На 70-м году жизни скончался Николай Сванидзе — известный российский журналист и телеведущий, бывший руководитель ВГТРК, историк, общественный деятель. Предварительной причиной смерти журналиста назвали воспаление легких. Его карьера на телевидении началась в 1991 году, когда был запущен канал «Российское телевидение» (ныне — «Россия 1»). Сначала Сванидзе вел информационные и аналитические программы, потом стал делать исторические передачи и документальные фильмы. Он запомнился зрителям тем, что открыто выражал свою позицию и не боялся критиковать руководство страны. В ноябре 2022 года журналиста вывели из Совета по правам человека, где он возглавлял Комиссию по политическим правам. Свое исключение телеведущий объяснил желанием сделать СПЧ управляемым и предсказуемым. «Лента.ру» рассказывает о жизни и карьере Николая Карловича Сванидзе.
Поздно вечером 11 сентября к Сванидзе приехали врачи скорой помощи. По данным издания Baza, у журналиста был приступ сильного кашля, высокая температура и сильная одышка. Он умер в присутствии медиков. Уточнялось, что ранее он жаловался врачам на проблемы с дыханием, однако от госпитализации отказывался.
О серьезных проблемах со здоровьем у Сванидзе стало известно в начале февраля 2023 года. Тогда он попал в московскую инфекционную больницу. В ходе обследования врачи диагностировали у журналиста дыхательную недостаточность на фоне двусторонней внебольничной пневмонии. Кроме того, у него выявили нарушения в работе мозга, отек легкого и сепсис. Телеведущего подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, его состояние описывали как крайне тяжелое.
Незадолго до этого стало известно, что Сванидзе исключили из Совета по правам человека. Он узнал об этом от позвонивших ему журналистов. Телеведущий признался, что ожидал этого решения, и связал его со своей позицией относительно спецоперации на Украине. «Я этого ожидал давно, не маленький ребенок. Я понимал (мои коллеги тоже) чем кончится дело», — говорил он.
Помимо Сванидзе, из Совета вывели журналистку Екатерину Винокурову, правозащитника Игоря Каляпина, психолога Александра Асмолова и еще нескольких человек. Это произошло незадолго до того, как должна была состояться встреча президента с членами Совета. По словам Сванидзе, на встрече он, в частности, собирался поднять тему дискриминации противников спецоперации.
Телеведущего уволили с должности директора Института массмедиа Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), но он остался на должности заведующего кафедрой журналистики на факультете журналистики института, которую занимал с 2007 года.
Телеведущий родился 2 апреля 1955 года в Москве. Его отец Карл Николаевич Сванидзе работал в Издательстве политической литературы ЦК КППС, а мать Аделаида Анатольевна Сванидзе была доктором исторических наук и специализировалась на истории Средних веков. Журналиста назвали в честь деда — первого секретаря Тбилисского обкома партии Николая Сванидзе. Как утверждал журналист, в 1937 году его деда до смерти забил на допросе генеральный комиссар госбезопасности СССР Лаврентий Берия.
Ходили слухи, что семья Сванидзе — родственники жены Сталина Екатерины Сванидзе, однако журналист это опровергал. «Я не родственник этой семьи. Может быть, какой-то дальний. Но скорее всего, просто однофамилец», — говорил он в интервью.
Сванидзе окончил московскую школу с углубленным изучением английского языка, после чего поступил на исторический факультет МГУ. В 1977 году он получил диплом и стал младшим научным сотрудником в Институте США и Канады АН СССР (ныне — Институт США и Канады Российской академии наук). Там он начал писать кандидатскую диссертацию на тему «Энергетическая политика президента Картера», но в итоге так ее и не закончил. Журналист объяснил это тем, что тема была скучная, да и его возраст на тот момент — 33-34 года — больше подходил для защиты докторской, чем кандидатской.
В начале 1990-х годов Сванидзе преподавал историю в Московском государственном историко-архивном институте (ныне — РГГУ). Одновременно с этим он занимался репетиторством: обучал истории и обществоведению.
На телевидение Сванидзе попал благодаря Евгению Киселеву (внесен в реестр физлиц-иноагентов). Они познакомились еще в студенческие годы, Киселев был моложе Сванидзе на год и учился на историко-филологическом факультете Института стран Азии и Африки при МГУ. Осенью 1990 года Киселев позвонил университетскому другу и предложил ему работу на телевидении.
«Звонит мне Женя и говорит: "Слушай, тут создается российское телевидение" (...) Уже был подписан приказ о создании Российского телевидения, но оно еще не начало функционировать, и Женя говорит, что нужен грамотный человек, который будет помогать ведущим, помогать эфирным людям. (...) Давать информацию, как-то ее организовывать, разжевывать», — вспоминал Сванидзе.
Сванидзе никогда не думал о работе на телевидении, тем не менее на встречу с Киселевым и Олегом Добродеевым согласился. Добродеев должен был возглавить информационную службу на Российском телевидении. На встрече в буфете «Останкино» Добродеев пообещал Сванидзе зарплату 500 рублей в месяц. По признанию ведущего, эта сумма тогда поразила его воображение.
Он посоветовался насчет предложения Добродеева с женой Мариной, и та сказала ему не упускать этот шанс. Уже со следующего года Сванидзе начал работать в программе «Вести» на канале РТВ (ныне — «Россия 1»): писал для нее комментарии, озвучивал их за кадром. Его карьера на телевидении развивалась стремительно, вскоре он стал появляться в эфире. Он был автором и ведущим передач «Контрасты» и «Подробности». Тот период работы на телевидении он характеризовал словом «свобода».
За работу в «Подробностях» Сванидзе был удостоен премии ТЭФИ в номинации «Ведущий информационной программы». С апреля 1996 года он вел еженедельную информационно-аналитическую программу «Зеркало». Тогда же журналист занял должность заместителя председателя ВГТРК, а с февраля 1997 года стал главой телерадиокомпании.
Уже через год Сванидзе покинул должность руководителя ВГТРК, чтобы снимать авторские программы и документальные фильмы. «Я галочку себе поставил в своей жизни, карьере и понял, что, наверное, руководство таким большим предприятием — это фабрика, кухня огромная — это, наверное, все-таки не мое», — говорил он. При этом журналист отмечал, что работа во главе ВГТРК стала для него полезным жизненным опытом.
Первой документальной картиной Сванидзе стал «Жаркий август 91 года», над которой он работал вместе с режиссером Александром Стефановичем. Лента была посвящена августовскому путчу 1991 года, когда Государственный комитет по чрезвычайному положению, выступавший за сохранение СССР, попытался отстранить от власти президента страны Михаила Горбачева.
За ней последовал четырехсерийный фильм «Футбольные войны», в котором рассказывалась история сборной Советского Союза и сборной России. Выбор такой темы был неслучаен: Сванидзе любил спорт и разбирался в нем. В юности он даже думал стать спортивным журналистом, однако дальше размышлений об этой профессии дело не пошло.
После этого Сванидзе снял ленту «Штурм», посвященную штурму Белого дома осенью 1993 года, и фильм «Цыпленок жареный» о националистической партии писателя Эдуарда Лимонова. Кроме того, журналист создал цикл документальных программ «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». В них он рассказывал о переломных событиях в России XX века и видных деятелях политики, науки и культуры того времени.
С 2010 года журналист начал вести телешоу «Суд времени» на Пятом канале, где в формате судебного заседания рассматривались исторические события и их влияние на современную Россию.
Передача просуществовала меньше полугода и была закрыта, однако через некоторое время вернулась на телеэкраны в обновленном формате и стала называться «Исторический процесс». Только теперь программа выходила на канале «Россия 1» и на этот раз в ней обсуждались исторические параллели.
Помимо съемок исторических фильмов и ведения передач, Сванидзе занимался общественно-политической деятельностью. С 2005 по 2014 год он был членом Общественной палаты России. Несколько лет входил в состав Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Объединение было создано экс-президентом России Дмитрием Медведевым в 2009 году и должно было препятствовать попыткам переписать историю в личных и политических целях.
Об участии в комиссии Сванидзе отзывался сдержанно. «Для чего была создана эта комиссия, я не знаю. Она просуществовала недолго, собиралась два или три раза и потом как-то тихо прекратила свое существование, приказала долго жить. Поэтому ничего больше о комиссии сказать не могу», — рассказывал он.
Сванидзе всегда открыто заявлял о своих взглядах и мог горячо отстаивать свою позицию. Одним из показательных случаев стал конфликт журналиста с публицистом Максимом Шевченко в студии радиостанции «Комсомольская правда» в 2018 году. Их спор насчет роли Сталина во Второй мировой войне в прямом эфире перерос в драку.
Шевченко заявил, что журналист «плюет на могилы» погибших солдат, когда критикует Сталина. В ответ Сванидзе назвал публициста мерзавцем. «Был бы ближе, по морде бы ты у меня получил», — сказал ему журналист. «Я тут. Дай по морде мне. Встань и дай», — предложил Шевченко. После этого оба участника спора встали. Сванидзе ударил публициста по лицу, в ответ Шевченко нанес оппоненту несколько ударов. В итоге их разняли присутствующие в студии.
Комментируя этот инцидент, Шевченко признался, что глубоко сожалеет о случившемся и что интеллектуальные споры не должны доходить до рукоприкладства. Сванидзе пообещал больше не бить Шевченко, но извиняться перед ним отказался.
В начале 2010-х Сванидзе вел на «России 1» еженедельную программу «Красный угол», где обсуждал различные темы с политологом Александром Ципко. Позже его партнером по передаче стал депутат Госдумы Виталий Милонов. С 2013 года журналист стал работать на радиостанции «Серебряный дождь», вел программы «История в лицах», «Главные темы недели» и «Тема дня за 60 секунд».
Одним из последних проектов Сванидзе на телевидении стал цикл коротких программ «100 лет назад. Исторический календарь». Он представлял собой серию пяти-шестиминутных роликов, в которых телеведущий рассказывал о различных событиях в российской истории — например, об открытии первого в стране Института журналистики и о борьбе с беспризорностью.
Современное телевидение журналист критиковал, хотя и признавал, что оно более профессиональное и технически насыщенное, чем в 1990-х годах. По его мнению, ведущие теперь выступают в роли «говорящих голов» и выражают не собственное мнение, а нужное. По мнению Сванидзе, журналистской свободы на современном телевидении не было.