«Айфон не куплю, но научу, как заработать на него» Россияне становятся наставниками для сирот. Как это меняет их жизнь?
00:02, 11 июня 2024Фото: Getty ImagesВ России многие фонды и благотворительные организации предлагают программы наставничества, когда ребенок из детского дома получает собственного «старшего друга». Подобный институт существует в России не так давно, но уже набирает популярность и становится все более обсуждаемым. О том, почему люди выбирают быть наставниками, что об этом говорят сами сироты и зачем наставничество нужно подопечным детских домов — в материале «Ленты.ру».
«На эмоции выводить я себя не давала»
Дарья уже почти полтора года занимается наставничеством и курирует подопечную, Настю. Даша рассказывает, что наставницей решила стать случайно — по примеру подруги ради интереса записалась в онлайн-школу наставников фонда «Арифметика добра», а потом втянулась. Подруга собеседницы «Ленты.ру» в итоге не стала заниматься наставничеством, ей было тяжело психологически. А Даша смогла пройти обучение до конца.
Сначала учились онлайн — было много информации о том, как общаться с ребенком (некоторые практические советы пригодились Даше и в обычной жизни), затем она приняла участие в очном тренинге и только потом познакомилась со своей будущей подопечной.
«На тренинге было много заданий в виде игры. Не скажу, что там сильно грузили, было интересно, — рассказывает наставница. — В том числе проверяли твое моральное состояние — сможешь ли адаптироваться в сложных ситуациях. После прохождения обучения мне дали свидетельство о прохождении курса».
Даша узнала много нового: что есть разные виды привязанности, о важности тактильного контакта — например, дети в детском доме могут обнимать себя, когда засыпают.
На тренинге были ролевые игры, где меня пытались выводить на эмоции, разводить на деньги — одним словом, смотрели, как я буду реагировать на те или иные острые ситуации. На эмоции выводить я себя не давала. Говорила, например, что айфон не куплю, но могу научить, как заработать на него деньги
Наконец Дарье показали фотографию ее будущей подопечной, Насти, рассказали ее историю. Девушка согласилась познакомиться с подростком, а затем записала видеопрезентацию, где рассказала о себе. То же самое сделала и ее будущая подопечная.
Собеседница «Ленты.ру» вспоминает, как приехала в детский дом, где ее уже ждали Настя, представитель фонда и детского учреждения. Они все вместе посидели, попили чай и обменялись телефонами, было немного неловко.
Первое время они просто созванивались, иногда Даше было тяжело, потому что у нее возникало ощущение, что она навязывается. Но наставница и подопечная быстро нашли общий язык, и по сей день Настя делится с Дашей переживаниями, рассказывает ей о своих проблемах. Много в чем у них совпали взгляды и характер.
«Например, если Настя чего-то хочет, она обязательно этого добьется. Допустим, на втором курсе колледжа она поняла, что хочет поменять профессию. Ее уговаривали доучиться, но она решила перевестись в другой колледж. Она очень умная для своего возраста, ни разу не видела, чтобы она поступала как-то иррационально», — говорит наставница.
Собеседнице «Ленты.ру» очень нравится, что подопечная не спрашивает у нее совета, а скорее делится переживаниями. То есть, по сути, за полтора года наставничества девушки успели стать хорошими подругами.
Трудности в наставничестве тоже были. Например, раньше подопечная могла забыть о назначенной встрече или звонке. Даше казалось, что она Насте больше не нужна. Проблема решилась с помощью куратора, который наблюдал за общением наставнической пары. А потом Настя написала Даше, что не хочет отказываться от работы в паре.
«Иногда появлялись мысли уйти из наставничества, но не скажу, что они были серьезными, — признается Даша. — Просто в какой-то момент стало казаться, что меня не слышат, но хорошо, что все наладилось».
Наставничество требовало разного количества времени. Бывало, что каждый день, а бывало, что и один-два раза в неделю. Как говорит Даша, главное не становиться для подростка «училкой».
Помогала Даше в наставничестве собственная работа с психологом (она и сама осваивает эту профессию). Эта новая роль помогла развить терпение, она научилась общаться со своей подопечной на равных и не относиться к ней как к ребенку. Кроме того, Дарья научилась больше отдавать. Особенно это было важно в самом начале наставничества — девушка понимала, что нужно тратить свою энергию, не ожидая ничего взамен.
Я рекомендую идти в наставники, потому что это очень необычно, интересно и это выход из зоны комфорта. Главное быть понимающим, терпеливым и заинтересованным в процессе. Не воспринимать как что-то для галочки, а относиться как к делу для души
Девушки проводили очень много времени вместе — отмечали дни рождения, ездили кататься на аттракционах и просто гуляли. Первые их встречи проходили в детском доме — они просто сидели и болтали, Настя показывала Даше свою комнату, знакомила ее со своими друзьями.
Сама Настя рассказывает, что изначально поставила условие, чтобы наставник был молодым и с ним можно было поговорить обо всем на свете. Так и вышло: по ее словам, они обе веселые и жизнерадостные, любят приключения и прогулки. Даже ходили вместе в «Панда-парк», где карабкались по канатам и веревкам.
После того как Настя выпустилась из детского дома, девушки стали видеться реже, но все равно продолжают поддерживать общение. Недавно они договорились вместе позавтракать, но подопечная Даши заболела.
«Занимает важную часть в моей жизни»
Наталья в наставничестве уже третий год, ее подопечную зовут Кристина. Собеседницу «Ленты.ру» всегда интересовала тема сиротства, так как в детстве у нее были друзья, которые остались без родителей. Когда девушка поступила в университет, то вступила в благотворительную студенческую организацию, которая занималась выездами в детские дома — в основном они были однократными, с какими-то ярмарками и мастер-классами.
Позже Наташа стала глубже изучать тему и увидела, что есть фонды, где есть программы наставничества. Тогда она решила записаться туда и пройти обучение.
Обучение было очень хорошим, фонд ответственно подходит к выбору наставника и формирования пары в целом. Есть материалы, которые объясняют базовую психологию детей-сирот, с чем они сталкиваются в жизни, какие у них могут быть из-за этого модели поведения, как на это нужно реагировать
Наталья отмечает, что наставничество — это не функция приемного родителя, куратора или финансового обеспечителя, это старший друг, который помогает ребенку социально адаптироваться.
На тот момент, когда Наталья познакомилась со своей подопечной, Кристине было 16 лет, а самой наставнице — 29. Девушки общались онлайн, так как находятся друг от друга очень далеко. Кристина живет в Красноярском крае, а Наталья в Москве и часто переезжает из-за работы. Выстраивание взаимоотношений с подростком, у которого нет значимого взрослого, — сложный процесс, отмечает Наталья. Но, по ее словам, на помощь всегда приходят кураторы, с ними можно созвониться и обсудить сложности.
У моей подопечной есть ряд проблем в общении со сверстниками, которые мы пытались решать. Это были достаточно сложные моменты, в том числе потому, что я находилась от нее в 4000 километров. Но эту проблему в итоге все равно удалось решить
Наталья рассказывает, что ее первая онлайн-встреча с подопечной прошла довольно неловко. К тому же они были онлайн не вдвоем, а с сотрудниками фонда. Те старались разговорить девушек и задавали разные вопросы, чтобы пара побольше узнала друг о друге.
«В первую очередь здесь важно проявлять интерес к подростку, — отмечает собеседница «Ленты.ру». — Потом у нас была такая практика, когда я в течение дня делала фотографии того, чем я занималась, и отправляла их Кристине. А она рассказывала мне о своей жизни, сделала подборку своих рисунков».
Постепенно появлялись общие темы. Онлайн-формат наставничества предполагает еженедельную коммуникацию, которая не должна прерываться. Здесь наставнику важно помочь подопечному даже в бытовых вопросах, допустим, рассказать, как правильно стирать вещи, жить за пределами детского дома, платить за свет, научить финансовой грамотности.
Тем, кто только собирается попробовать наставничество, Наталья рекомендует пройти вводное обучение и уже тогда решить, готов ли вкладывать в это силы.
Сейчас Наталья и Кристина продолжают быть на связи и регулярно переписываются. Собеседница «Ленты.ру» отмечает, что на онлайн-наставничество проще выделить время, так как это не требует еженедельных поездок, да и самой Наталье так удобнее, потому что она часто находится в пути.
«Наставничество дало мне большой толчок в развитии эмпатии и эмоционального интеллекта, выстраивания новых отношений. Тема сиротства очень сложная и чувствительная, и когда ты видишь, что делаешь какой-то хотя бы небольшой вклад в жизнь одного конкретного подростка, это дает очень много энергии и сил», — уверена она.
В будущем, когда Кристина уже не будет в ней нуждаться, Наталья планирует стать наставником для другого подопечного, а сейчас также работает психологом в интернате для людей с ментальными особенностями.
Самое запоминающееся для девушки в наставничестве — личные встречи с Кристиной на выпускном в Красноярском крае и поездка подопечной в Москву. Ей было важно поддержать девушку, познакомиться с ее друзьями и познакомить ее со своими, ведь она считает, что ей очень повезло с Кристиной.
«Я позвала ее к себе в Москву, а она до этого никогда не летала на самолете и в целом не была в большом городе. Было радостно смотреть на все эти живые эмоции. Самое классное, что после поездки ее воспоминания связаны не с музеями или экскурсиями, а с тем, как я познакомила ее со своими друзьями», — говорит собеседница «Ленты.ру».
Кристина рассказывает, что после того, как она заполнила анкету, Наталью ей подобрали психологи. Кристина написала, что любит рисовать, играет на гитаре и хочет найти понимающего человека, легкого на подъем.
Первое знакомство с наставницей для нее было очень волнующим, но встреча была долгожданной.
«Моя наставница — очень интересный человек, у нас сразу все так хорошо сложилось! Мы обе творческие люди: я рисую, Наталья увлекается керамикой. Сначала, конечно, я переживала, но потом волнение ушло», — говорит она.
В 11-м классе Наталья приехала к Кристине на выпускной. Собеседница «Ленты.ру» очень волновалась, так как это была их первая встреча в реальной жизни.
«Я очень ждала этого. Помню тот момент, когда она входила на территорию школы, — рассказывает Кристина. — Было и смущение, и неловкость, но все-таки больше радость. После выпускного мы погуляли, пофотографировались. Одним словом, очень хорошо провели время».
Второй раз наставница и подопечная встретились уже в Москве в марте 2024 года. Кристина провела там неделю. Она вспоминает, что тогда на нее нахлынуло чувство ностальгии.
На дни рождения девушки обмениваются подарками — сладостями, чашками, чаем и шарфами. В первый раз, когда Кристина отправляла посылку, она переживала — боялась, что она уйдет не туда.
«Мне было бы тяжелее справиться с личными переживаниями без наставничества, оно занимает важную часть в моей жизни», — заключает она.
«Найти под конкретные потребности ребенка значимого старшего друга»
Руководитель программы «Наставники» благотворительного фонда «Арифметика добра» Инна Исаева считает, что наставничество необходимо для каждого ребенка из детского дома, потому что ему нужен значимый взрослый. В детдоме есть воспитатель, но он не может уделить достаточного количества индивидуального внимания каждому ребенку. Именно поэтому нужен человек, готовый поддержать и стать старшим другом.
Задача нашей программы — найти под конкретные потребности ребенка того самого значимого старшего друга, чтобы с ним установились доверительные отношения, — отмечает Исаева. — Первое время общение в паре проходит под наблюдением кураторов, а потом уже продолжается без особого интенсивного сопровождения
По словам эксперта, наставник — это мостик в реальную социальную жизнь. Выпустившись из детского дома, ребенок знает, что у него есть человек, который может объяснить ему самые нужные вещи — как записаться к врачу, как обустроить квартиру или просто послушать, как прошел день.
Особую популярность сейчас приобретает онлайн-наставничество. До коронавируса все считали, что офлайн-формат — единственно возможный, но ситуация в мире поменялась.
Конечно, я всегда буду выступать за живое общение, потому что ты не можешь сказать, что была плохая связь, можешь просто посидеть и помолчать с собеседником, посмотреть друг на друга. Но онлайн помогает тогда, когда нет возможности встретиться лично, особенно если мы говорим про регионы. У нас были очень хорошие примеры наставнических пар, которым удалось наладить контакт, находясь друг от друга очень далеко
Исаева отмечает, что здесь тоже нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка — не каждому подойдет онлайн-формат.
В процессе обучения будущий наставник может взвесить все риски и понять, действительно ли ему нужен сейчас этот вид деятельности либо же с этим стоит повременить. После обучения с каждым из наставников встречается психолог, они вместе разбираются, почему человек выбрал наставничество, анализируют риски и ресурсы. Затем наставник попадает в специальную базу, из которой специалисты берут анкеты и проводят консилиумы, чтобы выбрать потенциальных наставников для конкретного ребенка.
Обучение делится на несколько блоков — один посвящен наставничеству, роли наставника в жизни подростка. В ходе обучения развеиваются мифы о сиротах. Затем идет блок про психологическую привязанность, травму, эмоциональный интеллект и границы. Очное обучение предполагает тренинги, где будущим наставникам рассказывают, что их ждет после обучения, готовят к разным ситуациям, в том числе сложным.
***
По данным исследования фонда «Солнечный город», 60 процентов детей-сирот положительно оценивают наставничество и отмечают, что оно сильно повлияло на их взросление. Три года назад, в 2021 году, фонд вместе с организациями-партнерами провел исследование среди выпускников детдомов, у которых был наставник на протяжении нескольких лет. Подопечные отметили, что наставники помогают им выстраивать отношения с другими людьми (55 процентов респондентов) и формировать ценности (52 процента), положительно влияют на их психологическое состояние (51 процент).
Более 70 процентов сирот отметили, что у них есть друзья, которым они могут доверять, а практически 80 процентов продолжают общаться со своим наставником уже в самостоятельной жизни.
Если вы хотите стать наставником, заполните форму и с вами свяжутся представители фонда.