23 ноября 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон о запрете на пропаганду чайлдфри, поправки вступают в силу 4 декабря. С этого момента за представление «отказа от деторождения» в положительном ключе можно получить штраф до пяти миллионов рублей. Против чего направлен новый закон и как избежать наказания — в материале «Ленты.ру».
12 ноября 2024 года Госдума приняла закон о запрещении пропаганды чайлдфри сразу во втором и третьем чтении, а 20 ноября его одобрил Совфед. В нижней палате парламента закон приняли единогласно, в верхней против него проголосовала только сенатор Людмила Нарусова. 23 ноября 2024 года его подписал президент России Владимир Путин.
Изменения коснулись статьи 6.21 КоАП Российской Федерации и еще шести федеральных законов.
Под законом подписались более 150 депутатов и пять сенаторов, в том числе председатель Госдумы Вячеслав Володин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и выступавшая докладчиком по нему депутат Госдумы Эльвира Аиткулова от Республики Башкортостан. Этот регион уже выносил на обсуждение нижней палаты парламента аналогичный запрет в 2023 году, но тогда авторам инициативы рекомендовали изменить текст законопроекта, а в октябре 2024 года он был отозван.
Незадолго до этого законопроект «о запрете идеологии бездетности и движения "чайлдфри"» анонсировал спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале. В думской базе пакет поправок появился на следующий день после поста Володина в Telegram, 25 сентября 2024 года. Первый законопроект — с поправками в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, второй — с изменениями в статью 6.21 КоАП Российской Федерации. В пояснительной записке к инициативе говорилось, что в российском обществе распространяется «идеология бездетности», которая угрожает традиционным ценностям и «формирует обстоятельства для депопуляции населения».
Володин обосновывал важность поправок тем, что в тематических группах в соцсетях (многие из которых были посвящены не чайлдфри, а материнству, и вынуждены были прекратить свою деятельность еще до принятия законопроекта Госдумой) проявляется «неуважение к материнству и отцовству, агрессия к беременным женщинам и детям, а также членам многодетных семей», а сам закон направлен на борьбу с информацией, «популяризирующей бездетность». В день принятия закона Госдумой Володин заявил, что прежде всего он призван защитить подрастающее поколение от информации, «негативно влияющей на формирование личности». «Необходимо делать все, чтобы новые поколения наших граждан росли ориентированными на традиционные семейные ценности», — писал спикер Госдумы.
Губернатор Курганской области Вадим Шумков и вовсе заявил, что подобные идеологии являются «не проявлением некой свободы, но открытым конфликтом с Богом, прямым спором с ним». Ниже он поставил хештег «обыкновенный сатанизм», намекая на сторонников идеи чайлдфри. Губернатор также поделился мыслями о национальной идее. По его мнению, эту идею нужно свести к «паре фраз»: «Нужно просто рожать как можно больше детей и как можно лучше их воспитывать. Остальное они сделают сами».
В пакет поправок входят два закона. Первый запрещает «пропаганду чайлдфри» в интернете, рекламе, кино и СМИ, а второй устанавливает штрафы за нарушение закона. Особое внимание закон уделяет охране детей от распространения информации о чайлдфри.
Федеральный закон № 401-ФЗ изменяет текст статьи 6.21 КоАП РФ, дополняя ее словами «отказ от деторождения». Поправки вводят административную ответственность по аналогии с публичными действиями, направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений или смену пола. Сюда же входят понятия об уравнивании традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений и отказ от деторождения, который может вызвать интерес к подобного рода союзам.
Федеральный закон № 411-ФЗ вносит поправки в шесть федеральных законов: «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка», «О рекламе», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «О государственной поддержке кинематографии».
Поправки вносят существенные коррективы в работу блогеров и СМИ. Например, теперь владельцы сайтов будут обязаны мониторить их содержание на наличие информации о пропаганде чайлдфри, а информацию об этой «идеологии» запретят публиковать в СМИ.
В противном случае сайт может попасть в реестр запрещенных.
Адвокат и вице-президент КАСП «Ленинградский адвокат» Маргарита Абдрахимова в беседе с «Лентой.ру» отмечает, что, скорее всего, первыми под штраф попадут блогеры, режиссеры и СМИ, где так или иначе увидят пропаганду чайлдфри. Эксперт считает, что личная позиция любого человека, высказанная публично (больше чем одному человеку), тоже попадает под штраф, поскольку в состав правонарушения входят не только такие действия, как навязывание, но и создание привлекательности бездетного образа жизни и привлечение внимания к этой теме.
«Закон не содержит прямых пояснений о действиях по пропаганде чайлдфри, — отмечает Абдрахимова. — Все, что сам правоприменитель усмотрит как одобрительное действие в сторону чайлдфри в фильмах, публичных высказываниях, литературе, может попасть под пропаганду. Если, например, СМИ берет интервью у сторонника чайлдфри, то здесь возникает двойная ответственность: личная — человека, который высказал такую позицию, и СМИ, которое опубликовало это интервью».
Что касается публикаций, связанных с рассказами о том, что женщина не может иметь детей в связи с медицинскими показаниями, то здесь, по мнению адвоката, штрафа не будет, так как она просто рассказывает свою историю, а не позитивно пропагандирует жизнь без детей.
В статье 6.21 КоАП РФ предусмотрены штрафы для физических лиц от 50 тысяч до 400 тысяч рублей, для должностных — от 100 тысяч до 800 тысяч, а юридические лица могут получить штраф в размере от 800 тысяч до 5 миллионов рублей. Наказание для граждан России и иностранцев одинаковое, но последних могут выслать из страны или вместо штрафа арестовать на 15 суток, а затем уже выслать.
Госдума приняла законопроекты в первом чтении 17 октября. Перед вторым чтением в документ, вносящий поправки в статью 6.21 КоАП РФ, добавили одно исключение. По нему административное наказание не грозит за распространение информации о монашестве и соблюдении обета безбрачия (целибат).
Кроме того, не будут наказываться публичные действия, направленные на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни. Дополняется, что все действия должны быть «основаны на внутренних установлениях централизованных религиозных организаций или религиозных организаций, входящих в их структуру».
Профильный Telegram-канал о православии увидел в новых поправках «элементы теократии». На это может указывать тот факт, что демонстрация монастырей и монахов в медиа не будет наказываться по закону, в то время как личные моральные убеждения индивидуума будут считаться нарушением. Автор канала считает, что закон о пропаганде чайлдфри — «важный прецедент, следующий после "закона о защите чувств верующих"».
Юрист Маргарита Абдрахимова добавляет, что в юриспруденции есть общепризнанные факты, которые не надо доказывать: о том, что монахини не имеют детей, знают все. По ее словам, это не относится к пропаганде чайлдфри. «Это то же самое, что и с многоженством, которое разрешено в исламе. По закону в России оно запрещено, но не запрещено рассказывать о многоженстве в религии. И есть еще один аспект: если монахиня будет рассказывать об идеях чайлдфри, а не о монашеской жизни, и будет говорить не про себя, а навязывать людям идею бездетности, то она получит штраф», — предположила эксперт.
Вывести из-под запрета сведения о монашестве просил патриарх Кирилл. При этом в Московской патриархии поддержали поправки, посчитав, что они «очистят информационное пространство от пропаганды абортов и деструктивного репродуктивного поведения».
Партия «Новые люди» предлагала не считать «пропагандой чайлдфри» отказ от деторождения, связанный с медицинскими показаниями, религиозными убеждениями или материальными трудностями. Члены партии отмечали, что в таких случаях отказ от рождения детей обоснован. Например, если беременность и роды опасны для жизни и здоровья женщины либо есть риск передачи серьезных наследственных заболеваний будущим детям.
Также профильный комитет Госдумы отклонил поправки Елены Драпеко из «Справедливой России» и Виталия Милонова из «Единой России».
Первая предлагала прописать в законе «о защите детей» определение отказа от деторождения. По мнению Драпеко, таковым стоит считать «убеждения и побуждения не иметь детей по идейным, политическим причинам, направленным на изменение общественного мнения», но не личный выбор или обстоятельства частной жизни.
Милонов предлагал включить в список запрещенной информацию, пропагандирующую безопасность аборта для беременной женщины или распространяющую недостоверные сведения о развитии плода и направленную на формирование негативного отношения к беременности.
По оценкам юристов — в частности, по мнению опрошенных «Лентой.ру» адвокатов, — формулировки закона слишком размыты, четких критериев, что следует считать пропагандой отказа от деторождения, в нем нет, есть только юридические аспекты. Об этом заявляла и адвокат Абдрахимова, и партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай, комментируя законопроект в первоначальной редакции (в части формулировок он не изменился и после второго чтения). Она отмечала, что «отказ от деторождения» является очень широкой категорией, и из закона неясно, о чем именно идет речь.
По мнению Тягай, такая же ситуация может возникнуть и при обсуждении опыта деторождения, воспитания детей, семейных трудностей или медицинских вопросов, связанных со здоровьем детей. «Например, обсуждение состояния здоровья детей, находящихся в паллиативной помощи, или работы детских хосписов может оказаться под запретом, так как это создает непривлекательный образ родительства, — допустила адвокат. — Особенно если учесть, с какими трудностями сталкиваются родители таких детей в нашей стране. Даже если разговор будет касаться важности своевременных родов, медицинского сопровождения, заботы о своем здоровье или возможности сделать осознанный выбор, это тоже может быть истолковано неправильно, и люди, обсуждающие такие темы, могут быть привлечены к ответственности».
Иными словами, закон о пропаганде чайлдфри направлен на регулирование других вопросов, а вовсе не «злонамеренного явления», как ранее заявили авторы инициативы, резюмировала Тягай.
Риск доносов со стороны россиян на бездетные семейные пары в случае принятия закона допускала и депутат Госдумы Сардана Авксентьева. В ходе пленарного заседания нижней палаты парламента, на котором законопроект рассматривался в первом чтении, она призналась, что в целом поддерживает инициативу, но в то же время считает, что ее авторам необходимо подумать, как закон будет реализовываться «на земле». Если депутаты что-то запрещают, то должны задуматься и о том, не будет ли «перегибов на местах».
Об опасности перегибов говорили и в Совфеде. Озабоченность будущей правоприменительной практикой закона выразили сенаторы Людмила Нарусова и Николай Федоров. С ними согласился глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Он заявил, что новый закон вводит «некое излишнее правовое регулирование», и практика его применения «в любом случае» будет противоречивой. В связи с этим было решено, что возглавляемый Клишасом комитет, а также комитеты Совета Федерации по социальной политике и по науке, образованию и культуре будут следить за реализацией запрета на практике.
Выступившая соавтором инициативы спикер Совфеда Валентина Матвиенко согласилась с этой идеей, заявив, что «закон ни в коей мере не должен ущемлять права каждого отдельного взрослого россиянина самостоятельно принимать такое ответственное решение и ни в коей мере не может дискриминировать семью, которая по тем или иным причинам не может иметь детей либо не желает иметь детей».
Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 21 октября 2024 года, 66 процентов россиян сомневаются в эффективности и целесообразности штрафов за пропаганду чайлдфри. 44 процента опрошенных поддержали новый закон, 48 процентов выступили против.