«Войны не бывают вечными» Какие испытания ожидают Россию в 2025 году и почему мир боится глобального конфликта?
00:01, 30 декабря 2024Фото: Алексей Майшев / РИА НовостиУходящий 2024 год стал временем сложных испытаний для внешней политики России. Конфликт на Украине по-прежнему остается ключевым вызовом и требует от военных и дипломатов максимальной мобилизации. По своему сложным оказался этот год и на других направлениях: смена курса в Молдавии и Армении, напряженная избирательная кампания в Грузии и беспорядки в Абхазии стали испытанием на прочность для позиций России на постсоветском пространстве. А под конец года внешнеполитическая карта стала еще сложнее: в Сирии пал дружественный режим Башара Асада, что вынуждает Россию начинать диалог с новыми властями этой страны практически с нуля. Грядущий 2025 год обещает быть не менее насыщенным. Уже в январе произойдет важное событие — инаугурация избранного президента США Дональда Трампа. Его первый день на посту обещает стать началом малопредсказуемых процессов, которые могут изменить расстановку сил в международных отношениях. О том, какие задачи пришлось решать России в уходящем году и чего ожидать от следующего года, «Ленте.ру» рассказал политолог, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры (ЦПК) Алексей Чеснаков.
«Лента.ру»: Какими были главные риски для внешней политики России в уходящем году?
Алексей Чеснаков: Все самые серьезные риски так или иначе были связаны с «западным фронтом» — в широком смысле.
Первый — риск в сфере безопасности, резкое ускорение «восхождения по лестнице эскалации».
Второй — в сфере ограничений. Это действия по вторичным санкциям, способным привести к отказу некоторых незападных стран от сотрудничества с Россией. Они привели бы к серьезным технологическим и экономическим последствиям.
Третий — это риск перегрузки. Передавливание одновременно по всем направлениям, провоцирующее Россию на серьезные ошибки.
Но ни один из этих рисков не реализовался полностью на данный момент. Хотя подвижки по всем происходили, но к качественным изменениям они не привели. Точки невозврата по каждому направлению пройдены не были
Что удалось изменить в ситуации на Украине?
Есть две стратегические линии — российская и западная.
Для России главная задача по украинскому направлению решалась на земле
Была выбрана стратегия перемалывания противника, чтобы подвести его к рациональному выбору в пользу переговоров на основе Стамбульских соглашений. Эта стратегия все еще актуальна.
Перемалывание медленно, но верно происходит
Правда, Владимир Зеленский признавать это не спешит и к переговорам пока переходить не хочет. Он понимает, что у него сохраняется существенная поддержка среди европейского политического истеблишмента. Возможно, он готов идти до конца.
Западная стратегическая линия, в свою очередь, строилась вокруг определенности с фигурой следующего президента США. Определенность с фигурой появилась. Но определенность с внешнеполитической стратегией этой фигуры до сих пор отсутствует.
Остается зафиксировать больше ожиданий от следующего года и появления инициатив Дональда Трампа
Срезонируют ли обе эти линии и приведут ли к подвижкам? Вероятность того, что это произойдет в 2025 году, повышается.
Что поменялось в отношении к боевым действиям на Украине за этот год? Насколько власти России и общество приспособились к конфликту?
И общество, и власть давно приспособились к ситуации. Судя по опросам общественного мнения, так ожидаемого многими на Западе изменения отношения к боевым действиям внутри страны не происходит.
Мобилизация вокруг Владимира Путина и реализации заявленных им целей специальной военной операции (СВО) очень высоки
Маркером высокого уровня поддержки целей СВО является сохранение значительного количества заключающих контракт для службы в Вооруженных силах.
Насколько вероятным вы считаете мирное урегулирование конфликта на Украине в обозримом будущем?
Войны не бывают вечными. Переговоры рано или поздно начнутся.
Вопрос только в том, будет ли в результате этих переговоров разрешен конфликт или будет остановлена только его горячая фаза
Между позициями сторон конфликта — Россией, Украиной, Западом — существует ряд прямых противоречий. Эти противоречия принципиальны. Их невозможно временно «затолкать под ковер», потому что даже в таком состоянии они будут влиять на любые расклады, снижать уровень доверия и повышать риски новых обострений.
Снятие таких противоречий возможно лишь при рациональной и признанной всеми балансировке — компенсации уступок по одной из позиций преференциями по другой. Сейчас готовности к таким компенсациям — или, если хотите, расторговкам — нет ни у кого из тех, кто принимает реальные решения.
Помимо разговоров о мирном урегулировании представители власти, в частности, говорят о возможности превращения локального конфликта на Украине в прямое глобальное противостояние России и НАТО. Насколько такое развитие событие ожидаемо в принципе и при каких условиях столкновение может произойти?
Глобальное противостояние России и НАТО давно стало реальностью. Война с Украиной — лишь часть этого противостояния.
Но из этого не следует, что Россию ожидает война с НАТО по всей «линии соприкосновения». Никаких локальных прямых боестолкновений тоже может не состояться
Однако стороны будут к ним показательно готовиться, провоцировать и тестировать друг друга. Это будет дополнительным негативным фактором.
Критическая масса инцидентов в какой-то момент может подвигнуть кого-то из принимающих решения «нажать на спусковой крючок»
При этом, как бы ни закончился кризис на Украине, необходимо исходить из того, что отношения между Россией и НАТО испорчены на несколько десятилетий вперед, несмотря на возможные периодические спады в агрессивности взаимной риторики.
Мы враги. Это факт. Многие политики на Западе это демонстративно постулируют
Россия пока заняла более миролюбивую позицию и не повышает ставки. Публично нагнетать эмоции и навешивать ярлыки по-прежнему считается неприемлемым. Однако за закрытыми дверями реальность признают и будут принимать решения в соответствии с ней.
Как вы считаете, избрание президентом США Дональда Трампа несет для России больше возможностей или рисков?
К настоящему моменту фактор президентства Дональда Трампа принес участникам конфликта лишь еще большую неизвестность. И эта неизвестность сохраняется уже более полутора месяцев.
Никто достоверно и до конца не знает, в чем же заключается так называемый «план Трампа». Это нервирует, создает лишние подозрения и снижает возможности для конструктивного диалога
Конечно, политических ресурсов и инструментов давления у него больше, чем у Джо Байдена. Но нельзя сказать, что для России все они выгодны.
Большие сделки такого масштаба и при таких условиях не предполагают однозначного результата, если нет однозначного и необратимого результата на земле.
А его пока нет
При этом Украина объявила о прекращении транзита российского газа в Европу с 1 января 2025 года. Что это означает для России и ее взаимодействия с еще оставшимися западными партнерами?
До завершения СВО ничего не гарантировано.
Россия может помочь, но не может заставить
Организация транзита через территорию Украины зависит от европейских стран, которые без российского газа окажутся в сложной ситуации. Их активность высока, но нерезультативна и сталкивается с жесткой контригрой украинской стороны.
А что Россия может сделать для решения данной проблемы?
У России есть варианты использования иных газопроводов. Но это сложнее.
Лучше строить расчеты исходя из того, что возобновление транзита в ближайшей перспективе либо невозможно, либо будет постоянно находиться под угрозой.
Западная аудитория, конечно, должна считывать неготовность Украины к продлению соглашения о транзите газа как демонстрацию общей недоговороспособности украинской стороны даже в тех вопросах, где его выгода очевидна
Помимо Украины в последнее время Россия сталкивается и с другими вызовами на постсоветском пространстве. Так, Молдавия и чуть в меньшей степени Армения стремятся все теснее выстроить связи с Европейским союзом (ЕС) и НАТО. Насколько в нынешних условиях это вообще значимо для России?
Основная часть элит этих стран по разным причинам давно уже сделала свой выбор в пользу ЕС.
В Молдавии наиболее вероятен сценарий постепенной интеграции в Европейский союз. Со сложностями и периодами турбулентности.
Для правящей элиты Молдавии безусловная интеграция в ЕС — главный политический проект
Противники этого проекта внутри Молдавии сильны, но в условиях жесткой поддержки президента Майя Санду со стороны европейских политиков у них недостаточно ресурсов для изменения проевропейского курса. Они могут его только тормозить.
А положение Армении в чем-то аналогично?
С Арменией немного сложнее. По внутренним причинам потерпел крах политический проект Миацум, который составлял смысл армянского государства последние несколько десятилетий. А Россия не может и не хочет его восстанавливать.
Армянские элиты не настроены видеть собственных просчетов. Им легче переложить вину на Россию
Пока не произойдет собственной серьезной рефлексии в Ереване и, как говорят психологи, не будет работать внутренний локус контроля, у России немного возможностей для работы по армянскому треку. В Армении есть умные и стратегически мыслящие политики, но пока они в меньшинстве.
Позитивную роль также могла бы сыграть армянская диаспора в России. Но она слаба и пассивна.
Что Россия уже делает и может сделать для сохранения связей с Молдавией и Арменией? Насколько это необходимо?
В политике есть вещи, которые делать необходимо — даже несмотря на возникающее желание на все плюнуть. Геополитические фантазии можно транслировать в эфир сколько угодно, вопрос только в наличии возможностей.
А возможностей продуктивной политики в отношении Молдавии и Армении у нас сейчас меньше, чем десять лет назад. Они продолжают сокращаться, и не видно, за счет чего эти негативные процессы пойдут вспять
В то же время в Грузии на парламентских выборах вновь одержала победу партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», которую называют пророссийской. Насколько ее победа действительно выгодна России?
России выгодно, когда внутри Грузии, Молдавии или Армении в соревновании двух антироссийских субъектов побеждает менее антироссийский.
Сохранение статус-кво лучше, чем ухудшение ситуации
Во время предвыборной кампании в Грузии говорилось о возможности возвращения в ее состав Абхазии и Южной Осетии путем создания конфедерации. Насколько этот сценарий возможен?
К этому нужно относиться как предвыборной риторике. Пока для такого сценария не дозрела ни одна из сторон — ни Абхазия, ни Грузия, ни Россия.
Во-первых, сторонников такого сценария недостаточно. Во-вторых, конфедерация как политический проект обязательно требует создания новой правовой реальности и новой политической субъектности, а не наоборот. Такой вот казус.
Впрочем, понимание этой потребности порой у политиков возникает, но нет понимания, как к этому подступиться.
Любой шаг одной из сторон к созданию такой правовой реальности будет воспринят другими сторонами как слабость или измена
А чем проект конфедерации может быть выгоден России сегодня?
России нужно найти выход из нынешнего состояния в данном регионе не для того, чтобы обеспечить какую-то идеологию или «план». Важно на будущее исключить для себя проблемы с безопасностью на Кавказе и обеспечить необходимые экономические связи.
Как на отношение к этой проблеме повлияли недавние беспорядки в Абхазии? Насколько они в принципе меняют характер российско-абхазских отношений?
Абхазские элиты ведут жесткую внутреннюю борьбу. В этой борьбе постоянно присутствует и тема отношений с Россией.
Проблема, которую абхазские политики поставили во главе угла, для Абхазии контрпродуктивна и по смыслу, и по форме обсуждения
Долгосрочные отношения между Россией и Абхазией от нее в конечном счете не сильно пострадают, но ряд возможностей для Сухума будут потеряны.
Время — ценный ресурс. А многие абхазские политики распоряжаются им нерационально
Уже совсем скоро в Белоруссии пройдут очередные президентские выборы. Насколько реально повторение событий 2020 года и что будет с российско-белорусскими отношениями в будущем?
Александр Лукашенко жестко контролирует ситуацию.
Нет никаких сигналов о том, что возможно повторение событий 2020 года
Попытки вмешательства со стороны западных стран постоянно фиксируются, но игроков против действующего президента у них нет.
Конечно, спонсируемая Западом так называемая оппозиция пытается демонстрировать активность: проводятся разного рода форумы, подписываются соглашения, делаются заявления. Но все это лишь фиксирует статус этих сил: они внешние по отношению к Белоруссии.
Продление же мандата Александра Лукашенко позволит сохранить ту динамику отношений между Россией и Белоруссией, которая наблюдается в последние годы.
Как у России складывались отношения с Израилем в условиях его конфликта с ХАМАС и «Хезболлой»? Каким вы видите участие России в урегулировании конфликта?
Россия и Израиль могут улучшить отношения. Этому способствует снижение для Израиля остроты проблем существования ХАМАС и «Хезболлы». По крайней мере пока. Как это было достигнуто — другой вопрос.
Сейчас на столе новые карты. Но проблема сосуществования Израиля и Палестины не решена.
Регион еще ждут кризисы
Тем не менее Россия сохраняет сильные позиции и способна играть значимую роль в урегулировании локальных политических конфликтов.
Конец года также запомнился падением режима Башара Асада в Сирии. Насколько Россия была готова к данному сценарию?
О подготовке власти к данному сценарию говорить невозможно — по понятным причинам: нет доказательств. Хотя есть понимание, что у власти всегда присутствует видение сценариев, альтернативных желаемому. В публичной и экспертной повестке обсуждения реализованного в Сирии сценария также не было.
Были оценки конечности режима Башара Асада в перспективе нескольких лет. Но скорее позже, чем в 2024-2028 годах
Моя версия заключается в том, что к падению его режима в значительной степени привели действия Израиля против нескольких региональных акторов в ответ на атаку 7 октября прошлого года.
Как именно события в Сирии могут повлиять на внешнеполитическую стратегию России в регионе? Каким образом страна будет выстраивать взаимодействие с новым правительством и насколько вероятно сохранение военных баз на сирийской территории?
Многое зависит от новых властей Сирии, Турции и Израиля. Все они еще не до конца определились. Не решены ни проблемы транзита, ни проблема курдов, ни проблема возвращающихся беженцев, ни проблема восстановления экономики. Ситуация находится в стадии, когда со стороны прогноз давать бессмысленно. Но в ряде сценариев у России есть шанс сохранить базы.
После событий в Сирии и поражения ХАМАС и «Хезболлы» начали говорить о неустойчивом положении уже в Иране, который считается значимым партнером России. Насколько эти утверждения справедливы?
Кто-то из экспертов по региону открыто заявляет, что следующий год принесет новости об изменениях внутри Ирана. Другие специалисты утверждают, что внутриполитические проблемы Ирана могут быть не так существенны. Здесь пока больше попыток похайпить на теме, чем серьезного анализа.
Иран по естественным причинам, а не по результатам событий в Сирии, неизбежно приближается к политическому транзиту. Каким он будет — радикальным или инерционным? Вопрос на засыпку
Одно можно сказать с уверенностью: настойчивые трактовки в медиа и в экспертной среде воздействуют на оценки устойчивости иранской власти со стороны всех заинтересованных внешних игроков. Игроки не могут не учитывать такие сигналы о предстоящих изменениях в своих раскладах.
В нынешней ситуации действует старый и грубый закон: мнения о реальности влияют на поведение окружающих больше, чем сама реальность
Какие новые вызовы для внешней политики России могут появиться в следующим году? Чего, на ваш взгляд, стоит ожидать?
Вызовы все те же. Во-первых, это украинский трек. России необходимо добиться качественного изменения ситуации в свою пользу.
Во-вторых, Европейский союз. Противостояние рискует усилиться. Возможно, на наших глазах уже в ближайшие пару месяцев роль «плохого полицейского» окончательно переместится из Вашингтона в Брюссель.
В-третьих — укрепление связей России на Востоке и на Юге.
Но все же главное — Дональд Трамп. Его ресурсы огромны. А его мотивы и намерения не до конца ясны. У него есть возможность как начать процесс урегулирования, так и резко поломать сценарий игры. Причем для всех участников
Он может не решить проблему, но сделать ее решение слишком дорогостоящим для всех. Многое зависит от того, как он оформит старт своей каденции 20 января. И результат будет не сразу. Следующий год будет очень непростым, но интересным и опасным.