«У них это получается» Почему страны Персидского залива поддерживают Россию и как пытаются уладить конфликт на Украине?
Профессор Андрей Бакланов: России выгодна дружба со странами Персидского залива
Александр Непогодин (руководитель направления международной редакции)
Дмитрий Попов (корреспондент отдела «Мир»)
8-9 сентября министр иностранных дел Сергей Лавров отправился в Саудовскую Аравию, где принял участие в министерской встрече в формате Россия — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а также провел ряд двусторонних переговоров, в том числе с принцем Мухаммедом ибн Салманом. Несмотря на традиционную привязанность к США, аравийские монархии не присоединяются к антироссийским санкциям и хотят выстраивать более тесные отношения с Россией в сфере экономики, высоких технологий и торговли. Многие страны региона видят позитивное влияние России на решение проблем на Ближнем Востоке. При этом нефтяные страны пытаются соблюдать нейтралитет в российско-украинском конфликте и извлекать для себя максимальную выгоду из сложившейся ситуации. О чем Сергей Лавров договорился с партнерами на Ближнем Востоке и что нового узнали западные политики о конфликте на Украине — в репортаже «Ленты.ру».
В заливе все спокойно
Очередной, седьмой по счету раунд стратегического диалога между Россией и странами — членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) состоялся в понедельник в столице Саудовской Аравии — Эр-Рияде.
Что такое ССАГПЗ и как он работает?
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) был основан более 40 лет назад: в 1981 году его создали шесть ближневосточных монархий — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман для сотрудничества и интеграции в экономической, социальной, культурной и военно-политической сферах.
Организация со временем приобрела институциональное оформление — Секретариат, который располагается в столице Саудовской Аравии, Эр-Рияде, Верховный совет глав государств, которые проводят встречи ежегодно, и Совет министров, встречающийся каждые три месяца.
В начале 2010-х годов государства-участники ССАГПЗ даже обсуждали стремление углублять сотрудничество и построить конфедерацию шести стран. Кроме того, велись переговоры о присоединении к организации Йемена, а также Иордании и Марокко.
На данный момент наиболее активно интеграция развивается в экономической сфере. Еще в 2006 году вступило в силу Объединенное экономическое соглашение, которое сняло тарифные барьеры между участниками формата. Также было принято решение о создании валютного союза, и к настоящему времени стороны начали использовать номинальную общую валюты для взаимных расчетов.
При этом ССАГПЗ образовался прежде всего как объединение, призванное обеспечить безопасность региона. В 1984 году было создано военное подразделение организации под названием «Щит полуострова», которое, в частности, развернули в Кувейте для его защиты во время войны в Ираке 2003 года. В военной сфере ССАГПЗ активно сотрудничает с НАТО: в 2014 году сотрудничество было закреплено соглашением о совместных действиях по обеспечению безопасности доставки энергоресурсов на мировые рынки.
Несмотря на тесное сотрудничество, в ряде сфер между государствами-членами ССАГПЗ в 2010-е годы происходили конфликты. Так, в 2014 году Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ отозвали послов из Катара и обвинили своего союзника в поддержке террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу их безопасности и стабильности. В 2017-2021 годах очередное противоречие между этими странами привело к разрыву дипломатических отношений.
Рабочая программа была насыщенной, а началась она для Сергея Лаврова с двусторонних встреч — сначала с генеральным секретарем организации Джасимом Мухаммадом аль-Будайви, а затем и с министром иностранных дел Саудовской Аравии Фейсалом бен Фарханом.
О том, что развитие связей со странами Персидского залива является важным приоритетом для России, Сергей Лавров сказал уже в своем вступительном слове: «Для нас действительно важным приоритетом является укрепление отношений с развитыми странами как в области экономики, технологий, торговли, так и, конечно, в международных вопросах».
Формат по-настоящему близких взаимоотношений между Россией и ССАГПЗ начался чуть более десятилетия назад — еще в 2011 году
Предполагалось, что многосторонние встречи будут проходить ежегодно, но затем возник многолетний перерыв: сначала из-за внутренних противоречий между Саудовской Аравией, которую поддержали ОАЭ и Бахрейн, и Катаром, а затем из-за пандемии коронавируса.
Несмотря на заморозку связей по линии ССАГПЗ в 2016-2022 годы, Россия продолжала довольно активно развивать отношения со всеми монархиями, но в двусторонних форматах
Постоянные встречи Сергея Лаврова с коллегами в формате Россия — ССАГПЗ возобновились только два года назад.
В прошлом году переговоры министров проходили в Москве, а их итогом стало принятие плана действий по стратегическому диалогу до 2028 года. Акцент в «пятилетке» была сделан на углубление сотрудничества в аграрной сфере, а также в сфере здравоохранения, экологии, культуры и спорта. Кроме того, Россия и ССАГПЗ договорились увеличить объемы поставок продовольствия в регион как альтернативы «зерновой сделке».
Похоже, год спустя стороны позитивно оценивают динамику в развитии отношений.
Объемы торговли России со странами региона за последнее десятилетие выросли в три раза и перешагнули отметку в 11 миллиардов долларов
Так, например, товарооборот России и ОАЭ в 2022 году достиг рекордных 9 миллиардов долларов, а за девять месяцев прошлого года увеличился на 63 процента, превысив 8,8 миллиарда долларов.
ОАЭ являются крупнейшим торговым партнером России со странами арабского мира. Ожидается, что уже в этом году оборот превысит 10 миллиардов долларов
Помимо прочего, Объединенные Арабские Эмираты лидируют по объему привлеченных российских инвестиций, а также первенствуют среди арабских стран по инвестициям в экономику России. В ОАЭ активно ведет работу российский бизнес: здесь зарегистрировано свыше 700 компаний, а в феврале 2023 года в экономической зоне KIZAD (Khalifa Industrial Zone Abu Dhabi) был создан специальный Евразийский торгово-промышленный хаб. Помимо прочего, в стране продвигаются и российские информационные системы: например, «Яндекс»развивает сервис Yango и доставку с помощью роботов-курьеров.
Несмотря на меньшие объемы торговли по сравнению с ОАЭ, важнейшими партнерами России в регионе являются также Катар и Саудовская Аравия. С Оманом, Бахрейном и Кувейтом также укрепляются экономические отношения, хотя, конечно, распределение объема торговли по странам остается неравномерным.
Как отметил в разговоре с «Лентой.ру» Андрей Бакланов, посол России в Саудовской Аравии в 2000-2005 годах, профессор и руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки в НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), трек Россия — ССАГПЗ, который уходит своими корнями еще в начало 2000-х годов, остается важным дополнением двусторонних связей с аравийскими монархиями. Причем подобный формат действительно эффективен для решения самых разных вопросов.
Но в экономической сфере взаимодействие России и ССАГПЗ ограничено, коллективных проектов не так много, отмечает дипломат.
При этом существуют перспективы развития кооперации по двум направлениям — энергетика и сельское хозяйство.
Многосторонний формат взаимодействия России и аравийских монархий может быть эффективен также при обсуждении и решении самых разных глобальных вопросов.
Мирные треки
Вопросы региональной и глобальной безопасности оказались достаточно органично вплетены в общую повестку встречи. В числе прочего была затронута тема создания системы коллективной безопасности на Ближнем Востоке и, в частности, в регионе Персидского залива.
Но наибольшее внимание, конечно, было уделено палестино-израильскому конфликту. Сергей Лавров указал на растущую роль в его урегулировании как России, так и ССАГПЗ, уточнив, что без решения этой проблемы невозможно стабильное развитие всего Ближнего Востока.
С его мнением согласились и представители монархий. Так, Катар, по словам премьер-министра шейха Мухаммеда бен Абдуррахмана Аль Тани, одобрил российскую позицию «в поддержку справедливого решения палестинской проблемы, особенно в ходе последних событий в секторе Газа».
А генеральный секретарь ССАГПЗ Джасим Мухаммад аль-Будайви обратил внимание на противоречие действий Израиля «общечеловеческим ценностям и международному праву», что, по его мнению, и мешает решить конфликт. «Эта печальная реальность подчеркивает неспособность международного сообщества найти всеобъемлющее и постоянное решение этой трагической проблемы», — подчеркнул он, подтвердив солидарность членов организации с палестинским народом.
Отмечая работу над нормализацией обстановки со всеми сторонами, Сергей Лавров при этом особо подчеркнул, что Россия скептически относится к инициативам США по установлению мира в Палестине.
Несколько обособленно в повестке встречи стояла проблема урегулирования конфликта на Украине, но ее, конечно, не обошли стороной. Генеральный секретарь ССАГПЗ Джасим Мухаммад аль-Будайви, например, подтвердил поддержку организацией посреднических усилий, предпринимаемых государствами-членами по «разрешению кризиса между Россией и Украиной путем прекращения огня и разрешения этого политического кризиса с помощью диалога».
При этом страны Персидского залива всеми силами пытаются соблюдать нейтралитет в конфликте и извлекать для себя выгоду из сложившейся ситуации
С одной стороны, ни одна из стран организации не ввела санкции против России, с другой, они активно посылают гуманитарную помощь Украине и пытаются подключиться к посредничеству.
Между тем Сергей Лавров в ходе визита сделал принципиально важное заявление по конфликту, а именно, что основным вопросом урегулирования является соблюдение прав русскоговорящих граждан Украины, а не территориальные споры.
По его словам, когда Россия увидит серьезную готовность защищать права человека, стороны легко договорятся по времени и месту для проведения переговоров.
Сергей Лавров говорил о таком измерении проблемы с представителями Индии, Бразилии и Китая, чьи инициативы однако не рассматривают вопрос о реальном положении русскоязычного населения. Но, что интересно, Владимир Путин несколько ранее также заявлял, что именно эти страны могут быть посредниками на возможных мирных переговорах и вести их следует на основе стамбульских протоколов.
Роль стран ССАГПЗ в урегулировании конфликта на Украине
Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива пытаются занимать нейтральную позицию в конфликте на Украине (в саудовских и эмиратских СМИ, например, активно используется термин «специальная военная операция») и сохраняют связи и прямые контакты с обеими сторонами.
В отличие от Турции, которая также заявляет о стремлении участвовать в переговорном процессе, они не входят в НАТО, как и в связанные с Россией военно-политические организации, к которым подключена Белоруссия и часть стран постсоветского пространства.
Это позволяет странам региона публично заявлять о стремлении участвовать в посредничестве по Украине.
Еще в феврале прошлого года о таком намерении заявил, например, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд, а уже в сентябре поддержка посреднических усилий была указана в совместном заявлении всех стран ССАГПЗ. «Я думаю, что мы в ССАГПЗ очень сильно хотим, чтобы конфликт [между Россией и Украиной] закончился. Очевидно, что этот конфликт должен закончиться путем переговоров, и мы будем стараться всячески этому способствовать», — подчеркивал министр.
Саудовская Аравия в августе прошлого года также провела встречу, посвященную завершению конфликта по инициативе президента Украины Владимира Зеленского, в которой приняли участие более сорока стран, но без представителей России. Ее целью называли подготовку первого «саммита мира» и обсуждение «формулы мира».
Представители аравийских монархий также принимали участие в организованной Украиной конференции в Швейцарии в июне этого года. При этом единственной из стран, подписавших итоговое коммюнике, стал Катар, где, что интересно, накануне саммита проходила одна из встреч «Большой семерки». Оман и Кувейт и вовсе отсутствовали на конференции.
Наконец, при участии наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда и эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани уже происходили обмены российскими и украинскими военнопленными, а также детьми, за что их благодарил президент России Владимир Путин.
В результате страны Персидского залива и прежде всего Саудовскую Аравию часто называют вероятным местом проведения второго «саммита мира», на который собираются пригласить Россию.
При этом страны Персидского залива также часто фигурируют в СМИ как возможные площадки для будущих переговоров, и не беспричинно.
В Дохе, столице Катара, как писал Le Monde, российская и украинская делегации должны были встретиться в конце августа, чтобы добиться частичного прекращения огня, а именно ударов по энергетической инфраструктуре с обеих сторон. Но переговоры были прерваны атакой Вооруженных сил Украины на Курскую область, что также подтвердил секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу.
Объединенные Арабские Эмираты играют ключевую роль в обмене пленными между Россией и Украиной. Министерство иностранных дел ОАЭ заявляло, что посреднические усилия страны отражают прочные связи, разделяемые с обеими сторонами конфликта. «Диалог и деэскалация — единственные способы разрешения кризиса», — заявляли в ведомстве.
Саудовская Аравия также неоднократно выступала посредником при обменах военнопленными и устраивала у себя в августе прошлого года встречу, созванную по инициативе президента Украины Владимира Зеленского. При этом страна рассматривается и как возможное место проведения второго «саммита мира». В частности, о такой возможности заявлял министр иностранных дел Италии Антонио Таяни.
Однако, как выразился Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам поездки, для начала необходимо разобраться в первопричинах конфликта. Никаких подвижек со стороны Украины по предложениям и опасениям России не происходит, что не только затрудняет, но делает невозможным проведение переговоров в любой точке земного шара.
Как бы то ни было, по словам Андрея Бакланова, полноценными посредниками в вопросе урегулирования конфликта на Украине страны Персидского залива в любом случае вряд ли смогут стать, поскольку плохо понимают его специфику. По его мнению, в этой связи России не нужно вовлекать их в обсуждение проблемы и поощрять их активное участие в переговорах. При этом они могут искренне желать оказать помощь и посреднические услуги, отмечает дипломат.
Вместе с тем важную роль в переговорном процессе страны Персидского залива могут сыграть по частным вопросам в гуманитарной сфере — прежде всего в вопросе обмена пленными, считает Андрей Бакланов.
***
Отношения России со странами Персидского залива получили новый импульс после начала украинского кризиса. Причем речь идет не только о развитии экономического сотрудничества в широком смысле, но и более тесных политических контактах, в том числе из-за заинтересованности аравийский монархий в диверсификации внешнеполитических связей.
БРИКС, например, пополнился сразу четырьмя новыми участниками, в том числе ОАЭ, а Саудовская Аравия хотя официально и не присоединилась, но участвует в деятельности организации в качестве приглашенной страны
Более того, по словам Сергея Лаврова, Мухаммед ибн Салман Аль Сауд лично был приглашен им на предстоящий саммит БРИКС в Казани.
Также региональные игроки проявляют интерес и к другим форматам международной интеграции, в том числе к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Россия же, ощущая возрастающий интерес со стороны стран Персидского залива, также видит в этой ситуации окно возможностей и может попытаться частично заполнить вакуум, который неминуемо возникнет по мере сокращения присутствия США в регионе.
Что важно, Россия при этом не пытается заменить США в роли регионального гаранта безопасности или конкурировать с Китаем в сфере экономики, а стремится стать более влиятельным игроком исходя из собственных возможностей