Праздник Сагаалган или Белый месяц считается главным в культуре монголоязычных и бурятских народов, которые исповедуют буддизм. Он символизирует обновление природы и человека, переход к новому лунному году. Дата Сагаалгана в 2025 году, а также история и традиции праздника — в материале «Ленты.ру».
С точки зрения буддистской культуры этот праздник означает обновление окружающего мира и духовного состояния человека — подобно тому, как природа пробуждается после спячки. Сагаалган дает возможность очиститься от негатива и настроиться на благополучие в наступающем году. Для буддистов этот праздник является аналогом Нового года по лунно-солнечному календарю.
«Всем известен Китайский Новый год, который празднуется в другие сроки, в отличие от нашего и европейского, и так же связан с лунным календарем. Сагаалган простыми словами — это буддийский аналог Китайского Нового года», — рассказала «Ленте.ру» кандидат культурологии, доцент Кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Нина Козловцева.
Можно сказать, что Сагаалган — Монгольский Новый год. При этом название праздника звучит по-разному у разных народов. К примеру, в Калмыкии его называют Цаган Сар, в Туве — Шагаа, а для жителей Алтая он известен как Чагаа байрам.
Сагаалган отмечают, когда наступает первое весеннее новолуние по лунному календарю — дата праздника варьируется каждый год. В XXI веке его начало почти всегда приходится на февраль, однако иногда этот день может выпадать и на конец января. Так было, например, в 2006 году, когда Сагаалган отметили 30 января.
В 2025 году первый день Белого месяца Сагаалган приходится на 1 марта.
В ряде регионов России, например, в Калмыкии и Туве, праздник считается государственным — в этот день жителям полагается дополнительный выходной. Так как в этом году Сагаалган приходится на субботу, жители областей, где исповедуется буддизм, будут отдыхать в понедельник, 3 марта.
Весь следующий месяц в этих субъектах сопровождается народными гуляньями и музыкальными или гастрономическими фестивалями.
Нина Козловцева отметила, что такое название празднику дало верование монголоязычных народов в то, что белый цвет олицетворяет благополучие, добро, счастье, чистоту и честность.
Другая версия гласит, что праздник назвали белым, так как первоначально его отмечали осенью, когда скот — главный источник питания кочевников — приносил приплод. Тогда на столе появлялось множество молочных продуктов разного рода. И, возможно, название Сагаалган произошло от слов «сагаан эдеэн», что переводится как «праздник белой, молочной пищи».
Впоследствии значение Белого месяца перестало быть только «молочным»: сейчас он связан с обновлением человека и природы, очищением от всего плохого и надеждой на счастье и благополучие.
Сагаалган, один из древнейших праздников, берет свое начало в кочевых традициях народов Центральной Азии, отметил в беседе с «Лентой.ру» историк Артемий Клюев. Изначально этот праздник был тесно связан с природными циклами и сменой сезонов, однако с приходом буддизма Сагаалган обрел более глубокий религиозный смысл, став символом духовного обновления и гармонии.
В XIII веке Сагаалган стали отмечать в конце зимы — решение перенести его с осени принял внук Чингисхана Хубилай. С тех пор этот праздник стал считаться символом прихода весны у монгольских народов.
Во времена СССР праздник не отмечали, так как под запретом было все религиозное. Возродилась традиция уже накануне распада Союза: 24 января 1990 года событию придали статус народного праздника в Бурятской АССР. А в 2011-м Сагаалган вошел в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Сагаалган сопровождается рядом традиционных обрядов. Один из них — это очищение дома накануне праздника: уборка и избавление от старых вещей символизируют освобождение от прошлого и готовность начать новый год с чистого листа.
Буряты также верят, что с восходом Солнца в день праздника в каждый дом заглядывает Палден Лхамо — женское божество, защитница, которая оберегает людей от порчи, злых духов и исцеляет от болезней. По преданиям, она подсчитывает всех людей, которые находятся в доме, но учитывает только тех, кто уже проснулся. Поэтому в Сагаалган принято вставать очень рано, уже в четыре часа утра, — иначе можно проспать свою удачу.
«На Сагаалган поздравляют старших родственников, в первую очередь родителей и бабушек-дедушек. А на следующий день после наступления Белого месяца начинается время визитов к родным, причем обязательно с подарками», — отметила Нина Козловцева.
Также устраиваются конные скачки, соревнования по борьбе, традиционные бурятские игры. В театрах и концертных залах проходят театрализованные представления и выступления. Во время народных гуляний обязательно исполняют ёхор — традиционный бурятский хороводный танец.
Конечно, важный атрибут праздника — еда. В Белый месяц на праздничном столе должна быть молочная пища: сметана, творог, сыр, простокваша. Кроме того, сегодня в праздничном меню можно увидеть буузы (приготовленные на пару чашечки из теста с мясной начинкой), кровяную колбасу, бухэлеэр (баранину в бульоне), шарбин (пресные беляши) и другие традиционные бурятские блюда. А вот алкоголь не принято употреблять в течение всего Белого месяца.
По словам Нины Козловцевой, накануне праздника проходят молебны и службы в честь божеств. Верующие просят их о мире, благополучии и успехах в делах, чтят память усопших.
В последний день года во многих буддийских храмах разводят ритуальный костер «дугжууба», делают божествам подношения. Считается, что в ритуальном костре сгорают болезни, неприятности, несчастья и злые помыслы. А первый день нового года встречают подношениями духам предков и природы.
Кроме того, на следующий день после наступления Сагаалгана верующие посещают дацаны, где молятся, читают мантры и совершают подношения ламам, выражая благодарность и надежду на благоприятный год. Особое значение имеет обряд хадака, в рамках которого подносят белый шелковый платок — символ чистоты помыслов и искренних намерений.
После наступления Сагаалгана буддисты вывешивают освященные в храме флажки «Хий морин» («Конь ветров»). Считается, что ветер, развевая полотнища, защищает верующих от несчастий и болезней, привлекает внимание божеств и призывает их помощь.
В глобальном контексте Сагаалган представляет собой уникальное явление: в нем переплетены многообразные мировые традиции. Артемий Клюев считает, что праздник имеет важное духовное значение: он помогает людям укрепить веру, сохранить связь с предками и природой.
В Бурятии, Туве и Калмыкии Сагаалган поддерживает интерес к этнической культуре, а еще привлекает внимание туристов, способствуя популяризации буддийских ценностей — доброты, сострадания и гармонии с природой. Сохранение таких праздников помогает укрепить идентичность народов, передать духовные ценности следующему поколению.
Кроме того, Сагаалган становится примером культурного диалога: его символика и обычаи находят отклик у людей разных религий и традиций. «В век информационных технологий и развивающегося технического прогресса важно не растерять культурное наследие, поскольку именно оно способствует межкультурной коммуникации и взаимопониманию. Именно из традиций соткана уникальная культура, идентичность, душа и ценность народа», — заключила Олеся Чалых.