Современные автовладельцы, если они, конечно, не любители экстрима, давно привыкли к управляемости и безопасности машин. И то и другое обеспечивает небольшое и довольно простое устройство — сайлент-блок. Он установлен везде, где требуется смягчить толчки или устранить вибрацию — от коробки передач до двигателя. «Лента.ру» рассказывает, что такое сайлент-блоки, какой у них срок службы в российских условиях и когда пора их менять.
«Там, где дороги плохие, как во многих уголках России, подвеска остается одной из основных проблем, — рассказывает в беседе с «Лентой.ру» историк автопрома, автоэксперт Денис Можейко. — Мало того что ездить по колдобинам, мягко говоря, не очень приятно, так и ходовая часть может не выдержать и оставить водителя куковать на каком-нибудь отдаленном проселке. Чтобы этого не случилось, и был придуман сайлент-блок».
Дословно с английского silent block переводится как «тихий блок». По сути, это дополнительный амортизатор, который устанавливается в тех или иных узлах автомобиля. Все передающиеся на ходовую часть, кузов и в салон машины толчки и вибрации, по словам Можейко, гасит именно сайлент-блок.
В пресс-службе ГК «Автодом» пояснили, что сайлент-блоки различаются в зависимости от конструкции автомобиля.
Ударные нагрузки и вибрации сайлент-блок поглощает за счет эластичности материала: натурального каучука или синтетического полиуретана. Резиновые шарниры в российских реалиях изнашиваются быстрее.
Еще пять-семь лет назад альтернативы резиновым сайлент-блокам не было, рассказывает Можейко, а теперь установкой полиуретановых сайлент-блоков «занялись все, кому не лень».
Многие автолюбители оценили шарниры из синтетического материала.
Своими впечатлениями на автофоруме делится любитель экстремальной езды из Казахстана Ермек Шалов. «Коллеги по off-road давно говорили про качество неведомого мне ранее полиуретана, так что я, недолго думая, заказал целое ведро сайлент-блоков — полностью на всю подвеску, — рассказывает он. — Поставил, вышел на распаханную целину на тест-драйв. Что сказать, машина стала устойчивей — никакой болтанки и, кстати, никакой жесткости в подвеске! Но, я думаю, на тяжелых внедорожниках это просто не чувствуется, в отличие от седанов или кроссоверов. Зимой я тоже особых минусов не увидел, но, может, просто холодов особых не было».
Отзывы других водителей — не такие восторженные. Например, автовладелец Венедикт Баранов из Читы выявил серьезный недостаток полиуретана.
«Поставил отечественный полиуретан на все подвески, — пишет он на одном из автофорумов. — За окном — минус 30, тронулся. Сначала подумал, что в багажнике пустое ведро болтается. Еду дальше, и при каждой мелкой неровности слышно громкое бряканье. Я не догадывался, что это так звучат сайленты на морозе, пока не доехал до СТО (станции технического обслуживания), где и выяснилось, что они реально замерзают до состояния деревяшки».
Эксперты «Ленты.ру» назвали достоинства и недостатки резиновых и полиуретановых сайлент-блоков.
Эксперты рекомендуют не покупать полиуретановые сайлент-блоки в случае, если автомобиль имеет жесткую подвеску, — они доставят дискомфорт при вождении.
Вышедшие из строя «тихие блоки» ремонту не подлежат, и с их заменой лучше не тянуть — это чревато не только потерей комфорта при вождении, но и снижением управляемости, а значит, и безопасности.
«Стершийся и вовремя не замененный сайлент может встать владельцу в копеечку, — предупреждает автоэксперт Можейко. — Дело в том, что при дальнейшей эксплуатации он постепенно изуродует место своего крепежа, и менять придется не только сайлент-блок, но и, например, поворотный кулак подвески. Если же продолжать ездить с неисправным сайлентом дальше, то последует цепная реакция — быстрый износ шаровых опор, наконечников рулевых тяг… В конечном итоге отвалится сама рулевая рейка».
Эксперты «Ленты.ру» назвали причины, по которым стираются сайлент-блоки:
Определить, что сайлент-блоки вышли из строя, можно как визуально, так и по поведению авто. Пресс-служба ГК «Автодом» назвала пять признаков того, что сайлент-блоки пора менять:
«Замену сайлент-блоков вполне можно провести своими руками, прочитав инструкцию или посмотрев видео, — говорит автоэксперт Денис Можейко. — Но это касается только шарниров передней и задней подвески».
Алгоритм замены сайлент-блока подвески достаточно прост. Вот, что нужно сделать:
Однако стоит помнить о последствиях самостоятельного вмешательства в устройство автомобиля.
«Если машина на гарантии, то после самостоятельного ремонта в гарантийном ремонте могут отказать, — предупреждает руководитель группы «Юридическая помощь онлайн» Александр Бударагин. — Особенно, если вы сами поменяете резиновые сайлент-блоки на полиуретан. Ведь налицо не оригинальные и даже не аналогичные заводским запчасти».