В сети вышла «Ночная сучка» — нашумевшая трагикомедия, в которой звезда «Прибытия» Эми Адамс превращается в собаку. За эту экранизацию бестселлера 2021 года актриса уже заслужила номинацию на «Золотой глобус». «Лента.ру» рассказывает о том, что стоит за ее перевоплощением в одном из самых заметных фильмов декабря.
Ребенок орет, мужа никогда нет дома, помыться некогда, рассказать о своих бедах некому. Так день за днем протекает жизнь безымянной героини (Эми Адамс) — некогда художницы, а теперь матери (вернее, Матери — так она названа в титрах) и домохозяйки. Возвращаясь из командировки, супруг (тоже безымянный герой Скута Макнейри) вежливо предлагает заняться сексом, а в остальное время предпочитает не замечать состояния жены.
- Дата выхода: 27 декабря
- Страна: США
- Продолжительность: 1 час 38 минут
- Режиссер: Мариэль Хеллер
- В ролях: Эми Адамс, Скут Макнэри, Арли Сноуден, Эммет Сноуден, Джессика Харпер
Однажды Мать обнаруживает, что у нее на крестце вырос клок белесой шерсти, а зубы сами собой заострились. Следом обостряется нюх, и вот однажды ночью женщина превращается в аккуратную, средних размеров собаку. Утром, после возвращения в человеческую форму, героиня погружается в размышления о животном происхождении человека вообще и божественной природе женщины в частности. «Мы же буквально создаем жизнь», — таращится она на подруг по детскому книжному клубу. Однако эйфория от нежданных открытий проходит быстро, а проблемы никак не кончаются.
Кадр: фильм «Ночная сучка»
Дебютный роман Рейчел Йодер был вдохновлен реальными событиями. Однажды писательница обнаружила, что всю ее жизнь забрал ребенок, а вернуться к прежнему быту невозможно. Чтобы не взорваться, Рейчел села писать книгу, которая локализовала ее постродовую депрессию и придала ей форму условного магического реализма. Важным приемом (за исключением своеобразного осмысления оборота «сукин сын») в книге Йодер стала и безымянность героев. Писательница отважно решилась говорить от лица всех женщин, претерпевающих аналогичный недуг, — и не прогадала. «Ночная сучка» (в русском переводе оригинальное Nightbitch обрело неистребимый ласкательный суффикс) стала книгой 2021 года по версии журнала Esquire, а права на экранизацию компания Anapurna Pictures купила за год до публикации романа.
«Ночная сучка» — типичное кино постпандемийной эпохи, результат месяцев, проведенных в вынужденной изоляции наедине с собой
Именно в таких обстоятельствах картину разрабатывали Эми Адамс и режиссер Мариэль Хеллер. По словам постановщицы, она моментально ощутила связь с материалом. Это немудрено, учитывая, что как раз в августе 2020-го она родила второго ребенка — девочку. Предыдущей работой Хеллер стал «Прекрасный день по соседству» — семейный фильм с Томом Хэнксом в роли друга всех американских детей телеведущего Фреда Роджерса. Хэнкс получил за эту роль очередную номинацию на «Оскар», и у фильма была хорошая пресса. Статус Хеллер в качестве вполне надежной студийной постановщицы укрепился ровно настолько, чтобы следующий фильм можно было сделать, что называется, для себя.
Кадр: фильм «Ночная сучка»
Для Эми Адамс эта работа тоже очевидно должна была стать этапной. Ее последней удачной ролью были «Острые предметы» от HBO, после этого была пара проходных картин и сиквел «Зачарованной». «Ночная сучка» по всем параметрам предполагала бенефис с элементами эксцентрики, за который Адамс взялась с очевидным энтузиазмом. После фильма в памяти остаются эпизоды, в которых героиня Эми бегает по лужайке на четвереньках, разглядывает дополнительные соски на животе и вскрывает нарыв на месте предполагаемого хвоста.
По всем вводным «Ночная сучка» вполне могла стать чем-то вроде «Американского оборотня в Лондоне» Джона Лэндиса или, скажем, анималистической версии «Субстанции»
В координатах уходящего киногода фильм Хеллер действительно располагается где-то между «Субстанцией» и «Другим человеком». В них тоже шла речь про мучительную потерю идентичности на фоне телесных трансформаций. Если же отвлечься от сиюминутного контекста, то ближайшим (хоть и явно непредумышленным) родственником «Ночной сучки» будет «Зоология» Ивана Твердовского. Там, напомним, у сотрудницы приморского зоопарка резался внешне неприятный хвост. Дискомфортного хватает и в «Ночной сучке», хотя формальные приметы боди-хоррора здесь далеко не главное.
Кадр: фильм «Ночная сучка»
Хеллер и Адамс не позволяют полюбившемуся сюжету слишком далеко уходить из пространства метафоры вполне конкретного женского состояния. С этой целью немногочисленные фантастические элементы здесь надежно перевешивают физиологические детали. Адамс героически играет героиню, которая «никогда не будет худой» и время от времени обращается с пространными, полными отчаяниями монологами, глядя чуть-чуть мимо камеры. Есть в фильме и параллельная сюжетная линия, посвященная воспоминаниям героини об отношениях с собственной матерью. Оказывается, она тоже отлучалась от детской кроватки в лес с неясными целями, но всегда возвращалась.
Адамс, Хеллер и Йодер очевидно знают, о чем говорят. Эта достоверность наверняка будет востребована женщинами, страдающими от потери себя после рождения ребенка, или теми, которые просто всего этого очень боятся. Рекламные материалы подавали «Ночную сучку» как комедийный хоррор, но на деле это интимный дневник болезни и выздоровления.
Кадр: фильм «Ночная сучка»
В качестве практического пособия в терапии эта картина может оказаться бесспорно полезной. Если же проблематика фильма вам не близка, то эффект от картины будет похож на присутствие при полуторачасовом скандале незнакомых и не очень приятных людей. И от того, что у одной из сторон конфликта на теле лезет собачья шерсть, интереснее это мероприятие ничуть не становится.