Во время поиска работы можно встретить вакансии, на которые соискателей просят откликаться с резюме и сопроводительными письмами. При этом специалисты по найму советуют отправлять потенциальному работодателю сопроводительное письмо даже в тех случаях, когда он этого не требует. «Лента.ру» рассказывает, как правильно написать сопроводительное письмо к резюме, зачем оно нужно и что точно нельзя в нем указывать.
Сопроводительное письмо — это текст, который прикладывают к резюме при отклике на вакансию. В нем можно рассказать потенциальному работодателю, почему ему стоит рассмотреть кандидатуру соискателя и какую пользу решение нанять именно его принесет компании.
Если на одну должность откликнулись несколько кандидатов, хорошее сопроводительное письмо к резюме может решить, какого соискателя пригласят на собеседование раньше остальных. При этом наличие сопроводительного письма не гарантирует, что собеседование будет, подчеркнула в беседе с «Лентой.ру» руководитель по привлечению и развитию процессов работы с персоналом Ольга Киляшева. «Сопроводительное письмо только позволяет рекрутеру лучше узнать кандидата, а соискателю — привлечь внимание потенциального работодателя», — уточнила она.
Резюме — это краткое и структурированное описание профессионального опыта соискателя, его знаний и навыков. Сопроводительное письмо должно дополнять резюме, при этом его можно написать в более свободной форме.
«Сопроводительное письмо должно не дублировать резюме, а содержать полезные дополнения. Например, объяснить перерыв в стаже, обосновать неполное соответствие опыта и требований к вакансии», — объяснила «Ленте.ру» рекрутер в IT-компании Outlines Tech Ольга Моисеенко.
Также оно позволит произвести на потенциального работодателя хорошее первое впечатление еще на этапе первичного отбора кандидатов менеджером по подбору персонала. Идеальное сопроводительное письмо должно быть отдельным для каждой вакансии, в то время как резюме можно направить сразу в несколько компаний, отметила Ольга Киляшева.
Сопроводительное письмо к резюме не обязательно прикладывать при каждом отклике на вакансию. Соискатель делает это добровольно, если только в описании вакансии не указано, что сопроводительное письмо необходимо. «Как правило, в вакансии прописывается, что именно HR-специалист просит рассказать в письме. Если вы игнорируете эту просьбу, работодатель поймет, что кандидат невнимателен или просто не дочитал описание вакансии до конца», — уточнила в беседе с «Лентой.ру» HR-директор разработчика IT-решений для гостиничного бизнеса Bnovo Оксана Федюхина.
«Сопроводительное письмо не обязательно, если соискатель меняет работу и остается в аналогичной должности, не выходя за рамки своей сферы деятельности. В этом случае текст станет приятным бонусом и покажет заинтересованность в вакансии», — добавила Ольга Моисеенко.
Каждый десятый россиянин, который ищет работу, сталкивается со сложностями при написании сопроводительного письма. При этом не существует единого шаблона для сопроводительного письма, рассказала «Ленте.ру» Юлия Корочкина. Его нужно писать в соответствии с каждой конкретной вакансией. Хорошим сопроводительным письмом считается то, которое «отзеркаливает» акценты вакансии — это позволит менеджеру по подбору персонала обратить на соискателя внимание.
Прежде чем писать сопроводительное письмо, убедитесь, что ваших навыков достаточно для выполнения обязанностей, которые требуются для этой вакансии.
Сопроводительное письмо должно быть написано в соответствии с Tone of voice компании, отметила Елена Заусова. «Например, если вакансия написана с обращением на "ты", включает в себя "прикольные" выражения, то сухое официальное сопроводительное письмо будет менее уместно, чем более теплое — обращение на "ты", избегание клише, котики и мемчики», — подчеркнула она.
Если же соискатель не уверен, какой Tone of voice уместно использовать в сопроводительном письме, лучше придерживаться нейтрального делового стиля. В любом случае стоит использовать ясный и лаконичный язык, а также избегать излишней технической терминологии.
От правил можно отступать, если вакансия творческая, добавила директор по персоналу ГК «Орбита» Ирина Лебедева. В таком случае юмор или креативность уместны, но важно иметь чувство меры.
В идеале сопроводительное письмо должно уместиться на экране монитора без прокрутки, отметила в беседе с «Лентой.ру» директор по персоналу компании-разработчика ПО «МойОфис» Светлана Гиацинтова. Хорошим сопроводительным письмом считается содержательное и емкое, но лаконичное, без лишних деталей и повторов информации из резюме. При этом выглядеть оно должно цельным и законченным.
С развитием нейросетей вроде ChatGPT можно найти много рекомендаций о том, как поручить им сопроводительное письмо. Исследование показало, что около 22 процентов представителей поколения Z пишут резюме и сопроводительное письмо с ChatGPT, но 77 процентам из них приходится редактировать вариант от чат-бота. Среди представителей поколения Z, которые воспользовались ChatGPT, 98 процентов пригласили минимум на одно собеседование, 93 процентов получили два и более предложений, а 26 процентов — пять и более.
Причем каждого третьего из них на собеседовании спросили, умеют ли они пользоваться ChatGPT. Большинство признались, что использовали нейросети в своем сопроводительном письме, и считают, что это представило их в положительном свете.
«Большинство менеджеров по найму и работодателей, кажется, открыты для ChatGPT, если он используется уместно и профессионально. Если материалы заявления о приеме на работу точны и достоверны, я не думаю, что менеджеры по найму примут негативные меры. И наоборот, если в ходе собеседования обнаружится нечестность, связанная с использованием ChatGPT, это может стать проблемой», — считает эксперт по написанию резюме Эндрю Стоунер.
Несмотря на то что содержание и стиль будут различаться в зависимости от вакансии и компании, есть общие правила, которые помогут написать хорошее сопроводительное письмо.
1. Начинать всегда нужно с приветствия. «Если в вакансии указан менеджер, который ее ведет, обратитесь к нему — это будет говорить не только о вашей вежливости, но и о внимательности», — отметила Оксана Федюхина.
2. Затем представьтесь и укажите, на какую должность претендуете. Если откликаетесь на вакансию через электронную почту, расскажите, откуда о ней узнали. Например: «Меня заинтересовала вакансия менеджера по продажам, которая выложена на сайте вашей компании».
3. Объясните, почему хотите работать именно в этой компании. Например: «В этой сфере работаю уже четыре года, хочу стать частью вашей команды, чтобы реализовывать более крупные проекты».
4. Отдельно укажите, если знакомы с деятельностью компании: например, подписаны на ее страницы в социальных сетях или читаете блог.
5. Перечислите качества, которые станут преимуществом перед другими кандидатами. Достаточно перечислить несколько ваших навыков, например: «За последние 1,5 года каждый месяц выполняю план минимум на 110 процентов. Свободно общаюсь и могу вести деловую переписку на английском языке».
6. В заключение поблагодарите потенциального работодателя, чтобы не испортить первое впечатление. Уточните, что готовы приехать на собеседование, если вас решат рассмотреть на должность. Также в сопроводительном письме стоит использовать призыв к действию: предложите потенциальному работодателю позвонить вам или пригласить для очной встречи. Например: «Благодарю за уделенное время. Звоните — отвечу на ваши вопросы. Также буду рад (буду рада) пообщаться при личной встрече».
7. В конце сопроводительного письма стоит указать контактные данные — телефон и электронную почту, — чтобы менеджер по подбору персонала мог связаться с кандидатом. «Этот лайфхак пока еще мало кто использует, хотя у него есть сильный психологический эффект: создается ощущение, что вы позаботились о комфорте и экономии времени рекрутера, поэтому он будет более расположен к вашей кандидатуре, чем к другим соискателям», — пояснила Екатерина Красникова.
Добрый день!
Меня зовут Елена Иванова, я специалист по рекламе и маркетингу. Меня заинтересовала вакансия маркетолога, размещенная вашем на сайте.
В этой сфере я работаю уже восемь лет и все это время слежу за публикациями вашего бренда в соцсетях и блоге, смотрела выступления ваших спикеров на конференциях. Хочу стать частью вашей команды, чтобы реализовывать новые креативные проекты.
У меня есть высшее образование в сфере маркетинга, а также дипломы курсов по углубленному изучению интернет-рекламы, SEO-продвижения и бренд-менеджмента. За свою карьеру я придумала и реализовала 20 рекламных кампаний федерального уровня, составила 5 многолетних маркетинг-стратегий, выступаю на профессиональных форумах. Я свободно говорю на английском языке, на базовом уровне владею разработкой сайтов.
Благодарю за время, уделенное моей кандидатуре. Звоните или пишите — отвечу на ваши вопросы, также буду рада встретиться лично.
Телефон: ...
e-mail: ...
С уважением, Елена.
Добрый день!
Меня заинтересовала вакансия торгового представителя, которую вы разместили на сайте поиска работы.
Я четыре года работаю в продажах, три из них — торговым представителем, вожу собственной автомобиль и хорошо знаю город. Кроме того, я восемь лет работал фотографом, поэтому знаю многое о камерах, которые продает ваша компания.
На предыдущем месте работы я каждый месяц выполняю план минимум на 110 процентов. Владею техническим английским.
Мой телефон: ...
e-mail: ...
С уважением, Алексей.
«Не стоит писать о том, какой вы ответственный, исполнительный, честный, увлекающийся чтением и походами по музеям. Эти качества раскрываются только в процессе работы и проверяются со временем», — заключила Ирина Лялина.