этом символически обыгрывает статью 370 Конституции Индии об особом статусе мусульманского штата Джамму и Кашмир, которая была отменена пять лет назад.
И действительно, первые итоги выборов подтвердили настрой БДП на победу: по результатам экитпола, опубликованным вечером 1 июня, партия Нарендры Моди может рассчитывать на 350-400 мест в Лок сабхе, что заметно больше прогнозов.
До этого три полных срока на посту премьер-министра занимали только представители ИНК: первый лидер независимой Индии Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди. При этом три раза подряд пост занимал только Джавахарлал Неру.
В своей предвыборной программе БДП сосредоточилась на экономических обещаниях, названных «гарантиями Моди».
Экономическое развитие сочетается с опорой на индийские традиции, а не является копированием западной модели.
Свидетельством верности курса премьер-министра могут служить и прежние успехи, такие как запуск индийского космического корабля и прилунение станции в прошлом году. Деятельность Нарендры Моди в настоящее время одобряют почти 80 процентов жителей страны.
«Общий смысл таков, что победа БДП на данном этапе почти неизбежна», — отмечал научный сотрудник Центра политических исследований Ниланджан Сиркар. Вместе с тем неясно, сколько именно мандатов партия сможет получить на выборах, укрепит ли она прошлый рекорд или результаты будут более скромными.
Еще большую популярность БДП приносит ее националистическая риторика, рассчитанная на индусов, которые составляют 80 процентов населения страны и являются главными сторонниками премьер-министра.
Этим пытаются воспользоваться противники правящей партии, которые сравнивают политику Нарендры Моди с расовой сегрегацией в южных штатах США.
С другой стороны, Нарендру Моди называют авторитарным лидером, популистом и сравнивают с Дональдом Трампом в США и Виктором Орбаном в Венгрии. Так, по мнению его либеральных оппонентов, третья победа может лишить Индию статуса крупнейшей демократии и усилить фронт консервативных и националистических деятелей во всем мире.
Впрочем, отдельные шаги Нарендры Моди говорят о формировании отдельных элементов его культа личности в Индии. Плакаты с изображением премьер-министра развесили во всех уголках страны, а организованные им массовые встречи с избирателями были похожи на фестивали.
Нарендра Моди при этом использует в политических целях и особое отношение индусов к религии. Еще в начале года на открытии храма в городе Айодхья он принял участие в ритуалах, заменив по сути индуистских священников. А уже во время избирательной кампании не раз говорил о своей богоизбранности, указывая, что божий промысел состоит в том, что он должен руководить Индией и дальше.
Оппозиция, однако, саркастически отнеслась к этому заявлению. «Если бы обычный человек сделал заявления, которые премьер делал в последнее время, они были бы направлены непосредственно к психиатру», — заявил президент Индийского национального конгресса Рахул Ганди.
Единственным реальным соперником партии власти остается оппозиционный ИНК, который вместе со своими союзниками образовал блок под символичным названием I.N.D.I.A. (Indian National Developmental Inclusive Alliance, Индийский национальный инклюзивный альянс развития).
Оппозиционеры критикуют при этом рост социального неравенства, особые связи премьер-министра с бизнес-элитами, а также чрезмерную консолидацию власти, ограничения свободы СМИ, подрыв независимой судебной власти и парламентского контроля.
Тем самым блок пытался обеспечить поддержку самых бедных слоев населения, то есть электората Нарендры Моди, который традиционно выступает как лидер простого народа, человек из низов, беднейших каст. Одним из обещаний оппозиции поэтому стало проведение общенациональной покастовой переписи населения, которой не было почти столетие, а также увеличение поддержки для самых бедных граждан.
Однако шансы на победу у оппозиции изначально были невысоки. В отличие от правящей партии, они представляют собой разрозненные силы, часто конкурирующие друг с другом. При этом у них нет и единого яркого лидера, подобному Нарендры Моди. К тому же обвинения в коррумпированности и концентрации власти вокруг семейства Ганди всегда были элементами критики самого Индийского национального конгресса, когда он находился у власти.
«Они [оппозиция] кастовые, общинные и коррумпированные», — охарактеризовал Нарендра Моди своих противников после публикации данных exit poll.
По предварительным подсчетам, у блока I.N.D.I.A. будет от 125 до 154 места из 543.
Что интересно, напряженности предвыборной гонке добавило активное использование искусственного интеллекта. В индийском сегменте интернета активно распространялись дипфейки. Например, на одном из видео нарисованный нейросетью Нарендра Моди танцевал под модную мелодию. Ролик при этом понравился и живому премьер-министру, который назвал его «настоящей отрадой в разгар выборов».
На другом видео якобы настоящие звезды Болливуда Аамир Кхан и Ранбир Капур уже критиковали премьер-министра и призывали голосовать за оппозицию. А одна из союзных Индийскому национальному конгрессу партий создала агитационное видео с участием популярного политика, умершего в 2018 году.
Ожидаемая победа Нарендры Моди лишь продолжит текущие тенденции в внешней политике Индии, а именно — конкуренция с Китаем, наметившееся развитие связей с США и сохранение взаимодействия с Россией. При этом американский и российский векторы не являются взаимоисключающими, а богатый опыт российско-индийского сотрудничества не позволит ему прекратиться, полагает эксперт Объединенного института оборонных исследований Индии Ракеш Бхадаурия.
По мнению эксперта, кооперацию определяют индийские закупки нефти и вооружений из России. Не менее важную роль играют установившиеся хорошие личные контакты между руководствами двух стран.
В то же время позицию страны делает более осторожной дальнейшее сближение России с Китаем, с которым при Нарендре Моди у Индии наметились значительные противоречия.