Количество коворкингов во всем мире приближается к 30 тысячам, три процента от этого числа — коворкинги в России. Их открывают в основном в крупных городах, особенно они популярны в Москве и Санкт-Петербурге. Причем сегодня рабочие пространства такого типа — это не всегда гибрид между переговорной комнатной и кофейней. Коворкинги открываются в новых форматах, например, как загородные клубы — на природе. Что такое коворкинг простыми словами, зачем он нужен и какие у этого формата офиса есть плюсы и минусы, разбиралась «Лента.ру».
Что такое коворкинг
Коворкинг — специальное пространство, где можно работать, встречаться с коллегами или проводить мероприятия. В отличие от стандартного офиса, в коворкинге могут работать сотрудники одной или разных компаний. Арендовать место там может любой желающий. При этом в коворкинге нет таких строгих правил, как во многих офисах, при этом есть оборудованные рабочие места и вся необходимая канцелярия.
Несмотря на относительную расслабленность атмосферы коворкинга, общая рабочая обстановка в нем дисциплинирует сотрудников. Кроме того, коворкинг — отличная площадка для нетворкинга, то есть полезных знакомств.
«Коворкинг» — английское слово, дословный перевод — «совместная работа»
«Такой формат работы зародился в США и стал ответом на растущую мобильность работников и потребность в более гибкой организации рабочего процесса», — рассказала в беседе с «Лентой.ру» нейропродюсер Нина Иванова, которая работает в коворкингах на постоянной основе.
Первые коворкинги появились в 2005 году в Сан-Франциско. Их основатель, программист Брэд Ньюберг, хотел создать сообщество, где фрилансеры и стартаперы могли бы обмениваться идеями и поддерживать друг друга.
«В нашей стране коворкинги начали набирать популярность с 2010-х годов, особенно с ростом IT-индустрии и увеличением числа фрилансеров», — поделилась эксперт.
В России первый коворкинг открылся в 2008 году. Причем не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в Екатеринбурге
Особенности коворкингов
«В России коворкинг — это гибрид офиса, кафе и конференц-зала», — рассказала Нина Иванова.
- В таких пространствах можно арендовать рабочее место на час, день или месяц.
- Большинство коворкингов предлагают разные виды пространств: рабочие зоны, комнаты для переговоров, места для мероприятий, зоны отдыха с мягкими диванами и кухни.
- Коворкинги оборудованы всем необходимым для работы и проведения мероприятий: Wi-Fi, экранами, столами, стульями, офисной техникой и многим другим.
Виды коворкингов
На сегодняшний день в России есть коворкинг-пространства разных форматов.
- Традиционные офисные. Стандартные рабочие места со столами и стульями на колесиках.
- Креативные пространства. В них сделан акцент на уют и атмосферу, а не на рабочую дисциплину.
- Тематические. Для определенных профессий, например для сотрудников технологических стартапов.
- Антикафе-коворкинги. Оплата только за время.
- Гибридные форматы. Совмещение рабочих зон и зон отдыха
Коворкинги давно вышли за рамки простых рабочих зон. Теперь это центры деловой активности, где проводятся лекции, творческие мастерские и даже выставки. В некоторых коворкингах есть расписания регулярных событий: мастер-классов, семинаров, лекций и встреч с экспертами
Также коворкинг-центры могут отличаться по количеству рабочих мест, по удаленности от центра.
Что есть в коворкинге
В зависимости от вида коворкинг-центра, в нем можно получить следующие услуги:
- арендовать рабочее место: стол со стулом или кресло-мешок;
- арендовать технику для работы: ноутбук, принтер, сканер, ксерокс, экран с проектором;
- арендовать переговорную комнату для совещания или деловой встречи;
- арендовать зал для мероприятия: лекции, семинара, конференции;
- получить доступ к скоростному интернету;
- приготовить напиток: чай, кофе, сок.
В зависимости от уровня центра, там также может быть своя парковка, комплексные обеды или снеки, тренажерный зал, библиотека и собственный лекторий. Некоторые коворкинги работают круглосуточно.
Кому подходят коворкинги
- Фрилансерам. В коворкинге будет удобно работать человеку, который сотрудничает с компаниями внештатно, но нуждается в атмосфере офиса. Это, например, дизайнеры, копирайтеры и IT-специалисты на фрилансе.
- Стартаперам. Молодые команды, которые не успели обзавестись офисом, арендуют такие пространства, чтобы работать вместе.
- Студентам. Часто коворкинг-центры есть при вузах: студентам удобно заниматься там в перерывах между парами или сразу после занятий, чтобы не тратить время на дорогу домой.
- Удаленщикам. Коворкинги, совмещенные с кафе, подходят для тех, кто путешествует и работает одновременно.
Плюсы
- Снижение расходов. Можно оплачивать место на час или на день. По сравнению с арендой офиса это, как правило, обходится дешевле.
- Рабочая атмосфера. Некоторым людям трудно сосредоточиться на работе дома, а вот в офисном пространстве их мотивация повышается.
- Нетворкинг. Возможность завести полезные знакомства.
- Мобильность. «Приезжаешь и сразу работаешь. Это особенно удобно для фрилансеров и путешественников», — добавила Нина Иванова.
- Доступность инфраструктуры. Многие коворкинги расположены в центре города, но некоторые находятся в спальных районах — некоторым сотрудникам гораздо удобнее работать рядом с домом, чем в офисе.
Первый тренд — строительство коворкингов в новых ЖК. Их включают в планы застройки наряду с больницами, школами и детскими садами. «Выгода от такого подхода очевидна. Для застройщиков это инструмент повышения привлекательности жилья, который стимулирует продажи», — пояснила Нина Иванова.
Таким образом, жители получают возможность работать прямо рядом с домом, а это особенно актуально для новых жилых комплексов в пригородах. Кроме того, если коворкинг-центром владеет застройщик, это приносит ему дополнительный доход.
По мнению Нины Ивановой, в будущем в России появятся мобильные офисы, подобные азиатским телекубам: небольшие кабинки с Wi-Fi, столом и креслом, расположенные возле метро, в библиотеках, аэропортах, ТЦ и других популярных местах.
Второй тренд — строительство коворкингов за городом. Представители крупных компаний уверены, что такой формат повышает лояльность сотрудников, что очень важно в условиях дефицита кадров в стране. Загородный коворкинг представляет собой то же рабочее пространство, что и в мегаполисе, но с видами на горы, озера, моря, с возможностью полноценно отдохнуть после трудового дня, например, поплавать в бассейне.
Загородные коворкинги есть у многих компаний:
- «Яндекс» построил коворкинг в Сочи на курорте «Роза Хутор»;
- Совкомбанк открыл коворкинг на Алтае;
- Альфа-Банк — в горах Краснодарского края.
Минусы
- Шум. В популярных точках может быть сложно сосредоточиться из-за большого количества людей.
- Перегруженность. Найти свободное место в часы пик бывает непросто.
- Отсутствие информационной безопасности. Все действия происходят на виду, особенно если бизнес арендует места в коворкинге в общем зале, а не в отдельных кабинетах. Любую идею, возникшую в переговорах или на коротком совещании, может увести любой, кто о ней услышал. А сотрудника, который активно креативит и проявляет инициативу, могут заметить и переманить конкуренты.
- Стоимость. В Москве и Санкт-Петербурге цены на рабочие места могут быть сопоставимы с арендами небольших офисов. Например, стоимость в международных сетях нередко достигает 20 тысяч рублей в месяц.
- Отсутствие приватности. В коворкинге, несмотря на наличие зон отдыха, практически нет возможности уединиться и отдохнуть во время рабочего дня.
Тем не менее плюсы и минусы работы в коворкингах относительны — восприятие такого формата офиса зависит как от профессии человека, который им пользуется, так и от самого пространства.