Мир
00:01, 20 января 2025

«Мы должны положить конец войне» Трамп приходит к власти в США. Как его возвращение изменит жизнь миллиардов людей?

Михаил Кириллов (корреспондент отдела «Бывший СССР»)
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images

20 января состоится инаугурация избранного президента США Дональда Трампа. Но даже за два месяца до официального вступления в должность, сразу после победы на выборах, республиканец в типичной для себя манере развернул лихорадочную деятельность. Он уже инициировал мирные переговоры по Украине, захотел пересмотреть Конституцию США, вновь пригрозил союзникам выходом из НАТО, а также заявил о планах уничтожать любые экономики, которые задумают отказаться от доллара. Что еще 47-й президент Соединенных Штатов пообещал своим избирателям, как он намерен изменить страну и какие пункты своей программы он точно не сможет выполнить — разбиралась «Лента.ру».

«Близок к выходу из НАТО»

О планах остановить боевые действия на Украине и урегулировать кризис мирным путем Дональд Трамп неоднократно высказывался еще до начала президентской гонки. И уже сразу после 5 ноября, не дожидаясь инаугурации, политик начал формировать команду, которая, как предполагается, сумеет усадить и Украину, и Россию за стол переговоров.

Разумеется, как убежден республиканец, соглашение по Украине должно быть выгодно в первую очередь для самих США. А потому в его команду по «умиротворению» вошли исключительно политики, придерживающиеся консервативных и прагматических взглядов на международные вопросы.

Так, Дональд Трамп распорядился вернуть в администрацию пост спецпосланника США по Украине. Эта должность существовала во время его первого президентского срока, но была вакантна уже с 2019 года. Теперь спецпосланником должен стать 80-летний генерал-лейтенант в отставке Кит Келлог, в прошлом советник вице-президента США по национальной безопасности.

Интересно, что еще в апреле 2024 года Кит Келлог вместе с другим отставным аппаратчиком из Совета национальной безопасности и бывшим аналитиком Центрального разведывательного управления (ЦРУ) Фредом Флейтцем опубликовал исследовательский доклад, озаглавленный «Америка прежде всего: Россия и Украина».

В нем соратники президента недвусмысленно утверждали, что конфликт стал следствием «дипломатического провала» команды Джо Байдена в отношениях с Россией. Потому США следует поставить в приоритет исключительно свои интересы и перезапустить отношения с Россией, чтобы получить как можно больше выгоды для себя.

Впрочем, в этом докладе нет ни слова про отказ от поддержки Вооруженных сил Украины или отказ от долгосрочного партнерства с ней

Аналогичной позиции, похоже, придерживается как сам Дональд Трамп, так и новый государственный секретарь США Марко Рубио. США, по их мнению, выгодна исключительно ситуативная заморозка конфликта по причине риска международной эскалации.

Признавать за Россией право осуществлять свои национальные интересы на постсоветском пространстве США по-прежнему, вероятно, не намерены
Что обещал Дональд Трамп в случае победы на выборах президента США?

На внешнеполитическом треке в ходе своей избирательной кампании Дональд Трамп обещал американцам следующее:

1. закончить конфликт на Украине еще до официального вступления в должность 20 января 2025 года;

2. усилить поддержку Израиля и остановить затягивание конфликта на Ближнем Востоке;

3. заключить сделку с Ираном и не дать этой стране получить доступ к ядерному оружию;

4. пересмотреть цель и миссию НАТО, а также истребовать от участников альянса возмещения США средств за отправленные на Украину боеприпасы;

5. разобщить Китай и Россию.

По внутриполитической линии, в свою очередь, Дональд Трамп обещал следующие меры:

1. ввести тарифы в размере 10-20 % на весь импорт, на импорт китайской продукции — до 60 %, на импорт из стран, которые откажутся от использования доллара, — до 100 %;

2. продлить налоговые послабления и снизить налоговую ставку для корпораций, производящих свои товары в США, с 21 до 15 %;

3. отменить двойное налогообложение для граждан США, проживающих за границей, и налоги на чаевые;

4. депортировать нелегальных мигрантов, приостановить прием беженцев и запретить въезд из определенных стран;

5. бороться с навязыванием либеральной идеологии;

6. отказаться от общенационального запрета на аборты.

То же самое касается и другой угрозы Дональда Трампа, которую тот несколько раз повторил до и после выборов — Соединенные Штаты могут выйти из НАТО, если другие члены Североатлантического альянса не станут «платить по счетам».

Разумеется, речь идет не о планах разрушить Североатлантический альянс как таковой. По мнению Дональда Трампа, нужно преодолеть существующий уже несколько десятилетий статус-кво, при котором западноевропейские страны поддерживают военные расходы на сравнительно низком уровне в угоду собственному экономическому росту.

47-го президента, в отличие почти от всех своих предшественников, однозначно не устраивает ситуация, при которой США владеют фактической монополией на применение силы от имени всего НАТО, но при этом тратят сотни миллиарды долларов в ущерб собственной экономике

Иными словами, и в случае украинского кризиса, и по другим вопросам, связанным с международной безопасностью, Дональд Трамп старается придерживаться максимального прагматизма. Получится ли у него с таким подходом добиться от России, Украины и Европейского союза серьезных уступок, пока совершенно неочевидно.

Купить Гренландию, захватить Панаму, присоединить Канаду

Как выяснилось, внешнеполитические амбиции нового президента не ограничиваются умиротворением Европы, Ближнего Востока и даже России с Украиной.

Начиная с декабря Дональд Трамп неоднократно признавался на публику, что хочет видеть в составе США новые территории, а именно Канаду, Гренландию и Панамский канал.

Территориальные приобретения США

На протяжении американской истории правительство Соединенных Штатов неоднократно покупало территории других государств.

В 1803 году при президенте Томасе Джефферсоне США приобрели территории Луизианы у Наполеоновской Франции. За 15 миллионов долларов они получили земли площадью более 2,1 миллиона квадратных километров от Мексиканского залива до Канады. В настоящее время это составляет почти четверть площади США, включает территории 13 современных штатов.

В 1819 году США подписали с Испанией договор Адамса — Ониса, по которому в состав Соединенных Штатов вошла Флорида. При этом американское правительство брало на себя обязательство оплатить претензии граждан США к Королевству Испания, которые составили почти 5,5 миллиона долларов, что фактически стало платой за новые земли.

В 1848 году по итогам Американо-мексиканской войны 1846-1848 годов, которая закончилась поражением Мексики, был заключен договор Гуадалупе-Идальго. Он подразумевал присоединение к США более половины мексиканских территорий площадью 1,4 миллиона квадратных километров (современные Калифорния, Невада, Юта, а также частично Аризона, Колорадо, Нью-Мексико и Вайоминг). При этом Мексике в качестве компенсации выплачивалось 15 миллионов долларов.

В 1854 году США заключили новый договор с Мексикой, по которому Соединенные Штаты получили еще 120 тысяч квадратных километров мексиканской территории за 10 миллионов долларов. Они были необходимы для строительства транстихоокеанской железной дороги. В настоящее время они составляют южные части Аризоны и Нью-Мексико.

В 1867 году США купили у России территорию Аляски (1,7 миллиона квадратных километров) за 7,2 миллиона долларов. При этом статус штата она получила только в 1959 году.

В 1898 году по итогам Испано-американской войны США приобрели территории Филиппин, а также острова Пуэрто-Рико и Гуам за 20 миллионов долларов. Филиппины находились в составе Соединенных Штатов до 1946 года, когда была провозглашена их независимость. Пуэрто-Рико и Гуам остаются зависимыми от США как «неинкорпорированные организованные территории»: их жители не участвуют в выборах президента и сенаторов, а в Палату представителей Конгресса США направляют по одному делегату без права голоса.

В 1903 году США сделали сразу несколько стратегически важных приобретений: за 10 миллионов долларов они получили контроль над территорией будущего Панамского канала, а за 3,4 тысячи долларов — базу Гуантанамо на Кубе. При этом за обе эти территории американское правительство обязывалось выплачивать еще и ежегодную ренту. Панамский канал был возвращен под юрисдикцию Панамы в 1999 году, а Гуантанамо США контролируют до сих пор, несмотря на протесты кубинских властей.

В 1917 году Соединенным Штатам были проданы Датские Виргинские острова. Сделка была совершена за 25 миллионов долларов. В настоящее время Американские Виргинские острова, так же как Пуэрто-Рико и Гуам, сохраняют статус неинкорпорированной организованной территории США.

Что в реальности лежит за призывами — обычный популизм или нечто большее, пока сказать сложно. Впрочем, как предполагает The Wall Street Journal, радикальные высказывания политика основаны на «давних и противоречивых» убеждениях в том, что ближайшие соседи относятся к США несправедливо.

США отпустили Панамский канал в середине 1970-х годов в ущерб своим интересам, Канада игнорирует экономические устремления северного соседа и чинит препятствия двухстороннему сотрудничеству, а Гренландия могла бы стать мощнейшим аванпостом в будущем противостоянии за Арктику — примерно так строится логика нового хозяина Белого Дома.

Но если смотреть предметнее, в случае с Гренландией, крупнейшим на Земле островом под юрисдикцией Дании, Дональд Трамп рассуждает в контексте национальных интересов. По его словам, эта территория нужна США «для защиты свободного мира».

История правового статуса Гренландии

Начиная со Средних веков заселенные территории Гренландии принадлежали скандинавским королевствам — сначала Норвегии, затем объединенному Датско-норвежскому государству, а с начала XIX века они окончательно остались за Данией. Впрочем, после обретения независимости в 1905 году Норвегия пыталась оспорить датский контроль над островом: в 1931 году норвежские власти пробовали захватить часть его побережья, однако Постоянная палата международного правосудия под эгидой Лиги Наций признала законными права Дании на всю Гренландию.

В 1953 году был упразднен колониальный статус Гренландии, она стала неотъемлемой частью Датского королевства, получив представительство в фолькетинге — парламенте Дании. На данный момент 2 из 179 депутатов представляют эту территорию. В 1979 году Гренландия стала автономией, после чего, в частности, был утвержден гренландский флаг, многие географические названия были переименованы с датского на гренландский.

Автономный статус Гренландии был значительно расширен после референдума 2008 года: гренландские власти получили контроль над судебной системой, полицией, недрами, официальным языком стал гренландский. Среди компетенций датского правительства остались вопросы внешней политики и обороны, а также валютный контроль. Кроме того, Копенгаген продолжил выплачивать Гренландии ежегодные субсидии, без которых бюджет острова был бы дефицитным.

При этом на острове все равно сохраняют популярность сепаратистские движения, призывающие к полной независимости Гренландии. В настоящий момент лидер подобной партии «Инуит Атакватигиит» («Народное сообщество») Муте Эгеде является премьер-министром автономии.

В 1973 году вместе с Данией Гренландия вошла в состав Европейского экономического сообщества («предшественника» Европейского союза), хотя на референдуме о членстве в нем гренландцы подавляющим большинством проголосовали против. Однако после предоставления Гренландии автономного статуса на ее территории был проведен новый референдум, по итогам которого она покинула сообщество в 1985 году. В настоящее время Гренландия, так же как и другая датская автономия — Фарерские острова, не входит в Евросоюз.

Впрочем, Дания и Европейский союз непреклонны. Несмотря на классические угрозы ввести новые пошлины и санкции, они никак не выражают готовности сотрудничать с Соединенными Штатами в этом вопросе. Впрочем, в Конгрессе США уже внесли на рассмотрение специальный законопроект о том, чтобы разрешить Дональду Трампу начать переговоры о покупке Гренландии.

Схожими по духу высказываниями политик объясняет и необходимость присоединения Панамского канала: он жалуется на слишком высокие тарифы за проход американских судов и даже намекает на применение военной силы для возвращения этой территории.

Что касается Канады, то избранный президент уже вступил в публичную перепалку с уходящим в отставку премьер-министром Джастином Трюдо, традиционно угрожая повысить пошлины.

Однако конкретно в этом случае перспективы военной интервенции не прослеживаются совершенно. Очевидно, Дональд Трамп не готов применять военную силу против второй по площади страны мира, формально остающейся в подчинении британской короны. Однако развязать торговую войну для получения экономических преференций по ее итогам способен вполне.

Иными словами, заявления политика во всех трех случаях уже не выглядят просто шуткой или желанием сыграть на ресентименте избирателей.

Экспансия без применения военной силы (но с угрозой ее использования), похоже, главный инструмент для укрепления влияния США в глобальных процессах

«Могут найти другого лоха»

Нежелание нового президента идти на компромиссы в ущерб американским экономическим интересам хорошо иллюстрирует и другое его обещание. Он намерен ввести 100-процентные пошлины на товары из любых стран, которые откажутся использовать в международных расчетах американский доллар.

Адресована эта угроза прежде всего странам БРИКС, которые уже несколько лет рассматривают возможность создать собственную валюту для оборота внутри объединения.

Дональд Трамп на протяжении многих лет повторял, что поддержание экономически стабильной системы и рост инвестиций — его главная задача. Ее решение, в свою очередь, позволит стране оставаться гегемоном и без военных интервенций и других форм международного вмешательства.

В этой связи особенно примечательным выглядит пункт предвыборной программы республиканца, связанный с возрождением нефтедобывающей промышленности и кратным увеличением объемов добываемого сырья.

Как следует из отчета Управления энергетической информации (EIA) Министерства энергетики США, страна уже шестой год подряд добывает нефти больше, чем любое другое государство в мире, включая Россию.

12,9 млн
баррелей в сутки
США добывали в 2023 году, при том что объем российской нефтедобычи в пиковый для нее 2019 год составлял 10,8 миллиона

Впрочем, администрация Джо Байдена неоднократно предпринимала попытки затормозить этот рост, устанавливая запреты на разведку новых месторождений и повышая экологические требования. Это негативно сказывалось на развитии американского производства и позволяло другим крупнейшим странам — экспортерам нефти поддерживать цены на высоком уровне.

Теперь же, как пишет Financial Times, нефтяные компании США с нетерпением ожидают возвращения Дональда Трампа в Белый дом

Ведь решение разобраться с бюрократическими сложностями и освободить местных производителей от ограничений непременно потянет цены на энергоносители вниз, что позволит предприятиям серьезно сократить издержки. Также, судя по всему, это обстоятельство Дональд Трамп рассматривает как «отличный способ» давить на внешнеполитических конкурентов, не прибегая к силе.

Кроме того, команда президента собирается на шесть процентов понизить налоговую ставку для корпораций, производящих свои товары на территории США. На товары зарубежных производителей — причем всех и без исключения — он, напротив, собирается наложить пошлины от 10 до 20 процентов, а на китайские — как минимум 60 процентов.

Все это, безусловно, сильная сторона программы Дональда Трампа. А если учесть контроль республиканцев над обеими палатами Конгресса, то реализовать ее не составит большого труда.

Главный вопрос в этой связи: сумеют ли главные торговые конкуренты США — Китай и Европейский союз — хоть что-то противопоставить таким протекционистским мерам и не приведет ли эта борьба к новым торговым войнам, инфляции и стагнации мировой экономики в целом

«Депортируем всех до единого»

Пожалуй, главным и наиболее скандальным обещанием Дональда Трампа стала анонсированная им «крупнейшая в американской истории операция» по депортации миллионов нелегальных мигрантов, проживающих на территории США в нарушение законодательства.

Для этого республиканец хочет задействовать закон 1798 года «О врагах-иностранцах», который не использовался со времен Второй мировой войны.

Действительно, как сообщает NBC, меры, принятые командой избранного президента США на этот счет после его избрания, с его обещаниями пока не расходятся.

Уже 5 декабря чиновники из окружения республиканца составили список стран, куда могут быть депортированы нелегальные мигранты, если родные государства откажутся их принимать.

Этот список, по словам источников телеканала, включает Багамские острова, Панаму, Гренаду, а также Мексику и британские заморские территории Теркс и Кайкос

Не все страны из этого списка, как рассказывают инсайдеры, пока согласились участвовать в американской антимиграционной кампании. Впрочем, и здесь республиканец планирует угрожать своим излюбленным методом — повышением тарифов на импорт.

Похожими методами будущий глава государства собирается преодолеть и протест внутренней оппозиции в лице демократических штатов — например, Калифорнии. А планы покончить с политикой открытых границ в прошлом уже приводили к открытым конфликтам между субъектами страны и федеральным центром.

Однако на этот раз, по словам главного советника экс-президента по вопросам миграции Стивена Миллера, если власти либеральных штатов откажутся сотрудничать с центром по вопросам депортации, туда будет направлена национальная гвардия из традиционно «красных», республиканских, субъектов. А она уже начнет выдворять нелегалов с территории всей страны принудительно.

11,3 млн
иностранцев
нелегально находятся в США, по подсчетам Центра миграционных исследований

Чем закончится борьба с нелегальными мигрантами на этот раз, тоже остается только догадываться. Но, как уже было сказано, контроль республиканцев над Палатой представителей и Сенатом предоставляет новому президенту шанс радикально изменить политику своих предшественников почти в любой сфере.

Пожалуй, сложности в проведении реформ новому президенту может доставить только оппозиция внутри самой Республиканской партии. А международные вопросы, и особенно Украина, — наиболее слабое звено в этой непоследовательной цепочке
< Назад в рубрику