Забота о себе
20:57, 11 ноября 2024

Сложные скороговорки для улучшения дикции и развития речи: для взрослых и детей

Екатерина Шатская
Фото: freepik

В 2023 году группа американских ученых во главе с психологом из Университета Пейс в Нью-Йорке Сету Картикеяном выяснила — мужчины с хорошей дикцией более привлекательны для противоположного пола по сравнению с теми, кто неправильно произносит звуки. На самом деле, четкая дикция — ценный навык для бизнеса и успешной социальной жизни, поэтому развивать ее стоит с раннего возраста. «Лента.ру» публикует подборку сложных скороговорок для развития речи и рассказывает, как их правильно читать.

Что такое скороговорки

Скороговорки — это фразы или стихи с искусственно усложненной артикуляцией. Как правило, их используют для тренировки дикции актеры, телеведущие, спортивные комментаторы и другие специалисты, чья работа связана с публичными выступлениями.

У скороговорки даже есть свой международный праздник, он отмечается ежегодно во второе воскресенье ноября

Скороговорки относятся к устному народному творчеству. Изначально этот жанр задумывался для забавы. Обычно сюжет скороговорки содержит шуточную историю о каком-нибудь событии или явлении из жизни, и главная задача рассказчика — произнести без остановки все трудно сочетаемые звуки.

Русские скороговорки впервые были записаны в 1862 году писателем и лексикографом Владимиром Далем. Всего он опубликовал 49 скороговорок, большинство из которых скорее можно отнести к фольклору для взрослых — в детские издания, как правило, включают лишь пять вариантов из далевской подборки.

Логопеды и преподаватели по сценической речи активно используют скороговорки в своей работе — детям они помогают отработать сложные звуки, вроде «р» и «л», а взрослым — поддерживать дикцию в хорошей форме.

Зачем читать скороговорки

Как правильно читать скороговорки

Перед тем как начать работу со скороговорками, нужно расслабить мышцы живота, сбросить напряжение и сделать медленный выдох, произнося «пфффф». После этого можно переходить к чтению, советует в беседе с «Лентой.ру» актриса театра и педагог по сценической речи Анна Кокарева-Калинина.

По ее словам, сначала стоит сосредоточить внимание на медленном произношении и проверить, насколько правильно вы проговариваете последовательность звуков.

Полезным будет записывать себя на видео и анализировать, если нет явных дефектов, продолжать отрабатывать скороговорку, постепенно увеличивая темп и громкость. Можно не бояться сразу брать сложновыговариваемые слова — при должной практике они не будут казаться трудными, отмечает эксперт.

При чтении скороговорок стоит также обращать внимание на интонацию и смысл сказанного: «Например, возьмем скороговорку «Король-орел» и повторим ее несколько раз. Когда процесс доходит до автоматизма, язык может начать заплетаться даже на маленькой скорости — это показатель того, что сознание переключается. В этот момент важно вернуться к осознанному говорению. Когда ты осмысленно подходишь к тому, что говоришь и как говоришь, не получится сбиться», — добавила Анна Кокарева-Калинина.

Читаемая скороговорка должна быть выразительной — можно отрабатывать разные эмоциональные состояния и читать одну и ту же реплику спокойно, радостно, печально, гневно, с удивлением или с равнодушием. Это поможет сделать повседневную речь более яркой.

Скороговорки для отработки конкретных звуков

Отработка звуков б-п, в-ф, г-к, д-т, х

Отработка сонорных звуков л, м, н, р

Отработка звуков з-с, ж-ш, ч, щ, ц

Самая длинная скороговорка

Скороговорку «Лигурия» используют для тренировки дикции телеведущие. Она составлена из 45 скороговорок и содержит более 400 слов.

Приводим ее целиком:

Скороговорка «Лигурия»

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лави́ровали, лави́ровали, да так и не вы́лавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколи́ровал, как интервьюе́ром интервьюи́руемый лигурийский регулировщик речи́сто, да не чисто, рапортова́л, да не дорапортова́л, дорапорто́вывал, да так зарапортова́лся про размокропого́дившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали ту́рке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше ки́пу пик, лучше пик ки́пу купи, а то придет бомбарди́р из Бра́нденбурга — бомбами забомбардиру́ет за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл.

Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготнико́вой вдовы Варвары два этих во́ра дрова воровали. Но грех — не смех, не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке.

Вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготнико́вой вдовы, и не до деготнико́вых детей, зато рассерди́вшаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова; и два дровосека, два дровоко́ла-дровору́ба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь.

Молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб; затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе Саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика; Сонька и с ватрушками во рту пономаря́ перепономари́т, перевы́пономарит: жужжит, как жу́желица, жужжит, да кру́жится:

была у Фрола́ — Фролу́ на Лавра наврала,
пойдет к Лавру — на Фрола́ Лавру наврет,
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа — ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика́ чечевицы без червоточины
и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творого́м из сыворотки из-под простокваши.

О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, — да так, что даже Константин — за́льцбуржский бесперспективняк — из-подбронетранспортера констатировал:

как все колокола́ не переколоколова́ть, не перевы́колоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

< Назад в рубрику