«Это липкое дерьмо» Мефедрон уничтожает жизни и здоровье россиян. Почему они не могут бросить опасный наркотик?
02:57, 27 ноября 2024Тахикардия, резкое повышение давления, панические атаки — верные спутники любителей опасного наркотика мефедрона. И они знакомы тысячам россиян. Но все эти симптомы меркнут перед сильнейшим эффектом, ради которого люди готовы рискнуть всем: деньгами, семьей, работой, здоровьем и даже жизнью. «Лента.ру» в рамках масштабного расследования «Русская мефедроновая чума» выясняла, почему мефедронщики не могут осознать, что зависимы, и кто распространяет опасный миф о безвредности этого наркотика.
Стас (имя изменено — прим. «Ленты.ру») — не самый известный российский журналист, однако успел поработать сразу в нескольких медиа федерального уровня. Его отношениям с мефедроном уже больше трех лет, и в них уместился переезд из столицы в один из городов европейской части России.
«При сильном передозе может возникнуть паническая атака»
«Лента.ру»: Прямо сейчас ты под мефедроном?
Стас: Нет, я вышел из марафона вчера вечером, хорошо отоспался и сейчас чист. Хотя считается, что меф еще дня три будет оказывать влияние на организм.
Сколько раз в неделю или в месяц ты употребляешь?
Достаточно часто. Не могу сказать, что я веду календарь, но примерно два марафона в неделю. Получается, меф съедает у меня большую часть недели, потому что каждый марафон начинается вечером, ближе к ночи, продолжается весь следующий день, после чего я пробую лечь спать. Если наркотика еще много, то, скорее всего, уснуть не получится — я буду продолжать до тех пор, пока не станет плохо.
Какие симптомы входят в определение «плохо» в твоем случае?
На самом деле у мефедронщиков все по классике, набор всегда примерно один: сильная тахикардия (но на нее перестаешь обращать внимание со временем), повышенное давление (у меня, правда, не всегда, и это большая удача), затрудненное дыхание в любом положении, кроме лежачего. При сильном передозе может возникнуть паническая атака, но это крайние случаи, я до этого не доводил. В основном дыхание. Если я чувствую, что мне стало тяжело дышать, я перестаю употреблять. Я не врач, но, возможно, это признак какой-то сердечной недостаточности или стенокардии. По описанию похоже.
При не инвазивном употреблении чистого мефедрона психоактивное действие наступает спустя 45 минут, общая продолжительность действия составляет от 2 до 4 часов
Кроме того, встают почки: после марафона можно не ходить в туалет дня три. Меня это начало напрягать только недавно. Каких-то ярких проявлений проблем нет, но я понимаю, что однажды придется бросить.
Подозрение на сердечную недостаточность не наталкивает тебя на мысль, что пора завязывать?
Я принял меры, но другого характера: стал употреблять гораздо меньше. Когда я только начинал, я мог купить вечером двухграммовую закладку, начать в полночь, а закончить ее к четырем часам утра, купить еще одну, употребить все до полудня, купить еще одну и употребить в сумме шесть граммов меньше чем за сутки. Теперь в сутки у меня помещаются от силы три грамма. Проблем с дыханием уже почти не бывает, только мелочи, которые не сильно меня беспокоят, а некоторые даже вызывают интерес.
Что ты имеешь в виду?
Например, мефедрон вызывает подергивания конечностей, как будто человек находится в фазе быстрого сна, только это происходит наяву. Я не могу описать, почему это интересно для меня, но интересно.
Сюда же можно отнести слуховые галлюцинации: не у всех они бывают. В Москве я жил на достаточно тихой улице, но там почему-то часто проводили по ночам дорожные работы. И вот в этом шуме мозг улавливает какой-то непонятный шепот, в котором, если сильно постараться, можно разобрать какие-то едва уловимые фразы.
Я понимаю, что я рассуждаю как сумасшедший, но эти галлюцинации иногда настолько ощутимы, что мне первое время казалось, что я могу расслышать голоса участников программ на телевизоре соседа, живущего на пару этажей выше. Потом я понял, что это игры моего разума. Но меня это никогда не парило.
«Мефедрон — это липкое дерьмо»
Мефедрон многие годы считался наркотиком не самого высокого качества, одно время его даже относили к солям. Как ты к этому пришел?
Скажем так: я иногда употреблял другой эйфоретик, но там было без зависимости. В мире даже есть движение за его легализацию, сторонники говорят, что он не вызывает привыкания (судя по описанию, речь идет о МДМА — прим. «Ленты.ру»). Потом это вещество пропало из Москвы, а мне очень захотелось — был сложный период в жизни. И я попробовал купить мефедрон.
Понравилось?
Вообще нет. Мефедрон многие называют грязным наркотиком из-за его запаха. Его реально противно употреблять. Первая «дорога» вызывает ощутимый рвотный рефлекс, который силой приходится подавлять. Знаешь, какое определение мефа я чаще всего встречал на форумах? «Липкое дерьмо». Эта фраза лучше всего описывает мефедрон.
Тогда почему ты продолжил?
Гарантирую, что 90 процентов людей, которые стабильно марафонят с мефедроном, делают это от скуки. Особенно те, кто старше 30 лет. И я тут не исключение. Молодежь, понятно, хочет просто повеселиться, заняться сексом. Знаю ребят, которым прикольно просто поболтать большой компанией, а потом разойтись по домам и уже там вдвоем продолжить с женой или девушкой. Я живу один, стабильных отношений у меня давно нет по моей инициативе, а рабочий день — нормированный. Встаешь из-за компьютера в 7-8 вечера и хочешь куда-то деться.
Знаешь, я одно время даже думал отказаться от алкоголя в пользу мефедрона, потому что считал его безвредным. Даже какие-то расчеты проводил, сколько я трачу на алкоголь, а сколько уйдет на меф.
И сколько ты тратишь на мефедрон в месяц и какая это часть твоей зарплаты?
У меня получается не считать, спасибо зарплате. В грубых числах восемь марафонов в месяц по три грамма — это примерно 50 тысяч рублей. Это значительная часть моей зарплаты, но не большая. При этом меф отбивает желание есть, ты не гоняешь никуда на такси, не ходишь по клубам, потому что у тебя дома есть пакетик. Экономно.
Ты упомянул, что многие любят встречаться с друзьями. Ты всегда употребляешь один?
Да, абсолютно. Мне так комфортнее. Плюс, я скрываю это.
Мефедрон повышает либидо. Это проблема для тебя с учетом того, что ты живешь один? Не совершаешь ли ты каких-то неблагоразумных поступков, связанных с сексом?
Знаешь, есть люди, которые в состоянии любого алкогольного опьянения дойдут до дома на автопилоте? У меня наоборот: я никогда не покидаю дом, если я под веществами. Поэтому какие-то поступки могут быть в телефоне — кому-то написал, например… Но это поправимо.
Негативное действие мефедрона на организм, о котором я говорил, связано с тем, что он сильно сужает сосуды. Отсюда и давление, и угроза инсульта с инфарктом, и эректильная дисфункция. Очень хочется, но довести до логического завершения я ни самостоятельно не могу, ни с помощью партнера не смог бы.
«Когда отключили "Гидру" — месяц не употреблял»
Ты признаешь, что у тебя зависимость?
Психологическая — точно. Физическая? Наверное, нет. Когда немцы отключили «Гидру», брать было негде примерно месяц. Потом появились варианты, но очень мало. Я к тому моменту уже уехал из Москвы, и даже в таком крупном городе, как тот, в котором я живу теперь, можно было покупать только на свой страх и риск. Было вообще непонятно, кто продавец и что тебя ждет на месте закладки. Поэтому месяц я не употреблял.
Было тяжело?
Не ломало. Ну, была какая-то пустота — та самая скука. Залил алкоголем.
Мефедрон сказывается на качестве твоей работы?
Карьера мне позволила получать больше, а делать меньше. Я не топ-менеджер, но руководитель отдела. На мне серьезная ответственность, но я хороший специалист. Могу полениться выполнить рабочую задачу в тот момент, когда я в марафоне, но потом обязательно это исправляю. Но я знаю, что многие так не умеют, теряют работу, начинаются проблемы.
В обществе бытует мысль, что многие наркозависимые рано или поздно заканчивают криминалом: когда у них не хватает денег на наркотики, они сами идут в наркобизнес. Тем более, сейчас это очень простой путь.
Не мой вариант точно. Я все-таки не героинщик, я точно знаю, что остановиться — не проблема. Просто пока нет стимула. В глубине души понимаю, что пока гром не грянет — мужик не перекрестится. Но пока у меня нет проблем. Хотя я признаю: меф затягивает. Еще вчера я употреблял два грамма раз в пару недель, а в какой-то момент у меня начался расход на уровне 12 граммов в неделю. Это действительно очень липкое болото.
«Миф о безвредности мефедрона — маркетинговый прием»
Российские наркологи уже давно заметили появление нового вещества на наркорынке. Количество пациентов с зависимостью от мефедрона резко выросло на рубеже десятилетий, и лечить таких людей сложнее, чем потребителей тяжелых опиоидов. Почему мефедрон многие до сих пор считают безвредным наркотиком и как он на самом деле уничтожает организм человека, «Ленте.ру» рассказал руководитель психиатрической и наркологической клиники, эксперт Общественной палаты России Руслан Исаев.
«Лента.ру»: Мефедрон захватил российский наркорынок, войдя, по некоторым оценкам, в топ-2 самых продаваемых запрещенных веществ в стране. Среди тех, кто употребляет его не систематически, а время от времени, весьма распространен миф о том, что мефедрон не приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Так ли это?
Руслан Исаев: Я бы предположил, что миф о безвредности мефедрона — маркетинговый прием тех, кто его продает. Они строят свою аргументацию, сравнивая этот наркотик с классическими опиатами, у потребителей которых достаточно ярко выражена физическая зависимость, сопровождаемая ломками в теле. Она многократно в красках описана и в медиа, и в книгах, и в кинематографе. И эта лживая стратегия для нас была очевидна. Хотя физическая зависимость от мефедрона действительно выражена менее ярко, она зачастую даже второстепенна в сравнении с психологической, о которой торговцы удобно не упоминают.
Более того, с точки зрения перспектив выздоровления и реабилитации у потребителей опиатов положение даже лучше, чем у мефедронщиков.
Что касается формирования зависимости, то это очень индивидуальный вопрос. Наверное, неправильно говорить о том, что у человека появляется зависимость после двух-трех употреблений. Более справедливой будет периодичность больше раза в неделю на протяжении двух-трех месяцев. У кого-то она формируется после 10 фактов употребления, у кого-то — после 15. При этом, конечно, есть талантливые индивидуумы, которые могут раз или два в месяц употреблять в течение полугода, и зависимость не формируется. Это индивидуально и зависит от дозировок.
Несмотря на то что физическая зависимость протекает в целом менее жестко, чем у любителей опиатов, вы все равно отмечаете какие-то проявления, наподобие поражения внутренних органов?
Как ни странно, именно в нашей практике поражения сердца, почек или других соматических органов встречаются не часто. Возможно, из-за того, что на первый план выходят более заметные поражения мозга, или из-за того, что они носят отсроченный характер. Основной симптом —тотальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) с возникновением целого букета вторичных психических расстройств, самое безобидное из которых — депрессия. Хотя встречаются формы с суицидальными попытками. Кроме того, нередки психозы, напоминающие шизофренические, в том числе с аутоагрессией и попытками самоповреждения, различные сексуальные перверсии, появляется склонность к аномальным сексуальным контактам.
Также поражаются подкорковые нервные центры, что приводит к эффектам из области неврологии и проблемам с периферической нервной системой. У таких пациентов развиваются различные парезы и параличи. Очень характерным последствием и внешним признаком злоупотребления мефедроном является смещение челюсти в какую-либо сторону.
И, наконец, другой заметный тип нарушений — когнитивные расстройства с нарушением функций памяти и мышления. Здесь происходит не просто их снижение — можно говорить о практически полном отсутствии продуктивной способности.
«Мефедронщики занимаются самообманом»
Какие признаки зависимости может у себя обнаружить мефедронщик?
На самом деле то, что мефедронщик не видит никаких ярких изменений и не может осознать свою зависимость, объяснимо. Наркотик меняет критические функции коры головного мозга, чему активно способствует вызываемое мефедроном чувство эйфории. Негативные последствия употребления занижаются, потребитель занимается самообманом. Поэтому стоит прислушиваться к окружающим, которым, возможно, не просто кажется, а ситуация действительно плохая.
Первый заметный рост продаж мефедрона на наркоплощадках в даркнете, пришелся на 2017-2018 годы. 2019-2020 годы — период, когда потребление мефедрона превратилось в эпидемию. Заметили ли вы это по своей практике? Стало ли столь быстрое распространение мефедрона неожиданным для вас и для наркологического сообщества?
Все специалисты ощутили эти изменения аккурат в те сроки, о которых вы говорите. Это была очень яркая динамика. Что касается того, было ли это неожиданно… Мы всегда ждем колебаний в структуре потребления. Потому что социум (и потребители, и созависимые) реагирует на преобладание того или иного вещества, на его стоимость, на его эффекты и влияние на здоровье. Бывают циклы, когда на рынке появляется вещество, которое по совокупности экономических факторов и последствий для здоровья становится более конкурентоспособным. И смена этих циклов — бесконечный процесс.
Вопрос лишь в том, из какой группы будет это вещество, но, чтобы ответить на него, нужно быть стойким потребителем веществ, видеть и предсказывать динамику спроса. А к тому, что какие-то условно старые вещества будут сменяться новыми, мы уже приучены
Как вы работаете с зависимыми от мефедрона на первом, более остром этапе и как проходит реабилитация в дальнейшем?
На остром этапе работа носит симптоматический характер, а потому зависит от проявлений. А они могут быть очень разнообразными, речь идет буквально обо всей палитре тяжелой психиатрии. В зависимости от расстройства и его признаков применяются психотропные препараты из большой психиатрии, которыми там лечат не связанные с употреблением запрещенных веществ психозы. Здесь они имеют больший удельный вес, чем при лечении зависимости от опиоидов, и продолжается этот этап тоже дольше — иногда до месяца.
После этого наступает этап реабилитации, но четкой границы между ними нет. Часто бывает нужна медикаментозная поддержка антигаллюцинаторными средствами или антидепрессантами. Бывают случаи, когда в течение нескольких месяцев после снятия острых проявлений функции памяти и мышления у пациентов все еще ниже того критического уровня, на котором человек способен воспринимать информацию о своей реабилитации. Бывало такое, что к нам переводом попадал пациент, у которого прошли острые проявления зависимости, его отправляют на «12 шагов» — а он там сидит и ни черта не понимает. Он там пребывает, да, но эффекта от этого нет.
И только после этого начинается полноценная работа именно с зависимостью. В среднем при различных видах зависимости стандарт — полгода. Для зависимых от мефедрона он увеличивается в среднем до девяти месяцев, а в отдельных случаях — даже до года или полутора.
Неправильное лекарство
Высок ли процент срывов?
Мы не считаем отдельную статистику по мефедрону. Если говорить в целом, по всем видам наркотиков, при соблюдении стандарта лечения (не менее полугода в стационаре и не менее трех месяцев амбулаторной поддержки) доля людей с ремиссиями длиною в год составляет 70 процентов. Но это не означает, что для остальных 30 процентов все прошло абсолютно бессмысленно.
Да, в нашей системе координат единожды зарегистрированный факт употребления в течение года — повод вычеркнуть человека из тех 70 процентов. Но стоит помнить о понятии «качество жизни». Раньше этот пациент мог употреблять через день, потерять и работу, и семью. Сейчас же он один-два раза пробует и при этом не наносит колоссального вреда социальной жизни. Если говорить о доле тех, на кого лечение вообще не оказывает никакого влияния, то это примерно 5-10 процентов.
В каких-то странах принято считать и пятилетние ремиссии, но это достаточно непростое и затратное исследование. Мы в своей клинике много лет занимаемся аналитикой годовых ремиссий, пытаясь эту чисто внутреннюю статистику верифицировать с помощью в том числе госорганов. Но пока в сфере реабилитации нет единого внешнего регулятора, который взял бы на себя решение этого вопроса.
Мефедрон быстро распространился в молодежной среде, а потом вышел за ее пределы. Сейчас этот наркотик стал проблемой для людей всех возрастов и всех социальных групп. Люди какого возраста чаще доходят до наркологов?
В возрастном и половом отношении мы не видим особых отличий от других наркотиков. Примерно 75 процентов — это мужчины, преимущественно в возрасте 20-25 лет. Факт начала употребления мефедрона после 30 лет — повод задуматься, нет ли у такого человека какого-то первичного психического заболевания, из-за которого он и пришел к мефедрону, найдя для себя неправильное лекарство.
Страдают не только зависимые
К сожалению, страшные последствия употребления мефедрона не останавливают тысячи россиян. И этим они превращают в ад не только свою жизнь, но и жизни близких. Те становятся созависимыми и годами разрушают себя, оказавшись под властью любимого человека и его пристрастия к наркотикам.
Так мефедроновая эпидемия наносит удар и по простым людям. И оправиться от этого удара удается далеко не всем.
Спасибо, что прочитали третью часть нашего масштабного расследования о мефедроновой эпидемии в России. Пожалуйста, поделитесь этим материалом с родными и близкими, им тоже стоит знать о грозящей всем нам опасности.
Рекомендуем вам изучить другие части — мы собрали их здесь. Переходите по ссылке или просто листайте страницу дальше и попадете туда автоматически.
Официальным саундтреком нашего расследования стала композиция Чума 2.0 группы КРИМИ КРАЙ — острое социальное высказывание об одной из главных проблем современной России. Обязательно послушайте на всех музыкальных площадках!