Тверской районный суд Москвы приговорил экс-главу госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха к 12 годам колонии общего режима — он признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Надзорные органы постоянно находили у «Автодора» во главе с Кельбахом масштабные нарушения, которые ярче всего проявились именно на стройке ЦКАД — одного из крупнейших проектов транспортной инфраструктуры России последних лет. Она растянулась почти на десять лет, а бюджету страны был нанесен ущерб более чем в два миллиарда рублей, что и привело бывшего главу «Автодора» на скамью подсудимых. В подробностях громкого дела разбиралась «Лента.ру».
2018 год, Московская область. Вокруг столицы полным ходом идут строительные работы — вот-вот в 50 километрах от МКАД должны сдать в пользование первый участок Центральной кольцевой автодороги, которая разгрузит улицы и улучшит транспортную ситуацию в Новой Москве.
Но незадолго до сдачи выясняется, что новую трассу не запустят в срок — она попросту не готова, а стоимость ЦКАД неожиданно вырастает сразу на 13 миллиардов рублей. На ситуацию обращает внимание президент России Владимир Путин — он поручает Генпрокуратуре, Следственному комитету России (СКР) и Счетной палате проверить, обоснованно ли увеличение стоимости работ.
Три ведомства приходят к одному выводу: при строительстве ЦКАД было использовано множество теневых схем вывода денег, а само оно велось с многочисленными нарушениями. Отвечал за проект нового подмосковного кольца Сергей Кельбах — и вскоре глава «Автодора» стал главным обвиняемым по громкому уголовному делу.
***
Госкомпания по развитию платных автодорог «Российские автомобильные дороги» («Автодор») была создана в 2009 году, и первым зампредседателя ее правления сразу же стал Сергей Кельбах, ранее работавший зампредседателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству правительства Санкт-Петербурга.
Два года спустя, в 2011 году, Кельбах возглавил «Автодор». К тому моменту госкомпания существенно отставала от графика сдачи дорожных объектов, расписанного на восемь лет вперед. Еще в 2010 году Счетная палата России по итогам проверки выяснила: в первый год работы «Автодор» выполнил план по введению дорог в эксплуатацию менее чем на 50 процентов.
Не обеспечен в полном объеме ввод на шести объектах строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В эксплуатацию введены 1,2 тысячи километров законченных строительством и реконструкцией дорог общего пользования регионального значения, что составляет 48,8 процента утвержденного задания
Кроме того, аудит выявил неэффективность использования 79 миллионов рублей, которые выделили «Автодору» из российского бюджета: выяснилось, что большая часть суммы пошла на покупку оборудования, которое не использовалось. Последующие регулярные проверки Счетной палаты показывали: расходы госкомпании на обеспечение собственной работы росли, а план, утвержденный правительством, из года в год так и не выполнялся.
С момента своего создания госкомпания ежегодно не выполняла план строительства автомобильных дорог, установленный программой деятельности ГК «Автодор» на долгосрочный период. В 2010-2013 годах госкомпанией было построено 50,8 километра автомобильных дорог из 136,6 километра, что составляет 37,2 процента от объема строительства
На этом фоне расходы «Автодора» на обеспечение собственной деятельности продолжали расти: если в 2010 и 2011 годах они составляли 278 и 963 миллиона рублей, то в 2012 и 2013 годах выросли до 1,4 и 1,9 миллиарда рублей. Однако после старта строительства ЦКАД у госкомпании во главе с Сергеем Кельбахом начались проблемы.
Кольцо раздора
Проект Центральной кольцевой автодороги был разработан еще в начале 2000-х годов. Предполагалось, что ЦКАД разгрузит федеральные дороги и МКАД и не даст Подмосковью «захлебнуться в транспортном коллапсе».
В 2008 году началась разработка проектной документации, которая длилась около трех лет.
К строительству масштабного проекта приступили только в 2014 году. Проект поделили на несколько участков, для каждого из которых на конкурсе отбирались компании-подрядчики. Заказчиком ЦКАД от государства, равно как и куратором стройки, стала госкомпания «Автодор» во главе с Сергеем Кельбахом.
Объем затрат на строительство ЦКАД в 2013 году оценили в 236 миллиардов рублей. В тот же год «Автодор» подготовил предложение ускоренного строительства трассы — сдать четыре пусковых комплекса, которые составляли замкнутое кольцо, госкомпания предложила к 2018-му, а не к 2020 году, как планировалось ранее.
Такое ускорение предполагало удорожание проекта более чем на 68 миллиардов рублей. Идею поддержал Владимир Путин и поручил запустить первую очередь ЦКАД к чемпионату мира по футболу — 2018, право на проведение которого выиграла Россия.
Но вскоре стало понятно, что сдать объект в срок и уложиться в запланированный бюджет вряд ли получится
В 2016 году Счетная палата выявила нарушения в строительстве ЦКАД: проверка показала, что сроки сдачи третьего и четвертого участков трассы будут перенесены на два года. А в 2017 году та же Счетная палата вынесла предписание «Автодору» из-за срывов сроков строительства тех же участков.
Госкомпании пригрозили заблокировать счета, если до конца года она не исполнит предписание и не уложится в сроки.
Счет на миллиарды
В октябре 2018 года строительство ЦКАД по первоначальному плану уже должно было завершиться, но этого не произошло, а стоимость проекта выросла сразу на 13 миллиардов рублей. В ответ надзорные органы начали проверку соблюдения законов при заключении контрактов на строительство ЦКАД, в том числе в отношении «Автодора», — речь об этом шла в начале статьи.
Счетная палата в тот же год выявила нарушения сроков выполнения работ и организации строительства нового подмосковного кольца: его участки должны были сдать в 2014-2018 годах, но к началу 2018 года их строительная готовность колебалась от 0 до 66 процентов
В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев уволил Сергея Кельбаха, курировавшего строительство ЦКАД, с поста главы «Автодора». Официально сообщалось, что Кельбах ушел по собственному желанию. Однако реальной причиной увольнения, по данным «Интерфакса», стал срыв сроков строительства ЦКАД.
Впрочем, о том, что Кельбах может лишиться своего поста, СМИ стали писать еще шестью месяцами ранее. Но в то время главе «Автодора» удалось сохранить свой пост — правда, при условии ускорения строительства ЦКАД и смены команды.
Однако за полгода больших перемен на стройке так и не произошло
В итоге Кельбах покинул «Автодор», но быстро получил новую должность — советника гендиректора РЖД Олега Белозерова по государственно-частному партнерству. В том же 2019 году в Счетной палате заявили, что сдать ЦКАД раньше конца 2021 года не удастся.
Причиной срыва сроков окончания работ назвали низкое качество проектирования, длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков, а также недостаток рабочих и техники.
Количество рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах [ЦКАД] не соответствует проекту организации строительства и недостаточно для ликвидации отставания работ
Кроме того, Счетная палата установила факты завышения стоимости принятых и оплаченных работ. Например, на двух пусковых комплексах «Автодор» внес изменения в проекты строительства без повторной госэкспертизы — в итоге стоимость работ выросла суммарно на 6,6 миллиарда рублей. 1 февраля 2019 года отчет Счетной палаты ушел в Генпрокуратуру и СКР.
Теневые схемы
Пять месяцев спустя, 4 июля 2019 года, стало известно, что в отношении Сергея Кельбаха возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»).
Большой объем нарушений выявлен в ходе проверки реализации инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога» в Московской области. По ее результатам в отношении председателя правления госкомпании «Автодор» возбуждено уголовное дело
Тогда же в СКР заявили, что ущерб от действий экс-главы «Автодора» составляет более двух миллиардов рублей. По версии следствия, в 2015 году Кельбах согласовал компании «Кольцевая магистраль» — подрядчику по строительству одного из пусковых комплексов ЦКАД — незаконную оплату комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 миллиона рублей.
В 2017 году Кельбах, по данным СКР, неправомерно предоставил дополнительный аванс в размере двух миллиардов рублей компании «Крокус Интернешнл» Араза Агаларова — подрядчику при строительстве первого пускового комплекса.
Еще одному подрядчику — компании «Союздорпроект», занимавшейся строительством второго пускового комплекса, — Кельбах незаконно выплатил 132,6 миллиона рублей за разработку документации по планировке строительства.
Он [Кельбах] необоснованно использовал бюджетные ассигнования и средства Фонда национального благосостояния, предназначенного для строительства ЦКАД в 2014-2018 годах
Сам Кельбах заявил, что узнал о статусе подозреваемого по уголовному делу от журналистов в июле 2019 года. Хотя, как стало известно позже, дело в отношении экс-главы «Автодора» возбудили тремя месяцами ранее — 11 марта.
В начале следственных действий Кельбаха подозревали в хищениях при строительстве ЦКАД, однако это не подтвердилось. Сам экс-глава «Автодора» еще около года находился на свободе и был задержан лишь 27 октября 2021 года. Тогда же его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями.
27 октября 2019 года Басманный суд Москвы отправил Кельбаха под домашний арест, хотя следствие настаивало на заключении в СИЗО.
«Ущерба государству быть не могло»
Судебный процесс над Сергеем Кельбахом начался в мае 2022 года в Тверском суде Москвы. Свою вину в злоупотреблении должностными полномочиями экс-глава «Автодора» не признал и заявил, что к растратам непричастен.
Причинения ущерба бюджету России не было — таких документов нет в материалах дела и нет в природе
По словам экс-главы «Автодора», любой подписанный им документ вначале тщательно согласовывался профильными структурными подразделениями госкомпании. «Я физически не мог проверять каждый подписанный документ и проводить личную экспертизу. В год через "Автодор" проходит до 18 тысяч договоров и документов на подпись», — подчеркнул он.
Комментируя эпизод, связанный с выплатой комиссии банковской гарантии, Кельбах отметил, что эта статья расходов реализовывалась за счет внебюджетных средств.
Финансирование оплаты комиссий по банковским гарантиям происходило не за счет бюджета России, а за счет собственных средств подрядчиков и внебюджетных средств, привлеченных госкомпанией, — ущерба государству не было и не могло быть
Кельбах и его защита настаивали: экс-глава «Автодора» не мог принимать решения насчет строительства ЦКАД единолично, как посчитало следствие. Обвинения подсудимый назвал ангажированными и построенными на неверном толковании действующего законодательства, регламентирующего деятельность «Автодора» и дорожной отрасли в целом.
В ходе прений сторон государственное обвинение просило назначить ему 14 лет колонии общего режима при максимально возможных по вменяемой Кельбаху статье 15 годах. Однако 18 июня 2024 года суд приговорил подсудимого к 12 годам лишения свободы. Также Кельбаха обязали возместить Минтрансу материальный ущерб почти на два миллиарда рублей и запретили ему занимать должности в органах власти на протяжении трех лет после освобождения.
***
Центральная кольцевая автодорога в Московской области была официально открыта 8 июля 2021 года, движение по заключительному участку трассы запустил лично президент России Владимир Путин. Скоростная магистраль длиной 336,4 километра, большая часть которой платная, проходит по территории Подмосковья и пересекает 13 федеральных дорог.