Бывший СССР
00:01, 16 августа 2024

«Украина стреляет себе в колено» Какие цели преследует операция ВСУ в Курской области и чем ответит на нее Россия?

Военный эксперт Сергей Полетаев: Россия создаст линию фронта в Курской области
Юрий Леонов (редактор отдела «Бывший СССР»)

В Курской области после вторжения подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ) продолжаются ожесточенные бои. Главная цель этой операции все еще неясна. По данным Bloomberg, хотя США и Европейский союз одобрили вторжение, в НАТО все еще не уверены, что украинские военные смогут закрепиться на российской территории. При этом Вооруженные силы Украины решили создать на занятых территориях военную комендатуру, которую возглавил генерал-майор Эдуард Москалев, бывший командующий Операцией объединенных сил. О том, что стоит за атакой ВСУ на Курскую область, как вторжение повлияет на мирные переговоры и чем может ответить Россия, «Ленте.ру» рассказал военный обозреватель, сооснователь проекта «Ватфор» Сергей Полетаев.

«Лента.ру»: Какими мотивами, по вашему мнению, руководствовались власти Украины, начиная военную операцию в Курской области?

Сергей Полетаев: Можно выделить два мотива. Первый озвучил советник руководителя Офиса президента Украины Михаил Подоляк, заявив, что операцию затеяли с целью улучшить переговорные позиции, и это было первое официальное заявление на этот счет.

В истории масса таких примеров. Например, в Первую мировую в марте 1918 года кайзеровская Германия пошла в так называемое весеннее наступление — это был последний рывок на Западном фронте с целью надавить и прорвать линию обороны противника. Во Вторую мировую Адольф Гитлер в конце 1944 года устроил Арденнскую операцию с целью разбить Великобританию и США, обеспечить себе лучшие переговорные позиции и в конечном итоге заключить мир. События прошлого были жестами отчаяния. Посмотрим, повторится ли это сейчас.

Иной мотив заключается в том, что на Украину давят из США и Европейского союза и говорят: «Давайте уже заканчивать это, потому что вы проигрываете». Ведь что мы все чаще видим в западном информационном пространстве? Публикации о подготовке к перемирию и о том, что Украине нужно отказаться от территорий.

Соответственно, Украине необходимо переломить негативную для нее тенденцию?

Да, верно. Владимир Зеленский и его окружение это очень хорошо понимают, как и то, что пиар они ведут лучше, чем воюют.

Можно перечислить достаточно примеров, когда вместо того, чтобы провести эффективные военные операции, Украина выбирала менее результативные действия, но с большим медийным эффектом.

Потому что до начала операции информационный фон был очень тухлый по отношению к Украине, и даже вопрос финансирования на следующий год повис в воздухе.

Почему удар пришелся именно по Курской области и были ли у этого замысла какие-то долгосрочные цели?

Точной информации нет, но ходят слухи, что Вооруженные силы Украины изначально пытались захватить Курскую АЭС.

Несколько более бледным, но тоже вероятным выглядит сценарий, при котором целью Вооруженных сил Украины было оккупировать часть территории России и затем торговаться в духе «вы уходите оттуда, а мы — отсюда».

Но почему именно на международно признанной территории России, а не в Крыму, например, где эта атака получила бы однозначную поддержку и понимание?

Да, есть понятная линия фронта протяженностью в тысячу километров, которая проходит именно по бывшей территории Украины. Но прорыва там Вооруженные силы Украины добиться не могут, — они пробовали в прошлом году, но потерпели фиаско.

При этом у нас с Украиной есть протяженная общая граница: это территория Белгородской, Брянской, Курской областей с нашей стороны, и там никаких боевых действий никогда не велось...

А сейчас Джо Байден уходит, происходит пересменка, и достаточно много источников заявляют, что другие люди берут власть. Говорят, в Белом доме дела фактически ведет команда Камалы Харрис, в том числе ежедневные брифинги с украинской стороной. Если допустить, что это так, то у Украины появилось окно возможностей, чтобы изменить ситуацию, а именно легализовать свои намерения открыто воевать на канонической, признанной США территории России. Украина рассчитывала поставить новую администрацию в США перед фактом расширения боевых действий на Курскую область, но именно после достижения целей этой операции в сжатые сроки.

При этом у Вооруженных сил Украины есть лишь один военный успех за два с половиной года — это Харьковская операция, которая была проведена в сентябре 2022 года.

Как она была осуществлена? Насколько известно, ее придумали американцы по опыту Ирака, и легкими высокомобильными группами ВСУ создали численный перевес над нашими войсками на севере Харьковской области. У нас тогда войск было очень мало, и там не было сплошной линии фронта. Фактически гарнизоны находились только в населенных пунктах, а между ними — либо легкое охранение, либо вообще никого.

ВСУ на легкой бронетехнике и даже на автомобилях, создав численный перевес примерно в десять тысяч человек, быстро, в течение буквально полутора дней рассредоточились по территории примерно на 50-70 километров в глубину. Не вступая в бои, они вынудили отступить вот эти гарнизоны, которые оказались отрезаны от «большой земли».

По итогу Вооруженные силы Украины зашли с заднего двора, где не было забора, и попытались продвинуться как можно дальше.

Что означает захват газоизмерительной станции «Суджа» в этих условиях и какова ее ценность для Украины, России и Евросоюза?

Скорее это правовой вопрос, чем экономический. Это газоизмерительная станция, а не насосная.

Именно на станции «Суджа» происходили «газовые войны» России и Украины, так как на ней сдавался газ Украине, а потом в европейские страны его приходило почему-то меньше. Известный факт, что до начала боев на станции сидели представители украинского «Нафтогаза», контролировавшие перекачку.

По ней, тем не менее, все-таки прилетел артиллерийский снаряд, так что это тоже не совсем спокойное место.

Что касается ее значения — то да, это единственный оставшийся вариант поставки газа из России по трубопроводу в европейские страны через территорию Украины, этим же газом снабжается и сама Украина, а значит, ее власти тоже весьма заинтересованы в сохранении газопровода.

Выходит, дело даже не в газоизмерительной станции, а в самой трубе. Станцию можно вывести из строя, но прокачка все равно будет идти, потому что газ качается насосными станциями, расположенными в других местах.

Скажу даже больше: во время Абхазской войны 1992-1993 годов на границе Абхазии и Грузии оказалась Ингурская ГЭС — станция, снабжающая электричеством половину Грузии и всю Абхазию. По ней проходит граница, по сути, двух враждующих стран. Тем не менее стороны договорились, чтобы она работала...

Какой вам видится перспектива создания и удержания Вооруженными силами Украины плацдарма в Курской области?

Думаю, что если Украина попытается закрепиться надолго и выстроить фронт, то будет это делать максимально близко к границе, с учетом местности и по расположенным на этом участке высотам, чтобы не растягивать коммуникации. Также ВСУ будут пытаться оккупировать Суджу, чтобы хоть какой-то явный успех у них был: все же это город, районный центр.

Почему операция не достигла своих целей? Даже если вывести за скобки то, что ВСУ хотели доехать до Курска или до Курчатова, они пока не смогли закрепиться на территории.

При этом надо понимать, что сейчас границы в районе боевых действий нет. Есть только серая зона, куда перебрасываются российские войска, выстраивается оборона и будет происходить зачистка. И если ВСУ не окопаются и не закрепятся на нашей стороне, то российская группировка наверняка пройдет на украинскую территорию.

Чтобы этого не допустить, украинские подразделения будут пытаться закрепиться на нашей территории. Вопрос, хватит ли у них сил, потому что, по некоторым данным, во всей операции участвовало шесть-восемь тысяч человек, максимум десять тысяч. Этого достаточно для операции наскока, как в Харьковской области, но мало для того, чтобы закрепиться на рубежах и выстроить стабильную линию фронта.

Получается, им в любом случае придется перебрасывать резервы?

Да, но если мы говорим о ВСУ, то те, кого наловили по улицам и запихали в автобус, в наступлении участвовать не смогут. Должны быть именно мотивированные, свежие, хорошо обученные бойцы. Мобилизованные могут только сидеть в окопе и держать оборону, то есть создавать массу, чтобы через них не прошли. Собственно, это и происходит в Донбассе. Найдется ли у них достаточно людей, чтобы выстроить такую оборону здесь? Будет видно.

Как изменилась интенсивность боевых действий на основных участках фронта после начала операции?

Интенсивность не поменялась, потому что Вооруженные силы Украины использовали в Курской операции резервные бригады, которые могли бы поехать под тот же Торецк.

Не будем спекулировать, но и с нашей стороны, насколько я понимаю, с фронта ничего не снимали. Насколько мне известно, ничего не менять на фронте, продолжать боевые действия в том же темпе — это намеренное решение, потому что это наша стратегия.

И, соответственно, если у них это не получится, то им — еще один минус. Получится или нет — посмотрим.

А зачем Вооруженные силы Украины предпринимают новые рейды в приграничные области России? Как может измениться их характер?

Рейдами на Беловский район и КПП «Колотиловка» в Белгородской области ВСУ пытаются растащить наши силы и задействовать как можно большую площадь. Предположительно, цель была такая, и после неудач они больше не пытаются повторить атаки. Возможно, они планировали заехать вглубь территории и захватить определенные объекты, но ехать ради такого вглубь на 50 километров — самоубийство.

Для решения этой задачи отселяют людей из приграничных районов трех областей.

С нашей стороны это серьезный вопрос, который я уже риторически задал: хватит ли для этого личных сил и не придется ли для этого менять какие-то планы, которые уже сверстаны? Поживем — увидим.

Кстати, как вы думаете, почему президент Украины Владимир Зеленский официально подтвердил атаку только через шесть дней после ее начала? Можно говорить о смене информационной тактики?

Очевидно, они хотели сначала чего-то добиться и поставить всех перед фактом. То, что Владимир Зеленский объявил об операции на шестой день, когда это уже стало секретом Полишинеля, при этом мало чего добившись, говорит о том, что у них все пошло не по плану. Если бы, например, они захватили город Курчатов и Курскую АЭС и объявили бы о намерении обменять территории, то эти заявления имели бы совсем другой вес.

Чем еще, помимо информационной тишины, атака на Курскую область отличается от предпринятых ранее рейдов — например, на Белгородскую область?

Массированностью. Ранее было максимум несколько сотен человек, сейчас официально Министерство обороны России указывало, что только в первый день границу перешла тысяча человек. Отметим еще, что это именно регулярные части, причем элитные бригады.

В первый день я писал, что рисунок повторяет Харьковскую операцию. А там они отодвинули фронт где-то на 50 километров, до Кременной, отбили Изюм и Купянск. Нечто подобное они хотели сделать и в Курской области.

Как последние действия Украины могут сказаться на продолжении военной помощи со стороны западных стран?

Зависит от результата. Если Россия жестко ответит и если в результате этих действий ВСУ еще больше ослабнут, то и денег им будут давать меньше. А если бы все пошло в точности по тому замыслу, который мы себе представляем, то в Киеве вполне могли бы рассчитывать на дополнительную помощь.

Как нынешняя ситуация может изменить позицию западных стран в отношении Украины по использованию своего оружия на общепризнанной территории России?

Лицемерное вранье про оговорку о якобы сдерживании российского наступления даже обсуждать смысла нет. Я на это смотрю так: если начинаются разговоры о применении чего угодно и где угодно, значит, решение уже принято. Это один момент.

Второй момент. Возможно, имели место какие-то договоренности на уровне США и России о том, что делается и что не делается. Похоже, удары дальнобойными западными ракетами были частью этого соглашения. Это похоже на конспирологию, но об этом говорит вся логика происходящего.

И Джо Байден, и за ним все остальные поставщики дальнобойных ракет, не разрешали и пока еще не разрешают их использовать по территории России.

Какого ответа со стороны России можно ожидать в ближайшем будущем?

Все вполне однозначно. По крайней мере позиция нашей стороны озвучена практически официально Владимиром Путиным.

Цель — восстановить границу, выгнать украинские подразделения из Курской области. Это такая программа минимум, границу сейчас уже не восстановить.

Если эту цель рассматривать буквально, то можно предположить как минимум создание санитарной зоны уже на украинской территории.

Ходят разговоры в духе «давайте пойдем на Сумы». Не уверен, что сейчас уже у нас на это хватит сил, но поживем — увидим. Возвращаясь к тому, о чем мы уже говорили, с нашей стороны не хотят менять стратегию, которой сейчас придерживаются.

Крупную операцию быстро не подготовить, она готовится в течение нескольких месяцев. Первый этап — пожарное реагирование, остановка наступления ВСУ, и сейчас речь идет только о нем. Если будет какое-то продолжение боевых действий именно в Сумской области с нашей стороны, то оно будет не сейчас, а позже.

Пока признаков того, что операция готовится, нет. Тут мы забегаем вперед.

Есть блокированный город Суджа, он не захвачен, но блокирован со всех сторон бродящими в окрестностях ДРГ. Судя по имеющейся информации, в городе они бывают набегами и в нем пока не закрепляются, что тоже говорит о малом количестве сил.

Можно ли сказать, что в краткосрочной перспективе стоит задача выбить Вооруженные силы Украины из Курской области, а в долгосрочной — заставить Украину рассмотреть мирное предложение Владимира Путина?

Нет, мирное предложение сейчас отменилось. С нашей стороны уверены в том, что в Курской области наша возьмет и что Украина стреляет себе в колено.

< Назад в рубрику