Ровно 10 лет назад, 17 июля 2014 года, в Нью-Йорке афроамериканец Эрик Гарнер получил несовместимые с жизнью травмы во время задержания полицией. Это событие привело к массовым протестам по всем Соединенным Штатам и сделало широко известным движение BLM (Black Lives Matter — «Жизни черных важны»). Появившись в социальных сетях, со временем BLM стало едва ли не самым мощным общественным движением в США. Всемирную известность оно получило в 2020 году, когда в демонстрациях по всей стране приняли участие до 26 миллионов человек. Несмотря на благие намерения и стремление бороться с полицейским произволом и расовой дискриминацией мирными средствами, активисты BLM стали организаторами погромов и спровоцировали рост ненависти, насилия и еще больший раскол в американском обществе. Как создавалось движение по защите афроамериканцев, почему BLM поддержали самые разные слои общества и что с ним произошло после пика протестов 2020 года — в материале «Ленты.ру».
История движения BLM началась с публикаций в социальных сетях. Несколько активистов из афроамериканской среды стали использовать хештег #BlackLivesMatter в постах, посвященных притеснениям чернокожих в США.
Поводом послужил случай с афроамериканским подростком Трейвоном Мартином, который в 2012 году получил несовместимые с жизнью ранения в схватке с белым патрульным Джорджем Циммерманом. По результатам расследования патрульного оправдали — судьи признали, что все действия он совершал для самообороны во время потасовки. Правозащитники остались недовольны приговором и организовали первые протесты под лозунгами «Нет справедливости» и «Равноправие для всех».
Впрочем, уже тогда сторонники Джорджа Циммермана утверждали, что речь идет о противодействию преступности, а не о проявлении расизма и дискриминации чернокожих.
Однако широкую известность и массовый характер движение в защиту черных приобрело два года спустя, в июле 2014 во время уличных демонстраций из-за инцидента с Эриком Гарнером. Против чернокожего, подозреваемого в незаконной торговле и оказавшего сопротивление при задержании, полицейский применил удушающий прием.
Но оказалось, что Эрик Гарнер страдал бронхиальной астмой, на его крики «я не могу дышать» полицейские отреагировали не сразу, и задержанный потерял сознание. Прибывшие медики увезли его в районную больницу, но спасти Гарнера не удалось.
Это вызвало протесты и сделало полицию главным врагом движения в защиту чернокожих.
Буквально через месяц аналогичный случай произошел в городе Фергусоне: полицейский во время задержания выстрелила в 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна, что в еще в большей степени подогрело протестные настроения.
В результате лидеры BLM объявили своей целью именно борьбу с полицейским насилием и избыточным присутствием полиции в районах, населенных чернокожими. Но вскоре движение озаботилось и другими проявлениями расизма.
Хотя рабство в США было отменено более 160 лет назад, а расовые законы — в середине XX столетия, элементы неравенства в американском обществе при желании найти можно. Считается, например, что доходы афроамериканцев по сравнению с белым населением заметно ниже, хотя в аналогичном положении находятся бедные латиноамериканцы.
Так, во время коронакризиса 61 процент латиноамериканцев и 44 процента чернокожих столкнулись с ухудшением экономического положения.
Афроамериканцы живут в более бедных районах, где существуют проблемы со школами, транспортной инфраструктурой, возможностями для заработка, а уже это предопределяет невозможность карьерного роста.
Но для движения главную роль играла не реальность, а восприятие расизма.
Тем не менее эти предубеждения не всегда подкреплены статистикой, отмечал эксперт-криминолог Дэниел Нагин.
Изначально — и в BLM до сих пор это подчеркивают — движение практиковало только мирные методы борьбы.
Активисты BLM помогали чернокожим регистрироваться на выборах и ориентироваться в избирательных программах кандидатов, поддерживали начинающих афроамериканских художников и писателей, а также занимались сбором средств для тех, кого считали пострадавшими от расизма.
Впрочем, уже в первые годы деятельности происходили акции вандализма.
Интересно, что BLM зародилось в то время, когда США руководил первый чернокожий президент — Барак Обама. Тем не менее активисты движения не считали, что при его правлении ситуация изменилась для черных в лучшую сторону. Наоборот, случаи полицейского насилия в отношении чернокожих участились именно в это время.
Сам Барак Обама стремился подать происходящее как общую проблему насилия в обществе. Именно так он охарактеризовал и «дело Циммермана», в котором не стал напрямую критиковать системный расизм.
Еще в середине 2010-х годов движению BLM начали симпатизировать крупные компании. Amazon, Microsoft, Intel и Unilever поддерживали активистов и материально.
Но затем активисты BLM стали критиковать президента-республиканца Дональда Трампа за то, что он не уделяет внимания проблемам чернокожих.
Широкую международную известность движение BLM получило в 2020 году, после очередного происшествия — с Джорджем Флойдом. Как и в случае с Эриком Гарнером за шесть лет до этого, против подозреваемого афроамериканца, который пытался сопротивляться полиции, был применен удушающий прием. Полицейский Дерек Шовин встал коленом ему на шею и не реагировал на слова задержанного о том, что тот не может дышать. В итоге он потерял сознание, в больнице его спасти не удалось.
Как отмечал патологоанатом Эндрю Бейкер, исследовавший тело Флойда, содержание в его крови стимулятора метамфетамина и опиоидного анальгетика фентанила было таким высоким, что если бы его обнаружили мертвым дома в спокойной обстановке, то причиной несчастного случая назвали бы передозировку.
Волну протестов вызвал сам факт происшествия — до того, как стали известны все подробности. На этот раз протесты превзошли по масштабам все, что было раньше, и охватили до половины округов страны.
Подсчитали, что за пару месяцев после происшествия с Джорджем Флойдом было организовано более 4700 протестных акций — в среднем около 140 ежедневно.
Протесты стали беспрецедентными и по масштабам, и по объемам бесчинств, поджогов и грабежей. Величина ущерба застрахованной собственности достигла одного миллиарда долларов.
Джорджа Флойда предали земле в золотом гробу, мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей во время погребения преклонил колено и заплакал. Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке погасил огни на 8 минут и 46 секунд — время, в течение которого полицейский держал колено на шее Флойда. С соболезнованиями выступили крупнейшие политики, включая самого президента Дональда Трампа, который впоследствии жестко критиковал BLM.
Власти стали переименовывать в честь BLM улицы в городах, художники расписывали стены цитатами из Джорджа Флойда и связанными с движением символами.
Тем не менее однозначной поддержки движения BLM среди населения Штатов не было. На самом пике протестов в июне 2020 года его поддержали две трети американцев, однако уже к сентябрю уровень одобрения опустился до 55 процентов.
Существовало и резкое разделение по поддержке BLM между представителями разных этнических групп. В сентябре 2020 года 87 процентов чернокожих одобряли движение, но среди испаноязычных и азиатских американцев поддержка составляла только 66-69 процентов, а среди белых — меньше половины.
Наибольшее внимание в ходе протестов привлек вандализм в отношении памятников.
Даже Христофора Колумба обвиняли в том, что он положил начало рабству и эксплуатации коренных народов Америки.
Вместе с тем в противовес BLM самоорганизовались другие движения. Ярким ответом стала схожая фраза — All Lives Matter («Все жизни важны»). Сторонники этого движения подчеркивали, что с произволом полиции может столкнуться каждый, вне зависимости от цвета кожи.
При этом с подобными лозунгами выступали даже те, кто скорее симпатизировал BLM, но пытался показать, что вместо одной дискриминации не стоит пропагандировать другую.
«Когда люди говорят, что жизни чернокожих важны, это вовсе не значит, что жизни других людей не важны. Напротив, важна жизнь каждого», — указывал, например, Барак Обама, хотя одновременно утверждал, что положение чернокожих в США все-таки тяжелее.
С другой стороны, в последнее время сами полицейские часто подвергаются насилию и дискриминации, подчеркивали критики BLM.
«Когда я уходила на работу вчера, мои дети плакали и просили меня не идти. (...) Они [сторонники BLM] террористы. Они ненавидят меня. Они ненавидят мою униформу», — рассказала офицер полиции из Нью-Джерси Сара Эрвин.
Интересно, что движение в защиту сотрудников полиции добилось результатов. В штате Луизиана приняли закон, который назвал нападение на полицейских преступлением на почве ненависти.
Однако со временем BLM становилось все более противоречивым. Его новые «иконы» казались еще более спорными, чем больной астмой семьянин Эрик Гарнер, подросток Майкл Браун и наркотически зависимый Джордж Флойд. В июне 2020 года несовместимые с жизнью ранения получил Рэйшард Брукс, но перед этим он сам напал на сотрудников полиции, пытался стрелять в них из их же табельного оружия.
Неоднозначны к тому же и последствия активности BLM. Движение сделало еще более популярными различные крайне правые группировки, которые начали борьбу с погромами и вандализмом чернокожих активистов.
Наконец даже многим афроамериканцам стало очевидно, что акции BLM не защищают их права, а вызывают еще большую ненависть в обществе. В результате чернокожие стали голосовать за Республиканскую партию, критикующую радикальное движение.
Впрочем, случались в движении еще и финансовые скандалы. Уже во время протестов 2020 года выяснилось, что миллионы долларов переводились на счет Black Lives Matter Foundation, который никак не был связан с общественным движением. Мошенники всего лишь воспользовались популярным названием.
Вскоре раскрылись подробности о махинациях руководителей BLM. Одна из лидеров движения Патрисс Хан-Каллорс оказалась крупным владельцем недвижимости — в престижных районах Лос-Анджелеса, населенных преимущественно белыми, ей принадлежало несколько домов общей стоимостью почти пять миллионов долларов.
Конечно, активистка объявила это расследование продолжением «традиции террора со стороны идеологов превосходства белых по отношению к темнокожим активистам». Однако примерно в это же время другой лидер BLM Шаломия Бауэрс стал подозреваемым в хищении десяти миллионов долларов со счетов организации.
Так оказалось, что и среди важных черных жизней есть жизни еще более важные.