Россия
22:33, 20 сентября 2024

Исповедь священнику: что нужно знать? Как подготовиться к таинству православной церкви

Константин Николаев
Фото: Klavdiia Arziukova / Shutterstock / Fotodom

Исповедь — одно из семи таинств православия: верующий человек просит прощения у Бога за свои грехи при свидетеле-священнике. В практике Русской православной церкви исповедь и причастие обычно следуют друг за другом. «Лента.ру» рассказывает о таинстве покаяния: что это такое, как подготовиться к исповеди и можно ли причащаться без исповеди.

Что такое исповедь

Согрешив, верующие люди могут успокоить свою совесть, только получив прощение от Бога, говорит в беседе с «Лентой.ру» профессор Славяно-греко-латинской академии отец Сергий (Храмешин). Для этого нужно исповедоваться.

«Никакой психолог, никакой собеседник не может простить грех — только Бог. Только через прощение Богом приходит духовное умиротворение. Зачем нужна исповедь? Очень просто, — объясняет он. — Давайте представим, что ваш ребенок разбил вазу — неважно, специально или случайно. Вы прекрасно знаете, что это он, а ребенок начинает оправдываться, что это кошка, ваза сама упала и прочее. Вы, любящий свое чадо родитель, готовы и хотите его простить, ждете от ребенка честного признания проступка, вам нужно всего лишь: "Папа/мама, прости, это я! Я больше не буду!"»

«Исповедь задумана как средство снимать последствия первородного греха, — рассказывает историк церкви богослов Сергей Козловский. — Русская православная церковь под первородным грехом понимает порчу человеческой природы и вечную склонность человека ко греху, которую он при рождении получил от падшего [первого человека] Адама. Как говорил архиепископ Макарий (Булгаков), есть самый первородный грех и есть его последствия в нас. Церковь считает, что до Адамова грехопадения человек мог легко проникать в природу вещей, поскольку напрямую и легко общался с Богом, а после — с трудом и ошибками стал познавать мир и грешить, поскольку у него осталось не общение, а лишь самое общее представление о Боге. Согласно Евангелию, эту ситуацию исправил [сын Божий] Иисус Христос, своими муками искупив грех Адама. Но не его последствия».

«Если говорить коротко, то исповедь — это добровольное признание своих грехов перед Богом и людьми, очищение нашей души,— рассказывает клирик Борисоглебской церкви на валах иерей Алексий Ростовцев. — Исповедь совершается в церкви, что знаменует присутствие Бога, а людей представляет епископ или священник, который разрешительными словами отпускает грехи и свидетельствует таинство».

Семь таинств православной церкви

  1. Брак — мужчина и женщина, решившие обвенчаться, получают Божью помощь, делающую их брак не временным, а переходящим в Царство Божье.
  2. Евхаристия (причастие) — во время литургии, главного христианского богослужения, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы.
  3. Елеосвящение (соборование) — помазание священным елеем (освященным маслом) исцеляет тело и душу, а также избавляет от неосознаваемых человеком грехов или от грехов, в которых он не может покаяться по немощи.
  4. Исповедь — христианин в присутствии священника кается перед Богом в грехах и получает прощение.
  5. Крещение — человек освобождается от первородного греха и соединяется с Христом.
  6. Миропомазание — священное миро (специально приготовленное и освященное ароматическое масло) придает силы для праведной жизни человека.
  7. Священство — посвящение христианина в сан, наделяющий его властью совершать таинства и обряды.

«Современная исповедь включает в себя такое понятие, как покаяние, — объясняет богослов Козловский. — Это слово не совсем точно раскрывает смысл более широкого греческого понятия "метанойя", которое буквально означает "изменение мыслей". То есть важно не просто признать грехи — после таинства покаяния жизнь человека должна измениться в полной мере. Однако современный верующий человек об этом чаще всего не думает, уделяя большее внимание, так скажем, "обрядовой" стороне исповеди».

Виды исповеди

Исповедь не всегда была частной: были времена, когда христиане практиковали другие виды исповеди. Некоторые из них сохранились до сих пор.

Публичная исповедь

«Исповедь два раза в истории была публичной, — рассказывает клирик церкви Покрова Богородицы в Красном селе священник Феодор Котрелёв. — Первый раз — во времена первых христиан, когда собиралась вся община, человек выходил на середину и каялся перед Богом и людьми и община была свидетелем покаяния. Около V века эту практику отменили: такую исповедь могли услышать "внешние" люди, да и детям и даже юношам не всегда полезно знать подробности взрослых грехов. В итоге в качестве свидетеля покаяния остался лишь священник».

Общая исповедь

«Второй раз исповедь стала публичной уже в ХХ веке, особенно в советское время, — продолжает отец Феодор. — Возникла так называемая общая исповедь, когда священник перед толпой называет грехи и люди каются в тех, которые они совершили. Эта практика возникла ввиду несоразмерности количества священников количеству народа. Довольно странная практика!»

В некоторых храмах общая исповедь иногда проводится до сих пор. Но не из-за нехватки священников, а для того, чтобы быстро напомнить верующим о наиболее распространенных грехах, — например, перед Рождеством или во время Великого поста. Кроме того, некоторые священники считают, что такая практика сплачивает прихожан. Впрочем, как утверждают эксперты «Ленты.ру», у общей исповеди есть одно «противопоказание» — смертные или вообще тяжелые грехи, которые человек должен исповедовать лично.

Генеральная исповедь

Это исповедь в грехах, совершенных с детства и до настоящего момента. Такое покаяние вовсе не обязательная практика, да и не каждый батюшка готов выслушать долгие излияния, прежде всего из-за нехватки времени. Тем не менее эксперты «Ленты.ру» назвали три случая, когда может понадобиться генеральная исповедь:

Личная исповедь

Это самый главный вид исповеди, когда христианин подходит к священнику и рассказывает о своих грехах. Исповедь, которая всегда происходит в присутствии троих: кающегося, Бога и священника.

«Иногда случалось слышать от невоцерковленных людей: "Ну что там исповедь — согрешил, рассказал, и все, иди снова греши", — говорит отец Сергий. — Но вот когда человеку говорили: "Но ты знаешь, что тебе придется прийти к одному и тому же священнику снова и снова каяться в том же". Тогда человек задумывался: непросто сталкиваться с ответственностью за поступки».

«Обычная исповедь совсем не выглядит таинственно, — говорит священник Алексий Ростовцев. — Рано утром перед божественной литургией человек просто подходит к аналою, на котором лежат Святой Крест и Евангелие, а рядом стоит священник. Человек называет свои грехи, после чего священник накрывает его голову епитрахилью и читает особую разрешительную — то есть освобождающую от греха — молитву. Вот и все. Но тем не менее это большое таинство, поскольку при исповеди всегда незримо присутствует Третий — Господь Бог».

В православной церкви существует и такое понятие, как духовная беседа. Несмотря на то что она может быть очень интимной и проходить с глазу на глаз со священником, ее следует отличать от исповеди. Духовная беседа не является таинством.

Традиция обязательной исповеди перед причастием, судя по всему, возникла в середине XX века, когда существенно сократилось число как церквей, так и священнослужителей.

«С одной стороны, обязательная исповедь перед причастием дает возможность прийти к таинству причастия с относительно чистой совестью. Кроме того, такой обычай способствует частой и регулярной исповеди, ведь причащаться современные христиане стараются часто и регулярно, — рассуждает священник Феодор Котрелёв. — Однако, с другой стороны, столь жесткая связь между причастием и исповедью неизбежно приводит к формализации, выхолащиванию исповеди — люди очень часто воспринимают таинство как билет на причастие. Следствие — абсолютно пустые исповеди, типа "батюшка, грешен во всех грехах" или "батюшка, вчера в пять минут первого запила таблетку глотком воды". И часто исповедь сводится к перечислению чужих, а не своих грехов. У других православных такой жесткой привязки исповеди к причастию нет. Греки, например, могут свободно причаститься, когда есть желание, а исповедоваться, когда есть необходимость. В некотором смысле постепенному движению в сторону "независимости исповеди" способствовала пандемия COVID 19, когда мы делали все возможное, чтобы избежать тесных контактов с прихожанами. Но нынче, когда опасность миновала, мы возвращаемся почти к тому же состоянию, что и прежде».

В других православных странах исповедуются перед причастием только монахи, рассказывает Козловский. «"Удобнее" всего дело обстоит в Элладской православной церкви: там исповедь и причастие четко разделены. В любой церкви есть специальная исповедальня с отдельным духовником. Люди записываются на исповедь как в поликлинику и просто приходят в назначенный час. Но больше всего православных в Греции обходится без исповеди вообще, при этом они с удовольствием причащаются, когда, где и сколько угодно», — говорит богослов.

Эксперты «Ленты.ру» назвали случаи, когда в Русской православной церкви можно причащаться без исповеди:

Все остальные ситуации оговариваются со священником отдельно.

К таинству венчания необходимо подходить с чистой душой. Если венчаются люди воцерковленные, то они исповедуются регулярно, а значит, отдельная исповедь перед венчанием не нужна. А вот людям обычным, которые решили обвенчаться, лучше покаяться. Причем сделать это за день-два до таинства.

«Разумеется, я не одобряю сомнительную традицию "мальчишников" и "девичников", предшествующих свадьбе, но отдаю должное сложившейся реальности, — сетует священник Алексий Ростовцев. — На таких мероприятиях может твориться всякое: где-то все вполне невинно, а где-то не совсем — вплоть до приглашения женщин легкого поведения».

Исповедь перед смертью обычно проходит по просьбе христианина, чувствующего необходимость в последнем прощении Господа. Священник обязательно придет домой или в больничную палату к умирающему или тяжелобольному. Последняя исповедь — это не только таинство, но и средство успокоения души умирающего, которая после прощения грехов обретает покой.

«Часто родственники новопреставленного успокаивают себя, что вот, мол, раз он исповедовался перед смертью, то его душа направится прямиком в рай. Однако это не так, — напоминает отец Алексий. — Предсмертная исповедь — это не гарантия райских кущей, а лишь возможность прощения грехов тем, кто искренне обратился к Богу. Даже если у человека это была первая и последняя исповедь в жизни — Господь милостив!»

«После предсмертной исповеди обычно проводится таинство соборования, или елеосвящения, — рассказывает богослов Козловский. — Этот обряд призван избавить человека от "грехов немыслимых", то есть от тех, которые он не осознал сам и потому не поведал о них на исповеди. После этого, приняв последнее причастие, добрый христианин готовится отбыть в мир иной».

Как подготовиться к исповеди

Понятно, что подготовка к исповеди у каждого христианина своя. Кому-то надо попоститься перед покаянием (хотя это совсем не обязательно), кому-то — побыть в одиночестве, кому-то — прочитать молитвы.

Духовные шаги

«Лента.ру» опросила экспертов, чтобы составить список шагов духовной подготовки к исповеди:

  1. Осознать греховность того или иного поступка (помочь могут обвинения со стороны окружающих).
  2. Осознать тяжесть греха и губительность его для вас.
  3. Назвать грех про себя.
  4. Попросить прощения у тех, кого оскорбили грехом.
  5. Обдумать план исповеди.
  6. Назвать грех вслух на исповеди.
  7. Получить прощение.

«Бывает, что люди очень волнуются перед исповедью, особенно если идут на нее в первый раз, к незнакомому человеку, — рассказывает отец Алексий. — Бывает и такое, что человек от волнения забывает свои грехи. Не будет ничего предосудительного, если записать их заранее.

Традиции

«В принципе, пост перед исповедью никак не регламентируется, и, в общем-то, поститься перед исповедью не надо, — продолжает отец Алексий. — Однако такая традиция среди русских верующих есть. Она возникла из-за того, что пост необходим перед вкушением Тела и Крови Христовой, а в Русской церкви причастие по традиции предваряется исповедью».

Особых молитв для чтения перед исповедью не существует, верующий человек и без того часто молится, даже если не учитывать утреннее и вечернее правила, которые читаются дома. Можно просто попросить Господа наставить и вразумить вас, сказать, что вы осознали ваши грехи и готовы исповедоваться, а некоторые верующие перед исповедью читают покаянный канон.

Короткая молитва: «Господи Иисусе Христе! Вразуми меня, наставь на путь истинный, просвети меня и дай мне благодатной силы увидеть свои грехи, а увидев, осознать, а осознав — ужаснуться грехами моими, ужаснувшись же — возненавидеть их, а возненавидев — избавиться вовеки. Аминь».

50-й канон царя Давида (русский перевод):

1. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по многим щедротам Твоим прости беззаконие мое,
2. Смой беззаконие с меня и очисти меня от греха,
3. Ибо и беззаконие мое я сознаю, и грех мой предо мной.
4. Перед Тобой, Единым Господом, я согрешил и зло перед Тобою сотворил — да будешь Ты оправдан в словах Твоих и победишь, если будет с Тобою суд.
5. Вот я — в беззаконии зачат и во грехах родила меня мать.
6. Ты же возлюбил истину и открыл мне премудрое, скрытое и тайное.
7. Окропи меня иссопом, и я очищусь и стану белее снега,
8. Дай мне снова радость и веселье — возрадуется тело униженное.
9. Отвернись от грехов моих и прости все мои беззакония,
10. Вновь сотвори во мне чистое сердце и дух праведный, Господи!
11. Не отвергай меня и не отнимай у меня Духа Твоего Святого!
12. Возврати мне радость спасения Твоего, утвердив меня Духом Властным.
13. Я же наставлю всех беззаконных на путь Твой, и нечестивые к Тебе обратятся.
14. Смой с меня кровь, Господи, Господь спасения моего, и возрадуется язык мой правде Твоей!
15. Господи, открой уста мои, и возвестят они хвалу Твою,
16. Ведь если бы Ты хотел жертвы, то я бы дал ее, но ты не благоволишь ко всесожжениям.
17. Жертва Господу — дух сокрушенный, а сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит.
18. Облагодетельствуй, Господи, Сион и да воздвигнутся стены Иерусалима,
19. Тогда Ты примешь благосклонно жертву правды — возношение и всесожжения, — и возложат на алтарь Твой тельцов!»

В день перед исповедью, разумеется, надо постараться не грешить и по возможности вести себя смиренно.

Подготовка детей к исповеди

«Дети до семи лет допускаются до причастия без исповеди, — говорит отец Алексий. — А после этого возраста к первой исповеди ребенка должны подготовить родители — объяснить, зачем это нужно, вспомнить вместе с ним возможные грехи. Кстати, это будет небесполезно и в педагогических целях. Главное, чтобы ребенок раскаивался сам, а не из страха перед родительским наказанием или просто из уважения к родителям».

В своей книге «В помощь кающимся» святитель Игнатий (Брянчанинов) привел список вопросов, которые помогут детям вспомнить свои грехи перед исповедью. Некоторые из них, конечно, звучат для современного ребенка несколько архаично.

  1. Не говорил ли неправду и не нарушал ли данные тобой обещания?
  2. Не гордился ли перед самим собой и перед другими и не хвастался ли своими успехами, способностями?
  3. Не сплетничал ли о ком, не осуждал и не ябедничал ли на кого?
  4. Не роптал ли, если получал плохую оценку или заслуженное наказание за совершенный тобою проступок?
  5. Был ли послушен своим родителям, помогал ли им по дому, не требовал ли от них дорогой покупки?
  6. Не воровал ли, не утаивал ли деньги от родителей, например, сдачу от покупки в магазине?
  7. Не наносил ли побоев кому-нибудь или подстрекал к этому других?
  8. Не обижал ли младших, не мучил ли животных, не смеялся ли над людьми, имеющими недостатки?
  9. Не пробовал ли курить, выпивать или употреблять наркотики?
  10. Носишь ли какие-либо амулеты или обереги, не наносил ли на свое тело татуировки?

Где и когда исповедоваться

Исповедь не зависит ни от времени, ни от места. Теоретически исповедоваться можно хоть в полночь в лесу, лишь бы был священник. Но общепринятая традиция — это исповедь в храме перед литургией или по договоренности со священником. Лучше исповедоваться каждый месяц, чтобы грехи с момента последней исповеди не забылись.

Что говорить на исповеди

На исповеди прощаются все грехи, за исключением сокрытых намеренно. Не переживайте, если вы забыли назвать какой-то незначительный грех.

«Если говорить коротко, то на исповеди надо перечислить какие-либо из семи смертных грехов, которые вы совершили, и добавить к ним деяния, которые являются грехами с вашей точки зрения», — объясняет священник Алексий Ростовцев.

Семь смертных грехов:

  1. Алчность. Страстное желание только материальных благ. Этим духовным недугом страдают не только богатые, но и бедные, которые желают стать богатыми любой ценой.
  2. Блуд. Демон страсти заставляет смотреть на противоположный пол не как на людей, а как на животных — самцов и самок. По этой же причине порнография тоже относится к блуду.
  3. Гнев. Праведный гнев — это естественное свойство души, данное ей Богом для борьбы с грехом. Это свойство извращено и превратилось в крик и оскорбления ближних по любому поводу. Следствие гнева — убийство.
  4. Гордость. Упоение собственными достоинствами, которое сначала отсекает человека от близких, а потом и от Бога.
  5. Зависть. Печаль из-за благополучия ближнего, стартовая площадка для преступлений.
  6. Уныние. Общее расслабление духовных и телесных сил, самокопание и потеря веры в помощь Господа, который создал человека для радости.
  7. Чревоугодие. Рабство у собственного желудка, когда еда перестает быть средством поддержания жизни, а становится вожделенной целью души. Это касается и гурманов, и обжор.

Эксперты «Ленты.ру» дали несколько советов исповедующимся:

Греховные мысли

Многие верующие стремятся поведать священнику не только о совершенных грехах, но и о еще не совершенных, о которых только задумались. Эксперты «Ленты.ру» говорят, что это не совсем правильно, если, конечно, речь не идет о готовящихся тяжких грехах вроде убийства.

«Постом, молитвой и исповедью с грехом борются еще на стадии его зарождения в мыслях монахи, — вторит ему отец Алексий. — У простых же мирян этого навыка нет, поэтому я не советую злоупотреблять ловлей грехов в мыслях, если они, конечно, не стали навязчивой идеей».

Епитимья: что это и зачем

Исповедь не всегда заканчивается простым отпущением грехов. В отдельных случаях священник (но только тот, у которого человек регулярно исповедуется) может наложить на кающегося епитимью.

Епитимья (др.-греч. ἐπιτίμια — «кара», «возмездие») — это церковное наказание, имеющее значение нравственно-исправительной меры

«В древности епитимья состояла в основном в отлучении от евхаристии, — рассказывает историк Сергей Козловский. — Отлучение от вкушения Тела и Крови Христовой тогдашними христианами воспринималось как отлучение от жизни. А отлучить от евхаристии могли очень надолго. Например, убийцу — на целых 20 лет, прелюбодея или недевственницу — на 15. При этом епитимья для вора могла составить всего год-два».

Еще в 1995 году в «Обращении к клиру и приходским советам города Москвы» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что отлучение от причастия применимо только для глубоко церковных людей, коих среди современников меньшинство, а потому для большинства людей полезнее будет назначение социального служения или чтения определенных молитв».

«В "Настольной книге священнослужителя" священникам рекомендовано налагать епитимью в соответствии с условиями жизни кающегося, — говорит отец Алексий. — То есть, например, нельзя работающего семейного человека заставлять ежедневно ходить в храм, а не знающего церковно-славянского — читать акафисты. В связи с этим один знакомый священник подходил к епитимье весьма, если можно так выразиться, прагматично. Как-то в грехе чревоугодия ему покаялся один довольно молодой и довольно тучный прихожанин. Священник отпустил ему грехи, но наложил епитимью — 20 земных поклонов в день в течение полугода — в надежде, что такая физкультура дополнит искреннее раскаяние молодого человека».

Почему необходим священник

Казалось бы, верующему не нужен никто, кроме Бога, который может напрямую простить все его грехи. Однако это не так. Сам Господь дал своим апостолам власть прощать грехи, а через них — Церкви в лице епископов и священников. Собственно, этим и объясняется присутствие во время исповеди лица, облеченного саном, которому дана власть отпускать грехи именем Господа.

«После исповеди священник произносит молитву: "Я, недостойный иерей, властию, мне данной, прощаю и разрешаю от всех исповеданных грехов", — рассказывает отец Сергий. — Почему "властию данной"? Когда Христос посылал учеников, Он им сказал: "Приимите Дух Свят: кому отпустите грехи, отпустятся им и, кому не отпустите, не отпустятся". Эта власть передается посредством возложения рук на нового священника с тех самых пор».

Во время исповеди, поясняет отец Сергий, священник может задавать вопросы новоначальным, чтобы те вспомнили о грехах. Иногда человек, который ранее редко исповедовался, просто не может их сформулировать или пытается переложить ответственность за свои грехи на других людей. В таком случае священник может помочь. Ведь на исповеди нужно говорить о своих грехах, а не объяснять действия других людей.

Еще в первые века христианства священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Только то удовлетворение и прощение угодно Господу, которое совершается через священника».

«Есть люди, которые считают достаточным для своего спасения исповедовать грехи свои одному только Богу. Но ты позови священника и исповедуй ему все твое сокровенное. Иначе как исполнится повеление Божие, данное и под законом, и под благодатью: "Пойдите, покажитесь священникам"», — писал блаженный Августин.

«Начало доброго пути есть исповедоваться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве», — говорил преподобный Симеон Новый Богослов.

История исповеди

Практика мольбы к Господу о прощении идет еще из ветхозаветных времен. Это, конечно, еще не исповедь, но в словах древних грешников уже прослеживаются элементы раскаяния, осознания греха.

Ветхий Завет

«В "Книге Судей" приводится протоисповедь неверных сынов Израилевых, уличенных в служении божеству Ваалу, которые возопили к Господу, понимая, что спасет их только Он, — приводит пример Сергей Козловский. — Или самый знаменитый из псалмов Давида, 50-й, который так и называется "покаянный". Царь Давид вступил в связь с женой своего полководца, а потом, чтобы не потерять лица, послал его на гибель и теперь молит Отца Небесного простить этот тяжелый грех: "Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня". То есть здесь имеет место покаяние — начало любой исповеди».

Новый Завет

Исповедь упоминается и в Новом Завете. Еще Иоанн Креститель исповедовал тех, кто приходил к нему креститься, а лучше всего об исповеди говорит сам Христос своим ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Первые христиане

«Считается, что в ранние века христианства люди исповедовались всего раз в жизни — перед крещением, — рассказывает отец Алексий. — Но ведь, по сути, это не исповедь: каялись некрещеные. А кроме того, само таинство крещения снимает все грехи. Позже стали исповедоваться более регулярно, но каялись лишь в тяжелых грехах. Вероятно, потому, что за мелкие извинялись перед всей общиной сразу же».

До VIII века в традициях христианской церкви исповедь могли принимать не только священники, но и монахи, говорит отец Сергий.

«Своим укоренением в христианских церквях исповедь, как ни странно, обязана гонениям на христиан в III веке, — удивляется богослов Козловский. — При римском императоре Деции Траяне произошло массовое отступление от веры Христовой тех, кто убоялся гонений. Когда же они прекратились, встал вопрос — что делать с отрекшимися от Христа, ведь таинства повторного крещения не существует? И тогда опять вспомнили про покаяние. Собственно, поэтому исповедь и называют "обновлением благодати Крещения", или проще — "вторым Крещением"».

< Назад в рубрику