Вводная картинка

15 лет назад Россия и США почти договорились о ядерном разоружении. Почему две сверхдержавы так и не смогли наладить отношения?

00:06, 8 апреля 2025Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Политолог Павел Дубравский: договор СНВ-IV могут привязать к сделке по Украине

Ровно 15 лет назад, 8 апреля 2010 года, президенты России и СШАДмитрий Медведев и Барак Обама — подписали одно из ключевых соглашений по ядерному оружию в новейшей истории. Речь шла о Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений, более известном как СНВ-III. В тот момент мир выдохнул с облегчением: две крупнейшие ядерные державы договорились существенно сократить арсеналы, способные не раз уничтожить человечество, и начали называть друг друга «стратегическими партнерами». Это была эпоха перезагрузки, когда в воздухе витали надежды на новое начало. Но витали они недолго. Отношения России и США быстро пошли под откос, а сам СНВ-III фактически оказался заморожен — и его судьба сегодня висит на волоске. Как Россия и США безуспешно пытались построить дружеские отношения и есть ли будущее у идей ядерного разоружения — в материале «Ленты.ру».

Ядерные соглашения

Пикет против подписания Договора СНВ-II у здания Государственной Думы, Москва, Россия, 14 марта 2000 года

Пикет против подписания Договора СНВ-II у здания Государственной Думы, Москва, Россия, 14 марта 2000 года

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

С момента подписания первого Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-I) в 1972 году СССР и США заключили несколько соглашений о взаимном сокращении ядерных арсеналов.

Настоящий прорыв стал возможен лишь в эпоху Михаила Горбачева. Личные отношения последнего генсека с президентами Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-старшим позволили перейти от простых ограничений к реальному разоружению. Первым шагом в этом направлении стал Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанный в 1987 году.

А в 1991-м — буквально за несколько недель до августовского путча и распада СССР — был заключен Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, получивший название СНВ-I.

Что предусматривал СНВ-I?

Договор о сокращении стратегических наступательных (СНВ-I) вооружений предусматривал:

СССР и США обязались в течение семи лет сократить ядерные арсеналы до 6000 боезарядов. За счет особенностей «зачета» бомб и ракет на стратегических бомбардировщиках СССР мог сохранить до 6500 боеголовок, США — до 8500;

договор запрещал разработку, испытания и развертывание: баллистических ракет воздушного базирования, донных пусковых установок, орбитальных ракет;

были существенно ограничены подвижные грунтовые ракетные комплексы — от которых США со временем отказались вовсе.

В 1992 году Россия, США, а также Белоруссия, Украина и Казахстан подписали Лиссабонский протокол, по которому последние три страны отказывались от ядерного оружия. Условия соглашения были выполнены всеми сторонами.

Уже в 1993 году, в постсоветскую эпоху, Россия под руководством Бориса Ельцина пошла на следующий шаг — соглашение СНВ-II, подписанное в январе того же года.

Что предусматривал СНВ-II?

Основными положениями СНВ-II стали:

обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц к 2008 году;

отказ сторон размещать более 1750 боезарядов на баллистических ракетах морского базирования;

запрет на баллистические ракеты с разделяющимися головными частями. Это означало отказ России от своих самых мощных МБР — шахтных комплексов Р-36М2 (в классификации НАТО — SS-18 «Сатана»).

СНВ-II был ратифицирован Сенатом США в 1996 году, но в России парламентарии откладывали одобрение договора в знак протеста против военных действий США в Югославии и Ираке и для противодействия расширению НАТО в Восточной Европе. Государственная Дума утвердила СНВ-II только в 2000-м — и то с условием сохранения Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года. В США не приняли такой редакции, поскольку фракция республиканцев во главе с Джесси Хелмсом выступила против любых ограничений на американские системы противоракетной обороны, и договор так и не вступил в силу.

В 2002 году США объявили о выходе из Договора по ПРО. В ответ Россия вышла из СНВ-II

Однако в том же 2002 году Владимиром Путиным и Джорджем Бушем-младшим был подписан новый договор — на этот раз с менее громким названием. Это было Соглашение о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), которое предусматривало сокращение количества оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов до 2200-1700 для каждой из стороны к 2012 году.

Однако СНП часто критиковали как чересчур «мягкий» и рамочный документ: он не содержал механизмов постоянных проверок, не требовал обязательного уничтожения боеголовок, позволял хранить снятое оружие и возвращать его в строй, стороны могли сами выбирать конфигурацию своих стратегических сил.

Большая перезагрузка

Президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама едят бургеры во время незапланированного визита в ресторан Ray's Hell Burger в Арлингтоне, штат Вирджиния, США, 24 июня 2010 года

Президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама едят бургеры во время незапланированного визита в ресторан Ray's Hell Burger в Арлингтоне, штат Вирджиния, США, 24 июня 2010 года

Фото: RIA-Novosti / Mikhail Klimentyev / Presidential Press Service / AP

В 2009 году США объявили о «перезагрузке» отношений с Россией — попытке восстановить доверие после резкого охлаждения, вызванного военным конфликтом в Абхазии и Южной Осетии в августе 2008-го. Тогда Россия ответила силой на вторжение грузинских войск, что вызвало резкую реакцию Запада.

Чтобы символически подчеркнуть готовность к диалогу, государственный секретарь США Хиллари Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лавров вместе нажали символическую красную кнопку (правда, по ошибке вместо «перезагрузки» на ней значилась «перегрузка»).

Помимо, собственно, разоруженческих вопросов, как принято говорить, у нас обширная повестка дня по другим делам. Это и межрегиональные конфликты, и работа по преодолению международного финансового кризиса, локальные конфликты, двусторонние отношения

Дмитрий Медведевпрезидент России в 2008-2012 годах

Однако отношения действительно начали оттаивать.

В том же 2009 году Россия разрешила США использовать свое воздушное пространство для транзита военных грузов в Афганистан — жест, который в тот момент считался историческим.

От инициативы до подписания

Авиабаза для ликвидации и демонтажа российских вооружений Военно-воздушных сил по СНВ-I, разделка крыльев самолетов «Ту-95» дисковыми электропилами, Энгельс, Саратовская область, Россия, 3 июля 1995 года

Авиабаза для ликвидации и демонтажа российских вооружений Военно-воздушных сил по СНВ-I, разделка крыльев самолетов «Ту-95» дисковыми электропилами, Энгельс, Саратовская область, Россия, 3 июля 1995 года

Фото: Виктор Бельцов / РИА Новости

Переговорный процесс по договору СНВ-III также стартовал в 2009 году после встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне. Первые консультации начались уже в апреле, а за 11 месяцев стороны провели восемь раундов переговоров — в Москве и Женеве.

Ключевые разногласия касались американской системы ПРО в Европе и принципов учета ядерных зарядов.

ПРО как камень преткновения

Россия настаивала на увязке договора с ограничениями по ПРО, но США отказались полностью сворачивать программу. В итоге компромисс нашелся в форме декларативной взаимосвязи наступательных и оборонительных вооружений.

В сентябре 2009 года Барак Обама пересмотрел планы размещения системы противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше, но позже предложил польской стороне участие в новом проекте

Споры о боезарядах

США предложили учитывать только развернутые боеголовки, а не их максимальный потенциал, например, для ракет с РГЧ. Это оставляло «возвратный потенциал» — складированные заряды, которые можно быстро ввести в строй. В итоге договор зафиксировал текущие показатели, что стало одной из его уязвимостей.

РС-24 и сжатые сроки

Подписание едва не сорвалось из-за принятия на вооружение российской стороной стратегического ракетного комплекса РС-24 «Ярс» с разделяющимися боеголовками, что противоречило положениям СНВ-I. Однако первый полк этих ракет заступил на дежурство уже после подписания договора в декабре 2009 года, что позволило сторонам сохранить лицо.

О чем договорились?

Президент США Барак Обама и президент России Дмитрий Медведев во время подписания Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений в Пражском граде, 8 апреля 2010 года

Президент США Барак Обама и президент России Дмитрий Медведев во время подписания Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений в Пражском граде, 8 апреля 2010 года

Фото: Jason Reed / Reuters

8 апреля 2010 года в Праге Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали СНВ-III.

Новый договор между Россией и США поставил амбициозную цель — сократить ядерные арсеналы до строго определенных пределов.

СНВ-III ограничивал:

  • 700 единиц — для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков;
  • 1550 единиц — для ядерных боезарядов, установленных на этих носителях;
  • 800 единиц — для развернутых и неразвернутых пусковых установок, позволяя держать в резерве до 100 неразвернутых носителей.

Под действие договора с российской стороны попали, в частности, стратегические комплексы «Тополь-М» и «Ярс», а также легендарные бомбардировщики Ту-95МС.

В арсенале США под ограничения попали межконтинентальные ракеты Minuteman II и III, а также знаменитые B-52 Stratofortress — «Стратосферные крепости», способные нести крылатые ракеты с ядерными боезарядами.

Ключевым элементом СНВ-III стала система взаимных проверок (во время инспекций представители двух стран посещают военные базы с ядерным оружием), обмена данными и уведомлений — своего рода механизм доверия, позволявший каждой стороне контролировать, насколько честно соблюдаются договоренности.

И в США, и в России договор был внесен на ратификацию в мае 2010 года. Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Государственная Дума и Совет Федерации — 25 и 26 января 2011 года.

Что осталось за рамками договора

Капитан Дж. Робби Модад закрывает ворота на объекте управления запуском межконтинентальных баллистических ракет в сельской местности за пределами Майнота, штат Нью-Йорк, США, 24 июня 2014 года

Капитан Дж. Робби Модад закрывает ворота на объекте управления запуском межконтинентальных баллистических ракет в сельской местности за пределами Майнота, штат Нью-Йорк, США, 24 июня 2014 года

Фото: Charlie Riedel / AP

Главной слабостью договора стала его ограниченность.

СНВ-III не учитывал ключевые аспекты современных вооружений:

  1. Высокоточное неядерное оружие. Российские эксперты, включая генерал-полковника Леонида Ивашова, указывали, что договор игнорирует превосходство США в обычных вооружениях, способных угрожать стратегическим силам России. В ответ Россия зарезервировала право на ядерный ответ в случае удара высокоточными и гиперзвуковыми системами;
  2. Лазейка для стратегических неядерных сил. Договор не ограничивал развертывание МБР в неядерном оснащении. Незащищенные пусковые установки с такими ракетами не попадали под учет, создавая риск скрытого наращивания потенциала;
  3. Проблема третьих стран. СНВ-III не регулировал арсеналы других ядерных держав, включая Великобританию. Ее ракеты «Трайдент-2», интегрированные в систему США, теоретически позволяли американской стороне обходить ограничения. Попытки России обсудить этот вопрос были блокированы.

Эти пробелы снижали эффективность договора, а со временем — и вовсе обесценили его на фоне новых угроз.

Тормоза для перезагрузки

39-й и последний самолет B-52G Stratofortress, бортовой номер 58-0224, не отвечающий требованиям СНВ-III, демонстрируется на 309-й авиакосмической группе технического обслуживания и регенерации, авиабаза Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона, США, 21 мая 2015 года

39-й и последний самолет B-52G Stratofortress, бортовой номер 58-0224, не отвечающий требованиям СНВ-III, демонстрируется на 309-й авиакосмической группе технического обслуживания и регенерации, авиабаза Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона, США, 21 мая 2015 года

Фото: Matt York / AP

При этом, несмотря на амбициозный перезапуск отношений, между Россией и США оставался целый ряд острых и принципиальных разногласий.

Одним из главных камней преткновения оставалась американская система ПРО, которую США планировали развернуть в Европе

Поначалу казалось, что проблему удастся решить: Барак Обама заявил о намерении пересмотреть масштабы программы, и в России это восприняли как сигнал к диалогу.

К 2020 году в области противоракетной обороны дело дойдет до того, что наши системы можно будет объединить. Это не только защитит нас от распространения ядерного оружия, но и свяжет политически

Андерс Фог Рассмусенгенеральный секретарь НАТО в 2001-2009 годах

Однако надежды быстро рассеялись. США отклонили российское предложение о создании единой системы ПРО совместно с НАТО, а главное — отказались давать обязывающие гарантии, что система не направлена против России. Именно этот отказ стал поворотной точкой — переговоры зашли в тупик.

Попытка Барака Обамы найти компромисс обернулась скандалом. Во время приватного разговора с президентом Дмитрием Медведевым он доверительно сообщил, что после переизбрания у него «будет больше гибкости» в переговорах по ПРО. Но разговор случайно попал в объективы камер — и моментально стал достоянием общественности.

Новая фаза

Украинский солдат смотрит на военнослужащих, предположительно, российских, возле украинской военной части в селе Перевальное под Симферополем, 3 марта 2014 года

Украинский солдат смотрит на военнослужащих, предположительно, российских, возле украинской военной части в селе Перевальное под Симферополем, 3 марта 2014 года

Фото: Baz Ratner / Reuters

Проблема состояла в том, что за громким лозунгом «перезагрузка» не стояло комплексной и содержательной повестки. Подлинным и по сути единственным ее наполнением стал договор СНВ-III. Как только он был подписан, процесс переформатирования отношений начал замедляться. А с возвращением Владимира Путина на пост президента в 2012 году проект «перезагрузка», который американцы связывали с Дмитрием Медведевым, окончательно сошел с дистанции.

В двусторонней повестке накапливались противоречия: одними из самых острых стали разногласия по поводу политики в отношении Ливии и Сирии, а с началом политического кризиса и гражданской войны на Украине в 2013-2014 годах была пройдена точка невозврата.

Отношения между Россией и США вошли в новую фазу — конфронтационную — и надолго.

Попытка спасти договор

Президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин пожимают друг другу руки, прибыв на российско-американский саммит на виллу Ла Гранж в Женеве, Швейцария, 16 июня 2021 года

Президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин пожимают друг другу руки, прибыв на российско-американский саммит на виллу Ла Гранж в Женеве, Швейцария, 16 июня 2021 года

Фото: Sputnik / Sergey Bobylev / Pool via Reuters

СНВ-III, заключенный в 2010 году, изначально предусматривал 10-летний срок действия с возможностью однократного продления на пять лет.

К 2020 году он оставался единственным действующим соглашением, ограничивающим стратегические арсеналы России и США, — и его судьба оказалась под вопросом.

При этом с 2017 года команда Дональда Трампа критиковала договор как «одностороннюю сделку» в пользу России и требовала пересмотра условий. США настаивали на:

  • включении новейших видов вооружений (например, гиперзвуковых систем);
  • расширении договора за счет тактического ядерного оружия;
  • участии Китая в переговорах.

Китай, однако, отверг эти планы, заявив, что присоединится к диалогу только если США сократят свой арсенал до китайского уровня (около 300 боеголовок против 1550 у каждой из сверхдержав).

После победы Джо Байдена на президентских выборах позиции смягчились. Представитель Пентагона Джон Кирби подчеркивал: соблюдение условий СНВ-III «хорошо служило национальным интересам США», и продление соглашения сделает США «намного более безопасными».

Если не продлить СНВ-III в скором времени, это ослабит понимание США российских ядерных сил дальнего радиуса действия

Джон Кирбипресс-секретарь Министерства обороны США в 2013-2015-й и в 2021-2022 годы

В России также выступили за продление соглашения.

26 января 2021 года во время первого телефонного разговора Владимир Путин и Джо Байден подтвердили намерение продлить договор на пять лет.

СНВ-III — единственный из оставшихся договоров, ограничивающих ядерные силы России, и он является якорем стратегической стабильности между нашими странами

Джен Псакипресс-секретарь Белого дома в 2021-2022 годах

Крах сотрудничества

Запуск баллистической ракеты Р-30 «Булава-30», 19 марта 2018 года

Запуск баллистической ракеты Р-30 «Булава-30», 19 марта 2018 года

Фото: mod_russia / Globallookpress.com

Изначально планировалось, что до 2026 года Россия и США разработают новый документ или целый пакет документов по стратегической стабильности, который должен был бы заменить СНВ-III.

90 %

глобального ядерного потенциала приходится на Россию и США

Эти переговоры, получившие название консультации по стратегической стабильности, начались летом 2021 года, но уже в начале 2022-го переросли в более широкие диалоги по гарантиям безопасности.

Однако на фоне активизации боевых действий на Украине все процессы, связанные с выполнением условий договора, а также обсуждения по возможному новому соглашению, были фактически заморожены.

21 февраля 2023 года Владимир Путин объявил о приостановке участия России в СНВ-III и позднее подписал соответствующий закон

Решение было принято, как говорилось в заявлении, поскольку Россия больше не имеет возможности проводить полноценные инспекции в рамках договора.

Теперь через представителей НАТО, по сути, выдвигают ультиматум — «вы, Россия, выполняйте все, о чем договорились, в том числе договор об СНВ, а мы будем вести себя, как заблагорассудится»

Владимир Путинпрезидент России

Кроме того, еще до этого пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что для возобновления переговоров необходимо изменить концептуальный подход США в понимании безопасности России.

Разумеется, условия должны как-то поменяться, должен поменяться концептуальный подход стран коллективного Запада, ведомых США, в их понимании озабоченности нашей страны нашей собственной безопасностью, в понимании тезиса ее неделимости

Дмитрий Песковпресс-секретарь президента России

В Министерстве иностранных дел (МИД) заявили при этом, что Россия продолжит соблюдать ограничения на ядерный арсенал, предусмотренные договором, несмотря на приостановку своего участия в нем.

5 февраля 2026 года

истекает срок действия СНВ-III, и без компромиссов по новым вызовам мир может остаться вообще без инструментов контроля над ядерными арсеналами

Последний успех

Боевые расчеты армейского корпуса Балтийского флота во время загрузки пусковой установки крылатыми ракетами из транспортно-заряжающей машины в ходе учений электронных пусков оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», Калининградская область, Россия, 26 октября 2010 года

Боевые расчеты армейского корпуса Балтийского флота во время загрузки пусковой установки крылатыми ракетами из транспортно-заряжающей машины в ходе учений электронных пусков оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», Калининградская область, Россия, 26 октября 2010 года

Фото: Виталий Невар / РИА Новости

Как отметил в беседе с «Лентой.ру» политический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider Павел Дубравский, ключевой проблемой «перезагрузки» 2009-2012 годов стало взаимное недоверие между странами. Российские элиты воспринимали сближение как тактический маневр США, направленный на ослабление влияния России на постсоветском пространстве, а американцы ошибочно полагали, что Россия готова пожертвовать своими интересами ради партнерства с Западом.

В США думали, что Россия планирует сближение с Западом, но предполагали, что это произойдет с одновременным отказом от собственных интересов на постсоветском пространстве. В планах российской стороны этого не было — и американцы этого не понимали

Павел Дубравскийполитический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider

Эксперт подчеркнул, что США продолжали поддерживать оппозицию в СНГ, в том числе через выделение грантов USAID, и критиковать Россию за «нарушения прав человека», что российскими властями воспринималось как вмешательство во внутренние дела. Кроме того, США не признавали ведущей роли России на постсоветском пространстве, что особенно ярко проявилось в вопросах Грузии и Украины.

После 2014 года сохранение договора СНВ-III стало практически невозможным из-за фундаментальных противоречий. Крым, по словам Павла Дубравского, стал «точкой невозврата», а дальнейшая эскалация в отношениях лишь подтвердила, что ни одна из сторон не готова идти на компромиссы.

Теоретически договор можно было бы сохранить, но для этого США пришлось бы отказаться от «экспорта демократии» в СНГ, а России — пойти на уступки по Украине. Пошли бы они на это? Очень сомневаюсь

Павел Дубравскийполитический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider

Несмотря на ограниченность СНВ-III по сравнению с предыдущими договорами, аналитик называет его последним значимым достижением в двусторонних отношениях.

Достижения во внешней политике можно разделить на символические и преобразующие. СНВ-III, в отличие от СНВ-I, который предполагал масштабные сокращения ядерных арсеналов, носил скорее стабилизирующий характер, лишь незначительно уменьшив количество вооружений

Павел Дубравскийполитический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider

При этом возобновление диалога по контролю над вооружениями, считает он, возможно только после завершения украинского конфликта и стабилизации политического климата между странами, которое может произойти после возобновление работы дипломатических каналов на высочайшем уровне, смягчения санкций и, что важно, юридически-технических действий, связанных с СНВ-III.

Для новых переговоров нужны не только инспекции, но и политическая воля. Хотя Дональд Трамп намекал, что возможен сценарий более масштабной сделки, при которой СНВ-IV может быть привязан к решению конфликта между Россией и Украиной

Павел Дубравскийполитический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.